Муниципальное право России. 5



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«САРАТОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ »

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

 

 

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целью курса «Муниципальное право Российской Федерации» является формирование у студентов-юристов 21 века нового мышления, базирующегося  на концептуальных путях развития и  принципах современного муниципального права России, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах, представлений о местном самоуправлении, подготовке на основе практических заданий специалистов высокой квалификации, как в государственном аппарате, так и в муниципальных органах.

Программа рассчитана на студентов высших учебных заведений  по специальности юриспруденция  дневной, вечерней форм обучения, а  также для заочной формы обучения и курсов переподготовки специалистов на базе высшего образования при  условии изучения определенных тем самостоятельно студентами.

 

Задачами учебного курса  муниципального права России являются:

 

изучение принципов  и функций организации и деятельности органов местного самоуправления в  Российской  Федерации;

изучение российского  дореволюционного и зарубежного опыта местного самоуправления государств с давними традициями местного самоуправления;

изучение территориальных, финансово-экономических, организационных и других основ  местного самоуправления;

изучение основных форм и методов  деятельности местного самоуправления;

изучение законодательства всех трех уровней правового регулирования (федерального, регионального, муниципального) о местном самоуправлении;

выработка практических навыков применения законодательства о местном самоуправлении.

Методологической основой  формирования муниципального права  как комплексной отрасли права  является ее объективная связь с  одним из элементов конституционного строя РФ, и в этой связи, местное  самоуправление имеет большое значение для формирования Российской государственности. В нем наиболее полно реализуется  идея приближения власти к ее источнику – народу. Сегодня становится наиболее очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального самоуправления. Этнические и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают затруднительным и даже невозможным управление огромной страной только из центра, поэтому организация общественной жизни должна включать саморегулирование территорий муниципальных образований.

 

Студенты выполняют  контрольную работу, которая состоит  из практических заданий.

При выполнении работы студент  должен показать знание необходимого теоретического материала и нормативно-правового  по соответствующей теме курса и  ответить на все поставленные каждой задачей варианта вопросы. Выводы, обосновывающие позицию студента, должны содержать ссылки на конкретные (пункты) законодательных актов, которые доказывают юридическую правомерность приятых решений.

Задания выполняются  по следующим вариантам, определяемым по первой букве фамилии студента: вариант N-1-"А" - "Н" (включительно), вариант N-2-"О" - "Я" (включительно).

Работы, выполненные не по надлежащему варианту, рецензированию не подлежат и возвращаются для их выполнения по вышеуказанному порядку.

 

 

 

Иришка необходимо сделать 2 вариант

 

 

ВАРИАНТ N-1

 

Задача 1.

В сельском поселении X Саратовской области с населением 800 человек, из которых 70 процентов обладают избирательным правом, был проведен сход граждан. В нем участвовало 350 человек. На сходе был утвержден устав муниципального образования. Затем устав был отправлен в администрацию муниципального района для регистрации. Глава администрации отказал в регистрации на основании того, что 20 процентов участвующих в сходе достигли к моменту голосования 16-летнего возраста. Глава администрации сельского поселения обратился в суд с требованием отмены решения главы администрации муниципального района, основываясь на ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  1. Какое решение должен принять суд?
  2. Кем и какие нарушения были допущены в данном случае?
    1. Помимо этого охарактеризуйте сход как одну из форм непосредственной демократии и ответьте на следующие вопросы:
    1. Что такое муниципальное образование?

               б) Кому принадлежит инициатива созыва схода?

               в) Какова компетенция схода?

      г) Какие  вопросы могут выносится на  сход граждан? 

 

Задача 2.

Глава местной администрации, проконсультировавшись в компетентных органах по вопросу экологической обстановки в муниципальном районе, выдал целлюлозному комбинату разрешение на одноразовый сброс вредных веществ на территории района. Областная администрация, мотивируя тем, что в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет конкретной статьи, разрешающей выдачу таких разрешений.

