Муниципальное право. 15
План.
1. Понятие правопреемства.
Конвенции о правопреемстве.
2. Правопреемство
в отношении договоров.
3.Правопреемство
в отношении государственной
собственности и
4. Правопреемство
в отношении государственных
долгов.
5. Заключение.
В ходе истории
бывают случаи, когда одно государство
разделяется на два или более
новых, когда два или более
государств объединяются в одно новое,
когда на части территории государства
создается новое государство, когда
одно государство входит в состав другого,
когда часть территории одного государства
переходит к другому. Крупными примерами
такого рода изменений являются: вхождение
в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое
объединение Германии; отделение в 1991
г. Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще
существовавшего СССР, последовавшее
несколько позднее полное прекращение
существования этого Союза и возникновение
на его территории двенадцати независимых
государств; образование в 1992 г. на территории
бывшей Социалистической Федеративной
Республики Югославии в качестве самостоятельных
государств Боснии и Герцеговины, Македонии,
Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории,
объединившихся в Союзную Республику
Югославию; возникновение в 1993 г. на месте
Чехо-Словакии самостоятельных Чехии
и Словакии. Во всех этих случаях возникает
вопрос о влиянии изменений на международные
обязательства, о судьбе собственности,
или, иначе говоря, о правопреемстве.
Правопреемство
- это переход прав и обязанностей
в результате смены одного государства
другим в несении ответственности за международные
отношения какой-либо территории.
В международном
праве государство понимается как
единство трех элементов: население, территория,
власть. Правопреемство связано с
изменениями только одного элемента
- территории. Изменение численности населения
или организации власти таких последствий
не порождают.
Правопреемство
- давний институт международного права,
который получил широкое
В осуществлении
правопреемства, сколько бы государств
ни было его участниками, всегда различимы
две стороны: государство-предшественник,
которого полностью или в отношении части
территории сменяет новый носитель ответственности
за международные отношения, и государство-преемник,
то есть государство, к которому эта ответственность
переходит. Понятие “момент правопреемства”
означает дату смены государством-преемником
государства-предшественника в несении
указанной ответственности. Объектом
правопреемства является территория,
применительно к которой сменяется государство,
несущее ответственность за ее международные
отношения.
Многие случаи
правопреемства говорят о том, что
государства не придерживались единых
правил, все решалось с учетом конкретных
условий, в соответствии со сложившейся
политической обстановкой. Иногда государства
расходятся по коренным аспектам правопреемства.
Так после Второй мировой войны власти
ФРГ исходили из того, что германский рейх
как субъект права и историко-политическая
реальность никогда не переставал существовать.
ФРГ рассматривалась как воплощение этого
факта. В отличие от этого, другие правительства,
в том числе и советское, придерживались
того мнения, что в результате войны германский
рейх прекратил свое существование, а
ФРГ является лишь одной из правопреемниц
прежней Германии.
Под эгидой ООН
приняты две конвенции о
Что касается договоров,
то правопреемство не касается договоров,
установивших границы и их режим,
а также обязательств относительно пользования
любой территорией, установленных в пользу
иностранного государства. Так при воссоединении
Германии не была поставлена под сомнение
граница по Одеру - Нейссе, установленная
договором между Польшей и ГДР 1950 г.
При переходе части
территории от одного государства к
другому действует принцип
______________________________
* Цитаты из: “ООН
в документах” Международные
отношения, М., 1995 г.
другими государствами.
В некоторых случаях они
Приведенные правила
относятся и к случаю, когда
одно государство присоединяется к другому,
которое сохраняет свою правосубъектность.
Особым случаем в этом плане было вхождение
ГДР в ФРГ, в результате чего первая утратила
свою правосубъектность, а вторая сохранила.
Сложность состояла в том, что общественно-политические
и правовые системы этих государств принципиально
отличались. Большие различия были в их
международных обязательствах. Поэтому
по согласованию с другими заинтересованными
государствами было принято следующее
положение: международно-правовые договоры,
заключенные ГДР, должны рассматриваться
с ее партнерами с точки зрения обеспечения
доверия, интересов участвующих государств
и договорных обязательств ФРГ, а также
с учетом компетенции Европейских сообществ.
