Муниципальное право. 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра государственного и  административного права

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Муниципальное право»

1.Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»: разработка, принятие, общая характеристика.

2.Сессия (заседания) - основная форма  деятельности представительного  органа местного самоуправления: порядок подготовки, созыва и проведения.

 

 

Автор контрольной работы                                                

Специальность   030501 юриспруденция

Руководитель работы

Д.ю.н.,профессор                                                                  

 

 

Саранск 2011

Вопрос 1.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: разработка, принятие, общая характеристика.

  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является наиболее важным для становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, формирования законодательства о местном самоуправлении. Федеральный закон определяет: общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации; правовые основы местного самоуправления; организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; основные принципы и подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Президент РФ подписал Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. Закон вступил в силу с 1 сентября 1995 г. На основании этого Закона формировалась правовая основа местного самоуправления, принимались соответствующие нормативные акты; были проведены выборы в органы местного самоуправления, образованы муниципальные образования, принимались уставы муниципальных образований, формировались финансовые и экономические основы местного самоуправления. Закон имел огромное значение для становления местного самоуправления в Российской Федерации.

Однако текст  Закона был далеко не совершенен. Концепция  местного самоуправления была не до конца разработана. Далеко не все нормы, содержащиеся в законе, реализовывались на практике. В Закон вносились изменения и дополнения. Юристы и специалисты в области местного самоуправления, теоретики и практики неоднократно обсуждали вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования Закона, внесения в него новых изменений и дополнений. Они отмечали, что «в процессе становления местного самоуправления в Российской Федерации выявился ряд общих проблем, среди которых необходимо выделить следующие:

1. Расхождение между правовым подходом к местному самоуправлению и реальностью.

2. Несогласованность  и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении.

3. Неполное и  непоследовательное законодательное  регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления.

4. Несоблюдение  законодательства Российской Федерации  о местном самоуправлении, в том числе:

- принятие законодательных  актов субъектов Российской Федерации,  противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;

- принятие нормативных  правовых актов органов местного  самоуправления, противоречащих Конституции  РФ, федеральному законодательству  и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации;

- невыполнение  норм муниципального права должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Бездействие  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, отсутствие нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления.

6. Отсутствие  четкого правового разграничения  полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления.

7. Недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований.

8. Несовершенство  механизмов судебной защиты местного  самоуправления, недостаточная урегулированность вопроса обеспечения исполнения судебных решений, а также несовершенство системы подготовки судебных кадров и повышения квалификации судей в сфере муниципального права.

9. Отсутствие  права органов местного самоуправления  на защиту посредством судопроизводства конституционного.

10. Нехватка  квалифицированных муниципальных кадров. Общероссийская система кадрового обеспечения муниципальных образований, обучения выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих до настоящего времени не сложилась.

11. Доминирование  в местном самоуправлении исполнительных структур.

12. Необеспеченность полной и повсеместной реализации установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как запрет на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также судебная защита местного самоуправления.

Эти и ряд  других обстоятельств создали предпосылки  для принятия нового Закона со старым названием. Осенью 2003 г. был принят новый Закон, внесший существенные изменения в правовой статус местного самоуправления. Этим Законом признается утратившим силу Федеральный закон от 28 августа 1995 г. (со всеми поправками) с момента вступления в силу нового Закона. Часть норм вступила в силу с момента опубликования (Закон был опубликован в «Российской газете» 8 октября 2003 г.). В переходных положениях (статьи 84-85) отражено осуществление местного самоуправления в переходный период (до полного вступления в силу Закона в 2009 г.). Например, требования статьи 35 нового Закона о численности депутатов представительных органов муниципальных образований применяются в отношении указанных органов, дата выборов которых назначена после вступления в силу Закона (т. е. после 8 октября 2003 г.).

Новый Закон  радикально изменяет характер законодательства о местном самоуправлении. В частности, он ограничивает возможность контроля субъектов РФ над органами местного самоуправления определенным перечнем вопросов. Прямо устанавливается, что в случаях, где предусмотрено совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, в частности при возникновении разногласий, приоритетное значение имеет федеральный закон. Более того, в Законе регулируются и те вопросы организации местного самоуправления, которые раньше были отнесены к ведению субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Сессия (заседания) - основная форма деятельности представительного органа местного самоуправления: порядок подготовки, созыва и проведения.

