Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством

Министерство  образования и науки РФ

филиал

Государственного  образовательного  учреждения

высшего  профессионального  образования-

Всероссийского  заочного финансово-экономического института

 в  г. Туле 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине  «Городское хозяйство»

на тему: Муниципальное управление общегородским  коммунальным хозяйством.

         
 
 
 
 

                                            Выполнил: студент  6 курса

                                                               факультета  МиМ

                                                    специальности ГМУ

                                                    группы дневной

                                                    Козлова Е.М.

                                                     № л.д.06мгб03333

                                           Проверил: Комов В.Э. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2011 г.

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Структура коммунального комплекса и краткая характеристика элементов инфраструктуры города…………………..............................................................4

2. Управление развитием коммунального комплекса города………………….9

3. Муниципальное регулирование тарифов на товары и услуги в сфере коммунального хозяйства……………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     ЖКХ города - это самостоятельная сфера  в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой  является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют с ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность для местных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодатное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

     Система ЖКХ представлена жилыми, общественными  зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » к вопросам местного значения отнесено техническое содержание жилищного фонда и коммунального комплекса города.

     Коммунальный  комплекс – один из самых сложных в системе городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб.

1. Структура коммунального комплекса и краткая характеристика элементов инфраструктуры города 

     Современные города насчитывают тысячи километров подземных трубопроводов различного назначения, образующих коммунальную инфраструктуру города.

     Система коммунальной инфраструктуры города –  это совокупность производственных и имущественных объектов, в том  числе трубопроводов, линий электропередачи  и иных объектов, используемых в  сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

     Отрасли коммунальной инфраструктуры города отображены на рисунке 1. 

     

     Рис. 1 Коммунальная инфраструктура города 

     Рассмотрим  более подробно систему коммунальной инфраструктуры города.

     Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

     Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

     Теплоснабжение. Система теплоснабжения города решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление горячей воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона зависит от климатических условий.

     Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения — химводоочистки.

     Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие  насосные станции и распределительные  тепловые пункты. Существуют две принципиально  различные схемы теплоснабжения. По одной схеме горячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах — бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

     Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

     Водоснабжение города может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

     Не  менее сложна система водоотведения  города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по санитарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.

     Комплексное благоустройство городских территорий – это совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание  функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской  среды.

       Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

     Санитарная  очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

     Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

     Зеленое хозяйство. Оно во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать вредное воздействие этих предприятий на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

     Бытовое обслуживание города.

     Гостиничное хозяйство. Большинство гостиниц в российских городах частные. К задачам городской власти относится обеспечение достаточного количества гостиниц.

     Банно-прачечное  хозяйство. Потребность в его услугах снизилась. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т. п.

     Ритуальное  хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. В большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, хотя есть и муниципальные предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Управление развитием коммунального комплекса города 

     Кризисное состояние жилищно-коммунального  комплекса в большинстве муниципальных  образований России стало проблемой  общегосударственного значения. Причинами кризиса являются многолетнее недофинансирование, тарифная политика, предопределяющая дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ — возможности влиять на их количество и качество, неэффективная система централизованного управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.

     Характеристика коммунального обслуживания жилищного фонда приведена в таблице 1.

                                                                                                                                Таблица 1 

     Характеристика  коммунального обслуживания жилищного фонда РФ

     (по  состоянию на 2010 г.)

Показатели Значения, %
Благоустройство жилых помещений  
Водопровод 76,3
Водоотведение 72,1
Отопление 81,0
Горячее водоснабжение 63,7
Ванна 65,9
Газ 69,7
Напольные электроплиты 17,9
 

     Эффективное управление отраслью ЖКХ имеет главной задачей обеспечение удовлетворения жилищно-коммунальных нужд населения городов, регионов и страны в целом.

     В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и  структуры федеральных органов  исполнительной власти» Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) было упразднено, а его функции и полномочия переданы Министерству регионального развития Российской Федерации (Минрегионразвития России).

     Минрегионразвития Российской Федерации координирует и контролирует деятельность следующих департаментов министерства:

     - департамента жилищной политики;

     - департамента жилищно-коммунального  хозяйства;

     - департамента регулирования градостроительной  деятельности;

     - Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

     - Фонд содействия развитию жилищного  строительства.

     Одной из важных особенностей управления жилищно-коммунальной сферой в современной России является его децентрализация; в этой сфере широкими правами наделены органы местного самоуправления.

     Органы местного самоуправления ориентированы на выполнение задач, показанных на рис. 2.

     

     Рис. 2. Задачи органов местного самоуправления в сфере инженерного обеспечения поселений

     3. Муниципальное регулирование тарифов на товары и услуги в сфере коммунального хозяйства. 

     Изменение тарифной политики предполагает создание единой методологической базы для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, установление единых принципов государственного тарифного регулирования. В процессе такого регулирования должны быть увязаны изменения тарифов на газ (федеральный уровень) и электроэнергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение (муниципальный уровень), а также с возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплачивать услуги по новым тарифам. Федеральными законами установлен новый порядок, при котором изменение тарифов на природный газ и электроэнергию будет осуществляться, как правило, один раз в год, причем размеры и сроки этого изменения должны быть известны на момент разработки и утверждения бюджетов всех уровней.

     Переход от оплаты ресурсов по нормативам потребления  к оплате их по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета будет осуществляться по мере установления таких приборов. Это должно стимулировать поставщиков ресурсов к снижению издержек на всех стадиях их производства и транспортировки, проведению ресурсосберегающей политики.

     Общие принципы регулирования тарифов  и надбавок на коммунальные услуги:

  1. достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
  2. Установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
  3. Стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
  4. Создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
  5. Полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
  6. Установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  7. Обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     Основной  целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые напрямую зависят как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.

     Федеральным законодательством определены вопросы  местного значения и полномочия органов  местного самоуправления по их решению. Одной из наиболее сложных сфер жизнедеятельности  является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для решения своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

     Реализующаяся модель реформы ЖКХ позволила  добиться определенных позитивных результатов: существенно возросла доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, появились товарищества собственников жилья, как форма частного управления в многоквартирном доме, начались процессы демонополизации обслуживания жилья и проникновения частного капитала на данный рынок. Однако это все не изменило неэффективной системы функционирования жилищно-коммунального комплекса в целом. Постепенные, частичные преобразования под жестким контролем государственных и муниципальных властей не позволили совершить качественный скачок и обеспечить саморазвитие данного сектора. Трудности реформирования ЖКХ связаны с запущенностью этого сектора экономики, наличием противоречивых тенденций в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.

 

Список  использованной литературы 

1. Городское  хозяйство: Учеб пособие. –  М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. – 361 с.

2. Аксеров Р.  Реформа ЖКХ: комплексность реализации / Р. Аксеров // ЖКХ. – 2008. – 280 с.

3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 350 с.

4. Додатко Т.С., Пчелкин В.А., Арцишевский Л.С. – Реформа жилищно- коммунального комплекса/Экономист. 2009. – 300 с.

5. Зеркин Д.А. Основы теории государственного управления: курс лекций / Д.А. Зеркин. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2007. – 512 с.

6. Молчанова О.В. Проблемы формирования тарифной политики МО// Регион: экономика и социология. 2009. – 254 с. 

Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством