Муниципальное образование. 6

 

Введение

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Одним из ключевых понятий местного самоуправления является понятие муниципальное образование. Оно и является объектом исследования работы.

Тема контрольной  работы является актуальной в связи  с тем, что от развития муниципального образования зависит развитие региона и страны в целом.

Цель работы заключается в следующем:

  • раскрыть сущность понятия «муниципальное образование», определить его полномочия;
  • определить состав территории и правовую регламентацию границ.

В процессе работы были использованы работы В.Б. Зотова, Е.С. Шугриной, А.А. Замотаева, Н.А. Игнатюк А.В. Павлушкина и других, а также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

 

 

 

  1. Понятие «муниципальное образование», признаки и виды муниципальных образований

Термин «  муниципальное образование» был  введен Гражданским кодексом РФ в 1994 г. И раскрыт в Федеральном  законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Федеральном  законе 1995 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное  образование определялось как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения1.

Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. 

Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.  

Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Эти признаки следует квалифицировать как юридические признаки муниципальных образований. Однако тот факт, что в Россию далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии. Перечислим эти признаки.

  1. Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.
  2. Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчёркивающее её влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.
  3. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.
  4. Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчёта и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения2.

 

  1. Принципы формирования территории муниципального образования

Муниципальное образование – населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

К видам муниципальных  образований относятся:

  • городское поселение
  • сельское поселение
  • муниципальный район
  • городской округ
  • внутригородской район города федерального значения

Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие:

  • наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
  • устав муниципального образования;
  • обособленная муниципальная собственность;
  • местный бюджет;
  • органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.

При создании муниципальных  образований учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др3.

Особенности территорий МО:

1. Территорию  городского или сельского поселения  составляют исторически сложившиеся  земли населенных пунктов, прилегающие  к ним земли общего пользования,  территории традиционного природопользования  населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Указанный критерий вызывает сложность при определении  территорий муниципальных образований  крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки.

3. Размеры территории  поселения устанавливаются с  учетом численности его населения. 

4. Границы поселения не  могут пересекаться границами  населенного пункта.

5. Наделение городского  поселения статусом городского  округа осуществляется законом  субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение и изменение границ муниципального образования

При определении  территории муниципального образования  надо учитывать следующее5:

1-й критерий. Местное самоуправление является территориальным, т.е. осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга. Субъекты Российской Федерации по-разному решают вопрос о том, на каких территориях осуществляется местное самоуправление.

2-й  критерий. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации без каких-либо изъятий. В пунктах 1-2 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями; территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

В соответствии с пунктами 3—4 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Это означает, что юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли в границах муниципального образования независимо от их целевого назначения, нахождения в разных формах собственности.

3-й критерий. Территория муниципального образования является целостной, т. е. все муниципальное образование должно иметь непрерывную границу. В пунктах 12,13,16 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; территория поселения должна полностью входить в состав муниципального района.

4-й критерий. Муниципальное образование определяется как населенная территория. Отсюда следует, что квалифицирующим признаком муниципального образования является наличие населения. Численность населения является очень важным фактором. В зависимости от численности населения происходит, например, деление городов на мелкие, средние, крупные и т. п. В статье 11 несколько норм посвящено особенностям учета численности населения.

5-й  критерий. Территория муниципального образования должна быть такой, чтобы проживающее в ее границах население было объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления. Например, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

6-й  критерий. Границы административно-территориальных единиц могут не совпадать с границами муниципальных образований. Поэтому следует разводить понятия «территория поселения» и «территория муниципального образования». Вопросы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерациинаходятся в их исключительном ведении. Представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут решать эти вопросы самостоятельно без согласования с кем бы то ни было. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

7-й  критерий. На территории муниципального образования желательно наличие необходимой для решения местных вопросов социальной и коммунальной инфраструктуры, что может потребовать объединения нескольких поселений в одно муниципальное образование.

8-й  критерий. При определении территории муниципальных образований целесообразно учитывать принципы территориальной и временной доступности оказываемых услуг. Очевидно, что чем лучше организовано транспортное сообщение, тем больше может быть территория муниципального образования. Например, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.

9-й  критерий. При установлении территории муниципальных образований нельзя не учитывать традиционный способ хозяйствования населения, например скотоводство и связанный с ним кочевой образ жизни или хуторское хозяйствование. Действующее федеральное и региональное законодательство закрепляет обязательность учета национальных, исторических и иных особенностей и традиций соответствующей территории.

