Муниципальное право. 4
Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской
области
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.
А.С.Пушкина»
«Муниципальное
право»
Контрольная
работа
Государственное и муниципальное управление 308
Студентка: Ушакова Л.Л.
Проверила:
Спажакина С.Н.
Санкт-Петербург
2011
Содержание
- Введение…………………………………………………………
….стр.2 - Правовая
основа местного самоуправления..………………........
..стр.3 - Публичные
слушания………………………………………………стр.
6 - Литература…………………………..……………………
………….стр.8
Введение
Муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления.
Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни.
Важную роль в регулировании муниципальных отношений играют акты международного права, например Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель
Правовая
основа местного самоуправления.
Правовая
основа местного самоуправления –
это совокупность правовых гарантий,
механизмов и средств реализации
гражданами права на местное самоуправление,
установленных законодательными актами
федеральных органов
Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст. 7 ФЗ раскрывается содержание понятия «законодательная основа местного самоуправления».
Законодательное
регулирование субъектами РФ вопросов
местного самоуправления осуществляется
в соответствии с Конституцией РФ
и ФЗ «Об общих принципах
В
процессе законодательного регулирования
вопросов местного самоуправления органам
местного самоуправления необходимо исходить
из следующих направлений
- Проводить обязательную юридическую экспертизу нормативного акта представительного органа государственной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления на предмет соответствия его норм высшим законодательным актам международного уровня, Конституции РФ и федеральным законам;
- Представительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления должны принимать нормативно-правовые акты только в тех случаях, когда нормы федерального (регионального) законодательства требуют детализации;
- Представительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты только по тем вопросам, которые отнесены к их ведению.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Европейская хартия местного самоуправления,
- Конституция Российской Федерации,
- Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
- Федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
- Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
- Уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.
Публичные
слушания.
Публичные слушания - одна из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
Согласно ст. 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения
На Публичные слушания должны выноситься:
- проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального образования;
- вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Возможны, например, следующие варианты реализации публичных слушаний:
- единовременное приглашение общественных деятелей — руководителей некоммерческих организаций, ТОСов и ТСЖ и представление им проекта нормативного акта. Такая схема реализована в г. Новосибирске;
- создание общественной палаты из представителей некоммерческих организаций, которая и будет проводить общественные слушания. Пример — г. Северодвинск;
- специальные процедуры, эквивалентные западным аналогам - например, жюри граждан.
В статье 16 Устава Никольского городского поселения говорится, что инициатива по проведению публичных слушаний может принадлежать населению, главе поселения или Совету депутатов поселения.
Решение о назначении публичных слушаний, инициированных населением или Советом депутатов поселения, принимает Совет депутатов поселения, а о назначении публичных слушаний, инициированных главой поселения – глава поселения.
На публичные слушания должны выноситься:
- проект устава муниципального образования, а так же проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- вопросы о преобразовании муниципального образования.
Литература
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
- Устав Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (новая редакция), с изменениями, внесенными Решением Совета депутатов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 20.03.2007 г. № 98