Муниципальные финансы. 4

 

Введение 2

1.Основы управления муниципальными финансами 4

1.1. Муниципальные финансы и местный бюджет 4

1.2. Содержание процесса управления муниципальными финансами 10

1.3. Финансовое планирование 11

2. Бюджетный процесс 12

2.1. Расходы местных бюджетов……………………………………… 16

2.2. Доходы местных бюджетов………………………………………. 17

2.3. Сбалансированость бюджета: понятия и условия……………… 19

3. Финансовый контроль 23

3.1Основные направления политики на 2011 - 2013 год…………… 25

4.Заключение…………………………………………………………… 32

          5.Список используемой литературы………………………………… 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Муниципальные финансы являются основой для решения задач  местного самоуправления и служат обеспечением эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования. На местные органы власти возложена важная задача - осуществлять социальную политику государства.

Расходы местных бюджетов обеспечиваются собственными доходами  в среднем только на уровне 43,2%. При  этом в большинстве муниципальных  образований основная часть средств  местных бюджетов направляется на выплату  заработной платы работникам муниципальных  учреждений (более 50%) и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений (до 30%).  
Из этого следует, что в большинстве местных бюджетов отсутствуют средства для развития малого предпринимательства, сельскохозяйственного производства, рынка сельскохозяйственной продукции, благоустройства территорий, строительства и реконструкции дорог местного значения, а также осуществления других полномочий по решению вопросов местного значения.

Основная проблема, с которой  сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это  постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды, причем это не является особенностью Российской Федерации, а присуще всем странам.

В связи с вышеизложенным считаю, что выбранная тема курсового  проекта «Управление муниципальными финансами» представляется весьма актуальной.

Объектом данного исследования являются муниципальные финансы, предметом  исследования - финансово-кредитные  отношения муниципальных образований.

Целью работы является анализ системы управления муниципальными финансами, а также рассмотрение исполнения местных бюджетов.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Рассмотрение теоретической основы вопроса, которое включает в себя изучение основы управления муниципальными финансами.
  2. Рассмотрение организации управления финансами, в частности анализ основных функциональных элементов управления муниципальными финансами.

 

1.Основы  управления муниципальными финансами

1.1. Муниципальные  финансы  и местный бюджет

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности  муниципальных образований.

Можно выделить две точки  зрения на определение понятия муниципальных  финансов.

1) Муниципальные (или местные)  финансы — это совокупность  социально-экономических отношений,  возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения1. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

2) Муниципальные финансы  — это совокупность денежных  средств, которыми располагает  орган местного самоуправления  для решения задач, возложенных  на него государством и местным  населением2.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

  • самостоятельности;
  • государственной финансовой поддержки;
  • соответствия объему компетенции местного самоуправления;
  • прозрачности финансовых потоков;
  • гласности.

Принцип самостоятельности означает, что муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, собственных средств, заемных средств (или муниципального кредита).

В демократическом обществе местное самоуправление - необходимый элемент управления страной, поэтому для обеспечения соответствующих финансовых основ муниципальной власти нужна государственная поддержка как в виде разрешенной законом деятельности, обеспечивающей наполнение местного бюджета средствами, достаточными для реализации полномочий местной власти, так и в виде прямой помощи из государственного бюджета при дефиците собственных средств.

Очень важно, что финансовые ресурсы всегда должны соответствовать объему компетенции местного самоуправления. Это две взаимозависимые величины: чем большими финансовыми средствами обладает орган местного самоуправления, тем шире его возможности по реализации компетенции.

Чтобы обеспечить соблюдение принципа прозрачности применительно к движению финансовых потоков в муниципальном образовании и между уровнями власти, нужны четкие нормы и правила разграничения доходных и расходных полномочий по уровням управлении государством, формализованные методики расчетов размера дотаций субсидий, субвенций и кредитов (не бюджетных ссуд), утвержденный нормы социальных расходов по статьям местного бюджета.

Реализация принципа гласности обеспечивается благодаря доступности (как правило, через средства массовой информации) данных о финансовой работе местного самоуправления для широких слоев общественности, которая должна иметь возможность влиять на финансовую политику местной власти, чтобы добиться максимального соответствия этой политики интересам населения муниципального образования. Гласности можно достичь при правильной постановке управления муниципальными финансами.

