Муниципальное право. 9
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Правовая основа местного самоуправления…….……..3
МЕСТНЫЙ
РЕФЕРЕНДУМ……………………………………..…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Нынешний
этап развития российского местного
самоуправления концентрирует в
себе все сложнейшие социально-экономические
и политические проблемы страны и
отражает всю противоречивость и
неопределенность многих процессов
и решений.
Правовая
основа местного самоуправления
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы.
В
соответствии с принципами правового
государства самостоятельная
Местное
самоуправление в Российской Федерации
функционирует на основе целой системы
нормативно-правовых актов, разработанных
на федеральном уровне субъектов
федерации и на местном уровне
(рис. 1). Высшей юридической силой
в отношении всех законодательных
актов обладают конституционные
нормы.
Конституция Российской Федерации
Указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации
Закон России «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другие Федеральные законы
Конституции, уставы субъектов РФ, законы и другие правовые акты, издаваемые высшими органами государственной власти субъектов РФ
Уставы муниципальных образований и правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления
Рис. 1. Система нормативно-правовых актов, в соответствии с которой осуществляется местное самоуправление
Конституция Российской Федерации содержит начала всех правовых актов и закрепляет в гл. 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие: основные цели и задачи местного самоуправления, роль местного самоуправления в механизме осуществления народовластия, основы деятельности населения по решению задач местного значения, защиту прав местного самоуправления и другие вопросы.
В
Конституции отмечена обязательность
учета исторических и иных местных
традиций при осуществлении местного
самоуправления. Поэтому установление
общих принципов организации
местного самоуправления является согласно
Конституции предметом
На
основе Конституции Российской Федерации
разработан второй по значимости документ
в законодательной базе местного
самоуправления – Федеральный закон
«Об общих принципах
Ввод
в действие и применение данного
закона способствует становлению и
укреплению местного самоуправления в
российских регионах. В соответствии
с ним начинает формироваться
система законодательства Российской
Федерации и ее субъектов по вопросам
местного самоуправления, происходит
создание местных органов
Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативно-правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований. Например:
- Гражданский кодекс Российской Федерации содержит статьи о признании муниципальных образований и выступающих от их лица органов местного самоуправления равноправными участниками гражданских правоотношений;
- Земельный кодекс Российской Федерации определяет механизм формирования муниципальной собственности на землю, права органов местного самоуправления на земли своей территории, порядок землепользования в городах и других поселениях;
- Бюджетное и налоговое законодательство регламентирует права органов местного самоуправления по бюджетно-финансовым вопросам, порядок разработки и утверждения минимальных государственных социальных стандартов и нормативов бюджетной обеспеченности;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» является основой для муниципального избирательного права и т.д.
Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы, содержание и механизм функционирования местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации (т.е. самостоятельно субъектом Российской Федерации) с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей.
В каждом субъекте Российской Федерации на основании Федерального закона должен быть принят закон о местном самоуправлении на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления, вытекающих из федерального законодательства.
Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, ибо практически местная власть взаимодействует с органами Государственного управления субъекта Российской Федерации.
Однако,
несмотря на общую правовую основу
организации местного самоуправления
в России, законодательная практика
субъектов Федерации пошла
В
связи с этим, самостоятельную
важность имеют п.3 и п.4 статьи 7 Федерального
закона «Об общих принципах
Неслучайно,
в качестве одной из основных задач
Федеральной Программы
Значительная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в том числе по вопросам местного самоуправления, была проведена в период 2000-2001 годов. Некоторые регионы существенно продвинулись в достижении этой цели, в других субъектах еще предстоит серьезная работа.
Важным
уровнем муниципально-
Основное
содержание устава муниципального образования,
порядок его разработки и регистрации,
раскрывается в Федеральном законе
«Об общих принципах
Согласно Федеральному закону в уставе муниципального образования отражаются следующие положения:
- наименование, состав, границы территории муниципального образования, наличие собственной символики (герба, эмблемы и пр.);
- вопросы местного значения, относящихся к ведению муниципального образования;
- формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
- структура органов местного самоуправления, порядок их формирования, полномочия выборных и других органов самоуправления и должностных лиц, срок их полномочий;
- виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- условия и порядок организации муниципальной службы;
- экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
- вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.
Разработка устава производится муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования должен приниматься представительным органом местного самоуправления или населением на местном референдуме, собрании (сходе) граждан. Устав муниципального образования является основой разработки других местных нормативно-правовых актов, наименование и виды которых, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектов Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Правовые акты местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные.
Нормативные акты содержат общие правила поведения (нормы права). С их помощью регулируются муниципальные отношения, устанавливаются нормы муниципального права на местном уровне. К числу таких актов можно отнести:
- положения о местных референдумах и местных выборах;
- положение об организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;
- положение о порядке управления собственностью муниципального образования;
- положение о муниципальном заказе;
- положение о муниципальной службе и др.
Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы для осуществления организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (приказы о назначении на муниципальную должность, о мерах воздействия на нарушителей дисциплины и пр.).
Представительные органы местного самоуправления принимают правовые акты (обычно называемые решениями), устанавливающие для всех обязательные правила по предметам ведения муниципального образования (регламенты представительных органов, положения о целевых фондах муниципального образования, Положения о местных налогах, сборах и штрафах и др.).
Глава
муниципального образования, руководитель
исполнительного органа местного самоуправления
(глава администрации) издают постановления,
имеющие нормативное
Руководители
структурных подразделений
Следует
отметить, что виды нормативно-правовых
актов местного самоуправления неодинаковы
в различных муниципальных
Статья 44 соответствующего закона гласит, что решения, принятые путем волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Таким
образом, характер и пределы правового
регулирования местного самоуправления,
определяемые федеральными актами, актами
субъектов РФ и местными актами,
тесно связаны с федеративным
устройством государства и
МЕСТНЫЙ
РЕФЕРЕНДУМ
Центральное место среди форм прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления занимает референдум. Обусловлено это рядом обстоятельств, в числе которых, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что юридическая сила решений, принимаемых на местном референдуме, выше юридической силы любых иных актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не только имеют общеобязательный для исполнения характер, но и не нуждаются в утверждении какими либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.
Местный референдум - это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме
Основные
вопросы организации и
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума:
1)
участие в референдуме
2)
голосование осуществляется
3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
Важнейшим требованием Закона, связанным
с подготовкой и проведением
местного референдума,
На
местный референдум могут быть вынесены
вопросы, находящиеся в ведении
местного самоуправления. Законами субъектов
Российской Федерации, уставами муниципальных
образований, нормативными правовыми
актами представительных органов местного
самоуправления могут быть определены
вопросы, подлежащие вынесению на референдум.
Так, помимо изменения границ муниципального
образования, определения структуры
органов местного самоуправления, в
уставах муниципальных
Общий
порядок реализации инициативы проведения
местного референдума установлен Федеральным
Законом «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации» (ст.33), согласно
которому каждый гражданин или группа
граждан, а равно общественное объединение,
зарегистрированное в установленном
порядке, могут образовать инициативную
группу для проведения местного референдума
в количестве не менее 10 человек. В
случае, если инициатором проведения
местного референдума выступает
избирательное объединение, то руководящий
орган избирательного объединения
или руководящий орган его
регионального, местного отделения, местной
организации выступает в
Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении местного референдума свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение местного референдума или против его проведения, за участие в местном референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на местный референдум.
Решение может быть признано недействительным:
-
при нарушении процедуры
-
при опротестовании решения
- новым референдумом (по истечении 2 лет).
На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а)
о досрочном прекращении или
продлении срока полномочий, приостановлении
осуществления полномочий органов
государственной власти субъекта Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
а также о проведении досрочных
выборов органов
б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
в)
об избрании, утверждении, о назначении
либо о даче согласия на назначение
на должность или на освобождение
от должности депутатов и
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д)
о принятии чрезвычайных и срочных
мер по обеспечению здоровья и
безопасности населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итог, хочется отметить, что все
параграфы данной контрольной работы
имеют большую практическую и
теоретическую значимость. В них
обсуждались интересные насущные проблемы
в области избирательного процесса
на муниципальном уровне. В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
народ вправе осуществлять свою власть
не только через органы государственной
власти и непосредственно, но и через органы
местного самоуправления. Тем самым на
конституционном уровне впервые закреплено
существование независимой от государства
системы власти народа для решения вопросов
местного значения. Таким образом, одним
из приоритетов должно стать донесение
до граждан объективных сведений о возможностях
местного самоуправления в рамках самых
разных коммуникационных площадок – от
образовательных учреждений до средств
массовой информации. Необходимо подготовить
и реализовать комплекс мер по муниципальному
просвещению населения. Только таким путем
можно сформировать в обществе подлинную
культуру самоуправления. Работа с молодежью
является важным направлением деятельности
не только избирательных комиссий, но
и органов самоуправления, а также органов
государственной власти. Только в тесном
конструктивном диалоге и взаимодействии
можно достичь наилучших результатов.
Сегодня как некогда ощущается потребность
в конструктивных идеях в различных областях
общественной и государственной деятельности.
В нашей стране уже сложилась практика
правового решения таких сложных проблем
как открытое избрание представительных
и исполнительных органов государственной
власти и местного самоуправления. Идеи
выборной демократии политических прав
и свобод граждан воплотились в конкретные
правовые институты и процедуры, юридические
гарантии и механизмы гражданского политического
контроля за деятельностью властных структур.