Муниципальное право России. 3

 

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Филиал  в г. Минске 
 

    Кафедра публичного права 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа по дисциплине

    «Муниципальное  право России» 
 
 

    Вариант № 24 
 
 
 
 

                                                                                        Студента заочной формы обучения

                                                                          Специальности «Юриспруденция»

                                                                   5 курса, группы № 2

                                                                    Кабакова Павла Анатольевича 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МИНСК 2010

    Содержание

                                                                                                                         Стр. 

    Введение………………………………………………………………….….3

  1. Понятие гарантий местного самоуправления……………………...…..5
  2. Виды гарантий местного самоуправления …………………………….9
  3.     
  4. Экономические гарантии ………………………………………………9
  5.     
  6. Политические  гарантии……………………………………………..…10
  7.     
  8. Организационные гарантии……………………………………………12
  9.     
  10. Социальные  гарантии…………………………………………………..13
  11.     
  12. Правовые  гарантии …………………………………………………….14
  13. Правовые формы защиты прав местного самоуправления…………..17
  14. Статус депутата выборного органа местного самоуправления

        (ст.40 Закона)…………………………………………………………….19

    Заключение …………………………………………………………………26

    Список  использованных источников……………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В данной контрольной работе раскрыта тема гарантий местного самоуправления, их понятие и виды. Сегодня любое  развитое общество невозможно представить без местного самоуправления. Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти. Но ценность местного самоуправления состоит в том, что это не только проявление принципа народовластия. В силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственно участвовать в решении важнейших проблем своего общежития: ЖКХ, образование, медицинская помощь, благоустройство и т.д. Тем самым происходит приближение управляющего субъекта к управляемому объекту, то есть местное самоуправление выступает в качестве формы оптимизации управленческих процессов. В этом смысле местное самоуправление является важнейшей формой самодеятельности граждан.

    На  первый взгляд, данная тема может показаться банальной и достаточно легко усвояемой, но, погрузившись в неё более глубоко, убеждаешься в обратном.

    Актуальность  такого института муниципального права  как гарантии местного самоуправления заключается в том, что гарантии нашли свое закрепление в первую очередь в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления и ими принято считать те реально существующие объективные и субъективные факторы, которые обеспечивают существование и развитие различных общественных институтов, а также реализацию гражданами своих прав, свобод и обязанностей.

    Местное самоуправление – это особая сфера  жизни общества. Оно представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной  самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве: основы конституционного строя, права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, формы народовластия. Поэтому местное самоуправление, как очень важное, комплексное и многообразное явление, требует особо тщательного изучения и рассмотрения различных его сторон. Моя работа посвящена исследованию и познанию местного самоуправления с точки зрения его гарантированности.

    Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются  в следующем: более тщательно  изучить тему «Гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах. Признание местного самоуправления в качестве одной из основ  конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Мировой практикой накоплен многолетний  опыт организации и функционирования местного самоуправления, сложилось  несколько моделей этого института. Местное самоуправление рассматривается  как один из элементов конституционного строя. Сегодня процесс конституционных преобразований в мире имеет общую направленность. Новые конституции отражают лучшие достижения конституционного строительства.

    Актуальность  выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку местное самоуправление в России, вопреки почти устоявшимся в печати характеристикам, находится в настоящее время, скорее, в стадии не реформирования, а формирования. Наличие конституционных положений о местном самоуправлении, еще не создает действительно эффективно работающей системы местного самоуправления, не предусматривает действенного механизма его "самозащиты".

    1. Понятие гарантий местного самоуправления 

    В Конституции РФ впервые местное самоуправление было определено как одна из основ конституционного строя России. Статья 12 установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления был определен в гл. 8 Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Данный  Закон в соответствии с его  преамбулой определяет государственные  гарантии местного самоуправления в  Российской Федерации.

    Важнейшим и необходимым условием полного  и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность его прав. Что под этим подразумевается? Среди правоведов существуют различные подходы к определению понятия «гарантии местного самоуправления», я хочу рассмотреть основные из них.

    Кутафин О. Е.  и Фадеев В. И. под гарантиями местного самоуправления понимают всю совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту местного самоуправления. С их точки зрения, гарантии подразделяются на общие и специальные (юридические). В качестве общих гарантий они рассматривают экономические, политические отношения, духовные устои общества, в качестве специальных – определенные правовые средства. Они говорят о гарантиях, как о реально существующих и действующих явлениях реальной жизни, которые, так или иначе, стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности его органов, создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов  местного самоуправления.

    Профессор Князев под гарантированностью понимает обязательство государства в лице региональных и федеральных органов не только не препятствовать законной деятельности различных управленческих структур, но и благоприятствовать ей (вовремя принимать нужные законы), способствовать защите интересов местного самоуправления. Фактически Князев говорит о том, что государство настолько "обязано" местному самоуправлению, что говорить о самостоятельности местного самоуправления невозможно, так как у государства сплошные обязанности, а у местного самоуправления только права. Князев также выделяет общие и юридические гарантии. Под общими понимаются экономические, политические, социальные условия, оказывающие влияние (как позитивное, так и негативное) на процесс самоуправления.

