Муниципальное право. 13

                                               План:

Введение……………………………………………………………3

Понятие муниципального образования……………………………………5

Структура муниципального образования…………………………………6

Организационные основы местного самоуправления……………………7

Заключение…………………………………………………………………..9

Список литературы…………………………………………………………11

                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение  населением (непосредственно или  через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно  местного характера. Они напрямую связаны  с жизненными интересами людей, повседневными  заботами жителей городских и  сельских поселений.

Местное самоуправление - институт глубоко  демократичный, поскольку оно приобщает  граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в руках государственных  органов. Решение многих вопросов "внизу" - там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и  особенностей, существенно повышает эффективность управления делами общества и государства.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это  гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации  статуса местного самоуправления, обеспечение  обязательности решений субъектов  местного самоуправления. Организационные  и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных  служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др.

Местное самоуправление в России имеет собственные  исторические корни. Оно формировалось  уже в средние века и получило значительное развитие во второй половине XIX века. Однако в советский период власть строилась на идее централизации. Воплощением ее, согласно Конституции  РСФСР 1978 г., были принцип демократического централизма как основа организации  и деятельности Советского государства, включение Советов в единую систему  органов государственной власти, право вышестоящих органов отменять решения нижестоящих, двойное подчинение (по вертикали и горизонтали) отраслевых и функциональных местных органов  управления.

Переход к новой организации власти на принципах местного самоуправления начался в конце 80-х гг. в контексте  демократических преобразований, происходивших  в СССР. Первые концептуальные подходы  в этом отношении отразил Закон  СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства  в СССР" от 9 апреля 1990 г., а в  России - Закон РСФСР "О местном  самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991 г.. Этапом в его развитии стали  указы Президента Российской Федерации: "О реформе представительных органов  власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 9 октября 1993 г.; "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" от 26 октября 1993 г.; "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. утверждением "в Российской Федерации признается местное самоуправление" как бы ставит точку в дискуссии о том, быть или не быть местному самоуправлению в России: оно считается, безусловно, необходимым как основа организации власти местных сообществ.

Одно  из ключевых понятий местного самоуправления – муниципальное образование.

Категория «муниципальное образование актуально  для исследования, потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой  его функционирования, поэтому 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Понятие «муниципальное образование»

Легальное определение муниципального образования  содержится в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон): «Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная  Федеральным законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

Таким образом, можно выделить следующие  элементы категории «муниципальное образование»:

- поселение  или поселения, объединенные общей  территорией в пределах которых  осуществляется местное самоуправление;

- выборные  органы местного самоуправления, действующие на территории данного  поселения;

- муниципальная  собственность и бюджет.

Статья 131 Конституции Российской Федерации  закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций. На основании факта данной статьи и статьи 1 Закона территория местного самоуправления является в  то же время территорией муниципального образования.     Местное самоуправление в Российской Федерации является территориальным, то есть осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, то есть все субъекты Федерации обязаны  обеспечить населению соответствующих  территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление. Из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские  и сельские поселения (города, поселки, станицы, села и т.д.). Вопрос о признании  иных территорий (районов, уездов, сельских округов и т.д.) территориями местного самоуправления находится в исключительном ведении субъектов Российской Федерации  и должен решаться с учетом местных  условий, прежде всего исторически  сложившейся практики самоуправления, органичности хозяйственных, культурных связей, объединяющих население данных территорий. Критерии определения этих территорий в качестве территорий местного самоуправления могут устанавливаться  законодательством субъектов Российской Федерации.

                  Структура муниципального  образования

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление.

Наименование  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Также в уставах прописываются основания  и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. В уставе должна содержаться информация о порядке отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, об условиях и порядке организации муниципальной службы.

Выборные  и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления, в соответствии с п. 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, определяется населением самостоятельно. По уставам муниципальных образований органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения могут издавать правовые акты. При этом наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

           

                             Основы местного самоуправления

 Законодательной основой местного самоуправления является Конституция и закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля 1996 г.). Закон ввел понятие "муниципальное  образование" - городское, сельское поселение или иная территория, где  действует местное самоуправление. Это потребовалось потому, что  в субъектах Федерации стали  использоваться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, волость и др.). Типы муниципальных образований и  их названия устанавливаются законами субъектов Федерации.

 Согласно  Конституции границы территорий, где реализуется местное самоуправление, устанавливаются только с учетом мнения живущего там населения. Иными  словами, жители сами должны решать, будет  ли администрация небольшого города (поселка) подотчетна им или мэра (старосту) станет назначать районная администрация.