10-й  критерий. Оптимальный размер территории муниципального образования установить невозможно. Крупный город может оказаться слишком велик, а село — слишком мало для осуществления местного самоуправления. Следует учитывать, что дополнительная территория – это и бремя ее содержания, необходимость развития, что влечет за собой дополнительные затраты. Действующие градостроительные нормы позволяют определить потребности в земельных участках для развития жилищного строительства и связанных с ним объектов соцкультбыта

В ряде регионов при определении территории местного самоуправления пытаются использовать так называемую теорию экономической целесообразности, достаточности, ставя территорию муниципального образования в зависимость от экономического потенциала, наличия предприятий.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации  по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной  власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Инициатива  населения об изменении границ  муниципального образования реализуется  в порядке, установленном федеральным  законом и принимаемым в соответствии  с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива  органов местного самоуправления, органов  государственной власти об изменении  границ муниципального образования  оформляется решениями соответствующих  органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Закон субъекта Российской Федерации об изменении  границ муниципального образования  не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам  органа местного самоуправления данного  муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение  территорий отдельных входящих в  их состав поселений или населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений или населенных пунктов, выраженного путем голосования либо на сходах граждан, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение  территорий отдельных входящих в  состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к  территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений6.

Складывающаяся  муниципальная практика позволяет  выделить наиболее типичные ситуации, приводящие к необходимости изменения  границ муниципального образования.

  1. Муниципальному образованию требуется участок для размещения объекта, необходимого для жизнеобеспечения муниципального образования.
  2. Муниципальное образование нуждается в расширении территории по экономическим соображениям. Например, администрация решает, что к муниципальному образованию должна быть присоединена сельскохозяйственная ферма или еще что-нибудь важное для развития и функционирования муниципального образования, но расположенное на территории другого муниципального образования.
  3. Администрация города нуждается в расширении территории города под строительство жилья для горожан. Например, город не имеет свободных территорий для строительства индивидуальных домов. Как только администрация города оглашает свои намерения, соседнее муниципальное образование, на земли которого претендует город, срочно раздает их под участки для жилья. Участки передаются местным жителям, но чаще раскупаются горожанами, которые строят там дома. При этом инфраструктуру (инженерные сети, дороги и т. п.) никто не строит – ни город, ни соседнее сельское муниципальное образование. Парадокс ситуации заключается в том, что изменение границ территории в этом случае нужно не столько городу, сколько жителям; городу в этом случае приходится поддерживать своих жителей.
  4. Муниципальное образование предлагает сократить земельные площади7.

 

 

 

Заключение

Местное самоуправление занимает особое место в механизме  управления обществом и государством. Органы местного самоуправления самостоятельны и независимы, осуществляют власть на местах, ведают особым объектом управления - вопросами местного значения, имеет особый субъект - это население.

Местное самоуправление основано на ряде принципов, которые  закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральных законах. Принципы самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, закрепленные в нормах права. Так же было раскрыто определение муниципального образования – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствие с определением, в работе была рассмотрена классификация муниципальных образований, в соответствии с ФЗ №131. А также основные признаки муниципального образования. Еще раз подчеркнем их:

1.Экономическая самодостаточность  территории

2. Особое место территории  в системе общественного разделения  труда

3. Значительная доля  активного населения

4. Заинтересованность  региональной власти

Также были выделены виды муниципальных образований: городские поселения, городские округа, сельские поселения.

Осуществление местное самоуправление происходит, опираясь на определенные правовые акты, наиважнейшими из которых в нашей  стране являются: Европейская хартия местного самоуправления, Конституция РФ, ФЗ № 131, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. № 4. – Ст. 445.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. – Вып.18 (Осень).
  3. Авакьян С.А. Муниципальное право России [Текст] / С.А. Авакьян. – М.: Проспект, 2009. – 544 с. 
  4. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право [Текст]: учебное пособие / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. - М.: Юстицинформ, 2007. – 312 с.
  5. Система муниципального управления [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотов. – СПб.: Питер, 2005. – 493 с.
  6. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учебник / Е.С. Шугрина. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Проспект, 2009. – 672 с.

 

1 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М.,2009.С.81.

2 Зотов В.Б. Система муниципального управления.СПб.,2005.С.47-49.

3 Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. М.,2005. С.134-136.

4 Авакьян С.А. Муниципальное право России. М., 2009. С.115-116.

5 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М.,2009.С.83-87.

6 Зотов В.Б. Система муниципального управления.СПб.,2005.С.63.

7 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М.,2009.С.111-112.


Муниципальное образование. 6