Муниципальное право. 14

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Кубанский государственный  технологический университет

(КубГТУ)

Департамент дополнительного  образования

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Муниципальное право»

Вариант 3

 

 

                  Выполнил:

                  студент гр. 08-ДГУ1

                  Прудников М.И.

                  Преподаватель:

                  Кузнецов А.А.

 

 

 

                                        Краснодар 2011


Вопрос 1. Организация  местной власти в советский период

 

Большевики после захвата  власти в октябре 1917 г. сделали в организации местной власти ставку на Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Народный комиссариат  внутренних дел в обращении от 4 января 1918 г. «Об организации местного самоуправления» указывал, что все прежние органы местного управления должны быть заменены областными, губернскими, уездными, районными и волостными Советами рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов. Вся страна должна покрыться целой сетью советских организаций, которые будут находиться в тесной организационной зависимости между собой. Каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит.

В инструкции этого Комиссариата, принятой в тот же день, на Советы дополнительно возлагались задачи управления и обслуживания всех сторон местной жизни - административной, хозяйственной, финансовой и культурно-просветительской, обязанность проводить в жизнь декреты и постановления центральной власти.

Перечисленные положения  получили развитие в Конституции  РСФСР 1918 г. Была учреждена двухзвенная система советских органов, включающая созываемые в областях, губерниях (округах), уездах (районах), волостях съезды Советов и городские, сельские Советы.

Съезды и Советы объявлялись  на территории своего действия высшей властью. В период между работой  съездов такой властью наделялись их исполкомы. В период между сессиями Советов высшей властью наделялись общие собрания избирателей.

Местные съезды, Советы, их органы обязаны были проводить в жизнь  решения высших органов власти, были ответственны перед ними. В связке "съезды - Советы" доминирующее положение  занимали съезды и их исполкомы. Они контролировали на своей территории деятельность местных Советов. Областные и губернские съезды Советов, их исполкомы обладали, кроме того, правом отмены решений местных Советов.

Избирательным правом пользовались граждане РСФСР, достигшие ко дню  выборов 18 лет.

Избрание съездов, Советов  было не равным. Был введен принцип  многостепенных выборов.

Число членов съездовского исполкома не должно было превышать: в области и губернии - 25; в уезде - 20; в волости - 10. Число членов исполкома  Совета в селении не должно было превышать пяти человек. Исполкомы  Советов в городах избирались в количестве не менее трех и не более 15 человек (в Петербурге и Москве - не более 40) как постоянно действующие представительные органы власти.

Описанную конструкцию власти отличает ряд признаков. Во-первых, местные органы сочетали в себе принятие решений и их исполнение. Именно это свойство отражает характеристика Советов как "работающих корпораций". За повседневное исполнение решений съездов, Советов отвечали исполкомы и являлись внутренними органами съездов, Советов. Во-вторых, советские органы действовали в рамках принятого тогда административно-территориального деления. В-третьих, Советы признавались классовыми организациями, объединявшими пролетарские и полупролетарские слои населения. В-четвертых, местные съезды, Советы взаимодействовали между собой и с высшими органами власти на началах централизма, подчинения нижестоящих органов вышестоящим по всем вопросам их компетенции, обязательности решений вышестоящих органов для органов нижестоящих. В-пятых, в условиях сложившейся в конце концов однопартийной политической системы власть Советов превратилась в прикрытие власти партийной. Они стали рассматриваться орудиями социалистического строительства. В-шестых, вводился институт императивного депутатского мандата, главным элементом которого являлось право избирателей отзывать своих депутатов. Перечисленные признаки при незначительном видоизменении некоторых из них сохраняли на всем протяжении существования советского строя.

Таким образом, местные органы власти оказались встроенными в  жесткую властную вертикаль, что дает возможность оценить советскую систему местной власти как крайнее проявление государственной теории самоуправления. Со временем из официального языка применительно к местам исчезает сам термин "самоуправление". Как самоуправленческое начинает рассматриваться государство в целом, объявленное государством трудового народа. Категория же местного самоуправления стала рассматриваться как элемент буржуазной демократии, чуждой демократии социалистической.

Конституция СССР 1936 г., Конституция РСФСР 1937 г. внесли ряд изменений в организацию власти в стране, в том числе и на местах.

В Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. заявлено о построении в стране общенародного государства.

На основе Конституции  СССР 1977 г. сложилась развитая система законодательства о местных Советах. Принятые четыре союзных закона закрепляли основные полномочия краевых, областных Советов народных депутатов, основные права и обязанности районных, городских и районных в городах, поселковых и сельских Советов. Их положения детализировались в соответствующих законах РСФСР.

Строгая систематизация позволила  обеспечить единство основных характеристик местных Советов разного уровня (представительный статус, основные направления и принципы работы, организационно-правовые формы деятельности, срок полномочий).

 

 

 

Вопрос 2. Законность и гласность в деятельности местного самоуправления.

 

Принцип законности ¾ один из основных конституционных принципов российской государственности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законность выступает  важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями  и уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации  устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Принципа законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, призывая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления.

Европейская Хартия о местном  самоуправлении устанавливает основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления:

« 1. Любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом.

2. Любой административный  контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности конституционных принципов».

Соблюдение законности в  деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, с помощью прокурорского надзора.

В соответствии с Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. В целях осуществления своих функций прокурор, его заместители вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов.

Прокурор или его заместители  приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или  должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления,  а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления ¾ на ближайшем заседании.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизирует предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления.

Обеспечение законности в  организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а так же решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Кроме того, важными полномочиями по пресечению незаконной деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления обладают законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. В порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данные органы решают вопрос о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Контроль за соответствием устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации осуществляют субъекты Российской Федерации при государственной регистрации устава.

