Муниципальное управление

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………….…………………..……3

1. Система органов  МСУ, порядок ее формирования  ………………………5

2. Муниципальная  служба в системе органов муниципального         управления …………………………………………………………………….10

3. Основные принципы и содержание финансово-экономических основ местного самоуправления………………………………………….…………….12

Заключение ……………………………………………………………………16

Список литературы …………………………………………………...………18

ВВЕДЕНИЕ

 

Роль муниципального уровня управления экономикой чрезвычайно  важна: именно с этим уровнем власти взаимодействует большинство компаний, относящихся к мелкому и среднему бизнесу, а также локальные подразделения  компаний федерального и транснационального уровней. От эффективности организации  этого взаимодействия прямо зависит  качество выполнения государственными органами своей основной функции  – обеспечение максимально высокого уровня жизни населения и наиболее благоприятных условий модели бизнеса.

В свою очередь, муниципальные власти работают непосредственно  с населением (в отличие от властей  других уровней, отделенных от граждан  некоторым количеством фильтров), от которого зависит, будут ли эти  власти оставлены еще на один срок по результатам выборов, или же они  будут заменены. По этой причине  муниципальные органы власти особенно чутки к запросам и претензиям населения.

Оказываясь вынужденным  искать приемлемый компромисс между  интересами вышестоящих властей, населения  и бизнеса, региональные органы вырабатывают те или иные модели управления муниципальной  экономикой. Эти модели могут оказаться  как традиционными (т. е. исторически  сложившимися), так и новыми (сформированными  муниципальными властями в течение  срока действия их мандата) и регулярно (с учетом неизбежной выборной ротации) пересматриваемыми. При этом очевидно, что на формирование модели управления экономикой на муниципальном уровне существенное влияние оказывают более высокие уровни управления экономикой (в случае России речь идет о федеральном и региональном уровнях).

Теоретический подход к проблеме разработки наиболее адаптированной к специфике региона модели управления муниципальной экономикой требует  предварительного анализа сложившейся  в России и за рубежом практики управления, составления перечня достоинств и недостатков этих моделей и принципов минимизации негативного воздействия этих недостатков.

Целью работы является исследование основ муниципального управления. Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

- исследование вопросов муниципального управления;

- изучение системы органов МСУ, порядок ее формирования;

- рассмотреть муниципальную службу в системе органов муниципального         управления;

- исследовать основные принципы и содержание финансово-экономических основ местного самоуправления.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в сфере муниципального управления.

Предметом исследования являются нормы конституционного, административного  и земельного права, определяющие теоретико-правовые основы муниципального управления.

Методологическую основу составили современные общенаучные  и специальные методы познания, в  частности, системный, историко-юридический, метод сравнительного правоведения, анализа документов, а также метод  анализа и синтеза.

1. СИСТЕМА ОРГАНОВ МСУ, ПОРЯДОК ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

 

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [11, c.90].

Наличие в структуре  органов местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, местной  администрации (исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным  законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а  также иные вопросы организации  и деятельности указанных органов  определяются уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

Представительный  орган муниципального образования

Представительный орган  муниципального образования может  осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной  численности депутатов.

Представительный орган  поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган  поселения не формируется, если численность  жителей поселения, обладающих избирательным  правом, составляет менее 100 человек. В  этом случае полномочия представительного  органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган  муниципального района:

1) может состоять из  глав поселений, входящих в  состав муниципального района, и  из депутатов представительных  органов указанных поселений,  избираемых представительными органами  поселений из своего состава  в соответствии с равной независимо  от численности населения поселения  нормой представительства, определяемой  в порядке, установленном настоящей  статьей;

2) может избираться  на муниципальных выборах на  основе всеобщего равного и  прямого избирательного права  при тайном голосовании. 

Представительный орган  муниципального образования обладает правами юридического лица.

В исключительной компетенции  представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

4) принятие планов и  программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

5) определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности;

7) определение порядка  участия муниципального образования  в организациях межмуниципального  сотрудничества;

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования  является высшим должностным лицом  муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования  в соответствии с настоящей статьей  собственными полномочиями по решению  вопросов местного значения.

Глава муниципального образования  в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных  выборах либо представительным  органом муниципального образования  из своего состава;

Глава муниципального образования  в пределах полномочий, установленных  частью 2 настоящей статьи:

1) представляет муниципальное  образование в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований,  органами государственной власти, гражданами и организациями, без  доверенности действует от имени  муниципального образования;

2) подписывает и обнародует  в порядке, установленном уставом  муниципального образования, нормативные  правовые акты, принятые представительным  органом муниципального образования;

3) издает в пределах  своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать  созыва внеочередного заседания  представительного органа муниципального  образования.

5. Глава муниципального  образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Местная администрация

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению  вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит  глава местной администрации  на принципах единоначалия. 

Главой местной администрации  является глава муниципального образования  либо лицо, назначаемое на должность  главы местной администрации  по контракту, заключаемому по результатам  конкурса на замещение указанной  должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования [9, c.118].