    1. На основе законодательства дайте правовую оценку решениям глав районной и областной администраций.
    2. Раскройте компетенцию органов МСУ в области охраны окружающей природной среды.
    3. Дайте характеристику компетенции местных органов исполнительной власти (сущность, элементы).

 

Задача 3.

Глава муниципального образования  принял решение об установлении административной ответственности руководителей муниципальных унитарных предприятий за несвоевременную регистрацию изменений, вносимых в уставы предприятий. Прокурор города счел незаконным принятое решение и принес протест.

    1. Какими органами обеспечивается законность в деятельности органов МСУ, муниципальных унитарных предприятий?
    2. Как должен поступить глава муниципального образования?

 

Задача 4.

Объясните порядок формирования и деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и дайте ответ на следующие вопросы:

    1. Какие методы используют в своей деятельности исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований?
    2. Дайте характеристику компетенции комитетов, комиссий, управлений, отделов местной администрации.
    3. Какие управленческие акты издаются местной администрацией? В чем их особенности?

 

 

Задача 5.

Уставом городского округа определено, что внутригородские территориальные образованиями (городские районы) не являются внутригородскими муниципальными образованиями. При этом местный бюджет города определен как совокупность городского и районных в городе бюджетов.

 

    1. Может ли иметь свой (местный) бюджет внутригородское территориальное образование, не являющееся муниципальным образованием?
    2. Что представляет собой местный бюджет в соответствии с действующим законодательством?
    3. Докажите самостоятельность местного бюджета.
    4. Укажите источники формирования местного бюджета.

 

Задача 6.

Статья 3 Конституции  РФ закрепляет, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также и через органы местного самоуправления».

Как реализуются эти  конституционные положения в практике местного самоуправления? Свой ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и муниципальные правовые акты органов местного самоуправления.

 

Задача 7.

В г. Н. был проведен референдум по вопросам строительства моста через  реку за счет самих жителей города. Большинство населения проголосовало  «против». Чрез 15 дней в местной газете было опубликовано заявление о том, что глава муниципального образования  городского округа не согласен с данным решением и не утверждает его, а назначает повторный референдум через 6 месяцев.

Правомерно ли решение  главы муниципального образования городского округа? Обоснуйте свой ответ со ссылками на законодательство.

 

Задача 8.

За 5 месяцев до окончания  срока полномочий представительного  органа муниципального образования (Совета) депутат выехал на другое место жительства. На очередном заседании Совета мнения депутатов разошлись. Одна группа депутатов предложила назначить  выборы, другая считала, что это должен сделать либо глава муниципального образования, либо избирательная комиссия муниципального образования.

Дайте анализ сложившейся ситуации. Каков срок полномочий органов местного самоуправления?

Задача 9.

В закон Н-ской области «О местном самоуправлении» была включена следующая статья: «Управления и комитеты местной администрации являются юридическими лицами, а их руководители подчиняются как главе администрации, так и органам государственной власти области».

Дайте анализ сложившейся ситуации. Каков срок полномочий органов местного самоуправления?

 

Задача 10.

Первое заседание вновь  избранного представительного органа (районного собрания) открыл председатель избирательной комиссии муниципального образования. Один из депутатов выступил с протестом по мотивам голосования, заявив, что первое заседание должен открыть старший по возрасту депутат.

Дайте оценку ситуации, ссылаясь на нормативные акты.

 

 

 

ВАРИАНТ N-2.

 

Задача 1.

В городе N представительным органом (городской Думой) был принят Устав муниципального образования «Город N» и направлен для регистрации в областное управление юстиции, которое отказало в его регистрации. Спустя некоторое время начальник данного управления юстиции заявил, что отказать в регистрации Устава его заставили в Министерстве юстиции РФ. По его мнению, Устав муниципального образования соответствует требованиям законодательства и должен считаться действующим. Основываясь на этом заявлении, городская Дума определила Устав действующим.

1.Каков порядок  принятия и регистрации устава муниципального образования?