 Гласность ¾ важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а так же возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация принципа гласности  в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления, а так же предполагает, что органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акт органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их обнародования.

Гражданам гарантируется  возможность получения полной и  достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Закон устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. Большую роль в обеспечении гласности призваны играть средства массовой информации. Осуществляется экономическая поддержка районных газет в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан местном самоуправлении. Практика показывает, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца.

 

 

 

Вопрос 3. Организационные  вопросы местного самоуправления

 

Местное самоуправление, как и любой вид социального  управления, имеет организационную  структуру, отражающую основные задачи и функции муниципальной деятельности.

Организационные основы местного самоуправления составляют муниципально-правовые нормы, закрепляющие структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, регламентирующие муниципальную службу.

Органы местного самоуправления - это выборные и  другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" связывает решение вопросов организации местного самоуправления с принятием устава муниципального образования.

В уставе определяются структура, наименование и порядок  формирования органов местного самоуправления, компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, регламентируются условия и порядок организации муниципальной службы, указываются гарантии прав должностных лиц, основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, срок полномочий, основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутатов и членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, другие положения, составляющие организационную основу местного самоуправления.

Муниципальное законодательство устанавливает обязательное наличие в муниципальных образованиях выборных органов местного самоуправления. Прежде всего имеется в виду наличие представительного органа - выборного органа, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительный  орган местного самоуправления состоит  из депутатов, избираемых путем тайного голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права в соответствии с федеральными законами и законами местного самоуправления закрепляется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Основной формой деятельности представительного органа местного самоуправления являются сессии (заседания), периодичность созыва которых  определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа. На сессиях (заседаниях) в коллегиальном порядке принимаются решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.

Уставами муниципальных  образований помимо представительных органов могут быть предусмотрены иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (в том числе и выборные). Основное их предназначение - исполнение решений представительных органов местного самоуправления, организационно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение их деятельности. И хотя муниципальное законодательство не содержит понятия "исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления", характер выполняемых функций позволяет с определенной степенью условности считать таковыми все иные, отличные от представительных, органы местного самоуправления.

Особое место  в системе местного самоуправления занимают главы муниципальных образований. Должность главы - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, может быть предусмотрена его уставом.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на данной территории, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с  уставом глава муниципального образования  наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Он руководит деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и согласно уставу муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные  лица местного самоуправления в соответствии с уставом подотчетны как населению непосредственно, так и представительному органу местного самоуправления.

Главы муниципальных  образований, иные должностные лица местного самоуправления, а также  другие лица, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Таким образом, муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. 
Муниципальные служащие не относятся к категории государственных служащих. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

 

 

 

 

Вопрос 4. Гарантии местного самоуправления

 

Гарантии осуществления  местного самоуправления в Российской Федерации определяются и обеспечиваются государством в лице федеральных и региональных органов государственной власти. Они имеют разнообразный характер и могут быть объединены в две основные группы: общие гарантии местного самоуправления и специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

В статье 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в  Российской Федерации не только признается, но и гарантируется местное самоуправление. Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления определен  в главе 8 Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации". Этот Федеральный закон в соответствии с его преамбулой определяет государственные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.

Следует отметить, что в  отличие от ранее действующей  редакции в новом Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержится специальной главы о гарантиях местного самоуправления. Однако это не означает, что федеральный законодатель отказался от установления законом таких гарантий. Правовые гарантии местного самоуправления закреплены в различных статьях данного Федерального закона, а также в иных федеральных законах.

Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимаются гарантии, закрепленные в законодательстве. Основными  из них являются:

1. Запрет на ограничение  прав местного самоуправления.

Местное самоуправление в  Российской Федерации гарантируется  запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции Российской Федерации).

В части 3 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что установленные Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.

2. Обязательность решений,  принятых путем прямого волеизъявления  граждан, решений органов и  должностных лиц местного самоуправления  для исполнения всеми расположенными  на территории муниципального  образования предприятиями, учреждениями и организациями, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.

Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные  правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 7)

3. Рассмотрение обращений  органов и должностных лиц  местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, организациями, к которым эти обращения направлены.

Особое внимание в федеральном  и региональном законодательстве уделено  праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов.

4. Гарантии финансово-экономической  самостоятельности местного самоуправления.

Важнейшей гарантией самостоятельности  местного самоуправления в решении  вопросов местного значения выступает  закрепляемая законодательством финансово-экономическая основа местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления устанавливает (ст. 9), что  органы местного самоуправления имеют  право в рамках национальной экономической  политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.

Гарантии финансово-экономической  самостоятельности местного самоуправления выражаются в том, что:

1) органы местного самоуправления  самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

2) органы местного самоуправления  вправе передавать муниципальное  имущество во временное или  постоянное пользование физическим  и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3) органы местного самоуправления  могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, участвовать  в создании хозяйственных обществ,  в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения.

4) наличие муниципального  бюджета является обязательным  условием осуществления местного  самоуправления. Органы местного  самоуправления формируют, утверждают  и исполняют местный бюджет (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

5. Судебная защита местного  самоуправления.

Судебная защита местного самоуправления занимает особое место  среди юридических гарантий. В статье 11 Европейской хартии местного самоуправления указано, что органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации в ст. 133 закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.

Помимо судов общей  юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в  законах обеспечивается и конституционным правосудием. Конституционный Суд Российской Федерации вынес ряд решений, имеющих принципиальное значение для развития местного самоуправления. Следует отметить, что сами органы местного самоуправления не наделены правом обращения в Конституционный Суд.