Муниципальное право России. 4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ-ИНСТИТУТ
КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

 

 

КАФЕДРА  КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст.гр. ЮЗВ-10/1, Деркаева В.С.

                               

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил: ст.преп. Ланцман Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2011

Оглавление

  1. Соотношение государственной власти и местного самоуправления как двух видов публичной власти………………………………………………………………………....3
  2. Система органов муниципальной власти………………………………………….…6
  3. Задача………………………………………………………………………….……….11

Список использованных источников…………………………………………..……….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение государственной власти и местного самоуправления как двух видов публичной власти

На местах, в территориальных  единицах, складываются свои территориальные коллективы. Это муниципальные образования. В них создаются свои органы, отдаленно напоминающие по форме государственные органы (есть местный представительный орган, условно говоря, - местный "парламент", глава муниципального образования - местный "президент", его администрация - местное "правительство", департаменты - местные "министерства" и т.д., но в их системе нет третьей ветви известной триады - судебной власти, прокуратуры, органов конституционного контроля и др.).

Органы муниципального образования осуществляют управление от имени населения территориального коллектива. Поскольку его решающие органы избираются (и могут быть только выборными), такая форма управления на местах называется местным самоуправлением. Оно решает иные задачи, чем государственные органы. Вместе с тем на местах могут действовать и Другие органы и должностные лица, назначаемые государством (управления и отделы министерств, в некоторых зарубежных странах - губернаторы, префекты, руководители районов и др.). Они осуществляют полномочия государства на местax. В федеративных странах между государством и местным самоуправлением стоит особое звено - субъект федерации. Местное управление рассматривается как сфера регулирования субъекта федерации, федеративное государство устанавливает лишь основы местного самоуправления.

Государственное и муниципальное  управление - широкая, политологическая трактовка управления. В нем участвуют все ветви власти: законодательная (нормотворческая в местном самоуправлении), исполнительная, судебная (в муниципальных образованиях, как говорилось, этой ветви нет), Другие органы, которые многими исследователями считаются не входящими ни в одну ветвь (например, прокуратура, органы конституционного контроля, избирательные комиссии, уполномоченные парламента, в частности, по правам человека, и др.). В более узком, специальном смысле под государственным и муниципальным управлением понимается ограниченная сфера деятельности государственных и муниципальных органов: административная, исполнительно-распорядительная деятельность. Она осуществляется не всеми, а лишь исполнительно-распорядительными органами, относящимися к ветви исполнительной власти. Если применить такой подход, то это будет означать изучение лишь управленческой деятельности администрации муниципального образования. Остальные органы (в том числе представительный орган) и процедуры (например, непосредственная демократия) будут исключены.

Публичная власть в государственном и муниципальном управлении

Публичная власть возникает  в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями. Государственная власть возникает в обществе страны, муниципальная - первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни. Эти две разновидности публичной власти обладают многими общими характеристиками. Они отделены от общества (исключением является, например, принятие решений сельским сходом в мелких муниципальных образованиях), органы публичной власти обладают правом устанавливать общеобязательные для данного коллектива (общества, муниципального образования) общие правила и применять принуждение. Обе они обладают особым аппаратом - коллективом людей, как бы выделенных из общества и профессионально занимающихся управлением (и принуждением) - государственным и муниципальным.

Вместе с тем каждая из этих двух разновидностей имеет  свои особенности. Они коренятся  в том, что государственная власть действует от имени всего народа, а муниципальная - от имени сравнительно небольшого территориального коллектива. Государственная власть действует на всей территории страны и в международных отношениях, муниципальная власть имеет локальную сферу деятельности, первая суверенна, она устанавливает общие правила для деятельности в том числе и муниципальной власти. Полномочия государственной власти не только неизмеримо шире, но и качественно иные, что вытекает, в частности, из государственного суверенитета. Многие полномочия, которые принадлежат государственной власти, ее органам (вопросы гражданства, преступления и наказания, иностранные дела, прокуратура, суды и др.), никогда не могут по своей природе осуществляться на уровне муниципалитета, каким бы крупным он ни был (за рубежом некоторые большие города, например Нью-Йорк или Токио, имеющие статус муниципального образования, превосходят по численности населения многие государства). Муниципальный аппарат управления ориентирован на другие, местные задачи и каким бы крупным ни был муниципалитет, его аппарат является иным по своему существу, чем государственный аппарат.