Условия контракта для  главы местной администрации  поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы  местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы  местной администрации устанавливается  представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование  условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Местная администрация  обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации  утверждается представительным органом  муниципального образования по представлению  главы местной администрации. В  структуру местной администрации  могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной  администрации.

Контрольный орган  муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных  выборах или представительным органом  муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

2. МУНИЦИПАЛЬНАЯ  СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ

 

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной  службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) [12, c.89].

В объективном  смысле муниципальная служба - это  совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные  с зачислением на должность, поощрением, прохождением, отставкой и т. д. В  этом смысле муниципальная служба рассматривается  как комплексный правовой институт. В субъективном смысле муниципальная  служба - это осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые невыборные должности в органах  местного самоуправления и реализующих  принадлежащие муниципальному образованию  обязанности и права. Муниципальная  служба обладает рядом признаков:

- муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер;

- муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления;

- существует определенная преемственность между государственной и муниципальной службой; в частности, стаж работы на муниципальных должностях зачисляется в стаж работы на государственных

-  должностях, и наоборот.

В соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом  муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей [7, c. 199].

В зависимости  от характера полномочий, способа  замещения должности все лица, работающие в органах местного самоуправления, делятся на две группы - выборные и невыборные должностные лица. Поэтому  в Федеральном законе «О муниципальной  службе в Российской Федерации» подразделяются два вида муниципальных должностей:

выборные муниципальные  должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены  выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного  или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных  органов в результате муниципальных  выборов;

иные муниципальные  должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной  службе в Российской Федерации», муниципальная  служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Отсюда следует, что главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся  в муниципальной собственности  имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права  муниципальных образований [6, c.99].

Финансовая основу муниципального управления составляет местный бюджет.

Муниципальное имущество:

1. В собственности  муниципальных образований может  находиться:

1) имущество,  предназначенное для решения  установленных настоящим Федеральным  законом вопросов местного значения;

2) имущество,  предназначенное для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления, в случаях, установленных  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации;

3) имущество,  предназначенное для обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений в  соответствии с нормативными  правовыми актами представительного  органа муниципального образования.

1. Органы местного  самоуправления от имени муниципального  образования самостоятельно владеют,  пользуются и распоряжаются муниципальным  имуществом .

2. Органы местного  самоуправления вправе передавать  муниципальное имущество во временное  или в постоянное пользование  физическим и юридическим лицам,  органам государственной власти  Российской Федерации

Местные бюджеты:

1. Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов поселений могут  быть предусмотрены сметы доходов  и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями.

Расходы местных  бюджетов

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных  обязательств муниципальных образований  в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в  порядке, установленном решением представительного  органа муниципального образования.

2. Органы местного  самоуправления самостоятельно  определяют размеры и условия  оплаты труда депутатов, членов  выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления, осуществляющих свои  полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников  муниципальных предприятий и  учреждений, устанавливают муниципальные  минимальные социальные стандарты  и другие нормативы расходов  местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Муниципальный заказ

1. Органы местного  самоуправления и уполномоченные  ими муниципальные учреждения  могут выступать заказчиками  на поставки товаров, выполнение  работ и оказание услуг, связанных  с решением вопросов местного  значения и осуществлением отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Муниципальный  заказ на поставки товаров,  выполнение работ и оказание  услуг оплачивается за счет  средств местного бюджета. Размещение  указанного муниципального заказа  осуществляется на конкурсной  основе, за исключением случаев,  когда размещение муниципального  заказа осуществляется путем  запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев  закупки товаров, работ и услуг  у единственного исполнителя.

Доходы местных  бюджетов

1. К собственным  доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения  граждан в соответствии со  статьей 56 настоящего Федерального  закона;

2) доходы от  местных налогов и сборов в  соответствии со статьей 57 настоящего  Федерального закона;

3) доходы от  региональных налогов и сборов  в соответствии со статьей  58 настоящего Федерального закона;

4) доходы от  федеральных налогов и сборов  в соответствии со статьей  59 настоящего Федерального закона;

5) безвозмездные  перечисления из бюджетов других  уровней,

6) доходы от  имущества, находящегося в муниципальной  собственности;

7) часть прибыли  муниципальных предприятий, остающейся  после уплаты налогов и сборов  и осуществления иных обязательных  платежей,

9) добровольные  пожертвования;

10) иные поступления

Средства самообложения  граждан

Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

Доходы местных  бюджетов от местных налогов и  сборов

Доходы от местных  налогов и сборов зачисляются  в бюджеты муниципальных образований  по налоговым ставкам, установленным  решениями представительных органов  местного самоуправления

Доходы местных  бюджетов от региональных налогов и  сборов

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются  в местные бюджеты по налоговым  ставкам, установленным законами субъектов  Российской Федерации

Доходы местных  бюджетов от федеральных налогов  и сборов

Доходы от федеральных  налогов и сборов зачисляются  в местные бюджеты по нормативам отчислений субъекта

