Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности

Оглавление

1. Понятие, предмет и особенности муниципального права…………….3

1.1. Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности……………..…………………………………………………………3

1.2. Предмет и метод муниципального права…………………….....……4

1.3. Муниципально-правовые нормы и институты…...……..…………...6

1.4. Муниципально-правовые отношения…………………...……………8

1.5. Источники муниципального права…………...……………………..10

1.6. Муниципальное право как наука……………………..…………......13

1.7. Муниципальное право как учебная дисциплина…………………...15

2. Поясните, что общего имеется у муниципального права с конституционным и административным правом. В чем отличие муниципального права от названных отраслей?................................................16

3. Составить и заполнить сравнительную таблицу относительно вышеуказанных отраслей, указав следующие элементы для сравнения: понятие отрасли права; предмет; основные институты; субъекты; метод; источники………………………………………………………………………...18

Библиографический список……………………………………...……….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, предмет и особенности муниципального права

1.1. Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности.

 

Муниципальное право - отрасль российского  права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное  право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное  правовое образование в системе  права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного  права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении  основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в  различных сферах местной жизни. Важную роль в регулировании муниципальных  отношений играют акты международного права, напр. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября  1985 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Предмет и метод муниципального права.

 

Под предметом муниципального права понимают:

  • общественные отношения в системе местного самоуправления;
  • общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в том числе в процессе реализации права населения на местное самоуправление;
  • общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества.

Каждая профилирующая отрасль  права имеет свои методы правового регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях. Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании следующих методов:

  1. частноправового (диспозитивного);
  2. публично-правового (императивного);
  3. гарантий (государство, признав местное самоуправление, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушения прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую и экономическую самостоятельность);
  4. саморегулирования.

В целом для местного самоуправления как публично-правового института  характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная  с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.

Методы правового регулирования  во многом ориентированы на способы правового регулирования. В теории государства и права выделяют три способа правового регулирования:

  1. дозволение - предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий;
  2. запрещение - возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий;
  3. обязывание (предписание) - возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий.

Таким образом, главными признаками метода правового регулирования можно  назвать:

  • каково устанавливаемое юридическое положение сторон;
  • с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
  • как определяются права и обязанности субъектов правоотношений;
  • как защищаются права и обязанности субъектов правоотношений.

Для юридического режима муниципального права как комплексной отрасли  характерно ориентирование на дозволение и обязывание. Иными словами, муниципальное  право отличается от других отраслей права сочетанием императивного  и диспозитивного методов регулирования отношений. Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Муниципально-правовые нормы и институты.

 

Муниципально-правовая норма - это  норма права, регулирующая отношения  в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения

Муниципально-правовые нормы подразделяются:

I. По объекту правового регулирования:

1) нормы, закрепляющие общее понятие местного самоуправления;

2) нормы, закрепляющие организационные основы местного самоуправления;

3) нормы, определяющие основные положения государственной муниципальной службы;

4) нормы, складывающиеся в процессе принятия решений по вопросам местного значения;

5) нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

II. По характеру:

1) управомочивающие правовые нормы;

2) обязывающие правовые нормы;

3) запрещающие правовые нормы.

III. По территориальным пределам действия:

1) нормы, действующие на всей территории Российской Федерации;

2) нормы, действующие только в пределах конкретного субъекта Российской Федерации;

3) нормы, действующие только в определенном муниципальном образовании.

IV. По методу правового регулирования:

1) императивные правовые нормы;

2) диспозитивные правовые нормы;

V. По назначению в механизме правового регулирования:

1) материальные правовые нормы;

2) процессуальные правовые нормы.

Муниципально-правовые институты - это  определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные  общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права 

К числу институтов муниципального права относятся:

1) местное самоуправление как  самостоятельный институт и форма  народовластия;

2) основы местного самоуправления;

3) формы местного самоуправления;

4) предметы ведения и полномочия  местного самоуправления;

5) гарантии местного самоуправления;

6) ответственность органов и  должностных лиц местного самоуправления  и др.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и  признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной  службы, муниципальной собственности, форм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Муниципально-правовые отношения.

 

Муниципально-правовые отношения - это  общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления и подлежащие регулированию муниципально-правовых норм.

Виды муниципально-правовых отношений:

1) общественные отношения в сфере организации местного самоуправления;

2) общественные отношения в сфере осуществления своих полномочий органами местного самоуправления;

3) общественные отношения, связанные с осуществлением муниципальной службы.

Субъекты муниципально-правовых отношений - это участник общественных отношений  в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения, наделенный конкретными правами  и обязанностями.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений:

- граждане РФ;

- органы местного самоуправления;

- муниципальные образования;

- муниципальные служащие;

- иные государственные и негосударственные  органы и организации.

Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных  отношений относятся территория муниципальных образований, муниципальное  имущество, муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности  их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в  сфере осуществления функций  местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений  на создание муниципальных образований  и корреспондирующую ему обязанность  органов власти обеспечить соответствующее  волеизъявление людей и принять  меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято  жителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Источники муниципального права.

 

В общей теории права принято  различать понятия источника  права в материальном и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые  определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего материальные условия жизни  общества, свойственные ему экономические  отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются  формы, в которых объективируются  правовые нормы, получают общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются действующие в настоящее время  в РФ правовые акты, содержащие нормы  муниципального права.

Виды источников муниципального права:

Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в  себя три иерархически взаимосвязанных  уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит  действующей Конституции РФ. В  ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени  местного самоуправления.

Однако особое значение имеют положения  статей 12. 130-133. Для муниципального права  Конституция РФ является базовым  источником права, но не ее главным источником.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные  конституционные законы, содержащие нормы муниципального права.

Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 12.08.95 № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с 1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является главным источником муниципального права РФ.

По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим законом федеральный законодатель определил основы местного самоуправления в РФ, закрепил общие принципы организации  и деятельности муниципальных образований  в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся  также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные  нормы. Среди них: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О милиции». «Об основах налоговой системы РФ», «Об охране природной среды», «О недрах», «О закрытом административно-территориальном образовании» и другие.

К источникам муниципального права  федерального уровня относятся также:

1) Указы Президента РФ, содержащие нормы муниципального права и действующие в настоящее время (например, «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ»);

2) нормативные постановления палат  Федерального Собрания РФ по  вопросам местного самоуправления (например, постановление ГД РФ «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актах субъектов РФ» и др.);

3) постановления Правительства  РФ, содержащие нормы муниципального права (например, «Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления в РФ»);

4) постановления и другие акты  Конституционного Суда РФ, касающиеся  местного самоуправления.

Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные  правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права. Это: конституции  и уставы субъектов РФ, законы субъектов  РФ о местном самоуправлении, о  выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной  службе и другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в том, чтобы  они не противоречили Конституции РФ (т.е. федеральным законам в части касающейся общих принципов организации и деятельности местного самоуправления в РФ).

Наконец, к третьему уровню источников муниципального права относятся  локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо регулирующих общественные отношения  на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований (путем местного референдума).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Муниципальное право как наука.

 

Муниципальное право является составной  частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли  права. Она исследует, изучает специфические  общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы  их реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач  современной российской науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение  его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового  регулирования организации и  деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ  местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных  образований, и разграничение их с органами государственной власти; характер и формы взаимоотношений  муниципальных органов с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления, защиты его самостоятельности, надежности, достаточной финансово-материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления, как в России, так  и за рубежом.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как  науки, то можно сказать, что она  представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

В заключение можно сделать следующие  выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых, муниципальное право  связано с муниципальным (или  местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право  местного самоуправления, местное (локальное) право.

Во-вторых, муниципальное право - комплексная  отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере  местного самоуправления, так и нормы  других отраслей права, регулирующих отношений  в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический  круг общественных отношений, связанных  с организацией и функционированием  местного самоуправления в городских  и сельских поселениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7. Муниципальное право как учебная дисциплина.

 

Учебная дисциплина «Муниципальное право России» направлена на обучение будущих юристов как профессионально подготовленных специалистов для обеспечения становления нового для России института публичной власти - местного самоуправления. Муниципальное право как учебная дисциплина ориентирована также на профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов государственной и муниципальной службы.

Задачи учебного курса состоят  в изучении правовых, территориальных, экономических основ местного самоуправления, организационно-правовых форм его осуществления, функций и полномочий органов местного самоуправления, ответственности в местном самоуправлении, его гарантий и защиты интересов. Особо выделяются задачи изучения форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

К целевым установкам учебного курса  муниципального права относятся следующие проблемы:

1. освоение знаний о природе и роли местного самоуправления в современном государственном строительстве Российской Федерации;

2. изучение нормативных правовых актов, являющихся источниками муниципального права;

3. усвоение теории муниципального права на опыте России и других государств;

4. создание четких представлений об организации местного самоуправления, деятельности органов местного самоуправления, а также депутатов и должностных лиц в системе местного самоуправления.

 

 

 

2. Поясните, что общего имеется у муниципального права с конституционным и административным правом. В чем отличие муниципального права от названных отраслей?

 

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу  основных отраслей права. Его место  в системе права России определяется тем, что муниципальное право  — это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Согласно статьи 130 Конституции  РФ «Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью». Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а  также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей  необходимых для их осуществления  материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна  государству. «Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных  Конституцией и федеральными законами» (статья 133 Конституции РФ).