Состояние финансовых ресурсов муниципального образования отражает местный бюджет. Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно3.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ (статья 41) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые  доходы и безвозмездные поступления.

В мировой практике используются разные методы формирования собственных  доходов в каждом бюджете —  это закрепление конкретных видов  доходов за тем или иным бюджетом, разделение налоговых ставок между  уровнями бюджетной системы; квотирование поступлений по отдельным видам  налогов, использование метода налоговых  надбавок к существующим федеральным  налогам и др.

В доходы местных бюджетов зачисляются:

  • полностью — местные налоги и сборы, а также иные доходы в соответствии с законодательством;
  • по установленным нормативам — доходы от налогов и иных финансовых источников в соответствии с законодательством о налогообложении.

Так, в доходы районных бюджетов, городских бюджетов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) в случаях  и на условиях, установленных законами Российской Федерации, должны зачисляться:

  • подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);
  • подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);
  • налоги и другие платежи за пользование недрами (по соответствующим видам налогов и других платежей — полностью или частично);
  • платежи за землю (полностью или частично);
  • местные налоги и сборы;
  • доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей муниципальной собственности, в части, не направляемой на покрытие расходов арендодателя, подлежащих финансированию из данного бюджета, и иные доходы.

Зарубежный опыт свидетельствует, что, как правило, финансовые средства муниципалитетов складываются из собственных  средств и государственных субсидий. Так, в Италии местные поступления составляют меньшую часть бюджета. Они образуются за счет налогов на рекламу и пошлин на общественную информацию, налогов на собак, платы за пользование общественной территорией и др. Центральное правительство предоставляет свою помощь в виде дотаций и целевых субсидий.

Разработка местного бюджета  начинается с планирования расходной  ее части, так как она отражает стратегию цели развития муниципального образования. Классификация расходов зависит от того, на какие цели будут направлены средства.

Различают две группы расходов:

  • обязательные — это расходы на нужды отраслей городского хозяйства и их развитие; первоочередные расходы закрепляются нормативно;
  • необязательные — это расходы, имеющие краткосрочный характер, исходя из интересов и потребностей населения муниципального образования.

Расходы местного бюджета  разделяются на расходы текущие  и расходы на развитие.

Текущие расходы в бюджете  — это расходы, которые направляются на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, образовательных и здравоохранительных учреждений, социальное обеспечение и иные расходы.

Расходы на развитие — это  ассигнования на финансирование инновационной  деятельности и другие затраты, связанные  с расширенным воспроизводством.

Каждая из этих частей расходов местного бюджета утверждается представительным органом муниципальной системы  управления.

Эта классификация позволяет  определить динамику развития муниципального образования, но она не отражает всего  спектра расходов, которые зависят  от роли и места органов системы муниципального управления. Для этого используется функциональная классификация. Особенностью этой классификации является то, что она разграничивает средства на выполнение определенных функций органов системы муниципального управления, которые распределены на основе законодательства Российской Федерации. Такой подход позволяет осуществлять оценку результативности расходов ресурсов по каждой функции.

Юридическая классификация  отражает права расходования бюджетных  средств, предоставленных органам  системы муниципального управления на основе нормативных правовых актов.

Данная классификация  четко расписывает роли и расходы  органов системы муниципального управления. Расходы по временным операциям местного бюджетного процесса — это компетенция исполнительной власти, по окончательным операциям этого процесса (результативные итоги использования бюджета) — представительной власти.

Порядок исполнения местных  бюджетов определяется на основе законов местной администрации с учетом положений, содержащихся в местном бюджете на основе финансового плана.

Исполнение местного бюджета  осуществляется по его доходной и расходной части.

Доходная часть местного бюджета исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Важную роль в обеспечении исполнения местного бюджета по его доходной части играют органы налоговой службы, которые контролируют исчисление налоговых и неналоговых платежей и их перечисление в соответствующий бюджет.

Финансовую дисциплину при  использовании бюджетных средств  обеспечивают финансовые органы муниципальной  системы управления.

В процессе исполнения бюджета  исполнительные органы местной власти имеют право распределять по направлениям расходования средства, получаемые от вышестоящих уровней власти, для финансирования целевых комплексных программ и компенсации дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти вышестоящего уровня управления.

