Муниципальное управление. 2

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ  СПО «Екатеринбургский экономико-технологический  колледж»

Североуральский филиал  ФГОУ СПО ЕЭТК 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Муниципальное управление »

Вариант № 6 
 
 
 

Выполнила студент 5 курса

                                                                 Группа 533 ГМУ

                                                                     Гарифуллина Я. Е.

                                                                               Проверил преподаватель: 
 

2011 г. 
 

Содержание:

1. Понятие муниципального  хозяйства: его отличие от государственного  и частного…………………………………………………………………………3 

2.Формы прямого  волеизъявления граждан как основа  местного самоуправления…………………………………………………………………7 

3.Список используемой  литературы…………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие муниципального хозяйства: его отличие от государственного и  частного.

     Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие “хозяйство”, чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина “муниципальное хозяйство”.

      Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

    Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки  зрения государство имеет ряд  особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно, с одной стороны, выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений (собственник), с другой стороны  — как субъект, выполняющий в  силу своего особого статуса функцию  регулирования хозяйственных отношений  на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта.

Таким образом, муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.  

Отличие муниципального хозяйства  от государственного и частного хозяйства 

     Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

      • связь между государством и населением;

      • связь между государством и мелким собственником.

     В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного.

     Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти.

1. Самоуправление  в отличие от государственной  власти — власть подзаконная,  действующая в пределах и на  основании законов, принимаемых  органами государственной власти.

2. Самоуправление  возможно лишь тогда, когда  строго определена часть общественных  дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом  его отличие от советов, где  все уровни власти занимались  всем, и окончательным являлось  только решение центральных органов  власти.

3. Для реализации  полномочий по этим предметам  ведения местное самоуправление  должно иметь собственные ресурсы  в виде самостоятельного бюджета  и муниципальной собственности. 

4. Эта власть  требует обязательного наличия  представительства населения, другими  словами, она выборна по своей природе.

     Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, — неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

     Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны государства. В целом же компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.

При этом особенно важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право  контроля за исполнением по результатам деятельности.

Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью, производной  от государственной, действующей с  позволения государства  и в рамках, четко  обозначенных государством в законе.

Особенности положения  местного самоуправления в государстве  и, прежде всего, его двойственная природа  накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства.

     Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественные по своей природе. В этом смысле муниципальное хозяйство представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты “дивидендов по акциям” производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые  оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых  невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения  и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация  подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства  и создает базу для эффективной  деятельности самих органов государственной  власти всех уровней.

Таким образом, муниципальное  хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области  производственной деятельности и, прежде всего, в  области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства  — общественным характером использования результатов  деятельности.  

Формы прямого волеизъявления граждан как основа местного самоуправления.

 Понятие форм местного самоуправления

     Под формами местного самоуправления следует понимать организацию системы местного самоуправления, т. е. комолы,, структуры, органы, через которые осуществляется местная власть, решаются вопросы местного значения. К ним относятся формы непосредственной и представительной демократии, через которые осуществляется народовластие. Между всеми формами существует тесная организационная и правовая взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость. Все они различными способами и методами решают по существу общие цели и задачи местной жизни. Поэтому в своей совокупности эти формы составляют в муниципальном образовании единую систему местного самоуправления. Каждая система местного самоуправления, имея общую правовую базу, функционирует самостоятельно и независимо от других, подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

     Формы организации и осуществления местного самоуправления выступают одним из центральных вопросов более крупной проблемы, а именно — муниципального строительства, В настоящем курсе лекций мы говорим о муниципальном строительстве лишь применительно к формам местного самоуправления, предполагая при этом, что оно имеет более широкое значение, требующее специального исследования и научного осмысления.

Вопрос о формах осуществления местного самоуправления регулируется международно-правовыми  документами и российским законодательством.

В Декларации о  принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества  закрепляется право территориальных  сообществ решать все вопросы  местного значения через избираемые ими органы местного самоуправления либо непосредственно. Эти права гарантируются конституциями и действующий законодательством.

    Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 3 формы народовластия в нашей стране, указывает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Раскрывая формы местного самоуправления, ст. 130 Конституции Российской Федераций устанавливает, что оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямо от волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Формы осуществления местного самоуправления закрепляются в Федеральном законе "06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

 Непосредственные формы местного самоуправления

    К непосредственным формам местного самоуправления относятся формы прямого волеизъявления граждан осуществления местного самоуправления, закрепленные в гл. IV Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • собрания (сходы) граждан;
  • народная правотворческая инициатива;
  • обращения граждан в органы местного самоуправления;
  • территориальное общественное самоуправление;
  • другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Местный референдум

    Понятие местного референдума. Местный референдум — это голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

     Местный референдум может проводиться по вопросам местного значения. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

   В местном референдуме вправе участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом. Их участие является непосредственным и осуществляется на добровольной основе.

