Муниципальное право - как комплексная отрасль права

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

(ДВПИ  им В.В. Куйбышева)

Тихоокеанский институт политики  и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

Тема: Муниципальное право  – как комплексная  отрасль права 
 
 
 

                   Выполнила:

                      

 

                   Проверил:

                          

                         

   
 
 
 
 
 

Владивосток 2011

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и предмет муниципального права 4

2. Метод муниципального права 7

3. Источники муниципального права 11

4. Муниципально-правовые отношения, их субъекты 14

5. Система муниципального права 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27 
 
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  данной темы контрольной работы является тот факт, что понятие муниципального права новое для нашего государства, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.

     Цель  контрольной работы рассмотреть  муниципальное право как комплексную  отрасль права.

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:

  1. охарактеризовать понятие и предмет муниципального права;
  2. изучит метод муниципального права;
  3. рассмотреть источники муниципального права;
  4. проанализировать  муниципально-правовые отношения, их субъекты;
  5. рассмотреть систему муниципального права.

     Теоретической и методологической основой написания  контрольной работы послужило российское законодательство в области местного самоуправления, а также труды  авторов в сфере теории государства  и права, муниципального права.  

 

     1. Понятие и предмет  муниципального права

     Муниципальное право подобно любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей российского права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид общественных отношений, объективно требующий муниципально-правового регулирования.

     Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они  возникают в особой сфере жизни  общества, которую Конституция Российской Федерации определяет как «местное самоуправление».

     Местное самоуправление представляет собой  целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной  самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти. Так местное самоуправление — это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационные формы осуществления которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации1.

     Муниципальные образования, т.е. городское, сельское поселение, иная населенная территория, предусмотренная законодательством  о местном самоуправлении, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеют необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что местное самоуправление, представляя особый уровень власти, являясь выражением власти народа, организационно обособлено в системе управления обществом и государством. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     Можно выделить следующие отличительные  признаки отношений, составляющих предмет  муниципально-правового регулирования.

     Во-первых, данные отношения имеют локально-территориальный  характер. Они возникают на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных  образований, территории которых устанавливаются  в соответствии с законодательством  субъектов Российской Федерации  с учетом исторических и иных местных  традиций. Таким образом, речь идет об отношениях, возникающих в границах городов, поселков, станиц, сельских округов (волостей, сельсоветов), районов (уездов) и т.п.

     Во-вторых, эти отношения носят комплексный  характер, так как связаны с  реализацией задач и функций  местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления — в самостоятельном решении населением вопросов местного значения2.

     Конституция Российской Федерации, гарантируя местное  самоуправление, не раскрывает, какие  вопросы следует считать местными. Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение, так как самостоятельность населения муниципальных образований Конституция Российской Федерации связывает именно с решением вопросов местного значения (ст. 130). Круг данных вопросов определяется федеральными законами и законодательством субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и находит свое конкретное выражение в уставах местного самоуправления муниципальных образований. Вопросы местного значения, согласно законодательству о местном самоуправлении, затрагивают все области жизнедеятельности населения городских, сельских поселений и других муниципальных образований. Поэтому предмет муниципального права охватывает различные по своему конкретному содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т.д. Однако все эти отношения объединяет в самостоятельный вид общественных отношений общий признак: они возникают в процессе решения населением муниципальных образований вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

     В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население  муниципального образования, которое  непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

     Таким образом, муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

     2. Метод муниципального права

     Муниципальное право, как и другие отрасли права, воздействует на общественные отношения  с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

     В зависимости от преобладания в системе  юридических способов регулирования  общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного  правового приема различают два  основных метода правового регулирования  — императивный (властный) и диспозитивный. Преобладание предписания в комплексе  способов юридического воздействия  на общественные отношения характерно для императивного регулирования. Императивный метод регулирования  предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. Юридическим фактом для  возникновения правоотношений в  данном случае является, как правило, властное предписание. Наличие отношений  соподчиненное характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

     Дозволение, предоставляющее субъектам отношений  право на самостоятельный выбор  своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

     Характер  правового регулирования муниципальных  отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление —  это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает  обязательность решений органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность  в соответствии с законами. Отношения  субординации характерны для муниципальных  служащих. Таким образом, при регулировании  властной деятельности органов местного самоуправления, отношений в сфере  муниципальной службы используется императивный метод3.

     Вместе  с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы  частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права  собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности  во временное или постоянное пользование  физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а  также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях  условия использования приватизируемых  или передаваемых в пользование  объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный  характер правового регулирования, широко используется в муниципальном  праве.

     Конституция Российской Федерации гарантирует  самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Федеральный  закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. не допускает подчиненность одного муниципального образования другому (ст. 6). Свои отношения муниципальные образования должны строить на основе законов, а также договоров, соглашений, опираясь на свою экономическую и финансовую самостоятельность. Используются в муниципальном праве и запреты — способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном и при диспозитивном регулировании. Так, статья 133 Основного Закона Российской Федерации содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г г. запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

     Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве  используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления4.