    1. Дайте оценку действиям начальника областного управления юстиции и городской Думы относительно устава города.
    2. Как должны были поступить городские органы МСУ в случае отказа  областного управления юстиции зарегистрировать устав муниципального образования?
    3. Какие требования предъявляются к содержанию устава муниципального образования в соответствии с действующим законодательством?

 

Задача 2.

За день до выборов  в представительный орган муниципального образования «Городской Совет» недалеко от дома, в котором было совершено преступление, были задержаны по подозрению в совершении данного преступления два гражданина. После того, как они были задержаны и доставлены в городское УВД выяснилось, что один из них депутат городского Совета, а второй – кандидат в депутаты данного Совета.

Несмотря на данные обстоятельства, прокурор города, исходя из того, что  преступление особо тяжкое, самостоятельно решил применить к ним такую  меру пресечения, как заключение под  стражу.

    1. Правомерны ли действия работников органов внутренних дел и прокуратуры?
    2. Каков статус депутата и кандидата в депутаты представительного органа МСУ?
    3. Каковы гарантии деятельности кандидатов в депутаты МСУ?
    4. Опишите разнообразие избирательных систем, и какие виды мажоритарной избирательной системы Вы знаете?
    5. Охарактеризуйте принципы организации избирательной компании.

 

Задача 3.

Дайте характеристику порядка  формирования и деятельности представительного  органа муниципального образования и ответьте на следующие вопросы:

    1. Какие вопросы относятся к исключительной компетенции представительного органа?
    2. Каковы формы деятельности представительного органа ?
    3. Дайте понятие выборного должностного лица.
    4. В каких случаях депутаты досрочно прекращают свои полномочия?

 

Задача 4.

Назовите основные принципы МСУ, заложенные в Европейской Хартии о местном самоуправлении.

  Сопоставьте принципы МСУ, закрепленные в Конституции РФ и Европейской Хартии, о местном самоуправлении.

Какие пункты Хартии обязаны  соблюдать стороны, подписавшие Хартию?

 

 

 

Задача 5.

Глава администрации  одной из областей РФ принял постановление N-1 об освобождении от должности главы муниципального образования «Город N» Иванова И.И. и о назначении на эту должность Петуховой В.А.

Постановлением N-2 глава администрации области премировал из местных бюджетов городскихъ округов и муниципальных районов области ряд глав местных администраций и других должностных лиц этих муниципальных образований за большую организаторскую работу по подготовке и проведению выборов в областную Думу и органы МСУ.

И, наконец, тот же глава  администрации области своим  постановлением N-3 обязал главу местной администрации муниципального образования «Город П» перевести из городского бюджета рублевое покрытие в областной бюджет за участие в бизнес-семинаре в США главы муниципального образования «Город П» и должностных лиц других муниципальных образований и органов государственной власти области.

Дайте правовую оценку каждому  из указанных в задаче трех постановлений  главы администрации области.

Задача 6.

Глава администрации  муниципального образования принял решение об установлении административной ответственности руководителей предприятий за несвоевременную регистрацию изменений, вносимых в уставы предприятий. Прокурор города счел незаконным принятое постановление и принес протест.

Какими органами обеспечивается законность в деятельности органов местного самоуправления? Как  должен поступить глава муниципального образования?

Задача 7.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации разработал и принял единые (типовые) устав и структуру органов местного самоуправления для всех муниципальных образований данного субъекта Федерации, чтобы не возникло противоречий между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления.

Законны ли действия органа государственной власти? Какой из принципов здесь нарушен?

Задача 8.

Жители г. Н. выступили  с инициативой о проведении референдума  по вопросу благоустройства города. Были собраны 5% голосов от общего количества жителей. Однако администрация муниципального образования «Город С» отказала в проведении референдума, сославшись на распоряжение главы местной администрации, в котором был установлена норма - 12% голосов от общего количества жителей   .

Правомерны ли действия главы администрации?

