Муниципальное право России. 2

Министерство  образования и  науки 

Российской  федерации

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

  кафедра конституционного  и муниципального  права россии 
 

Домашнее  задание по курсу

Муниципальное право России

Вариант №10 
 
 

                                                      студента I I курса

                                                                                  заочной формы обучения 

гр. 624 ЮРZS

Аведисян  А.Б. 

                                                                                

                                                                                    Научный руководитель:

Ст. преподаватель

Востриков И.В.                                                                                            

                                          

Ростов-на-Дону

2011

    План 

    1. Основные теории местного самоуправления  и их реализация в исторических  моделях муниципально-правового  развития отдельных государств…………………………………………………………………………….3

    Библиографический список………………………………………………….9

    2. Администрация муниципального образования  - исполнительно-распорядительный орган  местного самоуправления, ее полномочия  и направления деятельности…………………………………………………………10

    Библиографический список………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные теории  местного самоуправления  и их реализация  в исторических  моделях муниципально-правового развития отдельных государств

    Знание  и обобщение зарубежного опыта  организации местного самоуправления помогает выработать рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. В зарубежных государствах накоплен значительный опыт действия различных моделей местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного власти.

    В зарубежных странах при характеристике особенностей управления на местах обычно используют два основных термина - «местное самоуправление» и «местное управление». Эти понятия отражают суть взаимоотношений центральной (федеральной) и местной власти, степень независимости и самостоятельности органов власти на местах1.

    В зависимости от применения той или  иной концепции (единой государственной власти или разделения государственной власти и местного самоуправления, признания или непризнания «естественных» и «искусственных» административно-территориальных единиц и др.), а также от национальных особенностей и традиций различных государств различаются четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов.

    В соответствии с англосаксонской  системой для решения местных  вопросов в административно-территориальных  единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии, графствах, округах, тауншипах в США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет (правление), обычно на два — четыре года. Он состоит из трех — семи членов, в крупнейших городах — из 35—50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц — шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административно-территориальной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах — графствах), казначея и др.1

    Органа  общей компетенции, аналогичного исполкому  совета в странах тоталитарного социализма, не создается. В США местной управленческой деятельностью занимаются избранные населением должностные лица и те члены совета, которым это поручено, в Великобритании — отраслевые постоянные комиссии (комитеты), создаваемые из членов совета, — комитеты по строительству, по вопросам образования, по местным дорогам и др. Комитеты подбирают служащих, которые утверждаются советом, и под руководством постоянного комитета занимаются исполнительной деятельностью, но только в рамках компетенции местного самоуправления. В городах, как правило, действуют хартии самоуправления (некоторые из них пожалованы монархами столетия назад), в соответствии с которыми избираются советы и мэры. Мэры избираются либо непосредственно гражданами, либо советами. В первом случае это «сильный» мэр, получивший свою должность непосредственно от избирателей и нередко даже обладающий правом вето по отношению к решениям совета, во втором — «слабый», во многом зависящий от совета, его избравшего. В некоторых городах совет нанимает на срок (иногда до 12 лет) специалиста-менеджера для управления. Он тоже называется мэром, бургомистром.

    Данная  система не предусматривает назначения из центра чиновников на места для контроля за действиями выборных советов. Местные советы в пределах закона, обычая, сложившейся практики самостоятельно решают вопросы, не входящие в компетенцию центральных, государственных органов. Контроль центра за их деятельностью осуществляется путем финансовых ревизий (основную долю в финансировании местных расходов составляют, как правило, не местные налоги и доходы, а дотации из государственного бюджета), министерских инспекций (проверку производят уполномоченные министра по делам местного самоуправления), судебного контроля (центральные органы могут обращаться в суде исками против органов местного самоуправления).

    В развивающихся странах — бывших британских колониях, несмотря на влияние англосаксонского права, такая система местного самоуправления не получила распространения; там созданы более централизованные системы, сочетающие выборность и назначаемость местных органов (Индия, Малайзия, Кения и др.).

    Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами. Она строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов. Основанием для применения того или иного способа формирования местных органов (выборности или назначаемости) обычно служат два момента: различение общинного и регионального звена административно-территориального деления и признание или непризнание данной административно-территориальной единицы территориальным коллективом. В общинах (поселках, городах, объединениях нескольких деревень — они обычно называются коммунами) существуют только выборные органы местного самоуправления — совет и мэр с одним или несколькими заместителями. Совет и мэр могут избираться населением, но раздельно: отдельно голосуют за членов совета, отдельно — за мэра. Мэр и его заместители могут избираться также советом коммуны, как во Франции. Иногда совет избирает коллегиальный орган: в Польше — правление во главе с избранным войтом. Никаких назначенных сверху администраторов — представителей государственной власти в коммуне нет,

    Существует  несколько вариантов управления «искусственными» административно-территориальными единицами по этой системе. В соответствии с первым вариантом в некоторых административно-территориальных единицах областного или районного звена, которые не рассматриваются как территориальные коллективы, действуют только назначенные центром чиновники — органы государственной власти (губернаторы в Финляндии и Турции, управители областей в Болгарии, воеводы воеводств в Польше, помощники комиссаров или супрефекты в округах Франции — единицах районного значения). В соответствии со вторым вариантом в административно-территориальных единицах, которые рассматриваются как территориальные коллективы, одновременно действуют выборные советы — органы местного самоуправления и назначенные из центра чиновники, которые являются представителями президента, правительства, министра внутренних дел (в регионах и департаментах Франции, в областях Италии, в губерниях Индонезии, в губерниях и районах Таиланда, в областях и районах Украины и др.). Эти чиновники по уполномочию центра осуществляют на местах государственную власть, контролируя законность действий органов местного самоуправления. При таком варианте совет избирает свой исполнительный орган, единоличный или коллегиальный (председателя, джунту и др.), который руководит администрацией, подчиненной совету. Чиновник — представитель государства имеет свою администрацию. В его ведении обычно находятся вопросы охраны порядка.

    Раньше, до 80-х годов, в некоторых странах  Европы представитель государства  в регионе контролировал целесообразность принимаемых советом решений, в  связи с чем употреблялся термин «административная опека». В частности, до вступления в силу акта органа местного самоуправления префект (или комиссар, губернатор и др.) визировал каждый такой акт, без чего решение совета не вступало в силу. Теперь этот контроль осуществляется во многих странах только с точки зрения законности принимаемых решений. Он является гораздо менее жестким: комиссары (префекты и др.) проверяют акты советов, но прежнее визирование отменено; оспорить законность актов они могут лишь в местном административном суде. Установлен и срок для таких возражений. Вместе с тем в некоторых странах Европы действует прежняя концепция опеки (например, в Польше, где воевода не только отменяет акты совета гмины, но и может распустить совет). Сохранились прежние порядки в государствах Азии, Африки. В ряде стран назначенные сверху представители государственной власти могут обратиться к главе государства или к правительству с предложением о роспуске избранного совета и проведении новых выборов в связи с систематическим нарушением советом законодательства или его неработоспособностью.

    Иберийская  система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих  государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. В ряде стран она имеет существенные особенности: в Мексике она несколько иная, чем в Никарагуа, а в Аргентине совсем не похожа на систему, существующую в Колумбии; в некоторых странах эта система близка к охарактеризованной выше романо-германской, хотя в странах Латинской Америки роль представителей центра всегда значительнее в силу широких полномочий президента. Кроме того, во многих странах Латинской Америки имеются крупные земельные латифундии и господство местных землевладельцев налагает существенный отпечаток на систему управления.

    При иберийской системе местного самоуправления и управления население административно-территориальных единиц (в том числе общин, муниципий) избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькальда, регидора, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц. В некоторых странах главное должностное лицо избирается не населением, а советом. Алькальд (префект и т.п.) одновременно является председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством (президентом, министром внутренних дел) как его представитель в данной административно-территориальной единице. Он обладает правом контроля за деятельностью совета. Словом, алькальд сосредоточивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью. Правда, опека почти не применяется: алькальду как председателю совета предоставляются широкие возможности не принимать в совете решения, которые он же будет вынужден позднее отклонить1.

    Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше. Она применяется в странах тоталитарного социализма. Совет рассматривается как орган государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган — исполнительный комитет — коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при помощи подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни (образованием, здравоохранением, торговлей, местной промышленностью и т.д.).

    Такая система создается во всех административно-территориальных  единицах. Лишь в мелких населенных пунктах совет может избрать  не исполком, а председателя и секретаря  совета, которые и ведают исполнительной деятельностью. Иногда наряду с исполнительным комитетом совет избирает постоянный комитет, который между сессиями совета осуществляет его полномочия (в Китае это постоянный комитет местного собрания народных представителей). Чиновники для контроля за деятельностью советов сверху не назначаются, но советы как органы государственной власти подчинены по вертикали вышестоящим представительным органам. Советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы. При руководящей роли коммунистической партии деятельность советов практически направляется ее местными органами и организациями.

    Особые  формы местного управления существуют в условиях военных режимов. В  административно-территориальные единицы, особенно крупные, назначаются военные губернаторы и коменданты, которые в свою очередь назначают офицеров в нижестоящие административно-территориальные единицы. Назначенные должностные лица осуществляют управление на основе единоначалия с применением методов военного регулирования.

    Библиографический список

Правовые  акты:

    1.Конституция  Российской Федерации (в последней ред. от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.

    2.Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» (в последней редакции закона от 27.12.2010 г. №365-ФЗ) // Российская газета. 2003. 12 октября; 2010. 30 декабря.

Научная литература:

    1.Выдрин  И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное  право России. - М.: Норма, 2010. – 437 с.

    2.Казанцев  Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное  право. - М.: Юрист, 2010. – 453 с.

    3.Ковешников  Е.М. Муниципальное право. - М.: Норма, 2008. – 452 с.

    4.Комментарий  к Федеральному закону «Об  общих принципах реализации местного  самоуправления в Российской  Федерации» / Отв. ред. О.Е. Кутафин. - М.: Юрист, 2010. – 465 с.

    5.Кутафин  О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное  право Российской Федерации. - М.: Норма, 2010. – 541 с.

    6.Муниципальное  право Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. –  М.: ЮНИТИ, 2010. – 651 с.

    7.Пешин  Н.Л. Конституционные основы местного  самоуправления // Конституционное законодательство России. - М.: Норма, 2009. – 252 с. 
 
 
 
 
 
 

    2. Администрация муниципального  образования - исполнительно-распорядительный  орган местного  самоуправления, ее  полномочия и направления деятельности

    Исполнительный  орган местного самоуправления представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью проведения в жизнь (исполнения) принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни местных сообществ.

    Система органов власти местного самоуправления во все времена в нашей стране и за рубежом, как правило, состояла и состоит прежде всего из двух органов власти - представительной и исполнительно-распорядительной (администрации). В свою очередь муниципальная исполнительная власть (местная администрация) состоит из ряда структурных подразделений - органов местной администрации муниципального образования.

    Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется в соответствии с уставом  муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту1.

    Контракт  с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

    В случае, если лицо назначается на должность  главы местной администрации  по контракту, уставом поселения, а  в отношении должности главы  местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения – уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

    Порядок проведения конкурса на замещение должности  главы местной администрации  устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса1.

    Общее число членов конкурсной комиссии в  муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

    Члены конкурсной комиссии поселения назначаются  представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском  округе), внутригородском муниципальном  образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)1.

    Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

    Полномочия  главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

    1) смерти;

    2) отставки по собственному желанию;

    3) расторжения контракта в соответствии  с частью 11 настоящей статьи;

    4) отрешения от должности в соответствии  со статьей 74 настоящего Федерального  закона;

    5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    6) признания судом безвестно отсутствующим  или объявления умершим;

    7) вступления в отношении его  в законную силу обвинительного  приговора суда;

    8) выезда за пределы Российской  Федерации на постоянное место  жительства;

    9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

    10) призыва на военную службу  или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

    11) преобразования муниципального  образования, а также в случае  упразднения муниципального образования;

    12) утраты поселением статуса муниципального  образования в связи с его  объединением с городским округом;

    13) увеличения численности избирателей  муниципального образования более  чем на 25 процентов, произошедшего  вследствие изменения границ  муниципального образования или  объединения поселения с городским  округом.

    Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1 применительно к учреждениям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 44 Устава г. Ростов-на-Дону, исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является Администрация города. Администрация города - юридическое лицо. В состав Администрации входят:

    1.1. Управления - отраслевые органы Администрации  города, осуществляющие руководство,  как правило, одной отраслью;

    1.2. Комитеты - межотраслевые органы  Администрации, возглавляющие определенную  сферу управления и осуществляющие  свои функции на основе межотраслевой координации и регулирования;

    1.3. Департаменты - органы Администрации,  сочетающие отраслевое управление  с функциональным руководством  межотраслевого характера;

    1.3.1. Службы - функциональные органы Администрации  города;

    1.4. Администрации районов города - территориальные исполнительно-распорядительные органы городского самоуправления, возглавляемые главами районных администраций;

    1.5. Отделы - структурные подразделения  Администрации города, ее органов  или районных в городе администраций.

    Статья 46 Устава г. Ростов-на-Дону устанавливает, что администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем Мэра как главы Администрации города в следующих сферах и отраслях:

    1.Полномочия в области планирования, бюджета, финансов и учета: разработка и представление Мэру для внесения на утверждение городской Думы проектов планов и программ социально-экономического развития города, бюджета, организация их исполнения; сбор от расположенных на территории города предприятий, организаций, независимо от организационно-правовых форм собственности, необходимых сведений о проектах планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения города, осуществление обязательного для таких планов и мероприятий согласования; рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий и организаций различных форм собственности, дача по ним заключений и, в необходимых случаях, внесение предложений в соответствующие органы управления; организация сбора статистических показателей, характеризующих экономику и социальную сферу города; предоставление указанных данных органам государственной власти; установление порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального образования.

    2.Полномочия в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории города: управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности; принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности в соответствии с порядком и условиями, установленными городской Думой, утверждение нормативов отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий; создание, реорганизация и ликвидация в порядке, установленном городской Думой муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; заключение контрактов (трудовых договоров) с руководителями муниципальных учреждений и унитарных предприятий в порядке, установленном решением городской Думы; разработка и представление Мэру для внесения в городскую Думу проекта прогнозного плана (программы) приватизации объектов муниципальной собственности, подготовленной с учетом мнения отраслевых и территориальных органов управления; управление муниципальными долями, пакетами акций хозяйственных обществ; содействие созданию на территории города предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения; разработка и представление Мэру для внесения в городскую Думу предложений по созданию целевых бюджетных фондов; предоставление в соответствии с законодательством и решениями городской Думы льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности; заключение с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоров о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии города, на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказание услуг; обеспечение рационального размещения предприятий, учреждений, организаций на территории города.

    3.Полномочия  в области ценообразования и  защиты прав потребителей: установление тарифов, цен, наценок, расценок, коэффициентов и тому подобного на услуги (работы, продукцию), предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, проведение в соответствии с законодательством единой политики цен в городе, организация и осуществление контроля за соблюдением порядка ценообразования и правильностью применения тарифов (цен, наценок, расценок, коэффициентов и тому подобного); внесение на рассмотрение городской Думы предложений по дополнительной компенсации населению за счет средств городского бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а также оказанием услуг; формирование служб Администрации города по защите прав потребителей; рассмотрение жалоб потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей, обращение в суды в защиту прав потребителей;  при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, незамедлительно принимать предусмотренные законодательством меры.