Муниципальное право как ветвь местного самоуправления

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Понятие «муниципальная служба»…………………………………….….5
  2. Цели, задачи и функции муниципальной службы…………………….….7
  3. Принципы муниципальной службы……………………………………...10
  4. Классификация должностей муниципальной службы……………….…12
  5. Правовое положение (статус) муниципального служащего……………13
  6. Прием на муниципальную службу и ее прекращение…………………..15

Заключение……………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………19

 

Введение 
 

     Для России муниципальная служба является новой формой службы. До перехода к организации местной власти на началах самоуправления понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, потому, что служащие местных органов власти – местных  Советов и исполнительных органов – являлись государственными служащими. Не было этого понятия и в первых законодательных актов государства о местном самоуправлении. Эта служба трактовалась как часть государственной службы. Государственный и муниципальный служащие рассматривались как одинаковые понятия. Получалось, что муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органах местного самоуправления. Этим нарушался принцип независимости местного самоуправления от государства, его самостоятельности и просматривалось вмешательство государства в дела местного самоуправления.    

       Институты местного самоуправления  создаются населением для эффективного ведения общественных дел местного значения, и люди занимающие различные муниципальные должности, воспитываются и выдвигаются из среды населения муниципального образования. Каков человеческий потенциал самого муниципального образования, таков во многом и персонал органов местного самоуправления. Поэтому открытость деятельности органов местного самоуправления обществу и степень вовлечения граждан в управление местными делами муниципального образования характеризуют  уровень развития государства в целом как демократического и правового.

     Основная  цель данной контрольной работы –  проанализировать понятие «муниципальная служба» как ветвь местного самоуправления.

     Для решения поставленной цели необходимо решиться ряд задач:

- раскрыть  понятие, что же такое «муниципальная  служба»;

- определить  основные цели, задачи и функции  муниципальной службы;

- проанализировать  принципы муниципальной службы;

- рассмотреть  классификацию должностей и правовое  положение муниципального служащего;

- рассмотреть  организацию приема на муниципальную  службу и ее прекращение. 
 

 

  1. Понятие "муниципальная  служба"
 

     Муниципальная служба в Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:

  • муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);
  • должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

     Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте - рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных гражданских служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

     Муниципальная служба является механизмом реализации функций и задач органов местного самоуправления. Для их осуществления  в муниципальной службе используются достижения различных наук - социологии управления, административного права, политологии, психологии управления, экономических и других наук. На этой основе складывается общая теория муниципальной службы, разрабатывающая пути осуществления этой службы как управленческой деятельности.

     Существуют  общие черты, характерные для  муниципальной службы любой развитой страны:

     - муниципальная служба в значительной  степени интегрирована в государственный механизм, выполняет многие функции, имеющие общегосударственное значение;

     - муниципальная служба функционирует,  в конечном счете, под контролем центральной власти;

     - исполнительские функции осуществляются  профессионалами. 

     По  ФЗ "Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации", под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая  осуществляется на постоянной основе.

 

  1. Цели, задачи и функции  муниципальной службы
 

     Содержание, цели, задачи и функции, разнообразие структур муниципальной службы определены законодательством о местном самоуправления в РФ. Принадлежность муниципальной службы к системе органов местного самоуправления определяет самостоятельность муниципальной службы в системе власти РФ и различия между государственной и муниципальной службами.

     Основные  цели муниципальной  службы:

     - муниципальная служба должна  стать эффективной структурой  социального обслуживания, ответственной перед государством и подотчетной населению;

     - муниципальная служба может успешно  функционировать на нижних уровнях  управления, не дожидаясь команд  с "верхних этажей", в соответствии с принципом оперативности управления;

     - муниципальная служба способна  эффективнее разрабатывать природные, экономические, человеческие ресурсы муниципального образования посредством самоорганизации местных коллективов и профессионального управления.

     Основными задачами муниципальной  службы являются:

     - обеспечение наряду с государственной  службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

     - обеспечение самостоятельного решения  населением вопросов местного значения;

     - подготовка, принятие, исполнение и  контроль решений в пределах  полномочий органов местного самоуправления;

     - защита прав и законных интересов  муниципального образования. 

     Более того, с точки зрения задач, эта  служба представлена

     - в социальном аспекте: это профессиональное  осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;

     - в политическом: как деятельность  по реализации государственной  политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;

     - в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

     Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования.

     Прежде  всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

     Далее, разработка и организация социально-экономических  программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

     Не  менее важная функция - это руководство  муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

     Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

     Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

     Каждый  подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.

 

  1. Принципы  муниципальной службы
 

     Принципы  муниципальной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

     Принципы  муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

     Принципы  муниципальной службы - это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

     Каждый  в отдельности принцип муниципальной  службы отражает не все объективные  закономерности деятельности муниципальных  служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

     Одним из важнейших событий в развитии местного самоуправления стало принятие Федерального закона "Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации" © 8-ФЗ от 8 января 1998г., который  установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих. В нем указано, что муниципальная служба Российской Федерации основана на следующих принципах:

     - верховенство Конституции Российской  Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

     - приоритет прав и свобод человека  и гражданина, их непосредственного действия;

     - самостоятельность органов местного  самоуправления в пределах их  полномочий;

     - профессионализм и компетентность  муниципальных служащих;

     - ответственность муниципальных  служащих за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

     - равный доступ граждан к муниципальной  службе в соответствии с их  способностями и профессиональной подготовкой;

     - единство основных требований, предъявляемых  к муниципальной службе в Российской  Федерации, а также учета исторических  и иных местных традиций;

     - правовая и социальная защищенность  муниципальных служащих;

     - внепартийность муниципальной службы.