Более того, должно было учитываться их
соответствие принципам свободного, демократического
и правового государственного устройства.
В результате такого рассмотрения договоры
ГДР подлежали сохранению, пересмотру
или аннулированию. Что же касается договоров
ФРГ, то они сохранили свою силу и распространили
действие на территорию бывшей ГДР. Эти
положения были закреплены в договоре
об объединении Германии 1990 г.
Если при разделении
государства одна из частей продолжает
существовать как государство-
В 1947 г. от Индии
отделился Пакистан. По этому поводу
Секретариат ООН занял
Иная позиция
отражена в Конвенции о правопреемстве
в отношении договоров. Договоры
государства-предшественника
После распада
Югославии вновь образованные государства
были приняты в члены ООН. Название
“Югославия” сохранила
Правопреемство
государств не затрагивает обязательств,
касающихся пользования любой территорией
или ограничений на это, установленных
договором в пользу иностранного государства,
группы государств, а равно прав, установленных
договором в пользу какой-либо территории,
группы государств или всех государств
и касающихся пользования территорией
иностранного государства.
Основные нормы
по вопросу правопреемства в отношении
государственной собственности
содержатся в Венской конвенции
о правопреемстве государств в отношении
государственной собственности, государственных
архивов и государственных
Существует важная
проблема правопреемства в отношении
государственной собственности - компенсация
за собственность, переходящую к государству-преемнику.
В Конвенции предусматривается, что в
принципе такой переход должен происходить
без компенсации, если иное не согласовано
заинтересованными государствами или
не предусмотрено решением соответствующего
международного органа (ст. 11 Конвенции
1983 г.). Вместе с тем в Конвенции оговорено,
что ее положения не наносят ущерба какому-либо
вопросу о справедливой компенсации между
государством-предшественником и государством-преемником,
который может возникнуть в результате
правопреемства при разделении государства
или отделении от него части территории.
Нормами правопреемства
устанавливается неодинаковый режим
для перехода движимой и недвижимой
собственности. При объединении
государств все просто - к государству-преемнику
переходит вся государственная собственность
государств-предшественников. При разделении
государства и образовании на его территории
двух или более государств-преемников:
n недвижимая
собственность государства-
n недвижимая
собственность, находящаяся за
пределами государства-
n движимая
собственность государства-
В случае передачи
части территории одного государства
другому переход
Положения о
правопреемстве в отношении государственной
собственности не применимы в том, что
касается ядерного оружия, также являющегося
такого рода собственностью. Согласно
Договору о нераспространении ядерного
оружия 1968 г., каждая из ядерных держав,
будь то Россия, США, Великобритания, Франция
или Китай, обязуется не передавать кому
бы то ни было ядерное оружие или другие
ядерные взрывные устройства, а неядерное
государство связано встречным обязательством
не принимать от кого бы то ни было ядерного
оружия или ядерных взрывных устройств.
Эти положения договора исключают какое
бы то ни было правопреемство в отношении
ядерного оружия.
Из соглашений
и решений, принятых в рамках СНГ
по вопросам правопреемства в отношении
государственной собственности
бывшего СССР видно, что предметом
урегулирования стала прежде всего
та часть этой собственности, которая
находилась за рубежом. По Соглашению
глав государств СНГ от 30 декабря 1991 г.
и Соглашению о распределении всей собственности
бывшего СССР за рубежом от 6 июля 1992 г.
их участники подтвердили право каждой
стороны на владение, пользование и распоряжение
причитающейся ей такого рода долей при
соблюдении прав и интересов других сторон,
а также законов государств, на территории
которых находится имущество, входящее
в эту долю.
Что касается государственных
архивов. Под государственными архивами
государства-предшественника понимается
совокупность документов любой давности
и рода, произведенных или приобретенных
этим государством в ходе его деятельности,
которые на момент правопреемства принадлежали
ему согласно его внутреннему праву и
хранились им под его контролем в качестве
архивов для различных целей.
Конвенцией предусматривается
обязанность государства-
Правопреемство
не касается архивов, которые находятся
на территории государства-предшественника,
но принадлежат третьему государству,
согласно внутреннему праву государства-предшественника
(ст. 24 Конвенции 1983 г.).
