Муниципальное право. 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и развитие
организационных основ
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняет положения Конституции РФ. Так, в соответствии с частью 1 статьи3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Эта норма позволяет выделить несколько групп форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России: формы непосредственной демократии, формы опосредованного участия населения в местное самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов, следует выделять отдельную группу форм, которую составляют организационные формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление.
Несмотря на то, что органы территориального общественного самоуправления представляют собой фактически опосредованное участие населения представляется более правильным подход, в соответствии с которым территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Это вытекает из логики Федерального закона.
Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно- правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.1
“Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между формами ее осуществления. Оно проявляется также и в том, что все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности и подконтрольности. Между всеми организационно - правовыми формами местного самоуправления существует тесная организационно - правовая связь”.2 С понятием “организационные формы местного самоуправления” тесно связано понятие “организационные основы местного самоуправления”. Термин «основы местного самоуправления» является новым для российского государствоведения. Это понятие введено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.
Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных актах. Особое место занимает Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, в статье7 которого введено понятие “законодательных основ местного самоуправления”; кроме того в названном законе используются понятия “территориальные основы местного самоуправления” и “финансово - экономические основы местного самоуправления”.Термин “организационные основы местного самоуправления”в федеральном законе не используется.
Основы местного самоуправления Писарев А. Н. определяет как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих наиболее важные, общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований территориальные, правовые, финансово - экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения. Однако здесь следует обратить на несколько моментов:
Во - первых, определяемое слово определяется через определяемое слово (основы - это совокупность норм, закрепляющая основы).
Во - вторых, в данном определении предполагается, что принципы могут быть установлены только на федеральном уровне. Это вытекает из статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению Федерации и субъектов Российской Федерации. 3
В - третьих, основы местного самоуправления могут определяется только законами.
Существует и другая точка зрения. Так, Фадеев В. И.определяет основы местного самоуправления через совокупность муниципально- правовых норм,1то есть через совокупность норм федерального уровня, уровня субъектов России, муниципального уровня, которые могут содержаться как в законах, так и в подзаконных актах. Однако первый подход представляется нам более приемлемым.
2. Определение структуры
и организационных форм
Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" связывает решение вопросов организации местного самоуправления с принятием устава муниципального образования. В уставе определяются структура, наименование и порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, регламентируются условия и порядок организации муниципальной службы, указываются гарантии прав должностных лиц, основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, срок полномочий, основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутатов и членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, другие положения, составляющие организационную основу местного самоуправления.
Муниципальное законодательство устанавливает обязательное наличие в муниципальных' образованиях выборных органов местного самоуправления. Прежде всего, имеется в виду наличие представительного органа - выборного органа, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
3. Организация работы представительных органов местного самоуправления и организация работы исполнительных органов местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых путем тайного голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права в соответствии с федеральными законами и законами местного самоуправления закрепляется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Основной формой деятельности представительного органа местного самоуправления являются сессии (заседания), периодичность созыва которых определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа. На сессиях (заседаниях) в коллегиальном порядке принимаются решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.4
Уставами муниципальных
образований помимо представительных
органов могут быть предусмотрены
иные органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления (в том числе и выборные).
Основное их предназначение - исполнение
решений представительных органов местного
самоуправления, организационно-методическое,
информационное и материально-техническое
обеспечение их деятельности. И хотя муниципальное
законодательство не содержит понятия
"исполнительно-
Особое место в системе местного самоуправления занимают главы муниципальных образований. Должность главы - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, может быть предусмотрена его уставом.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на данной территории, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с уставом
глава муниципального образования
наделяется собственной компетенцией
по решению вопросов местного значения.
Он руководит деятельностью
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом подотчетны как населению непосредственно, так и представительному органу местного самоуправления.
Главы муниципальных образований, иные должностные лица местного самоуправления, а также другие лица, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Таким образом, муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Муниципальные служащие не относятся к категории государственных служащих. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.
5. Особенности
организации местного
Район (уезд) — административно-
Вариант организации власти в районе
зависит от субъекта Федерации, которые
самостоятельно решают вопросы своего
административно-
Организация местного самоуправления в районе (уезде) возможна в различных вариантах.