Исполнение местного бюджета  контролирует исполнительный орган муниципальной системы управления, который самостоятельно определяет организационные формы процесса контроля за использованием местного бюджета. Исполнительная власть обязана представлять информацию о ходе исполнения местного бюджета.

Исполнительные органы власти обязаны в установленный срок представить информацию об исполнении местного бюджета по всем основным показателям доходов и расходов с необходимым анализом представительному  органу управления, а уже представительные органы власти принимают соответствующие решения.

Помимо бюджетных средств  органы системы муниципального управления в своей деятельности используют еще и внебюджетные средства. Муниципальные внебюджетные фонды имеют целевую направленность и образуются представительными органами власти. Они формируются за счет:

  • добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений, организаций на определенные цели;
  • сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и неправильное использование природных ресурсов и других нарушений природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий;
  • сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурных наследий, памятников природы, находящихся в ведении местной власти, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Сумму этих штрафов и платежей используют на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия;
  • иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Исполнительные органы власти муниципального образования обязаны  в установленный срок представлять информацию (отчет) об использовании  средств внебюджетного фонда  представительному органу управления.

 

 

1.2. Содержание  процесса управления муниципальными  финансами

 

Процесс управления муниципальными финансами распадается три большие стадии4:

  1. финансовое планирование;
  2. бюджетный процесс;
  3. оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности — составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая  работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета,  на третьей - процесс контроля. Одни и  те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные  функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Как правило, в структуре  органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

  1. финансовые органы - производят финансовое планирование;
  2. бюджетные органы - организовывают и осуществляют бюджетный процесс;
  3. контрольные органы - контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных  органов различны. Так, возложить  функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) - это  значит подчинить процесс финансового  планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам  исполнителя. Также нельзя совмещать  функции контроля и исполнения.

  • 1.3 Финансовое планирование
  • Планирование является важнейшим  и обязательным этапом любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов  развития. Поскольку само планирование является процессом, то основной его  составляющей будет временной фактор, иными словами, сроки планирования. В таблице 1 показаны формы планирования и их содержание5.

    Разделение планирования на три основные формы позволяет  придать этому процессу комплексный  и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его  участков, поскольку в ходе процесса финансового планирования все органы местного самоуправления задействованы  на решении единых задач.

    Таблица 1. Виды планирования

    Формы

    планирования

    Планирование  расходов

    Планирование

    доходов

    Долгосрочное

    Определение приоритетов  развития и финансирования

    Составление перспективного финансового плана развития доходной базы муниципального образования

    Среднесрочное

    Инвестиционные проекты  и программы

    Определение видов и объёмов  привлекаемого финансирования на основе перспективного плана развития доходной базы

    Краткосрочное

    Определение объёма расходов на инвестирование и текущих расходов  на финансовый год, исходя из приоритетов  развития и инвестиционных проектов.

    Составление прогноза поступлений  по различным доходным источникам и  их роспись и закрепление за конкретными статьями расходов.


     

    Наиболее важным с точки  зрения реализации целей деятельности органов местного самоуправления является этап долгосрочного планирования, поскольку именно на этом этапе определяется стратегия развития муниципального образования и происходит согласование основных интересов всех участников процесса финансового планирования.

    2. Бюджетный  процесс

    Бюджетный процесс в муниципальном  образовании - это деятельность органов  местного самоуправления по составлению  и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю за исполнением6.

    Эффективная организация  бюджетного процесса на всех его стадиях  позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств.

    Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и  осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно в муниципальном образовании принимается местный нормативный акт - положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.

    Проект местного бюджета  разрабатывается администрацией муниципального образования. Для разработки проекта бюджета необходим ряд исходных данных, показанных на рис. 17.

     

     

     

     

     

    Рисунок 1. Исходные данные для разработки проекта местного бюджета на очередной финансовый год

     

    Для составления проекта  местного бюджета необходимы также  сведения о нормативах отчислений в местный бюджет от федеральных и региональных налогов и сборов, о предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов других уровней, о дефляторах (ценовых коэффициентах роста финансовых затрат по сравнению с текущим годом). Эти сведения, если они не содержатся в действующем налоговом и бюджетном законодательстве, должны быть заблаговременно получены от финансового органа субъекта РФ.

    Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации  на рассмотрение и утверждение в  представительный орган местного самоуправления. К проекту бюджета прилагается  специальный документ - бюджетное  послание, в котором глава администрации обосновывает объемы доходов и направления расходования бюджетных средств с учетом целей и задач жизнеобеспечения и социально-экономического развития муниципального образования.

    Рассмотрение бюджета  в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения).

    На первом этапе проект бюджета рассматривается в комитетах  и комиссиях, а затем на заседании  представительного органа, где заслушивается  бюджетное послание главы администрации. После этого бюджет принимается  в первом чтении, т. е. согласовываются его основные параметры. Для рассмотрения возможных разногласий по проекту между администрацией и представительным органом создается согласительная комиссия. Проект бюджета, принятый в первом чтении, публикуется в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.

    На втором этапе собираются и анализируются мнения и предложения  населения и общественных организаций по проекту бюджета, проводятся публичные слушания по проекту и работает согласительная комиссия. По итогам ее работы администрация корректирует проект бюджета и повторно вносит его в представительный орган. Если разногласия удалось преодолеть, бюджет утверждается представительным органом во втором чтении.

    Третий этап требуется, если голосование во втором чтении не дало результата. На этом этапе продолжается работа согласительной комиссии, после  чего бюджет утверждается в третьем, окончательном чтении.

    Если к началу финансового  года бюджет не будет утвержден, то финансирование бюджетных расходов осуществляется ежемесячно в размере 1/12 фактических расходов бюджета предыдущего года. Поскольку этот порядок существенно осложняет процесс финансирования, администрация и представительный орган заинтересованы в том, чтобы преодолеть разногласия и утвердить бюджет к началу финансового года.

    Исполнение утвержденного  бюджета осуществляется администрацией в строгом соответствии с бюджетной росписью по статьям расходов, которая доводится до сведения всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

    В процессе исполнения бюджета  может возникнуть необходимость  в перераспределении бюджетных средств по статьям расходов. В положении о бюджетном процессе должно быть указано, в каких пределах администрация имеет право производить такое перераспределение самостоятельно. В случае превышения этого предела администрация должна внести на утверждение представительного органа предложения о внесении изменений в утвержденный бюджет. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение ожидаемого объема поступлений в бюджет не более чем на 10 %, администрация вправе ввести режим сокращения расходов бюджета (секвестр). Если снижение доходов составляет более 10 % от утвержденной суммы, администрация вносит в представительный орган предложения о внесении изменений в бюджет.

    Эффективная организация  бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств.

    Грамотно построенный  бюджетный процесс должен исходить прежде всего из тщательно организованного хозяйственного планирования развития территории муниципального образования, поскольку сам бюджет - лишь механизм развития территории. Важнейшая составляющая грамотно построенного бюджетного процесса - его структурное и нормативное обеспечение. Иначе говоря, цели, обозначенные в виде приоритетов развития муниципального хозяйства, должны найти свое нормативное закрепление в документах, принимаемых органами местного самоуправления, обеспечиваться соответствующими структурами.

    2.1 Расходы местных  бюджетов

     

    Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных  Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    Согласно ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в  соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в  порядке, установленном решением представительного  органа муниципального образования.

    Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры  и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных  лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и  учреждений, устанавливают муниципальные  минимальные социальные стандарты  и другие нормативы расходов бюджетов на решение вопросов местного значения.

    В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной  обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в  целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации.

    Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, устанавливается соответственно федеральными и региональными органами государственной  власти.

    В случаях и порядке, которые  предусмотрены указанными законами и принятыми в соответствии с  ними иными федеральными и региональными  нормативными правовыми актами, осуществление  расходов местных бюджетов на осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий может  регулироваться нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

    Осуществление расходов местных  бюджетов на финансирование полномочий федеральных и региональных органов  государственной власти не допускается, за исключением случаев, установленных  федеральными и региональными законами.

    2.2 Доходы местных  бюджетов

     

    К собственным доходам  местных бюджетов в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации" относятся:

    • средства самообложения граждан;
    • доходы от местных налогов и сборов;
    • доходы от региональных налогов и сборов;
    • доходы от федеральных налогов и сборов;
    • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
    • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
    • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
    • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
    • добровольные пожертвования;
    • иные поступления в соответствии с федеральными и региональными законами, а также решениями органов местного самоуправления.