В п. 3 ст. 15 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" четко определены следующие предметы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- формирование порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Полномочия  представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Причем основу их составляют предметы ведения местного самоуправления и исключительные полномочия их представительных органов, закрепленные федеральным законодательством. Выделение предметов исключительного ведения представительных органов местной власти обеспечивает им возможность оказывать решающее влияние на руководство хозяйственным комплексом муниципального образования. Не случайно они выделены из общего перечня предметов ведения местного самоуправления. Их содержание и значимость показывают, что выборный представительный орган местного самоуправления постоянно связан со всеми сферами жизнедеятельности местного населения, а его контрольные полномочия обеспечивают ему возможность проверять деятельность всех органов и должностных лиц местного самоуправления по исполнению ими своих обязанностей.

К исключительным полномочиям  представительного органа местного самоуправления Закон также относит принятие решения о проведении местного референдума (ст. 22), установление льгот по уплате местных налогов и сборов (ст. 39). Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта Федерации.

Вопросы, составляющие предметы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления, не могут передаваться другим органам и должностным лицам местного самоуправления.

Это минимальный перечень полномочий представительного органа местного самоуправления, закрепленный федеральным законодательством. Другие полномочия определяются уставами муниципальных образований.

Однако практика показывает, что полномочия представительных органов местного самоуправления, гарантированные  федеральным законом, не дополняются на местном уровне. Если уставом предусмотрена должность главы муниципального образования, то полномочия представительного органа, как правило, редко выходят за рамки гарантированные федеральным законодательством. Это свидетельствует о том, что реальная власть на местах принадлежит главе муниципального образования.

Организация работы представительного органа местного самоуправления

Деятельность  представительного органа местного самоуправления определяется регламентом соответствующего органа, в котором устанавливается порядок созыва сессии, ведения заседания и принятия решений. Регламенты часто публикуются местной прессой.

В советский  период основной формой работы местных  Советов были сессии. Сессия (от лат. sessio - заседание) - это промежуток времени, в течение которого происходят пленарные заседания представительного органа и его комиссий. Регулярность проведения сессий местных Советов жестко закреплялась союзным и республиканским законодательством.

В настоящее время формы работы представительных органов местного самоуправления законодательно не определены. Организационно-правовые формы работы предусматриваются в уставах муниципальных образований или регламентах. В этих актах довольно редко используется слово "сессия", а говорится, как правило, о заседаниях.

Главной формой деятельности выборного представительного  органа местного самоуправления является его работа в пленарном составе. Содержание и эффективность пленарной, сессионной деятельности во многом предопределяют результативность других организационно-правовых форм деятельности депутатов (муниципальных советников, членов городских дум и собраний).

Пленарная, сессионная деятельность является главной, основной формой их функционирования, поскольку  только на сессии муниципального совета (думы, собрания и т.д.) решаются вопросы исключительного ведения представительного органа муниципального образования. Это прямо закреплено в Законе "об общих принципах организации местного самоуправления", в соответствии с п. 4 ст. 15 которого представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Только здесь решается вопрос об избрании руководителя представительного органа, который в соответствии с уставом муниципального образования может быть главой муниципального образования.

Уставы некоторых  муниципальных образований предусматривают  порядок утверждения структуры муниципального представительного органа, образования и упразднения постоянных комиссий и депутатских групп, принятия решений о досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления и его депутатов.

По отдельным  направлениям своей деятельности представительный орган местного самоуправления образует постоянные комиссии - основные рабочие службы. В комиссиях проходит вся подготовительная часть по выработке решений представительного органа.

В уставе муниципального образования или в регламенте работы представительного органа указывается периодичность проведения заседаний (сессий) представительного органа.

Виды заседаний  представительного органа местного самоуправления

Заседания могут  быть очередными и внеочередными, пленарными и проводимыми по комиссиям и комитетам, открытыми и закрытыми.

Очередные заседания  проводятся планово, в сроки, предусмотренные  уставами муниципальных образований и регламентами работы представительных органов. Очередную сессию представительного органа созывает председатель думы (совета, собрания и т.д.) или глава местного самоуправления, который может быть главой местной администрации.