Различия государственной  и муниципальной публичной власти находят свое продолжение в различиях  государственного и муниципального управления.

Субъект, объект и содержание государственного или муниципального управления

Конкретным субъектом  государственного или муниципального управления является соответствующий  орган, должностное лицо государства  или местного самоуправления. Существует огромное разнообразие органов государства (от парламента до местного отдела министерства внутренних дел) и должностных лиц (от президента до начальника паспортного стола местного отделения милиции). В федеративных государствах государственной властью (правда, несуверенной) обладают такие субъекты федерации, которые имеют свои законодательные и исполнительные органы, свою государственную службу. В местном самоуправлении существуют различные органы (представительный орган - совет, комитет и т.д., местная администрация), муниципальная служба.

Объект государственного и муниципального управления - это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение. Иногда общественное значение могут приобрести и личные отношения (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет детям, не достигшим определенного возраста, посещать некоторые кинофильмы). В этом случае такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. с использованием публичной власти.

Таким образом, государственное  и муниципальное управление - это  особого рода социальная деятельность по целенаправленному использованию на основе закона и иных правовых актов публичной власти особой группой людей (органов, должностных лиц), осуществляемая на профессиональных началах. 

 

2 Система органов местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

1) представительный орган местного самоуправления - Городской Совет народных депутатов;

2) глава муниципального образования - Глава города;

3) исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования  - администрация города;

4) контрольный орган  муниципального образования - Комитет городского контроля;

5) иные органы и  выборные должностные лица местного  самоуправления, предусмотренные настоящим  Уставом и обладающие собственными  полномочиями по решению вопросов  местного значения.

Городской Совет  народных депутатов

В исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находятся:

1) принятие Устава  городского округа и внесение  в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение  и отмена местных налогов, установление налоговых льгот по местным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов  и программ развития городского  округа, утверждение отчетов об  их исполнении;

5) определение порядка  управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных  предприятий и учреждений, а также  об установлении тарифов на  услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка  участия городского округа в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10)  принятие решения об удалении Главы города в отставку.

К полномочиям городского Совета народных депутатов также относятся:

- установление официальных символов городского округа и определение порядка официального использования указанных символов;

- принятие решения о назначении местного референдума;

- назначение муниципальных выборов, а также назначение голосования по вопросам изменения границ городского округа или преобразования городского округа;

- определение порядка организации и проведения публичных слушаний, а также порядка назначения и проведения собрания и опроса граждан;

- утверждение структуры Администрации города по представлению Главы города и др.

Полномочия  Главы города

Глава города как высшее должностное лицо городского округа в пределах своих полномочий:

1) обеспечивает исполнение  федеральных законов и законов  Кемеровской области, Устава городского округа и иных муниципальных правовых актов;

2) представляет городской  округ в отношениях с органами  государственной власти, органами  местного самоуправления других  муниципальных образований, гражданами  и организациями; без доверенности действует от имени городского округа;

3) подписывает и обнародует  в порядке, установленном настоящим  Уставом, нормативные правовые  акты, принятые городским Советом  народных депутатов;

4) издает в пределах  своих полномочий правовые акты, установленные настоящим Уставом (постановления и распоряжения администрации города);

5) вправе требовать  созыва внеочередного заседания  городского Совета народных депутатов;

6) обеспечивает осуществление  органами местного самоуправления  полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области;

7) обладает в порядке  осуществления правотворческой  инициативы правом внесения в  городской Совет народных депутатов проектов муниципальных правовых актов;

8) представляет на  рассмотрение и утверждение городского  Совета народных депутатов проект  бюджета городского округа и  отчет об исполнении бюджета  городского округа;

9) представляет на  рассмотрение городского Совета народных депутатов проекты нормативных правовых актов о введении в действие или прекращении действия местных налогов, а также других правовых актов, предусматривающих расходование средств бюджета городского округа;

10) представляет на  рассмотрение и утверждение городского Совета народных депутатов проекты планов и программ развития городского округа, отчетов об их исполнении;

11) выступает с инициативой  проведения публичных слушаний, собраний и опросов граждан  по вопросам местного значения;

12) осуществляет личный  прием граждан, рассматривает  предложения, заявления и жалобы  граждан, принимает по ним решения.

