Муниципальные образования. 2

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3

1.Принципы формирования территории муниципального образования.……..4

2.Порядок установления и изменения границ муниципального

    образования……………………………………………………….………….…7

3.Основные модели территориальной организации местного самоуправления: территориальная (районная), поселенческая (волостная), двухуровневая …13

4.Типы муниципальных образований: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ, внутригородские районы в городах федерального значения…………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………………...19

ТЕСТ…………………………………………………………...…………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно выделяют три основных элемента, составляющих основу местного самоуправления. Это территориальная, организационная и финансово-экономическая составляющие.

Наличие территории является одним из необходимых элементов  статуса муниципального образования, поскольку местное самоуправление осуществляется только в его границах.

Термин "муниципальное  образование" впервые в российском законодательстве появляется в ч. 1 ГК РФ и служит для обозначения  населенной территориальной единицы, являющейся субъектом отношений, регулируемых гражданским законодательством. При этом в ГК РФ определения ему не дается.

В последующем, при разработке проекта Федерального закона 1995 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации", этот термин используется в более широком  смысле и обозначает базовые субъект и объект отношений, связанные с реализацией права на местное самоуправление.

Итак, цель работы – охарактеризовать территориальную  организацию местного самоуправления.

Для этого и  поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): рассмотреть территории муниципальных образований: поселения, муниципального района, городского округа; определить границы муниципальных образований; проанализировать изменение данных границ; рассмотреть преобразование муниципальных образований.

Для этого проведем анализ Федерального Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

1.Принципы формирования территории муниципального образования.

Муниципальное образование (МО) — населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

К видам муниципальных  образований относятся:

    • городское поселение
    • сельское поселение
    • муниципальный район
    • городской округ
    • внутригородской район города федерального значения

Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие:

  • наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
  • устав муниципального образования;
  • обособленная муниципальная собственность;
  • местный бюджет;
  • органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.

При создании муниципальных  образований учитывается история  складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений  и их число, численность населения  соответствующих поселений, наличие  транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.

Особенности территорий муниципального образования:

1. Территорию городского  или сельского поселения составляют  исторически сложившиеся земли  населенных пунктов, прилегающие  к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Указанный критерий вызывает сложность при определении территорий муниципальных образований крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки.

3. Размеры территории  поселения устанавливаются с  учетом численности его населения. 

4. Границы поселения  не могут пересекаться границами  населенного пункта.

5. Наделение городского  поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.

Границы территорий муниципальных  образований устанавливаются и  изменяются законами субъектов Федерации  в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Изменение границ МО – объединение, разделение, изменение статуса городского поселения либо лишения его статуса.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом  субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Границы муниципальных  образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской  Федерации разграничивается между  поселениями. Территории с низкой  плотностью сельского населения  могут не включаться в состав  территорий поселений;

2) территории всех поселений,  за исключением территорий городских  округов, а также возникающие  на территориях с низкой плотностью  населения межселенные территории  входят в состав муниципальных  районов;

3) территорию поселения составляют  исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения  входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского  поселения могут входить один  город или один поселок, а  также в соответствии с генеральным  планом городского поселения  территории, предназначенные для  развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского  поселения могут входить, как  правило, один сельский населенный  пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый);

7) административным центром муниципального  района может считаться город  (поселок), имеющий статус городского  округа и расположенный в границах  муниципального района;

8) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

9) территория населенного пункта  должна полностью входить в  состав территории поселения;

10) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

11) территория городского округа  не входит в состав территории  муниципального района;

12) границы муниципального района  устанавливаются с учетом необходимости  создания условий для решения  вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

13) территория поселения должна  полностью входить в состав  территории муниципального района.

Законы должны обязательно предусматривать  мнение населения при решении  вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Процесс изменения  границ МО:

1) выдвижение инициативы 

2) выявление местного населения  (референдум)

3) принятие закона субъекта РФ  об изменении границ МО 

4) внесение изменений в устав  МО (регистрирует Министерство юстиции)

Результаты подлежат опубликованию.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных  входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям  других муниципальных районов, или  изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., либо сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ФЗ № 131, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Уменьшение численности населения  сельских населенных пунктов менее  чем на 50 % относительно минимальной  численности населения, после установления законами субъектов Российской Федерации  границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Преобразование  муниципальных образований — объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

С инициативой по преобразованию муниципального образования могут  выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Особенности объединения МО:

1)Если  объединение двух и более поселений  не влечет изменения границ  иных муниципальных образований, то оно осуществляется с согласия населения каждого из поселений, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан.

2)Если  объединение двух и более муниципальных  районов не влечет изменения  границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с учетом мнения населения, которое выражается опосредованно представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

 

 

 

Особенности разделения МО:

1)Если  разделение поселения влечет  образование двух и более поселений, то оно осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан.

2)Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.

Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

 

 

 

 

 

3.Основные модели территориальной организации местного самоуправления: территориальная (районная), поселенческая (волостная), двухуровневая.

Сложившаяся на сегодня  практика организации местного самоуправления может быть представлена в видя ряда моделей: территориальная (районная), поселенческая (волостная) и двухуровневая.

Территориальная (районная) модель

Предполагает выделение  района как единого муниципального образования, которому подчинен населенные пункты районного подчинения (волости, поселки). Преимуществом модели служит то, что более крупное муниципальное образование может располагать достаточным бюджетом, позволяющим ему решать проблемы входящих в него населенных пунктов. К недостаткам этой модели можно отнести низкую степень инициативности граждан организовывать на этом уровне полноценную работу в сфере самоуправления.