   Порядок назначения и проведения местного референдума определяется законом субъекта Российской Федерации и устанавливается уставом муниципального образования.

    Правовую основу проведения местного референдума составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г., другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. 

Муниципальные выборы

    Понятие муниципальных выборов. Муниципальные выборы — это выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных яиц местного самоуправления.

    Конституция Российской Федерации определяет свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа. Именно путем выборов формируются органы местного самоуправления, через которые народ осуществляет свою власть. Местная власть является самостоятельной разновидностью публичной власти, не входящей в систему государственной власти.

    Выборы проводятся на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайней голосовании и обеспечении избирательных прав граждан. Проведение муниципальных выборов гарантируют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

    Правовой основой" проведения муниципальных выборов являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав к права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать, и быть избранными в органы местного самоуправления", другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации.

Собрания (сходы) граждан

    Собрания (сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. В случае, если собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, оно считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

    Порядок проведения собраний (сходов) граждан устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

   На федеральном уровне продолжает действовать Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г., утвердивший Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР1, в соответствии с которым на собраниях (сходах) могут решаться вопросы: избрания органов общественной самодеятельности; выдвижения кандидатов в депутаты поселковых, сельских советов; отзывы депутатов этих советов; избрание народных заседателей районных (городских) народных судов и их отзыва; самообложение сельского населения.

   Законы о собраниях (сходах) граждан приняты во многих субъектах Российской Федерации. В них определяются принципы организации и проведения собраний (сходов), их полномочия, порядок принятия решений.

   Собрания (сходы) граждан по отдельным территориям муниципального образования созываются по мере необходимости. Инициатива проведения собрания может исходить непосредственно от населения, депутатов, избранных на данной территории, главы муниципального образования, органов территориального общественного самоуправления, иных органов или должностных яиц. Для решения наиболее важных вопросов, например, о создании органа территориального общественного самоуправления, проведения выборов в такие органы, старосты поселкового самоуправления, а также для заслушивания отчета руководителей выборных органов или должностных лиц местного самоуправления, депутата, избранного по данному избирательному округу, такое собрание может быть созвано инициативной группой граждан в составе не менее 50 % от числа проживающих на данной территории.

Народная  правотворческая  инициатива.

   Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на народную правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Внесенные населением в порядке осуществления правотворческой инициативы проекты правовых актов подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании органа местного самоуправления с участием представителей населения. Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

   Инициативная группа по внесении петиции образуется в составе не менее 10 человек, регистрируется в городской Думе и получает образец подписного листа.

    Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседания Думы без голосования и рассматриваются в месячный срок со дня официального внесения петиции. Результаты рассмотрения петиции подлежат официальному опубликованию

    Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Обращение в  органы государственной власти, в  органы местного самоуправления и к  должностным лицам. В ст. 33 Конституции  РФ указано, что граждане России имеют  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. 

Более детальное  развитие это конституционное положение  получило в Законе об общих принципах  организации местного самоуправления 1995 г.

В соответствии со ст. 26 граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления и  к их должностным липам.

В настоящее  время правовой основой реализации этого права на уровне субъектов  Федерации являются законы о местном  самоуправлении и об обращениях граждан  в эти органы.

    Работа с обращениями населения приобретает все большее значение для органов местного самоуправления и должностных лиц, поскольку обращения граждан выполняют функцию «барометра», измеряющего настроения людей, их отношение к власти. Учитывая это, орган местного самоуправления действует в соответствии с порядком, предусматривающим изучение и обсуждение итогов работы с обращениями в подведомственных учреждениях.

    По этому вопросу проводятся проверки муниципальных учреждений и заслушиваются отчеты их руководителей на заседаниях органов местного самоуправления. Как правило, такие отчеты проводятся не реже одного раза в год.

    По итогам работы с обращениями граждан принимаются решения, содержащие соответствующие выводы и меры в отношении должностных лиц, допускающих факты нарушения законодательства.

    Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Федеральными и региональными законами может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на такие обращения.

Территориальное общественное самоуправление.

     Территориальное общественное самоуправление (ТОС). ТОС как самостоятельная организационно-правовая форма осуществления местного самоуправления имеет следующие признаки: территориальный принцип организации и деятельности; общественную форму осуществления; самоуправленческую природу.

     В соответствии со ст. 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. под Территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОС своих инициатив в вопросах местного значения.

     Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

    ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: 

  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.
 

    Закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. определяет, что ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС .

     Таким образом, система местного самоуправления — это совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает вопросы местного самоуправления, исходя из своих собственных интересов, исторических и местных традиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного

    самоуправления  в Российской Федерации".

  1. Закон Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и

          бюджетного процесса в Российской Федерации".

  1. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., "Юрист", 1994.
  2. А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков, 1997.