    Постовой  Н. В. говорит лишь о классификации  гарантий, выделяя экономические, организационные и правовые. Он указывает на источники закрепления гарантий: Конституцию РФ, федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ» и др.), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные нормативно-правовые акты органов  местного самоуправления.

    Профессор Говорилин указывает на то, что  согласно законодательству, гарантии определяются и обеспечиваются государством. Он поддерживает традиционную классификацию на общие и специальные (правовые) гарантии, но рассматривает их по иному основанию - с точки зрения субъектов гарантированности: гарантии населения муниципального образования, гарантии прав отдельных граждан, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления. Фактически в муниципальном праве это единственная классификация, проведенная не по предметному, а субъектному принципу.

    Васильев  Р. Ф. классифицирует гарантии местного самоуправления на экономические, политические, организационные, воспитательные и правовые. Он рассматривает первые четыре группы гарантий в более широком плане, чем правовые, но не так широко, как Кутафин О. Е., и не признает их как реально сложившиеся условия.

    Таким образом, в муниципальном праве  сложились различные понимания гарантий местного самоуправления:

  1. Гарантии понимаются как реально существующие условия и средства, обеспечивающие реализацию местного самоуправления.
  2. Как совокупность правовых норм, гарантирующих осуществление местного самоуправления.
  3. Гарантии местного самоуправления рассматриваются в первых двух смыслах сообща, это точка зрения большинства.

    В отношении классификации можно  сказать, что практически все  авторы базируются на предметном критерии и выделяют: политические, экономические, социальные, правовые и т.д. гарантии.

    Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий  и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные и специальные (собственно юридические) гарантии. [1]1

    Деятельность  органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляются в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:

    - служат предпосылками стимулирования  развития местного самоуправления;

    - обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

    - создают реальные возможности  для наиболее полной реализации  норм, устанавливающих компетенцию  органов местного самоуправления.

    Целевое назначение гарантий - это обеспечить правовыми средствами:

    - организационную и материально-финансовую  самостоятельность органов местного  самоуправления в решении вопросов  местного значения;

    - защиту прав местного самоуправления  и создание благоприятных возможностей  для их наиболее полной реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Виды гарантий местного самоуправления

    2.1. Экономические гарантии 

    Экономические гарантии рассматриваются в виде самостоятельного вида. Этот подход, в определенном смысле, можно назвать социологическим.

    Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты [2]1.

    С правовой точки зрения, надо выделять в виде экономических гарантий муниципальную собственность, иные формы собственности, влияющие на развитие местного самоуправления, а также принцип финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

    Профессор Князев детализирует экономические  гарантии местного самоуправления, выделяя в их структуре:

  • Во-первых, принцип признания и равной защиты государством муниципальной собственности.
  • Во-вторых, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и природных ресурсов.
  • В-третьих, самостоятельное решение населением, органами местного самоуправления вопросов владения, распоряжения и пользования муниципальной собственности.
  • В-четвертых, в случае наделения органов местного самоуправления отдельным государственными полномочиями, передача им необходимых материальных и финансовых ресурсов в полном объеме.

    Финансовая  самостоятельность местного самоуправления является важной экономической гарантией, она проявляется:

  • В принципе самостоятельности формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.
  • Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы.
  • Право выпускать местные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создать муниципальные банки и иные учреждения
  • Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти.

    Постовой  Н. В., обращая внимание на экономические гарантии, относит к таковым муниципальную собственность, финансовые ресурсы, которыми располагает местное самоуправление, возможность нахождения в собственности муниципального образования земли и природных ресурсов, формирование достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства.

    На  сегодняшний день существует два основных взгляда на экономические гарантии:

  1. Как система факторов в области муниципального образования, прежде всего, экономических.
  2. Не как совокупность, а как единая экономическая гарантия, в рамках которой рассматриваются все остальные факторы.
 

    2.2. Политические гарантии 

    Политические  гарантии местного самоуправления —  это политико-правовой режим нашего государства: система государственной  власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.

    Васильев Р. Ф. указывает на то, что политические гарантии предполагают наличие государственной воли осуществлять и поддерживать развитие местного самоуправления, однако саму суть политических гарантий он не раскрывает.

    Коваленко выделяет организационно-политические гарантии, понимая под ними, демократический  характер политического режима в стране, который обеспечивает предоставление населению не только права на местное самоуправление, но и поддержку и защиту этого права.

    Анализируя  его позицию, можно сделать вывод о том, что он не относит к политическим гарантиям реально сложившиеся отношения, а принимает во внимание только нормативно закрепленные принципы и определение прав, вне зависимости от степени их действительной реализованности.

    Ряд учёных под политическими гарантиями понимает политические основы местного самоуправления, а их рассматривает, как совокупность правовых норм и принципов, закрепляющих политическое и идеологическое многообразие в рамках муниципального образования, а также правовое закрепление прав и свобод человека.

    Дмитриев: «Политические права и свободы нацелены на активное вовлечение в политическую жизнь местных сообществ и именно от них зависит устойчивость местного самоуправления, реальность демократизма в местных сообществах» [3]2.