 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время  преждевременно говорить о сложившемся  нормальном местном самоуправлении и реализации экономических методов в нём. В каждом конкретном регионе, муниципальном образовании существуют специфические проблемы, тормозящие процесс развития местного самоуправления. Наиболее распространенными проблемами являются: отсутствие единой концепции развития данного явления на федеральном уровне; отсутствие полной нормативно-правовой базы на уровне субъектов РФ и в муниципалитетах, либо её несоответствие нормам федерального законодательства; финансово-экономические; организационные; кадровые; информационно-методические проблемы; а также пассивность самих граждан, большинство из которых просто не знает, что такое местное самоуправление; и другие проблемы. А также местное самоуправление пока еще больше востребовано государством для управления своими нижними этажами, а не населением [4, C. 78].

Организация эффективного управления региональной экономикой на муниципальном уровне имеет большое значения для формирования благоприятных условий ведения бизнеса в регионе, решения общегосударственных задач национальной экономической политики и обеспечения достойного качества жизни населения.

На сегодняшний  момент органы муниципального управления экономикой в недостаточной степени  справляются со своими функциями, что  обуславливается следующими факторами:

- недостаточная  квалификация работающих в них  специалистов, и, как следствие,  их слабое знакомство с современным  инструментарием управления экономическими  объектами;

- недостаточный  уровень оплаты труда сотрудников  муниципальных органов власти, что,  с одной стороны, вымывает из  них квалифицированных специалистов, а с другой, с учетом высокой степени влияния принимаемых на муниципальном уровне решение на развитие локального бизнеса, влечет за собой переориентацию остающихся на получение административной ренты;

- отчужденность  населения и бизнеса от органов  муниципального управления.

Следует также  помнить о том, что возможности  прямого управления экономикой у  муниципальных органов власти ограничены воздействием на предприятия, находящиеся  в муниципальной собственности. Для предприятий остальных форм собственности необходимо применение косвенных методов воздействия.

Повышение качества управления региональной экономикой на муниципальном уровне должно происходить  путем решения перечисленных  проблем. В качестве путей их решения  можно указать следующие:

- создание привлекательных  условий труда в органах муниципального  управления;

- внедрения инновационных  методов управления (в частности,  инструментария стратегического  планирования);

- снижение трансакционных издержек;

- повышение прозрачности  взаимодействия органов муниципального  управления, населения и бизнес-структур (путем внедрения элементов электронного правительства).

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993// Рос. газ. - 1993. - 25 дек.
  2. Земельный Кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 06.10.2003№ 131 - ФЗ (ред. от 29.11.2010).
  4. О муниципальной службе: Федер. Закон Рос. Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ (действующая редакция).
  5. Автономов, А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления Российской Федерации. / А.С. Автономов - М.: МЗ Пресс., 2010. – 318 с.
  6. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. / Г. В. Атаманчук. - М., 2008. – 536 с.
  7. Васильев, В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. / В.И. Васильев. - М.: «Формула права», 2011. – 648 с.
  8. Волкова, Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. / Н.С. Волкова, Т.Я. Хабриева -- М.: Норма, 2010. – 281 с.
  9. Дементьев, А.Н. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // Центр -- регионы -- местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И. Рыженкова. - М.: СПб.: ИГПИ, 2011. – 630 с.
  10. Игнатюк, Н.А. «Муниципальное право: учебник для ВУЗов» / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2011. – 233 с.
  11. Кокотов, А.Н. Муниципальное право России: учебник для студентов высших учебных заведений. / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юристъ, 2009. - 383 с.
  12. Кудинов, О.А. Муниципальное право Российской Федерации. (Учебно-практ. пос.) / О.А. Кудинов. - М.: МЭСИ, 2011. – 120 с.
  13. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 672 с.
  14. Марченко, М.Н. Источники права: Учеб. пособие. / М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 390 с.
  15. Муниципальное управление: Учебное пособие / Под ред. А.И. Гаврилова. - Т.1. - Н. Новгород: 2011. – 442 с.
  16. Овчинников, И.И. Муниципальное право России: Учебник. / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев. - М.: Эксмо, 2009. – 474 с.
  17. Пешин, Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. / Н.Л. Пешин. - М.: Статут, 2009. – 339 с.
  18. Саликов, М.С. Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. М.С. Саликов. - М.: Издательство НОРМА, 2011. – 106 с.
  19. Сергеев, А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. / А.А. Сергеев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 257 с.
  20. Система муниципального управления: Учебное пособие / А.А. Васильев. - Н. Новгород: Гладкова О.В.. – М., 2008. – 247 с.
  21. Чаннов, С.Е. Муниципальное право. / С.Е. Чаннов. - М.: Юрайт-Издат, 2006. – 790 с.
  22. Чихладзе, Л.Т. Правовые основы местного самоуправления в зарубежных странах // Современные проблемы экономики и политики, права и психологии, образования и науки. Сб. научн. статей МИЭМП. Ч. 1. / Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2012. - 220 с.

Муниципальное управление