Муниципальное право России. 2
Министерство образования и науки
Российской федерации
ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
кафедра конституционного
и муниципального
права россии
Домашнее задание по курсу
Муниципальное право России
Вариант
№10
гр. 624 ЮРZS
Аведисян А.Б.
Ст. преподаватель
Востриков
И.В.
Ростов-на-Дону
2011
План
1.
Основные теории местного
Библиографический список………………………………………………….9
2.
Администрация муниципального
Библиографический
список………………………………………………...24
1. Основные теории местного самоуправления и их реализация в исторических моделях муниципально-правового развития отдельных государств
Знание и обобщение зарубежного опыта организации местного самоуправления помогает выработать рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. В зарубежных государствах накоплен значительный опыт действия различных моделей местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного власти.
В зарубежных странах при характеристике особенностей управления на местах обычно используют два основных термина - «местное самоуправление» и «местное управление». Эти понятия отражают суть взаимоотношений центральной (федеральной) и местной власти, степень независимости и самостоятельности органов власти на местах1.
В
зависимости от применения той или
иной концепции (единой государственной
власти или разделения государственной
власти и местного самоуправления, признания
или непризнания «естественных» и «искусственных»
административно-
В
соответствии с англосаксонской
системой для решения местных
вопросов в административно-
Органа общей компетенции, аналогичного исполкому совета в странах тоталитарного социализма, не создается. В США местной управленческой деятельностью занимаются избранные населением должностные лица и те члены совета, которым это поручено, в Великобритании — отраслевые постоянные комиссии (комитеты), создаваемые из членов совета, — комитеты по строительству, по вопросам образования, по местным дорогам и др. Комитеты подбирают служащих, которые утверждаются советом, и под руководством постоянного комитета занимаются исполнительной деятельностью, но только в рамках компетенции местного самоуправления. В городах, как правило, действуют хартии самоуправления (некоторые из них пожалованы монархами столетия назад), в соответствии с которыми избираются советы и мэры. Мэры избираются либо непосредственно гражданами, либо советами. В первом случае это «сильный» мэр, получивший свою должность непосредственно от избирателей и нередко даже обладающий правом вето по отношению к решениям совета, во втором — «слабый», во многом зависящий от совета, его избравшего. В некоторых городах совет нанимает на срок (иногда до 12 лет) специалиста-менеджера для управления. Он тоже называется мэром, бургомистром.
Данная система не предусматривает назначения из центра чиновников на места для контроля за действиями выборных советов. Местные советы в пределах закона, обычая, сложившейся практики самостоятельно решают вопросы, не входящие в компетенцию центральных, государственных органов. Контроль центра за их деятельностью осуществляется путем финансовых ревизий (основную долю в финансировании местных расходов составляют, как правило, не местные налоги и доходы, а дотации из государственного бюджета), министерских инспекций (проверку производят уполномоченные министра по делам местного самоуправления), судебного контроля (центральные органы могут обращаться в суде исками против органов местного самоуправления).
В развивающихся странах — бывших британских колониях, несмотря на влияние англосаксонского права, такая система местного самоуправления не получила распространения; там созданы более централизованные системы, сочетающие выборность и назначаемость местных органов (Индия, Малайзия, Кения и др.).
Романо-германская
(континентальная) система местного самоуправления
присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии,
заимствована Турцией, Сенегалом, другими
странами. Она строится на основе сочетания
выборности и назначаемости местных органов.
Основанием для применения того или иного
способа формирования местных органов
(выборности или назначаемости) обычно
служат два момента: различение общинного
и регионального звена административно-
Существует
несколько вариантов управления
«искусственными» административно-
Раньше,
до 80-х годов, в некоторых странах
Европы представитель государства
в регионе контролировал
Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. В ряде стран она имеет существенные особенности: в Мексике она несколько иная, чем в Никарагуа, а в Аргентине совсем не похожа на систему, существующую в Колумбии; в некоторых странах эта система близка к охарактеризованной выше романо-германской, хотя в странах Латинской Америки роль представителей центра всегда значительнее в силу широких полномочий президента. Кроме того, во многих странах Латинской Америки имеются крупные земельные латифундии и господство местных землевладельцев налагает существенный отпечаток на систему управления.
При
иберийской системе местного самоуправления
и управления население административно-
Система
советов принципиально
Такая
система создается во всех административно-
Особые
формы местного управления существуют
в условиях военных режимов. В
административно-
Библиографический список
Правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (в последней ред. от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.
2.Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ
«Об общих принципах
Научная литература:
1.Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М.: Норма, 2010. – 437 с.
