Муниципальное право в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Муниципальное право России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местное самоуправление в  Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.1

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.2

Местный референдум – голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения.3

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.1

Представительный орган  местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Муниципальная собственность – это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и т.д.

Муниципальная служба в Российской Федерации – согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).1

Местные налоги и сборы  – налоги и сборы, устанавливаемые  нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. Включают: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, организаций, учреждений; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензированный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензированный сбор за право проведения местных аукционов; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Конкретные размеры налоговых ставок местных налогов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления с учетом предельных налоговых ставок, предусмотренных федеральным законом. М.н. и с. зачисляются в соответствующие местные бюджеты (внебюджетные фонды) и являются источниками доходов этих бюджетов (внебюджетных фондов).2

Выборное должностное  лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Виды местного самоуправления: сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.1

Гарантии местного самоуправления – это условия и средства, позволяющие обеспечить реализацию и эффективную правовую защиту местного самоуправления.

Выделяют две тесно  взаимосвязанные группы гарантий: общие  и специальные (юридические). Общие являются определяющими по отношению к специальным, обусловливают существование последних. Специальные гарантии представляют собой правовую форму выражения общих гарантий.

К общим относятся политические, экономические, социальные, культурно-идеологические (духовные) и организационные гарантии, стимулирующие развитие местного самоуправления, обеспечивающие определенную устойчивость и стабильность деятельности его органов, создающие реальные предпосылки для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

Среди общих гарантий необходимо прежде всего выделить политические, под которыми следует понимать демократический  характер политического режима в стране: многопартийность, разделение ветвей власти, разграничение предметов ведения между органами государственной власти России и субъектов Федерации, право на местное самоуправление, его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий и др.

К экономическим гарантиям  относятся: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда; признание разнообразия различных форм собственности и их правовая защита, в том числе муниципальной собственности.

Экономические гарантии обеспечивают выполнение функций и полномочий местного самоуправления: становление и развитие его экономической основы, создание муниципальной собственности, формирование достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

Под социальными гарантиями местного самоуправления понимаются: социальная стабильность,  наличие «среднего класса», возможность удовлетворения минимальных потребностей каждого члена общества, эффективная система социального обеспечения, бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, общедоступность культурных ценностей, всестороннее развитие личности и др.

К культурно-идеологическим (духовным) гарантиям следует отнести: существующую в стране систему культурных и идеологических ценностей, повышение общего уровня общественного сознания (в частности, правосознания), нравственность, справедливость, идеологическое многообразие, запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, возможность личности самореализоваться, межгосударственный обмен культурными ценностями, сложившиеся в обществе исторические, национальные, местные традиции и обычаи, формирование муниципального права как комплексной отрасли права, выработка стратегии законодательной деятельности, проведение фундаментальных научных исследований в области местного самоуправления, разработка современных муниципальных управленческих технологий. Организационными гарантиями являются: наличие структур, обеспечивающих реализацию и охрану прав местного самоуправления (законодательные, исполнительные, судебные органы государственной власти различных уровней, органы местного самоуправления, уполномоченный по правам человека и др.), демократический порядок формирования и деятельности структур местного самоуправления, использование форм прямого волеизъявления населения, система подготовки кадров для органов местного самоуправления, материально-технические средства, обеспечивающие эффективность этой деятельности (здания, помещения, транспорт, средства связи, оргтехника и т.п.). Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность способов и средств, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных актах, законах и подзаконных актах субъектов Федерации, уставах муниципальных образований и др.

Юридические гарантии направлены на обеспечение правовыми средствами нормальной деятельности местного самоуправления и его органов в решении  задач местного значения и выполнении переданных им государственных полномочий.

К юридическим гарантиям, в частности, относятся: правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, институт ответственности его органов и должностных лиц, судебная зашита прав местного самоуправления и др.

Важную роль в системе гарантий местного самоуправления играют конституционные положения, из которых должны исходить органы государственной власти, как России, так и субъектов Федерации, при регулировании вопросов местного самоуправления.

Функции местного самоуправления – основные направления муниципальной деятельности.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, полномочий местного самоуправления и в зависимости от сферы общественной жизни можно выделить такие основные функции местного самоуправления, как политическая, экономическая, социально-культурная, охраны общественного порядка, экологическая.

Функции конкретизируются в  предметах ведения и включают в себя вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления.

Политическая функция включает деятельность органов местного самоуправления по обеспечению прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Экономическая функция представляет собой деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, финансовыми средствами, обеспечению комплексного развития территории муниципального образования.

Вопросами местного значения в этой области являются: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; управление местными финансами; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление хозяйственной деятельности; создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования; осуществление внешнеэкономической и иной предусмотренной законом деятельности и др.

Социально-культурная функция включает деятельность по удовлетворению потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и других жизненно важных услугах.

Эта группа вопросов самая  обширная. В нее входят: содержание и использование муниципального жилищного фонда и муниципальных нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; обеспечение населения услугами связи; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании и др.

Функция охраны общественного  порядка. Принято считать, что общественный порядок – это определенная система отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения правовых и других социальных норм, регулирующих поведение людей в общественных местах. Применительно к местному самоуправлению общественный порядок является важнейшим условием жизнедеятельности населения муниципального образования.

