Муниципальное право. 5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Муниципальное право»
Выполнила: студентка 2 курса Заочного факультета Специальность «Юриспруденция» Зачетная книжка № 11315 Срок обучения 6 лет Валиханова Рената Сайфутдиновна
Проверил: Борноволоков П.А.
|
Содержание:
Введение
Задание 1.Территориальное общественное самоуправление
Задача
Заключение
Список литературы.
Введение
Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ" (ТОС) в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.
Территориальное
общественное самоуправление не может
быть отнесено к общественным объединениям
граждан, так как в этом случае
на него распространялись бы нормы
законодательства об общественных объединениях,
и его организация и
Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.
Задание 1.Территориальное общественное самоуправление.
Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участиянаселения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизацииграждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативыв этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности1. В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
Сущность ТОС,
ни способ формирования этих органов
не допускают передачи органам территориального
общественного самоуправления властных
прав в отношении граждан и
юридических лиц. Формирование такого
властного института
Важность такого
института как территориальное
общественное самоуправление обусловлена
тем, что ТОС способствует воспитанию
гражданского самосознания, организации
активного сотрудничества власти и
народа, преодолению пассивности
и иждивенческих настроений населения.
Исходя из этого, органы государственной
власти и местного самоуправления должны
способствовать созданию ТОС, проводить
разъяснительную работу среди населения,
создавать условия для
Такую нормативную правовую базу составляют:
* Федеральный
Закон «Об общих принципах
организации местного
* Уставы муниципальных образований.
В настоящее время
не представляется возможным эффективного
общественного самоуправления в
связи с имеющей место
Разрешение возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС правового статуса в Федеральном законе «Об органах территориального общественного самоуправления».
Самоорганизация граждан по месту их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, а также через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).
ТОС осуществляется на принципах:
* добровольности объединения;
* равноправия граждан;
* законности;
* защиты прав
и интересов населения
*свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
*выборности и
подконтрольности органов и
*самостоятельности
и ответственности в принятии
и реализации собственных
*сочетания интересов
населения территории ТОС,
* гласности и учета общественного мнения.
ТОС осуществляется гражданам данной территории:
* в отдельных
поселениях (в городах, поселках,
селах, деревнях и иных
* на территории
нескольких поселений, в
Система ТОС населения включает в себя5:
* общие собрания
(сходы), в том числе земские,
конференции и иные формы
* органы ТОС - советы, комитеты или иные органы общественного
самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;
* уполномоченные выборные лица ТОС.
Территориальные границы ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан органом местного самоуправления.
ТОС в пределах
своих полномочий самостоятельно. Органы
ТОС различных территориальных
образований не соподчинены друг
другу. Органы ТОС не входят в систему
органов местного самоуправления.Учредителями
органа ТОС являются граждане постоянно
или преимущественно
Инициативная
группа граждан не менее чем из
трех человек постоянно или
Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через средства массовой информации или иным образом.
С момента объявления
результатов выборов
При небольшом числе жителей данной территории вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС6. Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта может избираться на общем собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории.
Квартальный, уличный,
дворовый, домовый комитет ТОС
избирается на общем собрании (сходе),
конференции граждан или
К уполномоченным выборным лицам ТОС относятся:
1) председатель
совета ТОС микрорайона,
2) председатель квартального, уличного, домового, дворового комитета;
3) староста населенного пункта;
4) старший по улице, двору, дому, подъезду.
Органы ТОС
и уполномоченные выборные лица ТОС
подлежат регистрации в местных
администрациях соответствующего муниципального
образования в порядке, установленном
«Положением об организации и
осуществлении ТОС в
В соответствии
с Уставом муниципального образования
представительный орган местного самоуправления
принимает нормативный правовой
акт муниципального образования
«Положение об организации и осуществлении
ТОС в муниципальном
2.Задача. Законом о выборах депутатов муниципальных образований области предусмотрено, что выборы проводятся по мажоритарной системе по одномандатным округам. Кандидатом в депутаты может быть зарегистрировано лицо, достигшее возраста 25 лет и проживающее на территории села не менее одного года. Прокурор района опротестовал данное положение закона о выборах.
Есть ли у прокурора основания для протеста?
Решение:
Основания для протеста у прокурора района есть. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» статья 4, пункт 5 «Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации»; и пункта 8 «Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается», предусмотренные требования к кандидатам в депутаты не законны.
(ст. 4, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации")
(ст. 4, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации")
Заключение.
Органы ТОС - исключительно российской
явление, возможности которого ввозрождении
нашего традиционного образа жизни
и основанной на нем самоорганизации
граждан по решению местных проблем
исключительно велики.
* неинформированность населения;
* идей, желанием и инициативной
создания ТОС на своей
* в бюджетах муниципальных
* при представительных органах
должны создаваться комитеты (комиссии)
по ТОС, что будет
* органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий;
* в местных администрациях для
уполномоченных выборных лиц
ТОС и членов органов ТОС
должно быть организовано
данная категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать материальное и моральное поощрения;
* интересы органов ТОС во
многом переплетаются с
* в настоящее время у органов
местного самоуправления
* для того, чтобы активнее лоббировать
интересы ТОС в органах
Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.
Список литературы:
1. Конституция РФ. - М. 1993
2. Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" 28 августа 1995
// СЗ РФ
3. Гладышев А.Г. Правовые основы местного
самоуправления. - М., 1996
4. Законодательные основы местного самоуправления
в Российской Федерации//Сост.: В.А.Барежев,
А.И.Денисов. СПб.: Знание, 1997.
5. Игнатов В.Г. Местное самоуправление:Учеб.
пос. для вузов/В.Г.Игнатов, В.В.Рудой.-Ростов
н/Д:Феникс,2001.-416с.
6. Комментарий к Федеральному закону "Об
обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления".
Издательство Государственной Думы. -
М., 1997, с. 18.
7. Модельные законы о выборах в субъектах
Российской Федерации. Выпуск 2. - М., 1998,
с. 10-11.
8. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2003.
9. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М., 1999
10.Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право в России: Учебник. Екатеринбург, 2003.
11.Сиддиков Р. Территориальное общественное самоуправление//Человек и политика. 2001. №8.
12.Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000.
1 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2003.
2 Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М., 1999
3 Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право в России: Учебник. Екатеринбург, 2003.
4 Сиддиков Р. Территориальное общественное самоуправление//Человек и политика. 2001. №8.
5 Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000.
6 Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000.