Администрация города

Администрация города в  соответствии с федеральным законодательством  обладает правами юридического лица, имеет бюджетную смету и печать. Расходы на обеспечение деятельности администрации города предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Администрацией города руководит Глава города на принципах единоначалия. Структура администрации города, изменения в структуре администрации города утверждаются городским Советом народных депутатов по представлению Главы города. В структуре администрации города могут создаваться отраслевые, функциональные и территориальные органы.

Органы администрации  города (районные администрации, комитеты, управления, отделы и т.д.) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере  деятельности либо на определенной территории.

Руководители органов  администрации города издают акты в  форме распоряжений и приказов. Приказы  и распоряжения руководителей органов  администрации города могут быть отменены главой города.

Контрольный орган городского округа

Для организации и осуществления финансового контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении; исполнением местного бюджета; а также соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, городским Советом народных депутатов создается постоянно действующий орган муниципального финансового контроля - Комитет городского контроля.

Комитет городского контроля формируется городским Советом народных депутатов.

 Комитет городского  контроля  в пределах своих полномочий осуществляет:

1) контроль за законностью,  эффективностью и целевым использованием  средств бюджета города Новокузнецка;

2) контроль за соблюдением  получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств бюджета города Новокузнецка;

3) проверки целевого  расходования межбюджетных трансфертов;

4) контроль за законностью  и эффективностью управления и распоряжения муниципальной собственностью города Новокузнецка;

4) анализ исполнения  бюджета города Новокузнецка, подготовку  предложений и проектов муниципальных  правовых актов по вопросам  совершенствования бюджетного процесса  и муниципального финансового контроля;

5) представление Главе  города и городскому Совету  народных депутатов информации  о результатах проведенных контрольных  мероприятий;

6) финансовую экспертизу  проектов муниципальных правовых  актов органов местного самоуправления  города Новокузнецка, предусматривающих расходование средств бюджета городского округа, или влияющих на его формирование и исполнение, а также касающихся поступления налогов, сборов и других денежных средств в местный бюджет;

7) иные полномочия  в соответствии с  федеральными законами, законами Кемеровской области и настоящим Уставом. 

Муниципальная избирательная комиссия

Муниципальная избирательная  комиссия организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата городского Совета народных депутатов, Главы города, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа. Муниципальная избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

 Муниципальная избирательная  комиссия формируется городским  Советом народных депутатов в  количестве 11 человек с правом  решающего голоса в срок, установленный  Федеральным законом "Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Состав муниципальной  избирательной комиссии утверждается решением городского Совета народных депутатов. Порядок формирования и полномочия муниципальной избирательной комиссии устанавливаются Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним Законом субъекта, а также Уставом и Положением, утверждаемым городским Советом народных депутатов.

 

3 Задача

Депутат городской  Думы был задержан сотрудником милиции  за нарушение правил уличного движения и подвергнут штрафу. Считая действия сотруднику милиции неправомерными, депутат обратился с заявлением к прокурору с просьбой о привлечении к ответственности этого сотрудника милиции.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.  

Согласно ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания - парламента РФ. В данном случае действия сотрудника милиции правомерны, так как он задержал депутата на месте совершения преступления и вследствие равенства всех перед законом выписал штраф.

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1
  3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  4. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления//Журнал российского права № 4 – 2002 г.
  5. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2000.
  6. В.И. Васильев. Каким быть новому закону о местном самоуправлении//Журнал российского права № 12 –2001 г
  7. Кутафин О.Е. Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 428 с.
  8. Официальный сайт администрации города Новокузнецк http://www.admnkz.ru

 


Муниципальное право России. 4