В настоящее время основную роль в охране общественного порядка  на территории муниципального образования  играет милиция общественной безопасности, которая в соответствии с Законом РФ «О милиции» входит в систему органов внутренних дел МВД России.

С общественным порядком тесно  связана общественная безопасность, под которой понимается система  отношений, складывающихся в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан и их имуществу. 
Муниципальное законодательство закрепляет за местным самоуправлением решение вопросов обеспечения противопожарной безопасности, являющейся составной частью системы общественной безопасности.

Экологическая функция предполагает участие граждан, органов местного самоуправления в решении вопросов природопользования и природоохраны. В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности находятся  в совместном ведении России и  субъектов Федерации. Государство регулирует отношения, возникающие по поводу использования природных ресурсов, координирует деятельность различных органов и учреждений, выполняющих природоохранные функции.

Важную роль в этом деле играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы и обеспечения экологической безопасности населения. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления  органы местного самоуправления осуществляют контроль над использованием земель на территории муниципального образования, регулируют использование водных объектов местного значения и месторождений полезных ископаемых, участвуют в охране окружающей среды и др.

Полномочия местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.1

Предметы  ведения местного самоуправления – это круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, решения по данным вопросам правомочно принимать население муниципального образования непосредственно, а также органы местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления делятся на две большие  группы:

1) вопросы местного значения;

2) отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться  органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения относятся:

1) нормотворчество: принятие  и изменение уставов муниципальных  образований, контроль за их соблюдением;

2) финансово – экономическая   сфера,  владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

3) использование и охрана  земли и других природных ресурсов: контроль за использованием земель  на территории муниципального  образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

4) строительство, транспорт  и связь: регулирование планировки  и застройки территорий муниципальных образований; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; обеспечение населения услугами связи;

5) жилищно-коммунальное хозяйство,  бытовое и торговое обслуживание  населения: содержание и использование  муниципального жилищного фонда  и нежилых помещений; создание  условий для жилищного и социально-культурного  строительства; организация, содержание  и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; организация утилизации и переработки бытовых отходов; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

6) социально-культурная сфера:  организация, содержание и развитие  муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

7) охрана общественного  порядка: организация и содержание  муниципальных органов общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Данный перечень предметов  ведения местного самоуправления не является исчерпывающим. Муниципальные  образования вправе принимать к  своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Вторым составным элементом  предметов ведения местного самоуправления являются отдельные государственные  полномочия, которые могут передаваться федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение государственными полномочиями возможно только законом (федеральным или субъекта Российской Федерации). Вместе с передачей полномочий в обязательном порядке осуществляется передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству: соответствующие государственные органы вправе давать указания органам местного самоуправления по существу переданных полномочий, органы местного самоуправления обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность. Однако эта ответственность зависит от материально-финансовой обеспеченности полномочий. Статья 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.1

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

1. Правовую основу местного  самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Статья 10. Территории муниципальных  образований

1. Местное самоуправление  осуществляется на всей территории  Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

2. Границы территорий  муниципальных образований устанавливаются  и изменяются законами субъектов  Российской Федерации в соответствии  с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления: 
- местный референдум;

- муниципальные выборы;

- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

- сход граждан;

- правотворческая инициатива  граждан;

- территориальное общественное  самоуправление;

- публичные слушания;

- собрания граждан;

- конференция граждан  (собрание делегатов);

- опрос граждан;

- обращения граждан в  органы местного самоуправления.1

Экономическая основа.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет (местный бюджет). К собственным  доходам местного бюджета могут  относиться:

средства самообложения  граждан;

доходы от местных налогов  и сборов;

доходы от региональных налогов  и сборов;

доходы от федеральных  налогов и сборов;

безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая  дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;

штрафы, установление которых  отнесено к компетенции органов  местного самоуправления;

добровольные пожертвования;

субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального  характера (для некоторых муниципальных  районов);

законные поступления.

Закон устанавливает возможность  выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные  учреждения могут выступать заказчиками  на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).2

1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального  образования в соответствии с  уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных  выборах либо представительным  органом муниципального образования  из своего состава;

2) в случае избрания  на муниципальных выборах либо  входит в состав представительного  органа муниципального образования  с правом решающего голоса  и является его председателем,  либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания  представительным органом муниципального  образования является председателем представительного органа муниципального образования;

4) не может быть одновременно  председателем представительного  органа муниципального образования  и главой местной администрации;

5) в случае формирования  представительного органа муниципального  района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателем представительного органа муниципального района.

1. В систему муниципальных  правовых актов входят:

1) устав муниципального  образования;

2) правовые акты, принятые  на местном референдуме (сходе  граждан), нормативные и иные правовые  акты представительного органа  муниципального образования;

3) правовые акты главы  муниципального образования, постановления  и распоряжения главы местной  администрации, иных органов местного  самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Устав муниципального  образования и оформленные в  виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме сходе граждан).

Статья 40. Статус депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутату, члену выборного  органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного  самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

3. Полномочия депутата, члена  выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

4. Решение об изменении  срока полномочий, а также решение  об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

5. Выборные должностные  лица местного самоуправления  могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Муниципальное право в России