2.Казанцев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право. - М.: Юрист, 2010. – 453 с.
3.Ковешников Е.М. Муниципальное право. - М.: Норма, 2008. – 452 с.
4.Комментарий
к Федеральному закону «Об
общих принципах реализации
5.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2010. – 541 с.
6.Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 651 с.
7.Пешин
Н.Л. Конституционные основы
2.
Администрация муниципального
образования - исполнительно-
Исполнительный орган местного самоуправления представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью проведения в жизнь (исполнения) принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни местных сообществ.
Система органов власти местного самоуправления во все времена в нашей стране и за рубежом, как правило, состояла и состоит прежде всего из двух органов власти - представительной и исполнительно-распорядительной (администрации). В свою очередь муниципальная исполнительная власть (местная администрация) состоит из ряда структурных подразделений - органов местной администрации муниципального образования.
Местная
администрация (исполнительно-
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту1.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
В
случае, если лицо назначается на должность
главы местной администрации
по контракту, уставом поселения, а
в отношении должности главы
местной администрации
Порядок
проведения конкурса на замещение должности
главы местной администрации
устанавливается
Общее
число членов конкурсной комиссии в
муниципальном образовании
Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)1.
Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2)
отставки по собственному
3)
расторжения контракта в
4)
отрешения от должности в
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6)
признания судом безвестно
7)
вступления в отношении его
в законную силу
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11)
преобразования муниципального
образования, а также в случае
упразднения муниципального
12)
утраты поселением статуса
13)
увеличения численности
Структура
местной администрации
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Устава г. Ростов-на-Дону, исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является Администрация города. Администрация города - юридическое лицо. В состав Администрации входят:
1.1.
Управления - отраслевые органы
1.2.
Комитеты - межотраслевые органы
Администрации, возглавляющие
1.3.
Департаменты - органы Администрации,
сочетающие отраслевое
1.3.1.
Службы - функциональные органы
1.4. Администрации районов города - территориальные исполнительно-распорядительные органы городского самоуправления, возглавляемые главами районных администраций;
1.5.
Отделы - структурные подразделения
Администрации города, ее органов
или районных в городе
Статья 46 Устава г. Ростов-на-Дону устанавливает, что администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем Мэра как главы Администрации города в следующих сферах и отраслях:
1.Полномочия в области планирования, бюджета, финансов и учета: разработка и представление Мэру для внесения на утверждение городской Думы проектов планов и программ социально-экономического развития города, бюджета, организация их исполнения; сбор от расположенных на территории города предприятий, организаций, независимо от организационно-правовых форм собственности, необходимых сведений о проектах планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения города, осуществление обязательного для таких планов и мероприятий согласования; рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий и организаций различных форм собственности, дача по ним заключений и, в необходимых случаях, внесение предложений в соответствующие органы управления; организация сбора статистических показателей, характеризующих экономику и социальную сферу города; предоставление указанных данных органам государственной власти; установление порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального образования.
2.Полномочия в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории города: управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности; принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности в соответствии с порядком и условиями, установленными городской Думой, утверждение нормативов отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий; создание, реорганизация и ликвидация в порядке, установленном городской Думой муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; заключение контрактов (трудовых договоров) с руководителями муниципальных учреждений и унитарных предприятий в порядке, установленном решением городской Думы; разработка и представление Мэру для внесения в городскую Думу проекта прогнозного плана (программы) приватизации объектов муниципальной собственности, подготовленной с учетом мнения отраслевых и территориальных органов управления; управление муниципальными долями, пакетами акций хозяйственных обществ; содействие созданию на территории города предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения; разработка и представление Мэру для внесения в городскую Думу предложений по созданию целевых бюджетных фондов; предоставление в соответствии с законодательством и решениями городской Думы льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности; заключение с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоров о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии города, на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказание услуг; обеспечение рационального размещения предприятий, учреждений, организаций на территории города.
3.Полномочия в области ценообразования и защиты прав потребителей: установление тарифов, цен, наценок, расценок, коэффициентов и тому подобного на услуги (работы, продукцию), предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, проведение в соответствии с законодательством единой политики цен в городе, организация и осуществление контроля за соблюдением порядка ценообразования и правильностью применения тарифов (цен, наценок, расценок, коэффициентов и тому подобного); внесение на рассмотрение городской Думы предложений по дополнительной компенсации населению за счет средств городского бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а также оказанием услуг; формирование служб Администрации города по защите прав потребителей; рассмотрение жалоб потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей, обращение в суды в защиту прав потребителей; при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, незамедлительно принимать предусмотренные законодательством меры.