 

Задача 9.

Представительный орган «Районная  Дума» приняла решение о взыскании сбора с каждого владельца автотранспорта, въезжающего на территорию муниципального района, мотивируя свое решение тем, что автомобили загрязняют воздух в районе, а полученные от сбора деньги органы местного самоуправления израсходуют на посадку деревьев, т.е. будут улучшать экологическую обстановку.

Правомерно ли данное решение? Обоснуйте  ответ ссылками на соответствующее  законодательство.

 

Задача 10.

При принятии городским собранием ряда решений возникли вопросы:

1) какое количество депутатов (кворум) необходимо для принятия решений об избрании главы муниципального образования;

2) о порядке управления муниципальной собственностью;

3) об образовании депутатских комиссий.

Дайте оценку ситуации.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Фадеев В.И. Муниципальное право России. –Москва.– 1994 г.
  2. Шугрина Е.В. Муниципальное право. – Новосибирск.– 1995 г.
  3. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. МГУ.–1996 г.
  4. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. –Москва.– 1988г.
  5. Полищук В.Д., Клопыжников Н.С. Местное самоуправление в России. – Саратов.– 1994 г.
  6. Исполнительная власть в Российской Федерации. Под ред. А.Ф. Ноздрачёва и Ю.А. Тихомирова. М., 1996 г.
  7. Володин В.В. Саратовская областная Дума: организационно-правовые основы формирования. – Саратов.– 1994 г.
  8. Володин В.В. Структура и организационные основы деятельности местной администрации (методическое пособие). Саратов 1993 г.
  9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – Москва.– 1997 г.
  10. Улиско А.Н., Рогожкина В.В. Российское муниципальное право.– Саратов. – 1997 г.
  11. Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации. – Воронеж. – 1998 г.
  12. Муниципальное право. Под ред. Д.ю.н. профессора Коваленко А.И. – Москва. – 1997 г.
  13. Бартышев В.И. Практикум по муниципальному праву РФ. – Воронеж. – 1998 г.
  14. Муниципальное право (вопросы и ответы). Под ред. д. ю. н., профессора Коваленко А.И. – Москва.– 1998 г.
  15. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. – Москва.–1997 г.
  16. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ. Правовое регулирование. – Москва.– 1997 г.
  17. Калиниченко Л.А. Организация муниципальной службы. – Саратов.– 1998 г.
  18. Кумакова С.В. Государственное управление и местное самоуправление: современные методы управления. Саратов: СГУ, 1996 г.
  19. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1997.
  20. Аяцков Д.Ф., Володин В.В., Лукашов Л.А. Модель организации власти в субъектах Российской Федерации. Саратов, 1997 г.
  21. Медведева Н.П., Ракитова А.И., Фёдорова А.Ю., Жупанова С.И. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор). – Москва.– 1994 г.
  22. Вертикаль власти. Региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления в РФ: документы, комментарии, разъяснения. М. 1996 г.
  23. Кармолицкий А.А. К вопросу о местной администрации как органе управления. Вестник МГУ 1993 год. Серия 2, № 3.
  24. Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в РФ. М. «Манускрипт», 1995 г.
  25. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1994 г.
  26. Крохина Ю.А. Взаимоотношения государственной власти и власти местного самоуправления в условиях современной России. Саратов: ПАГС, 1996 г.
  27. Николов П.Е. Отделы и управления исполкомов местных советов. М., 1981 г.
  28. Агеева Е.А. Формы управленческой деятельности исполкомов местных советов. М., 1973 г.
  29. Система органов городского самоуправления. Под ред. П.Н. Лебедева Ленинград 1980 г.
  30. Т.В. Кузнецова, О.В. Мосягина, Н.В. Овчинникова, Организация и документирование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.-М.,1992 г.
  31. Территориальное общественное самоуправление. Под ред. А.Э. Джашитова. Саратов 1996 г.
  32. Драго Р. Организация самоуправления во Франции. М., 1995 г.
  33. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Бегишаев З.И. Российское административное право. М., 1997 г.