1. В границах территории района может быть создано единое районное муниципальное образование. Особенностью этого варианта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образования отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоятельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структурные подразделения в городских и сельских поселениях, расположенных на территории района; б) единая районная муниципальная собственность; в) единый районный бюджет. Структурным подразделениям районной администрации, которые создаются в городских и сельских поселениях (сельских округах, сельсоветах, волостях), могут передаваться в управление объекты районной муниципальной собственности, им могут выделяться также из районного бюджета финансовые средства (смета расходов). Данная организация местного самоуправления возможна при условии, что население городских и сельских поселений или органы, обладающие правом от имени населения принимать решения, высказались за образование единого районного муниципального образования. Создание единых районных муниципальных образований обусловлено слабостью финансово-экономической базы небольших поселений.6
На территории районного муниципального образования имеются другие муниципальные образования (городские, поселковые, сельские). Основной проблемой организации местного самоуправления в районе в этом случае является решение вопросов о взаимодействии районных органов самоуправления с городскими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципальных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Разграничения полномочий по вопросам совместного ведения устанавливаются договором между муниципальными образованиями.
3. В ряде субъектов Федерации
район признается уровнем
Субъекты Федерации вправе создавать
территориальные (местные) органы
государственной власти общей компетенции:
органы представительной и исполнительной
государственной власти территориальных
единиц, которые непосредственно входят
в состав субъекта Федерации. Если в административно-
6. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях.
Городское поселение
– город или поселок с
В состав территории городского поселения могут входить:
а) один город или один поселок городского типа;
б) территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения;
в) территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (данные территории должны быть внесены в генеральный план городского поселения).8
Вне сомнения, городскими поселениями являются города: они могут быть республиканского (республики в составе РФ), краевого, областного, окружного и районного значения. Помимо того, что они имеют официальный статус города, важным фактором является и то, что население в подавляющем большинстве не имеет отношения к сельскохозяйственному труду. Городскими поселениями можно считать и многие поселки, даже входящие в состав сельских районов, если большинство жителей поселка профессионально не занимается сельским хозяйством.
К вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение
бюджета поселения и контроль
за исполнением данного
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах
5) содержание и строительство
автомобильных дорог общего
6) обеспечение малоимущих
7 Особенности организации
местного самоуправления в
Особенности осуществления
местного самоуправления в ЗАТО определены Законом РФ « О закрытом
административно-
Органы местного самоуправления ЗАТО имеют ряд дополнительных полномочий. В частности, они:
- координируют деятельность
- разрабатывают схемы
- участвуют совместно с
- по согласованию с органами
ФСБ имеют право давать
- осуществляется контроль за
санитарно-эпидемиологическим, радиационным
и экологическим состоянием
- вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;
- выступают заказчиком на
Порядок осуществляемого по категории
специальных расходов централизованного
материально-технического обеспечения
программ социально-экономического развития
закрытого административно-
Формирование бюджета
Органами местного самоуправления
ЗАТО могут предоставляться дополнительные
льготы по налогам и сборам организациям
, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков
в налоговых органах закрытых административно-
В ведении органов местного самоуправления ЗАТО находятся все земли, кроме тех, которые заняты предприятиями или иными производственными объектами - они находятся в федеральной собственности.10
Приложение
Смета расходов местного самоуправления на 2013 год.
Таблица 1
Управление социальной политики администрации г. Томска
- Управление 01 06 000 000 000000 11478
Оплата труда
Начисления на оплату
труда
Приобретение предметов снабжения и
расходных материалов
В т. ч. ГСМ
Прочие предметы снабжения
Командировки и служебные разъезды 90400 30
Транспортные услуги
Продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Оплата услуг связи
Оплата коммунальных услуг 900700 528
В т. ч. оплата содержания помещений 90710 28
Оплата потребления тепловой энергии 90720 20
Оплата отопления 900721 20
Оплата потребления эл. энергии 900730 60
Оплата водоснабжения 900740 68
Оплата текущего ремонта оборудования и
инвентаря
Оплата текущего
ремонта зданий
Прочие расходы 81040 00 250
Оплата договоров по вневедомственной
охране
Подписка и приобретение периодических
изданий
прочие расходы
Приобретение оборудования
Список используемой литературы:
нормативно - правовая литература:
- Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
- Федеральный закон «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон, 28 августа 1995 года, № 154 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- № 17.
- Федеральный закон от 12.08.2000 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации».
- Закон РФ « О закрытом административно-территориально
м образовании» от 14 июля 1992 г. - Закон Томской области «Об областном бюджете на 2002 год» от 26.12.2000 г. // Томские новости 20.12.2001 (Закон субъекта Федерации о региональном бюджете на 2002 год).
- Решение Томской городской Думы № 132 от 28.02.2002 «О бюджете г. Томска на 2002 год» // Томский вестник 20.03.2002 (Решение муниципального представительного органа о муниципальном бюджете на 2002 год).
учебная литература:
- Баранова Л.Г., Врублевская О.В. и др. Бюджетный процесс в Российской Федерации. – М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА – М, 1998.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2000.
- Местное самоуправление. – М.: Деловой альянс, 1998. – Нормативная база.
- О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Закон, № 126 – ФЗ.
- Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1995.