Муниципальное право. 2



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и развитие  организационных основ местного  самоуправления.

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняет положения Конституции РФ. Так, в соответствии с частью 1 статьи3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Эта норма позволяет  выделить несколько групп форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России: формы непосредственной демократии, формы опосредованного участия населения в местное самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов, следует выделять отдельную группу форм, которую составляют организационные формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление.

Несмотря на то, что  органы территориального общественного  самоуправления представляют собой  фактически опосредованное участие  населения представляется более правильным подход, в соответствии с которым территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Это вытекает из логики Федерального закона.

Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно- правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.1

“Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении  предметов ведения и полномочий между формами ее осуществления. Оно проявляется также и в том, что все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности и подконтрольности. Между всеми организационно - правовыми формами местного самоуправления существует тесная организационно - правовая связь”.2 С понятием “организационные формы местного самоуправления” тесно связано понятие “организационные основы местного самоуправления”. Термин «основы местного самоуправления» является новым для российского государствоведения. Это понятие введено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.

Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению  местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных актах. Особое место занимает Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, в статье7 которого введено понятие “законодательных основ местного самоуправления”; кроме того в названном законе используются понятия “территориальные основы местного самоуправления” и “финансово - экономические основы местного самоуправления”.Термин “организационные основы местного самоуправления”в федеральном законе не используется.

Основы местного самоуправления Писарев А. Н. определяет как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих наиболее важные, общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований территориальные, правовые, финансово - экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения. Однако здесь следует обратить на несколько моментов:

Во - первых, определяемое слово определяется через определяемое слово (основы - это совокупность норм, закрепляющая основы).

Во - вторых, в данном определении предполагается, что принципы могут быть установлены только на федеральном уровне. Это вытекает из статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению Федерации и субъектов Российской Федерации. 3

В - третьих, основы местного самоуправления могут определяется только законами.

Существует и другая точка зрения. Так, Фадеев В. И.определяет основы местного самоуправления через совокупность муниципально- правовых норм,1то есть через совокупность норм федерального уровня, уровня субъектов России, муниципального уровня, которые могут содержаться как в законах, так и в подзаконных актах. Однако первый подход представляется нам более приемлемым.

2. Определение структуры  и организационных форм осуществления  местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный  закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" связывает решение вопросов организации местного самоуправления с принятием устава муниципального образования. В уставе определяются структура, наименование и порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, регламентируются условия и порядок организации муниципальной службы, указываются гарантии прав должностных лиц, основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, срок полномочий, основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутатов и членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, другие положения, составляющие организационную основу местного самоуправления.

Муниципальное законодательство устанавливает обязательное наличие в муниципальных' образованиях выборных органов местного самоуправления. Прежде всего, имеется в виду наличие представительного органа - выборного органа, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

3. Организация работы  представительных органов местного самоуправления и организация работы исполнительных органов местного самоуправления.

Представительный орган  местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых путем тайного голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права в соответствии с федеральными законами и законами местного самоуправления закрепляется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Основной формой деятельности представительного органа местного самоуправления являются сессии (заседания), периодичность созыва которых определяется в уставе муниципального образования  и регламенте представительного органа. На сессиях (заседаниях) в коллегиальном порядке принимаются решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.4

Уставами муниципальных  образований помимо представительных органов могут быть предусмотрены  иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (в том числе и выборные). Основное их предназначение - исполнение решений представительных органов местного самоуправления, организационно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение их деятельности. И хотя муниципальное законодательство не содержит понятия "исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления", характер выполняемых функций позволяет с определенной степенью условности считать таковыми все иные, отличные от представительных, органы местного самоуправления.

Особое место в системе  местного самоуправления занимают главы  муниципальных образований. Должность  главы - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению  местного самоуправления на территории муниципального образования, может быть предусмотрена его уставом.

Глава муниципального образования  избирается гражданами, проживающими на данной территории, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с уставом  глава муниципального образования  наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Он руководит деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и согласно уставу муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

Глава муниципального образования  и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом подотчетны как населению непосредственно, так и представительному органу местного самоуправления.

Главы муниципальных образований, иные должностные лица местного самоуправления, а также другие лица, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Таким образом, муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальные служащие не относятся  к категории государственных  служащих. Правовая регламентация муниципальной  службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия  и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

5. Особенности  организации местного самоуправления  в районе (уезде), сельских поселениях.