Основу нормативной базы местного самоуправления составляют конституционно-правовые нормы. Однако немаловажное значение в  регулировании института местного самоуправления играют также нормы  административного, финансового, земельного и некоторых иных отраслей права. Из всех этих норм к середине 1990-х  гг. в РФ сформировалась особая комплексная  отрасль законодательства - муниципальное  право, а также одноименная научная  и учебная дисциплина.

Муниципальное право тесно взаимосвязано  с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей  отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации  местного самоуправления, гарантии и  формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают  основы муниципального права, которое  регулирует общественные отношения, возникающие  в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права  с административным правом обусловлена  тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законом  административной правосубъектностью.

Взаимодействие муниципального права  с такими отраслями права, как  финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право проявляется  в регулировании деятельности органов  местного самоуправления, которые формируют, утверждают и исполняют местный  бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы  местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной  среды, создают условия для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания, бытового обслуживания и т.д.

 

 

 

 

 

3. Сравнительную таблицу относительно вышеуказанных отраслей

 

Элементы для сравнения

Муниципальное право

Конституционное право

Административное право

Понятие отрасли права

Относительно самостоятельное правовое образование в системе права  РФ, относящееся к межотраслевым  комплексам правовых норм, формирующимся  по обособленному предмету правового  регулирования.

Основополагающая отрасль права, регулирующая наиболее фундаментальные  общественные отношения.

Отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

Предмет

Отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях.

Конституционный строй государства; формы и способы осуществления  власти в государстве; основы правового  положения личности; государственное  устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность, окружающая среда, установленный  порядок осуществления государственной  власти, общественный порядок и общественная безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и  государства.

Основные институты

Основы деятельности местного самоуправления, как то: институт территориальной  основы местного самоуправления, институт муниципальной собственности, институт муниципальной службы

Устройство государства, положение  личности в государстве, осуществление  государственной власти и власти местного самоуправления.

Нормы административного права определяют правовое положение граждан в  сфере государственного управления, порядок образования органов  исполнительной власти, их компетенцию, правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и  иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Субъекты

Сельские поселения, городские поселения, муниципальные районы, городские  округа, внутригородские территории городов федерального значения, муниципальные  образования, межселенные территории.

Многонациональный народ России, отдельные  национальности (народы), живущие на территории РФ, федеративное Российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ и иные физические лица, а также  их объединения.

Физические и юридические лица.

Метод

Императивный (для регулирования  властной деятельности), диспозитивный (для регулирования отношений  из сферы частного права), запрет.

Сочетаются регулирование путем  установления запретов и предписаний (императивный метод) с регулированием путем дозволений (диспозитивный  метод), присутствуют также декларативные  нормы.

Установление государством меры ответственности  за совершение административного правонарушения.

Источники

Конституция РФ; ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. и от 06.10.2003 г.; ряд норм закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 г.; закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 г.; указы Президента; правовые акты субъектов федерации, нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с законодательством органами местного самоуправления.

Конституция государства; законы государства; ряд актов палат Федерального Собрания - и прежде всего, это Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы; многие указы и распоряжения Президента РФ; нормативные акты субъектов РФ; некоторые нормативные акты местного самоуправления - например, уставы городов; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Система нормативных актов, определяющих принципы и общие положения административной ответственности, совокупность составов административных правонарушений, перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты

1. Конституция  Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята на всенародном голосовании 12.11.1993 // Справочная правовая система Гарант: Законодательство с комментариями. - Режим доступа: http//www.garant.ru.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон от  30.112001 № 197-ФЗ: [принят ГД ФС РФ 21.11.2001 г.] // Справочная правовая система Гарант: Законодательство с комментариями. - Режим доступа: http//www.garant.ru.

3. Федеральный  закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ: [принят ГД ФС РФ 16 сентября 2003] // Справочная правовая система Гарант: Законодательство с комментариями. - Режим доступа: http//www.garant.ru.

 

Дополнительная  литература

4. Государственное и муниципальное (административное) управление [Текст]: учебник-Н. И. Глазунова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 560 с.

5. Муниципальное право [Текст]: учебник / А. Н. Широков, С. Н. Юркова. - М.: «КноРус», 2010. - 248 с.

6. Муниципальное право России [Текст]: учебник / под ред. А.С. Прудникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 319 с.

7. Система государственного и муниципального управления [Текст]: учебное пособие / Е. В. Харченко. - М.: КноРус, 2009. - 272 с.

Интернет-ресурсы

8. Журнал «Муниципалитет» http://www.munizipalitet.ru/

9. Сайт «Конституционное и муниципальное право» www.lawinfo.ru




Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности