Муниципальное право

Задание 1.

Порой высказывается мнение о насыщении  российской юридической науки иностранными терминами. В том числе, такие упреки адресованы и муниципальному праву. Его предлагают именовать правом местного самоуправления. В чем причины наименования данной науки и отрасли как «муниципальной»?

Муниципальное право представляет собой систему конституционных  и обычных норм, творимых или санкционируемых  государством, направленных на регулирование  отношений в сфере местного самоуправления.

"Муниципалитет" - единица  территориального устройства, обычно  город и прилегающие к нему  местности, охваченные единой  системой управления на основе  самоуправления. В Древнем Риме  муниципалитетами назывались города, пользовавшиеся правами местного  самоуправления.

Слово "муниципальный" происходит от латинского municipium, обозначающего буквально "самоуправляющаяся община".

Наименование отрасли  берет начало от лат. minicipium - самоуправляющаяся община.

В законодательстве о местном  самоуправлении термины "муниципальный", "местный" и словосочетания с  ними применяются в отношении  органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано  с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, связанных с осуществлением населением местного самоуправления, как равнозначные. Поэтому можно  было бы именовать отрасль права, регулирующую отношения местного самоуправления, не муниципальным, а местным правом. Возможны и другие наименования - земское  право, коммунальное право, право местного самоуправления.

Выбор термина "муниципальное  право", видимо, во многом предопределен  наименованием основной территориальной  ячейки местного самоуправления - "муниципальное  образование" и тем, что иноязычное слово "муниципальное" не обросло  в русском языке множеством значений и смыслов, лишающих искомый термин однозначности. Вместе с тем оно  способно охватить все аспекты правового  регулирования местного самоуправления, в отличие, например, от коммунального  права.

 

Задание 2. Жители села Куликово приняли на местном референдуме устав образованного ими муниципального образования и обратились в законодательный орган субъекта Российской Федерации с просьбой зарегистрировать его. Законодательный орган отказал на том основании, что данный устав в качестве единственного института местного самоуправления в селе называл сельский сход, создание же иных органов местного самоуправления не предусматривал. Представители жителей села Куликово доказывали, что в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Кто в данной ситуации прав и почему?

В соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно.

Разработка включает подготовку проекта устава, согласование его  с заинтересованными муниципальными и государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, обсуждение населением соответствующего муниципального образования и т.п. Закон не указывает  конкретный орган (или органы), которые вправе разрабатывать проект устава, а относит это к компетенции в целом муниципального образования.

Устав муниципального образования  принимается представительным органом  местного самоуправления или населением непосредственно (местных референдумах).

Представительный орган  местного самоуправления может по собственной  инициативе разработать и принять  устав соответствующего муниципального образования.

Кроме представительного  органа местного самоуправления, право  принятия устава муниципального образования  принадлежит, как отмечалось, непосредственно  населению данного муниципального образования. Это право население (а точнее, граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, проживающие  на территории данного муниципального образования) может реализовать  на местном референдуме, а также  на сходе или собрании граждан, проживающих  на территории соответствующего муниципального образования.

Что и было сделано жителями  села Куликово.

В соответствии с требованиями Федерального закона устав муниципального образования подлежит государственной  регистрации в порядке, установленном  законом субъекта Российской Федерации. Это требование носит императивный характер. Без государственной регистрации  принятый устав муниципального образования  не имеет юридической силы. Что  касается порядка государственной  регистрации устава муниципального образования, государственных органов, призванных осуществлять эти действия, то все эти вопросы относятся  к ведению субъектов Российской Федерации, а не Федерации.

В государственной регистрации  устава муниципального образования  может быть отказано на основании Статьи 44. П. 6. 

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  подлежат государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава  Конституции Российской Федерации,  федеральным законам, принимаемым  в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов  Российской Федерации;

2) нарушение установленного  настоящим Федеральным законом  порядка принятия устава, муниципального  правового акта о внесении  изменений и дополнений в устав.

Как мы видим ни одно из 2-х пунктов  данной стати жителями села Куликово нарушено не было.

Устав образованного ими муниципального образования  был принят на местном  референдуме, что также не противоречит действующему законодательству. (Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.)

Сельский сход как института местного самоуправления в селе имеет место быть.

На основании статьи 25 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным  правом, не более 100 человек для решения  вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

2. Сход граждан осуществляет  полномочия представительного органа  муниципального образования, в  том числе отнесенные к исключительной  компетенции представительного  органа муниципального образования.

