Муниципальные правовые акты. 4

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность органов местного самоуправления находит своё выражение в правовых актах, которые выполняют различную роль в регулировании общественных отношений. Правовые акты занимают важное место в механизме правового регулирования, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования, особенно к их качеству, порядку подготовки и принятия.

В настоящее время местное самоуправление один из важнейших атрибутов демократического правового государства. Наличие его означает децентрализацию власти, расширения возможностей для участия граждан в управлении делами государства и общества. Основы местного самоуправления определены, прежде всего, в Конституции РФ. Данная конституция содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации, гарантии прав местного самоуправления. Основой так же является Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 28 августа 1995г. Нормами этого закона закреплены основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизлияния граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления, ответственность должностных лиц. На Федеральном уровне осуществление законодательного регулирования общих принципов организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только о Конституции РФ и ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 28 августа 1995г, но и о других федеральных законах, регулирующих отдельные вопросы построения и функционирования местного самоуправления.

Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что в настоящее время его актуальность всё также велика как при начальном развитии муниципальной службы РФ. Несмотря на законы и уставы местного самоуправления того или иного региона или области все же главенствующими неизменно остаются федеральные органы государственной власти, которые, так или иначе, остаются основными источниками регулирования муниципальной службы в РФ.

Целью этой работы является:

- раскрытие понятия правовой  основы местного самоуправления  в РФ;

- отобразить сущность  правового регулирования муниципальной  службы федеральными органами государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ  ПРАВОВЫЕ АКТЫ. ВИДЫ. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ  И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ

 

Определение муниципального правового акта, содержащегося в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяет выделить его следующие признаки:

а) в большинстве случаев муниципальный правовой акт принимается по вопросам местного значения; как исключение, он может быть принят по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

б) существует два основных способа принятия муниципального правового акта: 1)непосредственно населением муниципального образования на местном референдуме или сходе и 2) органом или должностным лицом местного самоуправления;

в) муниципальный правовой акт должен быть документально оформлен, т.е. он должен быть принят в письменном виде с соблюдением всех необходимых реквизитов: в нем должно содержаться название муниципального образования, наименование правового акта, подпись главы муниципального образования;

г) муниципальный правовой акт обязателен для исполнения на территории муниципального образования;

д) муниципальный правовой акт устанавливает либо изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер. В первом случае это нормативный акт, во втором – акт применения права.[2]

По вопросам местного значения населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальный правовой акт как обязательное для исполнения на территории муниципального образования документально оформленное решение, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом или должностным лицом местного самоуправления, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.[2]

Формы муниципальных правовых актов:

- обычно нормативные правовые  акты представительного органа  и акты, принятые на референдуме (сходе граждан), имеют форму решения, а нормативные правовые акты  главы муниципального образования, главы местной администрации - форму  постановления.

- локальные правовые акты  всех без исключения органов  и должностных лиц местного  самоуправления, как правило, издаются  в форме распоряжений.

- индивидуальные правовые  акты, в своем большинстве относящиеся  к сфере трудового права, имеют  форму приказов.

Такая регламентация позволяет непосредственно по форме муниципального правового акта определять его принадлежность к тому или иному виду, что значительно упрощает и облегчает кодификацию и  правоприменение не только в каждом муниципальном образовании, но и в целом по стране.

Субъектами правотворчества могут быть граждане, представительный орган муниципального образования, глава администрации, исполнительные органы местного самоуправления, структурные подразделения представительного и исполнительных органов муниципального образования при наличии у них специальной компетенции.

Инициаторами принятия, изменения, дополнения или отмены муниципальных правовых актов могут быть глава местного самоуправления, депутат представительного органа, комиссии и комитеты представительного органа, органы территориального общественного самоуправления, глава администрации, группы граждан, обладающих избирательным правом, числом не менее, чем определено в уставе муниципального образования, общественные объединения граждан, отделения политических партий, объединений, движений, действующие на территории муниципального образования.[3]

Принципиально, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. То есть они в этом смысле являются проявлением императивных полномочий местного самоуправления. В большинстве субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов. Но если даже таковой нет, отсылочные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил или порядка по отдельным вопросам, предполагают и отсылку к муниципальным правовым актам, устанавливающим соответствующие правила и порядок.