Первая сессия созывается не позднее 14-20 дней после избрания представительного органа. Сессия правомочна при наличии не менее двух третей общего числа депутатов. Все вопросы на сессии представительного органа решаются на основе устава муниципального образования и регламента работы самого представительного органа. Некоторые вопросы конституционного свойства решаются на сессии представительного органа квалифицированным большинством, т.е. двумя третями общего количества (например, вопрос о самороспуске представительного органа).

Руководители  всех предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности, расположенных на территории муниципального образования, обязаны по требованию представительного органа или главы местного самоуправления являться на сессию совета (думы) для дачи ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам, входящим в компетенцию данного органа. Неявка названных лиц без уважительной причины влечет ответственность, предусмотренную за неисполнение решения представительного органа местного самоуправления.

Внеочередные  заседания созываются при наличии необходимых для этого обстоятельств. Регламенты представительных органов предусматривают особый порядок созыва внеочередного заседания. При созыве внеочередного заседания целесообразно извещать депутатов о повестке дня.

Заседания могут  быть пленарными, когда в работе принимают участие все депутаты одновременно, и проводимыми по комиссиям и комитетам, на которых депутаты предварительно обсуждают вопросы, планируемые к внесению на рассмотрение представительного органа. Правовые акты, как правило, принимаются представительным органом местного самоуправления только после предварительного обсуждения проектов в комиссиях, к ведению которых относятся данные вопросы.

Заседания представительного  органа в основном являются открытыми. На них могут присутствовать жители муниципального образования, представители общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, должностные лица исполнительных органов местного самоуправления, представители органов государственной власти, средств массовой информации и др.

Закрытые заседания  проводятся в особых случаях. Список приглашенных на заседание определяется представительным органом. При этом следует отметить, в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре, прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органа местного самоуправления, в том числе на закрытых.

Принятие правовых актов представительным органом  местного самоуправления

Правовые акты представительных органов обычно называются решениями. Представительный орган принимает решения коллегиально. Порядок принятия и вступления в силу решений представительного органа устанавливается в уставе муниципального образования и конкретизируется регламентом.

Для принятия решения  представительным органом необходим  кворум, который обеспечивается присутствием двух третей или половины числа избранных депутатов. В соответствии с регламентом рассмотрение проекта решения представительного органа местного самоуправления может осуществляться в несколько стадий (чтений). Например, при первом чтении происходит обсуждение документа, принятие его за основу, при втором - вносятся поправки и изменения и документ принимается в целом.

Многие решения  представительного органа местного самоуправления принимаются простым  большинством голосов. Гарантией исполнения этих актов является обязательность исполнения решений представительного органа всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (п. 1 ст. 44 Закона "об общих принципах организации местного самоуправления").

Внесение изменений  и дополнений в устав муниципального образования обычно принимается  квалифицированным большинством в  две трети голосов. Если это предусмотрено  законодательством региона, акты представительного органа подписывает глава муниципального образования, ему может быть предоставлено право вето.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Список  использованных источников

  1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42
  2. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти»/ Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1996. - № 7.
  3. Указ Президента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти»/ Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1996. - № 9.
  4. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. // Г.В. Барабашев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.-352с.
  5. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник //И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. - М., 2009. – 368 с.
  6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник /  О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – М., 2009. – 559 с.
  7. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.
  8. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти/ К.С.Бельский // Государство и право.- 1997.-№3.- с.15.
  9. Васильев В. И. Местное самоуправление: центр и регионы / В.И. Васильев // Журнал российского права. - 2003.- № 3;
  10. Васильев В. И. Местное самоуправление: закон и практика/ В.И. Васильев // Журнал российского права.- 2001. -№8.
  11. Васильев В. И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? /В.И.Васильев // Журнал российского права.- 2001. -№ 12.
  12. Мокрый В. С.Местное самоуправление: пути становления и развития /В.С. Мокрый // Журнал российского права.- 2002. -№ 10;
  13. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г./ А.Ф.Ноздрачев// Государство и право.-1996.-№ 1.

 

 


Муниципальное право. 3