, Камчатская, Кемеровская,  Кировская, Костромская, Ленинградская,  Новгородская, Омская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская,  Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская,  Читинская, Ярославская;

Поселенческая (волостная) модель

При использовании этой модели статусом муниципального образования  наделяется определенный круг административно-территориальных  единиц (города, волости, сельсоветы), тогда  как на уровне административного  района или его подразделения создаются органы государственной власти на местах.

Это связано с отсутствием  на районном уровне представительных органов муниципальной власти.

Таким образов власть на уровне субъекта осуществляется на 2-х уровнях сразу: субъекта федерации и района. К несомненным преимуществам модели относится то, что власть муниципального образования в этом случае территориально больше приближена к населению, а потому и подконтрольна ему.

Недостатком же является отсутствие возможности у малых  территориальных образований иметь право на реализацию местного самоуправления.

Двухуровневая модель

Включает в себя наделение  правами муниципального образования  сразу двух субрегиональных уровней: районного и поселкового, с соответствующим  разделением между ними полномочий, собственности и доходов.

В 22 субъектах  Российской Федерации действует  так называемая смешанная модель местного самоуправления с двухуровневыми муниципалитетами: верхний уровень - крупные города и сельские районы, нижний уровень - внутригородские, внутрирайонные поселения и сельские округа (волости, сельсоветы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Типы муниципальных образований: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ, внутригородские районы в городах федерального значения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований: 2 вида поселений - сельское и городское; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения.

В отдельную  категорию муниципальных образований  выделены городские округа - городские  поселения, наделенные компетенцией как  поселений, так и муниципальных  районов. Их территории формируются так же, как и территории других городских поселений, но они не входят в состав территорий муниципальных районов.

Поселение — в градостроительном законодательстве равнозначно населенному пункту; в законодательстве о местном самоуправлении — сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Предусмотренная законодательством о местном  самоуправлении возможность наделения  статусом поселения нескольких населенных пунктов связана с нормой Конституции  РФ, согласно которой «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях».

При отождествлении поселения и населенного  пункта, следуя Конституции Российской Федерации, необходимо было бы наделить статусом муниципального образования  каждый населенный пункт Российской Федерации, что представляется нецелесообразным.

Сельское  поселение — в градостроительном законодательстве деревня, село, станица и т.п.; в законодательстве о местном самоуправлении — поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).

Городское поселение — в градостроительном законодательстве — город, поселок; в законодательстве о местном самоуправлении — поселение, в составе территории которого имеются город или поселок городского типа с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. (В составе территории городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся поселениями.) Прилегающая территория (территория за пределами селитебной зоны) включает в себя, прежде всего, земли для рекреации и развития. Нахождение в составе территории городского поселения в некоторых случаях и сельских населенных пунктов вызвано, как правило, использованием городской инфраструктуры для обслуживания сельского населения.  

Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Если  городские и сельские поселения  образуются в целях максимального  приближения органов местной  власти к населению, решения вопросов жизнеобеспечения населения в основном для удовлетворения ежедневных потребностей населения, то муниципальные районы создаются для исполнения тех функций в вопросах местного значения, которые нецелесообразно исполнять в каждом отдельно взятом поселении и для исполнения которых требуются значительные ресурсы.

При этом указанные вопросы по своей  природе являются местными и не могут  решаться органами государственной  власти. Кроме того, Конституцией РФ предусмотрена возможность возложения на органы местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий, которые, за редким исключением, также  требуют привлечения больших, чем  у поселений, ресурсов и большей  централизации. Муниципальные районы обладают также большими, чем поселения, возможностями в решении вопросов социально-экономического развития территории.

Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статусом  городского округа наделяются города, имеющие необходимую для решения  всех вопросов местного значения и  для исполнения возложенных на органы местного самоуправления отдельных  государственных полномочий инфраструктуру, при том условии, что прилегающие муниципальные районы также имеют соответствующую инфраструктуру для самостоятельного решения вопросов, отнесенных к их компетенции. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются субъектами Российской Федерации, и общегородские органы власти этих городов являются органами государственной власти. В связи с этим местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение долгого  времени наблюдались изменения  в подходах органов государственной  власти субъектов РФ к установлению территориальных основ местного самоуправления, но вместе с тем  принципиально субъекты РФ в части решения этого вопроса разделились на несколько относительно устойчивых групп.

Вопрос определения  территориальной основы местного самоуправления в течение последних лет является темой острых дискуссий, в результате которых сформировались две точки зрения. Сторонники первой считают, что местное самоуправление должно осуществляться на наиболее низком уровне: в поселках и сельских округах. Крупные города и районы - это уровень государственного управления.

Приверженцы второй точки зрения полагают, что муниципальное образование должно очерчиваться рамками крупного города и районного звена, оставляя за населением право на осуществление местного самоуправления в иных населенных пунктах.

Закон о местном  самоуправлении 2003 г. в части установления территориальной основы местного самоуправления базируется на понятии "поселение". В соответствии с Конституцией РФ "местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях".

Закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает 5 видов муниципальных образований: 2 вида поселений - сельское и городское; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения.

В отдельную  категорию муниципальных образований  выделены городские округа - городские поселения, наделенные компетенцией как поселений, так и муниципальных районов. Их территории формируются так же, как и территории других городских поселений, но они не входят в состав территорий муниципальных районов.

ТЕСТ

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется:

1) федеральным законом

2) постановлением правительства  РФ

3) населением муниципального  образования

4) решением главы муниципального  образования

5) законом субъекта  Федерации, в пределах которого находится

Ответ: вариант 5. Изменение  границ муниципального образования  осуществляется законом субъекта Федерации, в пределах которого находится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