3. Сход граждан может  созываться главой муниципального  образования самостоятельно либо  по инициативе группы жителей  поселения численностью не менее  10 человек.

Проведение схода граждан  обеспечивается главой местной администрации.

4. Участие в сходе граждан  выборных лиц местного самоуправления  является обязательным.

5. На сходе граждан председательствует  глава муниципального образования  или иное лицо, избираемое сходом  граждан.

6. Решение схода граждан  считается принятым, если за него  проголосовало более половины  участников схода граждан.

7. Решения, принятые на  сходе граждан, подлежат обязательному  исполнению на территории поселения.

8. Органы местного самоуправления  и должностные лица местного  самоуправления обеспечивают исполнение  решений, принятых на сходе  граждан, в соответствии с разграничением  полномочий между ними, определенным  уставом поселения.

9. Решения, принятые на  сходе граждан, подлежат официальному  опубликованию (обнародованию).

На основании вышеизложенного  можно утверждать, что в данной ситуации правы жители села.

Однако, одним из сложных и дискуссионных в муниципальном праве и практике муниципального строительства является вопрос о содержании устава. Как показывает нормотворческая практика муниципальных образований в России, определение предмета уставного регулирования - сложная теоретическая и практическая задача, несмотря на то, что содержание устава в значительной степени определено законом.

Анализ норм Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет выделить в  содержании устава вопросы самостоятельного уставного регулирования и вопросы  совместного законодательного и  уставного регулирования. Кроме  того, в уставе закрепляются положения  двух видов: обязательные, предусмотренные  законодательством и подлежащие включению в устав, и дополнительные, которые муниципальные образования  вправе принимать к своему рассмотрению и дополнительно включать в устав.

К обязательным положениям устава относятся (ст. 44 ФЗ N-131 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 г.)

Статья 44. Устав муниципального образования

1. Уставом муниципального  образования должны определяться:

1) наименование муниципального  образования;

2) перечень вопросов местного  значения;

3) формы, порядок и гарантии  участия населения в решении  вопросов местного значения, в  том числе путем образования  органов территориального общественного  самоуправления;

4) структура и порядок  формирования органов местного  самоуправления;

5) наименования и полномочия  выборных и иных органов местного  самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования  (обнародования) и вступления  в силу муниципальных правовых  актов;

7) срок полномочий представительного  органа муниципального образования,  депутатов, членов иных выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, основания наступления  этой ответственности и порядок  решения соответствующих вопросов, в том числе основания и  порядок отзыва населением выборных  должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий  выборных органов местного самоуправления  и выборных должностных лиц  местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета,  а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений  и дополнений в устав муниципального  образования.

 

Проанализируйте все возможные  на практике варианты действия.

1. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления, а также главой муниципального образования в судебном порядке. В случае удовлетворения требований истца соответствующий государственный орган обязан зарегистрировать устав муниципального образования.

2. Примять проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования.

При этом  акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются на местном референдуме или большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования

 

 

Задание 3.

Имеет ли право представительный орган  муниципального образования отменить постановление главы муниципального образования, если оно противоречит Конституции РФ? Аргументируйте свой ответ.

Представительный орган  имеет право подать обращение в суд об отмене изданного постановления главы муниципального образования.

Отменить постановление  может либо прокуратура, либо суд, если оно действительно противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, и если последовало соответствующее обращение, в том числе представительного органа.

Представительный орган  местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный  правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу. (ст 49. Конституции РФ «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством»  пункт  3)      

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления. (ст 49. Конституции РФ пункт 4).

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности (ст 49. Конституции РФ пункт 5).

 

 

 

Список  литературы

  1. Бабичев. И.В., Калантарова Н.Р. Уставы муниципальных образований (сравнительный анализ) // Местное право. -2008. -N11- 12. С. 5.
  2. Васильев. В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие//В.И. Васильев. -М., 2006. С. 142.
  3. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие//В.И. Васильев. -М., 2004. С. 254.
  4. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. -М., Издательская группа "Форум-Инфра-М", 2002. -С. 43.
  5. Юридическая энциклопедия. Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2002. С. 508.
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
  7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с последними изменениями на сайте КонсультантПлюс
  8. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления"; Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8- ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".