Муниципальное образование как объект управления: понятие, характеристика, особенности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
в г. Калуге
(Филиал РГГУ в г. Калуге)
Вовк Ольга Сергеевна
муниципальное образование как объект управления: понятие, характеристика, особенности
Контрольная работа по дисциплине организация городского хозяйства
студентки 3 курса з/о группы ЭЗП-10
Калуга 2012
Оглавление
Введение 3
1. Понятие
«муниципальное образование», основные
полномочия муниципального
2. Общие характеристики и особенности муниципального образования 10
3. Правовая
основа местного
4. Органы
управления муниципальным
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Приложение 1 25
Введение
Муниципальное образование является ключевой в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования.
И от того, насколько правильно будет организовано управление муниципальным образованием, зависит его развитие, а значит и развитие региона, и станы в целом. Совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований и эффективная оценка реального положения в муниципальных образованиях являются одним из ключевых факторов развития России.
Местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ.
Местное самоуправление начало формироваться с принятия земской и городской реформы Александра II и получило значительное развитие во второй половине XIX века.
1. Понятие «муниципальное образование», основные полномочия муниципального образования
Всего на территории Российской
Федерации зарегистрировано 11488 муниципальных
образований, в том числе 8427 образований
– сельские администрации, 1512 муниципальных
образований – административные
районы, 573 муниципальных образований
– города. Территория муниципального
образования устанавливается в
соответствии с законами субъектов
Российской Федерации и с учётом
исторических и иных местных традиций.
Учредительным актом
Закон об общих принципах
организации местного самоуправления
устанавливает следующие
- Запрет на ограничение прав местного самоуправления;
- Обязательность решений органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- Право обращений органов местного самоуправления и их должностных лиц в органы государственной власти;
- Право на судебную защиту
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, или несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы. Принятые путём прямого волеизъявления граждан управленческие решения, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами.
Основные сферы жизни
муниципального образования – производственно-
1) управление производством;
2) экономическое управление;
3) социально-политическое управление;
4) управление духовной сферой жизни территории.
Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Основным нормативно-правовым актом является устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная организация, состав и границы.
Уставом муниципального образования
закрепляется статус и социальные гарантии
депутатов, членов других выборных органов
местного самоуправления, выборных должностных
лиц местного самоуправления. При
этом срок полномочий депутатов, членов
других выборных органов местного самоуправления
и выборных должностных лиц местного
самоуправления не может быть меньше
двух лет. Кроме того, устав определяет
основание и порядок
При правовом регулировании всех сфер деятельности в муниципальном образовании необходимо уделять внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным формам установления и регулирования муниципальных образований как субъектов права.
В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.
На основании Федерального
закона «Об общих принципах
В состав ассоциаций или
союзов входят органы местного самоуправления,
а не граждане (поэтому эти объединения
носят необщественный характер), и
не входят коммерческие организации, а
сами ассоциации или союзы не входят
в структуру органов
Основные задачи и функции объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия:
- Координация деятельности органов местного самоуправления в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографических ситуаций и иных местных особенностей;
- Проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения;
- Принятие совместных решений по разработке и реализации местных программ и проектов по проблемам, входящим в компетенцию органов местной власти, и создание необходимых для этого финансовых источников и материальных ресурсов за счёт использования возможностей учредителей объединений (ассоциаций), а так же предпринимательской деятельности структур, создаваемых объединениями, ассоциациями в этих целях.
- Подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления;
- Подготовка рекомендаций и осуществление органами местного самоуправления организационных мероприятий по реализации федеральных программ и проектов, а также местных соглашений и программ.
Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления функций и обязанностей, возложенных на органы управления зависит от правового регулирования.
В настоящее время правовое
регулирование деятельности муниципального
образования осуществляется на основе
принципа сочетания централизации
и децентрализации, т.е. на предоставлении
самостоятельности органам
Эти полномочия, с одной
стороны, определяются кругом задач, которые
необходимо решать органам местной
власти для обеспечения
В настоящее время общая тенденция распределения полномочий органов власти муниципального образования определяется действующим законодательством, а также правом сложившейся традиции и инициативой органов местного самоуправления.
Компетенция органов государственной власти и местных органов управления муниципального образования распределяется следующим образом: органы государственной власти ведают теми проблемами, которые представляют интересы государства (оборона, безопасность, внешняя политика и т.д.); местные органы власти выражают интересы в территориальном аспекте муниципального образования.
Основные полномочия органов местной власти муниципального образования:
- Выступать в качестве юридического лица и в связи с этим заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия;
- Распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать аренду плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать перечень неотчуждаемых объектов и т. д;
- Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
- Устанавливать местные налоги и сборы;
- Распоряжаться муниципальными финансами;
- Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).
Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают наиболее значимые для муниципальных образований решения.
Полномочия и сроки полномочий местной власти закрепляются уставом муниципального образования.
Полномочия выборных должностных лиц местной системы управления определяются в каждом муниципальном образовании самостоятельно.
Кроме собственных полномочий
по решению вопросов местного значения
органы местной власти иногда наделяются
отдельными государственными полномочиями,
определяемыми федеральным
Установление и изменение границ муниципального образования проводится с учётом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления или субъектов РФ. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учёта населения.