Очевидным общим требованиям к муниципальным правовым актам является недопустимость их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление может осуществлять свою деятельность только на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. Поэтому ч. 5 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. [2] До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Следовательно, деятельность местного самоуправления подзаконна, то есть вторична. Местное самоуправление и органы местного самоуправления, как и должностные лица муниципальных образований, не вправе устанавливать самостоятельно нормы, не установленные Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление не может осуществлять основное правотворчество, а может только развивать и конкретизировать нормы, установленные Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Местное самоуправление вправе конкретизировать установленные нормы как иной способ структурной связи актов, используемый для достижения иных целей развивающего правотворчества. В данном случае органы местного самоуправления выступают как исполнители установленных норм, не осуществляя выбора конкретного варианта решения, так как он логически предполагается содержанием основного акта, хотя текстуально и не сформулирован. Посредством муниципального правового акта могут быть даны конкретные указания, как исполнять ту или иную установленные нормы. [5]

Органы местного самоуправления вправе детализировать установленные нормы как форму структурной зависимости актов, не приводящей к образованию новых норм права. Потребность детализации у органов местного самоуправления возникает в тех случаях, когда необходимо определить порядок действия новых норм основного акта, "включить" их в систему действующего законодательства и "показать", как применять их на практике.

Каждая из приведенных форм соподчиненности актов представляет собой специфический способ правотворчества, а взятые в системе, они позволяют решать некоторые функции местного самоуправления.

Например, муниципальные правовые акты о порядке управления муниципальным имуществом в большинстве случаев могут содержать управомочивающие и обязывающие нормы. Это объясняется тем, что природа осуществления полномочий органов местного самоуправления в данной сфере несколько иная. Возлагая функции управления муниципальным имуществом на какую-либо муниципальную структуру, орган, издающий муниципальный правовой акт на основании соответствующего закона, с одной стороны, остается тем организующим центром, который руководит осуществлением функций муниципального управления, а с другой - детализирует нормы, установленные федеральным законом.[4]

При этом основной формой такого руководства остается именно нормативное регулирование на местном уровне.

Обязательные требования для вступления в силу муниципальных правовых актов (ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ):

- муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

- муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов закрепляется уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. [7]

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены, или их действие может быть приостановлено (ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ):

- органами местного самоуправления  и должностными лицами местного  самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный  правовой акт или к полномочиям  которых на момент отмены или  приостановления действия муниципального  правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального  правового акта;

- судом;

- уполномоченным органом  государственной власти Российской  Федерации (уполномоченным органом  государственной власти субъекта  федерации) в части, регулирующей  осуществление органами местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий, переданных им федеральными  законами и законами субъектов  Российской Федерации.[2]

Признание по решению суда закона субъекта РФ об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

Вся совокупность нормативных и ненормативных актов муниципального образования представляет собой систему муниципально-правовых актов.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального  образования, правовые акты, принятые  на местном референдуме (сходе  граждан);

2) нормативные и иные  правовые акты представительного  органа муниципального образования;

3) правовые акты главы  муниципального образования, местной  администрации и иных органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, предусмотренных  уставом муниципального образования.

Некоторые уставы муниципальных образований расширяют данный перечень. Например, Устав может также включать в него распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений администрации города в соответствии с положениями о структурных подразделениях. [6]

Субъекты, обладающие правом принимать муниципальные правовые акты:

а) население муниципального образования;

б) представительный орган муниципального образования;

в) глава муниципального образования;

г) глава местной администрации;

д) иные органы и должностные лица местного самоуправления (например, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования).[2]

Муниципальные правовые акты, как правило, принимаются в виде решений, постановлений, распоряжений, приказов.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования. Как и конституция, устав муниципального образования обладает рядом особенностей:

а) предполагает наличие особого субъекта, от имени которого принимается устав (население муниципального образования);

б) имеет учредительный характер (устав придает юридический характер сложившимся муниципальным отношениям);

в) имеет всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования (устав регулирует все стороны жизнедеятельности местного сообщества);

г) обладает высшей юридической силой среди муниципальных правовых актов (все муниципальные правовые акты должны соответствовать уставу, а также заложенной в нем концепции, принципам и нормам);

д) является основой для дальнейшего нормотворчества (для реализации устава необходимо принятие иных муниципальных правовых актов);

е) обладает особым порядком принятия;

ж) является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления.[1]

Таким образом, устав муниципального образования - это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь местного сообщества. Устав муниципального образования составляет правовую основу местного самоуправления, именно в соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты, осуществляют свою деятельность органы местного самоуправления

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, определенных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

 

 

 

 

2 ГЛАВА  МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ. МЕСТО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

 

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  2003 г. собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

- избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

- в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

- в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

- не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

- в случае формирования представительного органа муниципального района в порядке делегирования исполняет полномочия его председателя.[3]

Указанные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющем полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Руководитель муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и является председателем муниципального Собрания. Решение об его избрании принимается большинством голосов от установленной численности депутатов муниципального Собрания. Руководитель муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с федеральным законодательством глава муниципального образования в пределах своих полномочий:

- представляет муниципальное  образование в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без  доверенности действует от имени  муниципального образования;

- подписывает и обнародует  в порядке, установленном уставом  муниципального образования, нормативные  правовые акты, принятые представительным  органом муниципального образования, а также разрешает иные вопросы  указанные Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» 2003 г., а также другими нормативно-правовыми  актами.[1]

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

- смерти;

- отставки по собственному желанию;

- отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона 2003 г. (муниципально - правовой ответственности);

- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признания судом безвестно отсутствующим или объявления

умершим;

- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии, с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора России, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- отзыва избирателями;

- установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

- досрочного прекращения  полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа;

- преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;

- утраты сельским поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

- увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.[7]

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

 

Рассчитайте минимальную численность представительного органа местного самоуправления при численности жителей:

А) в муниципальном районе 11 тыс. человек;

Б) в сельском поселении 3 тыс. человек;

В) в городском округе  25 тыс. человек;

Г) в сельском поселении 1 тыс. человек.

Сколько депутатов от установленной численности депутатов представительного органа местного самоуправления могут работать на постоянной основе?

Решение

Общее количество депутатов, выбираемых в представительные органы местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше:

1. 7 человек – при численности  населения менее 1000 человек;

2. 10 человек – при численности  населения от 1000 до 10 000 человек;

3. 15 человек – при численности  населения от 10 000 до 30 000 человек;

4. 20 человек – при численности  населения от 30 000 до 100 000 человек;

5. 25 человек – при численности  населения от 100 000 до 500 000 человек;

6. 35 человек – при численности  населения свыше 500 000 человек.

А) минимальная численность 15 человек;

Б) минимальная численность 10 человек;

В) минимальнуая численность 15 человек;

Г) минимальная численность 10 человек.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе реформирования местного самоуправления сформированы и приступили к выполнению своих полномочий выборные органы местного самоуправления. Именно на них возложено Федеральным законодательством важная, сложная чрезвычайно ответственная задача – сформировать собственную систему муниципальных правовых актов.

Муниципальные образования принимая муниципальные правовые акты осуществляют собственное право регулирования и применения правовых актов.

Муниципальные правовые акты являются подзаконными актами. Понятие «подзаконные акты» означает, что они, во – первых, основываются на законе, во – вторых, не противоречат закону.

В своей совокупности муниципальные правовые акты образуют систему муниципальных правовых актов муниципального образования, характеризующуюся как единство и органическая целостность, внутренняя дифференцированность и иерархическое постарение.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, 131 – ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования, муниципальное образование может определять свой общий порядок подготовки муниципальный порядок подготовки правовых актов, их применение, вступление в силу, действие, толкования, учета и систематизации.

Местное самоуправление - составная часть демократии, акты самоуправления по своей сути являются непосредственным волеизъявлением населения.

Акты органов местного самоуправления документально закрепляют результаты деятельности населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

Существуют муниципальные правовые акты трех видов:

- устав муниципального  образования;

- правовые акты, принятые  на местном референдуме (сходе  граждан);

- правовые

Органы местного самоуправления, издают правовые акты по вопросам своей компетенции, реализуя свои полномочия. В уставах муниципальных образований, в актах представительных и исполнительных органов местного самоуправления решаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Местное самоуправление, как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, акты органов местного самоуправления играют важную роль в правой системе субъектов федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской  Федерации (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ  и 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014).

 

Специальная литература

 

1. Анимица Е.Г. Основы местного самоуправления: Учебник / Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный. – М.: Инфра-М. 2011. – 289 с.