Район (уезд) — административно-территориальная  единица, которая объединяет в своих  границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также  городские поселения.

Вариант организации власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоятельно решают вопросы своего административно-территориального устройства, организации государственной власти на своей территории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образования в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.5

Организация местного самоуправления в районе (уезде) возможна в различных  вариантах.

1. В границах территории района может быть создано единое районное муниципальное образование. Особенностью этого варианта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образования отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоятельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структурные подразделения в городских и сельских поселениях, расположенных на территории района; б) единая районная муниципальная собственность; в) единый районный бюджет. Структурным подразделениям районной администрации, которые создаются в городских и сельских поселениях (сельских округах, сельсоветах, волостях), могут передаваться в управление объекты районной муниципальной собственности, им могут выделяться также из районного бюджета финансовые средства (смета расходов). Данная организация местного самоуправления возможна при условии, что население городских и сельских поселений или органы, обладающие правом от имени населения принимать решения, высказались за образование единого районного муниципального образования. Создание единых районных муниципальных образований обусловлено слабостью финансово-экономической базы небольших поселений.6

На территории районного муниципального образования имеются другие муниципальные  образования (городские, поселковые, сельские). Основной проблемой организации  местного самоуправления в районе в  этом случае является решение вопросов о взаимодействии районных органов самоуправления с городскими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципальных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Разграничения полномочий по вопросам совместного ведения устанавливаются договором между муниципальными образованиями.

3. В ряде субъектов Федерации  район признается уровнем государственного  управления.

Субъекты Федерации вправе создавать  территориальные (местные) органы государственной власти общей компетенции: органы представительной и исполнительной государственной власти территориальных единиц, которые непосредственно входят в состав субъекта Федерации. Если в административно-территориальных единицах сформированы органы местного самоуправления, то их полномочия не могут быть прекращены (в связи с созданием соответствующих местных органов государственной власти) без учета мнения населения на основании и в формах, предусмотренных законами субъекта Федерации. Население вправе потребовать проведения в этом случае референдума. Если же такое требование не заявляется, то для досрочного прекращения полномочий муниципальных органов достаточно решения соответствующих представительных органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что субъекты Российской Федерации, решая вопрос об уровнях публичной власти на своей территории, в большинстве своем не предусматривают создания местных органов государственной власти общей компетенции, образующих самостоятельный уровень публичной власти в субъекте Федерации. Во всех случаях организации местного самоуправления в районе (уезде) на его территории могут действовать органы территориального общественного самоуправления. Они создаются в городских, сельских поселениях (когда данные поселения не имеют статуса муниципального образования) или на части территории городских, сельских поселений (когда данные поселения имеют статус муниципального образования).7

6. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях.

 Городское поселение  – город или поселок с прилегающей  территорией (в составе городского  поселения также могут находиться  сельские населенные пункты, не  являющиеся сельскими поселениями  в соответствии с настоящим  Федеральным законом и законами  субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправлени. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

В состав территории городского поселения  могут входить:

а) один город или один поселок  городского типа;

б) территории, предназначенные для  развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения;

в) территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (данные территории должны быть внесены в генеральный план городского поселения).8

Вне сомнения, городскими поселениями  являются города: они могут быть республиканского (республики в составе  РФ), краевого, областного, окружного  и районного значения. Помимо того, что они имеют официальный статус города, важным фактором является и то, что население в подавляющем большинстве не имеет отношения к сельскохозяйственному труду. Городскими поселениями можно считать и многие поселки, даже входящие в состав сельских районов, если большинство жителей поселка профессионально не занимается сельским хозяйством.

К вопросам местного значения поселения  относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение  бюджета поселения и контроль  за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности поселения;

4) организация в границах поселения  электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство  автомобильных дорог общего пользования,  мостов и иных транспортных  инженерных сооружений в границах  населенных пунктов поселения,  за исключением автомобильных  дорог общего пользования, мостов  и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан,  проживающих в поселении и  нуждающихся в улучшении жилищных  условий, жилыми помещениями в  соответствии с жилищным законодательством,  организация строительства и  содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и т. д.9

7 Особенности организации  местного самоуправления в закрытых  административно-территориальных образованиях.