 Во  время принятия закона подразумевалось, что вся Россия, подобно европейским  странам и США, покроется муниципальными образованиями. Однако низкая гражданская  активность россиян позволила местным  элитам, сориентированным на сохранение прежней административно-командной  вертикали, провести на референдумах решения, по которым муниципальным образованием становился, как правило, район. Районы сохранили "вассальную" зависимость  от государственной власти субъекта Федерации. Назначаемые ею главы  сельских и поселковых администраций  оказались неподотчетны жителям. Местная  власть еще больше отдалилась от народа.

 Органы  местного самоуправления по закону обособлены от органов государственной власти Федерации и ее субъекта, на территории которого реализуется самоуправление. Власти субъекта не вправе вмешиваться  в дела самоуправления, могут устанавливать  лишь общие принципы его организации. Жители вправе сами, без предписаний, определять структуру органов местного самоуправления, непосредственно или  через представительные органы принимать  положения (уставы) муниципального образования  и другие нормативные акты, регулирующие процедуру и порядок созыва сходов, собраний и т.п.

 Согласно  Конституции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются  муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный  бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок. Им гарантируется право на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений  органов государственной власти или ограничения прав местного самоуправления. Но суды, как правило, встают не на их сторону.

 Прямое  указание закона "Об общих принципах  организации местного самоуправления" на то, что в федеральном бюджете  и бюджетах субъектов Федерации  должны предусматриваться средства для реализации муниципальными органами своих полномочий, зачастую игнорируется. Включаемые в федеральный бюджет расходы на содержание жилищного  фонда и объектов социальной сферы, передаваемых в ведение органов  местного самоуправления, можно рассматривать  лишь в качестве финансового обеспечения  бывшей государственной собственности.

 Региональные  законы о местном самоуправлении по-разному определяют его уровни. В одних речь идет только о крупных  городах и сельских районах (Ульяновская  область), а поселки, села, группы сел, малые города считаются подразделениями  районных администраций. Другая крайность (Башкортостан, Татарстан) - крупные  города и сельские районы не относятся  к самоуправляющимся единицам, там  действуют органы государственной  власти, самоуправление же организуется в малых городах, поселках и селах.

 Власти  субъектов Федерации нередко  лишают органы местного самоуправления некоторых полномочий. Так, губернатор Свердловской области переподчинил окружным территориальным органам  государственной (исполнительной) власти отделы социальной защиты населения (бывшие собесы), органы, регистрирующие предпринимательскую  деятельность, загсы, административные и наблюдательные комиссии.

 Субъекты  Федерации разрабатывают модельные  уставы органов самоуправления и  порядок их регистрации. В некоторых  регионах уставы утверждает региональная администрация, что позволяет ей влиять на их содержание и даже отходить от требований федерального законодательства. Например, в Московской области принят закон "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной  собственностью", где урегулирован порядок передачи областной собственности  в муниципальную. Вместе с тем  отчуждение муниципальной собственности  предусмотрено в порядке, установленном  областным законом. Это не соответствует  федеральному закону "Об общих принципах  организации местного самоуправления", согласно которому бюджетные средства, объекты собственности ни при  каких обстоятельствах не должны отчуждаться органами власти субъектов  Федерации. 
 
 
 

                                                  Заключение

Итак, в  нашей стране в процессе преобразований в стране создана новая система  управления, состоящая из двух ветвей власти – государственной и местного самоуправления.

И одно из ключевых понятий местного самоуправления и основа его функционирования –  муниципальное образование.

Особенностью  настоящего этапа становления местного самоуправления и муниципальных  образований, является то, что на уровне субъектов Российской Федерации  и на муниципальном уровне идет активное развитие муниципального права. Как  показала практика, основные причины  возникновения споров в сфере  применения норм этого муниципального права заключаются в недостаточном  правовом регулировании вопросов местного самоуправления субъектом Российской Федерации; непризнании, в ряде случаев, права отдельных территорий на осуществление местного самоуправления; отсутствии уставов муниципальных образований; не назначении в установленные сроки выборов в органы местного самоуправления.

Еще раз  подчеркнем, что муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько  поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Мы уже  выделяли следующие элементы категории  «муниципальное образование»:

- поселение  или поселения, объединенные общей  территорией в пределах которых  осуществляется местное самоуправление;

- выборные  органы местного самоуправления, действующие на территории данного  поселения;

- муниципальная  собственность и бюджет.

На мой взгляд, необходимо еще добавить к этим признакам:

- зарегистрированный  устав местного самоуправления. 

Таким образом, муниципальное образование  выступает формой организации местного самоуправления.

В заключение отметим, что сейчас в нашей стране идет процесс формирования муниципальных образований: создана необходимая правовая база и условия для осуществления прав на местное самоуправление. И будем надеяться, что «муниципальное образование» станет не просто еще одной «бюрократической организацией», а действительно рабочей формой местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Список литературы

1)Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Фонд «Правовая культура», 1999. – С. 129.

2) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

3)Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506.

4)Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506

5)Тихомиров Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - М.: Фонд «Правовая культура», 1999. – С.71.