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Комментарий к Конституции РФ.
  3. Европейская Хартия о МСУ от 15 октября 1985 г. Вестник Министерства иностранных дел, 1990 г., № 19.
  4. Закон РФ от 06.07.91 N 1550-1 (ред. От 28.08.95) «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

В данном виде документ опубликован  не был. Первоначальный текст документа  опубликован в издании «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.07.91, N 29, ст. 1010.

  1. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». От 28 августа 1995 года. С.З 1996 г. № 17.ст. 1917.
  2. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». От 06.10.2003 г.. С.З 2003 г. № 40.
  3. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 года. Российская газета., 1996., 4декабря 1996 года. С изменениями от 22 июня 1998 года.
  4. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ

«О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации». Российская газета от30 сентября 1997 года.

  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» от 19 сентября 1997 г. (РГ от25.09.97 г.). С изменениями и дополнениями на 2003 г.
  2. Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г.)»
  3. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от19.12.91 г. (РГ от 03.03.92 г.).
  4. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ». от 8 января 1998 г. (РГ от 08.01.98 г.).
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 года. СЗ РФ 1994. № 32 ст. 3301.
  6. Семейный кодекс РФ СЗ РФ 1996. № 1. Ст. 16.
  7. Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15.06.96. СЗ РФ 1996. № 25. Ст. 2963.
  8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96. СЗ РФ 1996. № 3. Ст. 142.
  9. Федеральный закон «О недрах» в ред. от 03.03.95. СЗ РФ 1995. № 10. Ст. 823.
  10. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95. СЗ РФ 1995. № 12. Ст. 1024.
  11. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, Лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95. СЗ РФ 1995. № 9. Ст. 713.
  12. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95. СЗ РФ 1995. № 48. Ст. 4556.
  13. Федеральный закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14.07.92. СНД и ВС РФ 1992. № 32. Ст. 1877.
  14. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.95.СЗ РФ 1995. № 47. Ст. 4473.
  15. Федеральный закон «О связи» от 16.02.95. СЗ РФ 1996. № 8. Ст. 600.
  16. Федеральный закон «О почтовой связи» от 09.08.95. СЗ РФ 1995.   № 33. Ст. 334.
  17. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95. СЗ РФ 1996. №8. Ст. 609.
  18. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.94. СЗ РФ 1995. № 1. Ст. 1.
  19. Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92. СНД и ВС 1993. № 3. Ст. 99.
  20. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 (с последующими изменениями). СНД и ВС РСФСР 1991. № 28. Ст. 959; 1993. № 2. Ст. 67. СЗ РФ 1994. № 16. Ст. 1864.
  21. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» СНД и ВС 1991.№ 16. Ст. 499. СНД и ВС 1992. № 2. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966. СЗ РФ 1995. № 22. Ст. 1977.
  22. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.95. СЗ РФ 1995. № 25. Ст. 2343.
  23. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от12.01.96. № 3. Ст. 146.
  24. Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16.05.96. СЗ РФ 1996. № 21. Ст. 1922.
  25. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.92. СНД и ВС 1992. № 46. Ст. 2615.
  26. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.93. СНД и ВС 1993. № 33. Ст. 1318.
  27. «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» от 27.04.93. СНД и ВС 1993. № 22. Ст. 1318.
  28. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.96. СЗ РФ 1996. № 25. Ст. 2965.
  29. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.94.  СЗ РФ 1995. № 1. Ст. 2.
  30. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.96. СЗ РФ 1996. № 2. Ст. 2591.
  31. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.91. СНД и ВС 1991. № 27. Ст. 920.
  32. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91. СНД и ВС 1991. № 20. Ст. 641.
  33. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20.04.96.) СЗ РФ 1996. № 17. Ст. 1915.
  34. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.95. СЗ РФ 1995. № 50. Ст. 4872.
  35. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожи<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" fon

Муниципальное право России. 5