Особенности осуществления  местного самоуправления в ЗАТО определены Законом РФ « О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992г.

Органы местного самоуправления ЗАТО имеют ряд дополнительных полномочий. В частности, они:

- координируют деятельность предприятий  и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- разрабатывают схемы оповещения  и эвакуации населения в случаях  аварий на предприятиях и (иных) объектах либо при их угрозе. При возникновении опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на предприятиях глава местной администрации совместно с руководителями предприятия осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решения об эвакуации населения;

- участвуют совместно с руководителями  предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых или запретных зон;

- по согласованию с органами  ФСБ имеют право давать разрешение  на въезд граждан в закрытое  административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и объектов;

- осуществляется контроль за  санитарно-эпидемиологическим, радиационным  и экологическим состоянием территорий  ЗАТО, за исключением режимных  территорий предприятий или объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых или запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

- вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

- выступают заказчиком на строительство  и ремонт жилья, объектов социальной  инфраструктуры, в том числе на  основе долевого участия юридических  лиц, расположенных на его территории.

Порядок осуществляемого по категории  специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством РФ.

Формирование бюджета закрытого  административно-территориального образования  также имеет определенные особенности. В ходе бюджета ЗАТО зачисляются  все налоги, сборы и другие поступления  с его территории. Дефицит бюджета покрывается дотациями и субвенциями из федерального бюджета - отдельной статьей для каждого ЗАТО. Эти статьи расходов федерального бюджета являются защищенными, т.е. указанные суммы не подлежат уменьшению в процессе возможного секвестирования.

Органами местного самоуправления ЗАТО могут предоставляться дополнительные льготы по налогам и сборам организациям , зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований. Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90% основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих закрытых административно-территориальных образований.

В ведении органов местного самоуправления ЗАТО находятся все земли, кроме тех, которые заняты предприятиями или иными производственными объектами - они находятся в федеральной собственности.10

Приложение

 

Смета расходов местного самоуправления на 2013 год.

Таблица 1

 

Управление социальной политики администрации г. Томска

 

- Управление               01          06         000      000       000000                  11478

     Оплата труда                                                              90100                     7325

     Начисления на оплату  труда                                     90200                     2523

     Приобретение предметов  снабжения и 

     расходных материалов                                              90300                          303

     В т. ч. ГСМ                                                                 90340                          70

                 Прочие предметы снабжения                        90350                          63

      Командировки и  служебные разъезды                     90400                          30

      Транспортные услуги                                                90500                           49

 

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

7

8


      Оплата услуг связи                                                    90600                         500

      Оплата коммунальных  услуг                                    900700                      528

       В т. ч. оплата  содержания помещений                     90710                          28

                  Оплата потребления тепловой энергии         90720                         20

                  Оплата отопления                                          900721                        20

                  Оплата потребления эл. энергии                  900730                       60

                  Оплата водоснабжения                                 900740                         68

      Оплата текущего  ремонта оборудования и 

      инвентаря                                                                    901020                      50

      Оплата текущего  ремонта зданий                            901030                      251

          Прочие  расходы                                                  81040 00                   250

     Оплата договоров  по вневедомственной

     охране                                                                       81040 01                   75

     Подписка и приобретение  периодических 

     изданий                                                                       81040 03                    80

     прочие расходы                                                         81040 12                    152

     Приобретение оборудования                                    120120                       150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

нормативно - правовая литература:

  1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон, 28 августа 1995 года, № 154 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- № 17.
  4. Федеральный закон от 12.08.2000 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  5. Закон РФ « О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г.
  6. Закон Томской области «Об областном бюджете на 2002 год» от 26.12.2000 г. // Томские новости 20.12.2001 (Закон субъекта Федерации о региональном бюджете на 2002 год).
  7. Решение Томской городской Думы № 132 от 28.02.2002 «О бюджете г. Томска на 2002 год» // Томский вестник 20.03.2002 (Решение муниципального представительного органа о муниципальном бюджете на 2002 год).

учебная литература:

  1. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. и др. Бюджетный процесс в Российской Федерации. – М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА – М, 1998.
  2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2000.
  3. Местное самоуправление. – М.: Деловой альянс, 1998. – Нормативная база.
  4. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Закон, № 126 – ФЗ.
  5. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1995.