    Практически никто из исследователей не обращает внимания на особую гарантированность политической самостоятельности органов местного самоуправления. Это не случайно, ведь под политическими гарантиями рассматриваются либо собственно политические гарантии, либо правовые гарантии, обеспечивающие некоторые аспекты политической деятельности. 

    2.3 Организационные гарантии 

    Под организационными гарантиями понимаются организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления, принципы обеспечения организационной самостоятельность местного самоуправления.

    Постовой Н. В.: «Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами права на местное самоуправление в виде непосредственной и представительной форм демократии». Доказывая это, он говорит о том, что граждане в Конституции РФ, федеральном законодательстве, получили право на местный референдум, на институт муниципальных выборов и отзыва депутата, правотворческую инициативу и т.д.

    Васильев Р.Ф. отмечает то, что организационные гарантии направлены на создание и поддержку демократического порядка формирования и деятельности структур местного самоуправления, на использование форм прямого волеизъявления населения, подготовку кадров для органов местного самоуправления и т.д.

    Коваленко, прежде всего, обращает внимание на право муниципального образования на объединения и считает это право прочной организационной гарантией местного самоуправления.

    В целом можно констатировать слабую разработанность этой темы в нашей  юридической науке.  
 
 

    2.4. Социальные гарантии 

    О социальных гарантиях местного самоуправления стали говорить после принятия Конституции РФ. Согласно Конституции, РФ провозглашена социальным государством, следовательно, это относится и к местному самоуправлению. Социальные гарантии с этой точки зрения означают гарантированность прав и свод в экономической и социальной сфере, в культурной жизни общества, гарантированность прав и свобод человека на уровне местного самоуправления. При этом речь идет о гарантированности образования, культуры, семьи, здравоохранения и иных социальных вопросов на местном уровне.

    Когда речь идет о социальных гарантиях, особо  рассматриваются гуманистические основы местного самоуправления, под которыми понимаются такие основополагающие принципы, которые закрепляют правовое положение человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Когда речь идет о закреплении прав и свобод, то предполагается их распространение абсолютно на всех людей:

  • Без дискриминации.
  • Осуществление со стороны органов государства и местного самоуправления действий по обеспечению этих прав.
  • Признание прав и свобод человека и гражданина основой любых правовых отношений, в том числе и на местном уровне. Исходя из этого, права и свободы должны выступать главным ориентиром при принятии нормативных актов органами государственной власти и местного самоуправления, и при применении данных нормативных актов.

    Профессор Коваленко среди социальных гарантий выделяет такие, как развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями, институты гражданского общества. Иными словами под социальными гарантиями он понимает реально сложившиеся условия существования и развития местного самоуправления.

    Наряду с социальными гарантиями, он выделяют духовные гарантии. Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления. 

    2.5. Правовые гарантии 

    Под правовыми гарантиями понимаются юридические гарантии местного самоуправления, целью которых является обеспечение правовыми средствами организации материально-финансовой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также защита прав местного самоуправления и создание благоприятной возможности для их наиболее полной реализации. Правовым гарантиями признаются:

  1. Положение ст.12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
  2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления, а также обязательное наличие на территории муниципального образования хотя бы одного выборного органа местного самоуправления.
  3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в сфере управления, в том числе и в области кадровой политики, когда формирование органов и назначение должностных лиц находится в ведении муниципального образования.
  4. Наличие собственной компетенции органов местного самоуправления, прежде всего, по решению вопросов местного значения.
  5. Право муниципального образования иметь собственную символику, которая бы отражала исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные традиции.
  6. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.
  7. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления, этот контроль имеет пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципального образования.

    Постовой Н. В. определяет правовые гарантии как совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления, при этом он утверждает, что гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных актов, применяемых в системе местного самоуправления, обязательностью исполнения нормативных актов и ответственностью за их неисполнение.

    Васильев Р. Ф. говорит о правовых гарантия, ссылаясь на одноименную главу в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" [4]3. При этом он говорит об обязательности решений, принятых местным самоуправлением (органами и населением), говорит о самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений и о том, что самостоятельность гарантируется положением об отмене незаконных решений местного самоуправления. Согласно этому положению, органы, осуществляющие надзор за местным самоуправлением, могут обжаловать в судебном порядке противоречащие закону решения местного самоуправления, а не безусловно их отменить в административном порядке.

    Ряд учёных традиционно рассматривает  предусмотренные законодательством гарантии и включает в них запрет на ограничение прав местного самоуправления, обращая внимание на обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления гражданами.

    Традиционным  правовым гарантиям в литературе отводится значительная роль. Эти гарантии являются общепризнанными. Основой правовых гарантий являются соответствующие нормативные акты, которые устанавливают ответственность, и нормы-принципы. Правовые принципы отражаются конституционными положениями и положениями закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В региональном и муниципальном законодательстве также закрепляются правовые гарантии местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Правовые формы защиты прав местного самоуправления

 

    Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

    Одновременно  выделяется круг субъектов - потенциальных нарушителей, действия которых органы местного самоуправления могут обжаловать в судебном порядке. Прежде всего, речь идет:

Муниципальное право России. 3