     Указанные принципы взаимосвязаны. Однако каждый из них отражает определенную закономерность в организации муниципальной  службы и деятельности муниципальных служащих.  
 

  1. Классификация должностей муниципальной  службы
 

     Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности муниципальной службы;
  • главные должности муниципальной службы;
  • ведущие должности муниципальной службы;
  • старшие должности муниципальной службы;
  • младшие должности муниципальной службы.

     Законами  субъектов РФ утверждаются реестры  должностей муниципальной службы, в которых закрепляется конкретный перечень наименований должностей муниципальной службы в данном субъекте, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

     Поступление на муниципальную службу

     1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

     2. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

     5. Правовое положение (статус) муниципального служащего 

     Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий  в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

     Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

     Муниципальные служащие имеют особый правовой статус, схожий со статусом государственных служащих.

     Законодательством, уставами муниципальных образований  и иными правовыми актами местного самоуправления определяются права  и обязанности, ответственность муниципальных служащих, гарантии их деятельности, ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы.

     При проведении выборов и референдума  для муниципальных служащих устанавливаются специальные ограничения. Они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения - не могут привлекать лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию; осуществлять сбор подписей, проводить агитацию в ходе служебных командировок.

     Муниципальные служащие не могут пользоваться преимущественным правом доступа к средствам массовой информации, а также использовать материальные и организационно-технические средства, обеспечивающие выполнение их должностных полномочий, в целях проведения сбора подписей и предвыборной агитации. Муниципальные служащие, зарегистрированные кандидатами, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.

     Подтверждение возможности существования такого мнения основывается и на том, что муниципальная и государственная службы тесно взаимосвязаны, что закрепляется ст.7 ФЗ «О государственной гражданской службе», из которой следует следующее:

     Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной  службы обеспечивается посредством:

     1) единства основных квалификационных  требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

     2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

     3) единства требований к профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

     4) учета стажа муниципальной службы  при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

     5) соотносительности основных условий  оплаты труда и социальных  гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

     6) соотносительности основных условий  государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

     В некоторых субъектах РФ законодательные  акты регулируют одновременно и государственную и муниципальную службу. Например, Закон Воронежской области от 19 января 1995г. «О государственной и муниципальной службе Воронежской области» регулирует отношения в сфере государственной службы области, а также муниципальной службы в органах местного самоуправления.

 

    1. Прием на муниципальную  службу и ее прекращение
 

     Прием на муниципальную службу осуществляется, как правило, в форме назначения. Причем только после издания уполномоченным должностным лицом приказа о назначении гражданина на вакантную должность возможно заключение с ним трудового договора. Заключается либо договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет.

     Замещение вакантных должностей возможно и  на конкурсной основе. Для лиц, впервые принимаемых на муниципальную службу, в том числе и по конкурсу, а также для муниципального служащего при переводе на должность другой группы или иного профиля устанавливается испытание (со стажировкой) от трех до шести месяцев, а для младших служащих — от одного до трех месяцев. Если срок испытания истек, а муниципальный служащий продолжает службу, он считается выдержавшим испытание.

     В областном законе указан целый ряд  гарантий для муниципального служащего:

     денежное  содержание

     ежегодный оплачиваемый отпуск

     медицинское обслуживание

     страхование

     пенсионное  обеспечение за выслугу лет

     льготы  на кредит для покупки жилья, и  т.д.

     При поступлении на муниципальную службу представляются следующие документы: личное заявление поступающего, документ, удостоверяющий его личность, трудовая книжка, документ о профессиональном образовании, справка из органов государственной службы о представлении сведений об имущественном положении, другие документы, если это предусмотрено федеральным законодательством.

     Общими  основаниями прекращения служебных отношений являются:

     отставка  служащего (как правило после 60 лет  ст.26 областного закона, при достижении пенсионного возраста выплачивается  не облагаемое налогами вознаграждение; если по желанию, то в течении 6 месяцев выплачивается зарплата до 100%, в случае если на новом месте она ниже чем была в муниципальной службе);

     его увольнение (ст.27 в случае совершения грубого должностного поступка, сокращения, и т.д.);

     признание служащего в установленном порядке  безвестно отсутствующим;

     смерть.  

 

     Заключение 

     Согласно  Конституции РФ местное самоуправление самостоятельно, поэтому муниципальная  служба не входит в состав государственной  службы.

     Деятельность  муниципальных служащих регулируется законодательством о труде, а также специальными законами о муниципальной службе субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     В целом, современное российское законодательство трактует муниципальную службу с позиции деятельностного подхода, определяя муниципальную службу как профессиональную деятельность.

     Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

     Статус  нахождения на муниципальной службе требует от гражданина подчинения определенным ограничениям, не следование которым  в некоторых случаях является основанием для расторжения трудового договора с гражданином. Среди основных ограничений назовем: запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений и др.

     Также нельзя не отметить запрет быть депутатом  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации – все это связано с тем, что, муниципальный служащий не является государственным, и его деятельность не может быть связана с теми или иными властными государственными полномочиями.

     Основой регулирования труда муниципальных служащих является федеральное трудовое законодательство, федеральное законодательство о муниципальной службе, законодательство о муниципальной службе субъектов страны и непосредственно муниципальных образований.  

Муниципальное право как ветвь местного самоуправления