     Особенность гарантирующего правового воздействия  в муниципальном праве состоит  в том, что государство, признав  местное самоуправление особым уровнем власти народа, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17). В соответствии с данным Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37).

     Метод гарантий приобретает особое значение в муниципальном праве с учетом федеративного характера нашего государства, представляющего широкие  полномочия субъектам Российской Федерации  в области местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г в целях обеспечения прав местного самоуправления строго разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. При этом закрепляется, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут ограничивать гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права местного самоуправления.

     Правовое  регулирование деятельности органов  местного самоуправления, как показывает зарубежный опыт, может осуществляться на основе двух главных принципов. Согласно одному из них муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо  разрешил закон. Другой принцип правового  регулирования компетенции муниципальных  органов исходит из признания  за данными органами права осуществлять деятельность, прямо не запрещенную  законом5.

     В Российской Федерации органы местного самоуправления действуют в пределах тех полномочий, которые закрепляет за ними законодательство о местном самоуправлении. Вместе с тем Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. представляет муниципальным образованиям право принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

     Таким образом, в муниципальном праве  используется не один из методов правового  регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли  права, а синтез методов правового  регулирования. Это обусловлено природой муниципальных отношений, затрагивающих сферы и публичного права, и частного права, а также особенностью местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой государством формы организации и осуществления власти на местном уровне, призванной обеспечить самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения.

     3. Источники муниципального права

     Источниками муниципального права являются акты, содержащие муниципально-правовые нормы.

     Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней  правового регулирования муниципальных  отношений.

     К первой группе источников относятся  нормативные правовые акты, принимаемые  на федеральном уровне. Это прежде всего Конституция Российской федерации — главный источник муниципального права. Конституция Российской Федерации содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

     Важнейшим источником муниципального права является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. В нем содержатся нормы, раскрывающие содержание основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Нормы данного Закона устанавливают полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, а также перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований. Нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

     Нормы муниципального права содержатся также  в других федеральных законах, затрагивающих  вопросы местного самоуправления. К  их числу относится, например. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.07.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002). Источниками муниципального права являются указы Президента Российской Федерации, содержащие муниципально-правовые нормы: Указ Президента Российской федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. (действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г.); Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 (ред. от 29.05.2006) «О подразделениях милиции общественной безопасности» и др.

     Нормы муниципального права могут содержать  постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, которые  также относятся к источникам муниципального права. Примером может служить Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Российской федерации» от 10 июня 1994 г.

     Источниками муниципального права являются нормативные  правовые акты других федеральных органов  исполнительной власти, содержащие нормы  муниципального права.

     К первой группе источников муниципального права относятся также постановления  Конституционного Суда Российской Федерации, например: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 г. «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля 1996 г.).

     Вторую  группу источников муниципального права  составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной  власти субъектов Российской Федерации. Это конституции республик, уставы других субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации  о местном самоуправлении, о выборах  в органы местного самоуправления. Кроме того, в эту группу источников муниципального права входят акты президентов  республик, глав администраций других субъектов Российской Федерации, постановления  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащие нормы муниципального права6.

     В третью группу источников муниципального права входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Это прежде всего уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью и другие нормативные правовые акты муниципальных образований.

     4. Муниципально-правовые отношения, их субъекты

     Муниципально-правовые отношения — это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и в других муниципальных  образованиях7.

     Субъектами  муниципально-правовых отношений являются: муниципальные образования; население муниципальных образований; собрание (сход) граждан; органы местного самоуправления; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.

     Субъекты  муниципально-правовых отношений можно  условно подразделить на три вида.

     I. Особым субъектом муниципального права является муниципальное образование, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

     Муниципальному  образованию принадлежат права  собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной  собственности. От имени муниципального образования эти права осуществляют органы местного самоуправления, а  в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации  и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

     Особый  правовой статус муниципальных образований  проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных  образований Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления.

     Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право  на создание объединений в форме  ассоциаций или союзов в целях  координации своей деятельности, более эффективного осуществления  своих прав и интересов, а также  право иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

     Права и обязанности муниципальных  образований как субъектов муниципально-правовых отношений от их имени реализуют  своими действиями соответствующие  органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо население муниципального образования  непосредственно.

     II. Ко второму виду относятся  субъекты муниципально-правовых  отношении, которые наделены правом  принимать решения (участвовать в принятии решении) по вопросам местного значения.

     К данному виду субъектов относится прежде всего население муниципального образования. Население реализует свое право на решение вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру органов местного самоуправления, а также вправе решать и другие вопросы местного значения. Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления. С учетом мнения населения соответствующей территории решаются вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении муниципальных образований, установлении или изменении их территорий. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил право населения в соответствии с уставом муниципального образования на правотворческую инициативу в вопросах местного значения (ст. 25).

     Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, население на собраниях (сходах) граждан может  предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.