Порядок создания муниципальных
образований, установление их границ и
другие процедуры определяются законом
субъектов РФ. В этих законах определяется
также соотношение понятий «
Основной экономической
функцией самоуправления является обеспечение
на местном уровне нормального хода
воспроизводственных процессов
– воспроизводства населения
и трудовых ресурсов, окружающей среды,
общественного продукта, территориальной
организации хозяйства и
Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность. Она включает средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
2. Общие характеристики и особенности муниципального образования
Муниципальное образование
обретает статус органа местного самоуправления,
если управляет муниципальной
- Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.
- Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчёркивающее её влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.
- Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.
- Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчёта и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.
Виды муниципальных образований
В соответствии с новым федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», все муниципальные образования делятся на муниципальные поселения, муниципальные районы и городские округа. Территория субъекта федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории всех поселений входят в состав муниципальных районов.
Городское поселение –
это город или посёлок с
прилегающей территорией, в котором
местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно через
выборные и иные органы местного самоуправления.
В границах городского поселения
могут находиться один город или
посёлок с прилегающей
Городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта федерации. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом соответствующего субъекта федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры на территории.
В отношении сельских поселений
закон устанавливает
Что касается границ муниципального района, то они устанавливаются с учётом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также переданных для реализации отдельных реализации отдельных государственных полномочий.
Таким образом, закон чётко
разделяет границ между тремя
видами муниципальных образований,
вводя ряд принципиальных ограничений
в отношении возможных
- границы поселения не могут пересекаться границами населённого пункта;
- территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
- территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
Город как муниципальное образование
В качестве муниципального образования город обнаруживает ряд особенностей, к которым следует отнести такие, как размер, численность и плотность населения, пространственная неоднородность, диверсификация, предельная самодостаточность и пр. Города имеют различный административный статус и степень специализации своей экономической базы.
В России выделяют, как правило, города-столицы, областные (краевые) центры, города районного (областного) подчинения, а также малые города. Представленная классификация вбирает в себя как признаки численности населения, так и место этих городов в структуре административного деления.
Из 2940 городских поселений
значительная часть приходится на малые
города, численность которых составляет
768 единиц, или 70% всех городов. Проживает
в них только 17% населения страны.
Среднее число жителей малого
города составляет 22 тыс. человек. С
точки зрения специализации, 58% городов
выполняют агропромышленную функцию,
75% - промышленную, 70% - транспортную, 32%
- рекреационную, 21% специализируется на
обслуживании крупных городов. Другая
значительная часть населения проживает
в 13 городах-миллионерах. Несмотря на то,
что в последние годы наибольший
прирост численности пришёлся на
большинстве (от 100 до 250 тыс. человек) города
(их количество увеличилось с 87 в 1989г. до
93), средняя часть спектра классификации
городов по численности остаётся чрезвычайно
узкой. В крупнейших и малых городах проживает
более 75% всего населения страны, что свидетельствует
о низкой сбалансированности в системе
пропорционального расселения в административно-
Характерной чертой категории
городов как территориальных
поселений является их принадлежность
к административно-
3. Правовая основа местного самоуправления в России
Правовая основа управления
муниципальным образованием не остаётся
неизменной. Её развитие обусловлено
революцией местного самоуправления,
изменением муниципального законодательства,
поиском оптимальных
В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода.
Первый период (1990-1993 гг.) – начало процесса реформирования местного самоуправления.
Второй период (1993-1995 гг.)
– изменение характера
Третий период начался
с принятием Федерального закона
«Об общих принципах
Конституционный принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления означал, что этот вопрос может решаться населением как непосредственно, так и через избираемые им органы. Указанный Федеральный закон связывает решение данного вопроса с принятием устава муниципального образования.
Согласно Закону, в уставе
указываются структура и
Решая вопрос о структуре органов местного самоуправления, муниципальное образование должно прежде всего определить, какие органы будет иметь данное муниципальное образование и какой будет их внутренняя структура.
Кроме представительного
органа местного самоуправления муниципальное
образование должно определить в
своём уставе, какие органы, должностные
лица и на основе каких принципов
должны осуществлять исполнительно-распорядительные
функции в системе
Кроме устава на муниципальном
уровне принимаются и другие нормативные
правовые акты, регламентирующие отдельные
вопросы организации и
Вопросы организации власти
в государстве неразрывно связаны
с территориальными основами организации
местного самоуправления, т.е. с территориальным
устройством, так как функционирование
системы местного управления осуществляется
в границах определённых территориальных
единиц, на которые делится территория
государства. Это деление именуется
административно-
В соответствии с административно-
В советский период административно-
Положение о порядке решения
вопросов административно-
Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Территориальные организационные основы местного управления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование состава территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.
Установление или изменение
границ территории внутригородских
муниципальных образований
Из вышеизложенного видно, что вопросы территориальных основ организации местного управления решались по-разному на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Главной целью управления
муниципальным образованием является
повышение уровня жизни населения.
Достижению поставленной цели способствует
обеспечение населения