При объединении
государств и образовании одного
государства-преемника к нему переходят
государственные архивы государств-предшественников.
При разделении
государства, когда на его месте
возникает несколько
При отделении
от государства части его
Судьба государственных
архивов СССР была урегулирована
в связи с его распадом между
возникшими в пределах его территории
государствами СНГ. Соглашение о правопреемстве
в отношении государственных архивов
бывшего СССР от 6 июля 1992 г., заключенное
между этими государствами, исходит из
принципа целостности и неделимости фондов,
образовавшихся в результате деятельности
высших государственных структур бывших
Российской империи и Союза ССР и хранящихся
в государственных архивах за пределами
государств - участников соглашения. Они
не претендуют на право владения этими
документами. Вместе с тем по Соглашению
придается важное значение содержанию
полноценных архивных фондов государств-участников.
Они взаимно признают осуществленный
в соответствии с их законодательствами
переход под их юрисдикцию государственных
архивов и других архивов союзного уровня,
включая отраслевые архивные фонды бывшего
СССР, находящиеся на их территории. Признается
также право на возвращение тех фондов,
которые образовались на территории каждой
из стран и в разное время оказались за
ее пределами.
Когда отсутствует
возможность физического
Венская конвенция
1983 г. регулирует также вопросы правопреемства
государств в отношении государственных
долгов. Для целей регулирования
правопреемства государственный долг
означает любое финансовое обязательство
государства-предшественника в
Когда государства
объединяются и образуют одно государство-преемник,
к нему переходят государственные
долги государств-
При разделении
государства на несколько частей,
и если государства-преемники не договорились
об ином, государственный долг переходит
к ним в справедливой доле с учетом, в частности,
имущества, прав и интересов, которые переходят
к ним в связи с государственным долгом.
Аналогичное правило, при отсутствии соглашения,
применяется, когда происходят отделение
части территории государства и образование
на ней государства-преемника или когда
отделившаяся часть территории объединяется
с другим государством, а также когда часть
территории передается одним государством
другому.
Между бывшими
союзными советскими республиками был
заключен ряд многосторонних и двусторонних
соглашений относительно правопреемства
в отношении государственного долга
СССР. Основным из них был многосторонний
договор о правопреемстве в отношении
внешнего государственного долга и активов
СССР 1991 г., который определил понятие
внешнего государственного долга и активов.
Однако решить проблему на основе пропорционального
распределения долга не удалось.
Неурегулированность
проблемы отрицательно сказывалась на
развитии финансовых отношений с иностранными
государствами и международными организациями.
Исходя из этого, Россия в 1993 г. предложила
радикальное решение, на основе принципов
которого предлагалось заключить двусторонние
соглашения. В Постановлении Правительства
от 17 мая 1993 г. эти принципы изложены следующим
образом. Доли бывших союзных республик
определяются с учетом фактического количества
государств, подписавших Договор 1991 г.
Следовательно, доля долга неучаствующих
государств перераспределяется между
участниками. Республики передают России
обязательства по выплате доли этих государств.
В целях компенсации республики передают
России свои доли в активах бывшего СССР.
Особый режим
установлен Венской конвенцией для
нового независимого государства. Никакой
государственный долг государства-предшественника
не переходит к нему. Иной порядок может
быть установлен только путем взаимного
соглашения, заключенного с учетом связи
между долгом предшественника, относящимся
к его деятельности на территории, которая
является объектом правопреемства, и имуществом,
правами и интересами, которые переходят
к новому государству.
Как видно из
вышеприведенного мировая практика
правопреемства довольно обширна и
хорошо отрегулирована. Попытка ООН
ввести общие для всех правила правопреемства
пока не получила необходимой поддержки.
Тем не менее Венские конвенции относительно
правопреемства, основываясь на принципе:
правила Конвенции применяются в случае
отсутствия соглашения сторон относительно
правопреемства, не выглядят декларативными
бумажками. По своей сути они действуют
и без необходимого числа ратификаций.
Литература.
Блатова Н.Т. Международное
право. “Юридическая литература”, М.,
1987 г.
Кожевников Ф.И.
Международное право, “Международные
отношения”, М., 1997 г.
“ООН в документах”, “Международные отношения”, М., 1995 г.