Муниципальные правовые акты о физической культуре и спорте

Оглавление 
 
Введение 3 
 
1. Принципы правового регулирования основ функционирования и развития физической культуры и спорта в РФ 4 
 
2. Система законодательства о физической культуре и спорте 9 
 
3. Муниципальные правовые акты о физической культуре и спорте 20 
 
Заключение 23 
 
Список использованной литературы 26 
 
Введение 
 
Федеральный Закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" принят на смену Федерального Закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "предшественником" которого, в свою очередь, являлись Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. N 4868-1. 
 
Основными элементами законодательства о физкультуре и спорте, модифицируемыми в новой редакции Закона, являются: субъекты физкультуры и спорта, институты государственного регулирования физкультуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физкультуры и спорта. Предметом правового регулирования данного Закона являются отношения в области физкультуры и спорта, возникающие при создании необходимых условий для развития физкультуры и спорта и физического воспитания населения; подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях. Указанные изменения синхронизируют законодательство о физкультуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством. 
 
Целью настоящей работы является рассмотрение нормативно-правовых основ функционирования и развития физической культуры и спорта в РФ. 
 
1. Принципы правового регулирования основ функционирования и развития физической культуры и спорта в РФ

Основные принципы законодательства о физкультуре и спорте т. е. исходные начала, которые должны учитываться при определении содержания правовых норм в области физкультуры и спорта. Эти исходные начала можно рассматривать и как принципы государственной политики в области физкультуры и спорта. Именно так обозначались подобные положения в Законе 1999 г. о физкультуре и спорте. В частности, в Ст. 3 названного Закона было определено, что государственная политика в области физкультуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами: 
 
- непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; 
 
- учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физкультуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; 
 
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям названного Закона, равенства их прав на государственную поддержку; 
 
- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физкультуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. 
 
В нормах Статьи нашли свое концентрированное выражение положения ряда программных документов в области физкультуры и спорта, направленных на решение основных проблем в этой сфере. Еще в Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.[188] Президент РФ в качестве первоочередных мер развития личности и гражданского общества в целом определил: улучшение состояние здоровья российской нации; осознание молодым поколением необходимости в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом; увеличение продолжительности жизни людей и преодоление демографического спада.

Во многом успешность решения этих важнейших общенациональных задач зависит от развития физкультуры и спорта в стране, от эффективного использования возможностей физкультуры и спорта в социально-экономическом развитии России. Это связано с тем, что физкультура и спорт органически связаны с фундаментальными основами общественного устройства и развития общества. В целях достижения целей Правительства РФ, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, расширение возможностей для занятия туризмом и спортом, повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения, развитие культурных и иных гуманитарных связей с зарубежными странами, считаем, что одна из главных задач в масштабах государства - возрождение массового спорта и физической культуры, развитие спорта высших достижений. Физкультура и спорт прямо влияют на формирование здорового образа жизни. Развитие физкультуры и спорта в стране - это не только улучшение здоровья населения и не только достижение высоких спортивных результатов, но и решение проблем, связанных с качеством жизни населения. Развитие спорта высших достижений - это вопрос национального престижа страны, но "большой спорт" вполне способен работать на социальные и экономические интересы России.[189] 
 
Для успешного достижения поставленных целей и реализации задач по улучшению качества жизни населения необходимо учитывать следующие моменты: 
 
- во-первых, улучшение условий жизни населения ведет к повышению возможности реализовать свои интересы в сфере физкультуры и спорта. Но, с другой стороны, их реализация будет затруднена из-за отсутствия качественных условий (спортивных сооружений, преподавателей-тренеров, спортивного инвентаря и оборудования, научно обоснованных программ, правовой базы, разнообразия физкультурно-спортивных услуг и т. д.); 
 
- во-вторых, появляется большое количество видов деятельности (услуг), которые в значительной степени могут отвлекать население от занятий физкультурой и спортом (так называемый "пассивный" отдых, исключающий физические нагрузки), и тогда на первый план должна выйти пропаганда, нацеленная на понимание важности каждым человеком ценности физкультуры и спорта; 
 
- в-третьих, остро возникает проблема вовлечения в активные занятия "спортом для всех" большей части дошкольников и школьников. Необходимо будет решить и задачу по созданию наилучших условий для талантливых и наиболее одаренных детей, подростков и молодежи, а также по созданию для них возможности специализироваться в конкретных видах спорта;

- в-четвертых, новые  задачи потребуют и коренных  изменений, модернизации физического  воспитания в образовательных  учреждениях. Именно занятия спортом  должны стать цементирующим предметом  всего педагогического процесса  в дошкольных и общеобразовательных  учреждениях. А это требует разработки  новых стандартов по физкультуре, иной подготовки преподавателей-учителей  физической культуры, привлечения  к работе в общеобразовательных  школах тренеров по видам спорта  и, что крайне важно, изменения  режима дня учащихся; 
 
- в-пятых, необходимость более эффективного использования возможностей физкультуры и спорта для продления творческого долголетия и сохранения здоровья у граждан предпенсионного и пенсионного возраста, с учетом того что число пенсионеров будет расти; 
 
- в-шестых, обострятся проблемы вовлечения и создания условий для занятий физкультурой социально незащищенным слоям населения (дети-сироты, инвалиды, многодетные семьи и т. д.). Решение проблемы требует значительных как материальных, так и людских затрат; 
 
- в-седьмых, чтобы сохранить конкурентоспособность российских спортсменов в мировом спортивном движении, необходимо не только совершенствовать методики и процесс спортивной подготовки, но и создавать соответствующие материально-технические условия как для спортсменов, так и для тренеров и специалистов. Необходимо разработать и использовать в тренировочном процессе новейшие технологии, применяемые в смешанных отраслях и сферах. 
 
Миссией Росспорта является развитие физкультуры и спорта для обеспечения правовых, экономических и социальных гарантий доступности физической культуры и спорта гражданам России, завоевание российскими спортсменами ведущих позиций в мировом спорте. Исходя из общенациональных приоритетов, поставленных Правительством РФ, и миссии Росспорта, стратегическими целями Росспорта являются: 
 
1) "содействие вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом". В рамках реализации указанной стратегической цели осуществляются мероприятия по развитию массовой физкультуры, спорта среди инвалидов и детско-юношеского спорта; 
 
2) "обеспечение конкурентоспособности российского спорта в мировом спортивном движении". В рамках реализации указанной стратегической цели осуществляются мероприятия по проведению спортивных мероприятий с участием сборных команд России, финансовому, материально-техническому, научно-методическому и медико-биологическому обеспечению сборных команд России.

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"[190], целью которой определено создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физкультурой и спортом. 
 
В качестве характеристики проблемы в названном документе, наряду с прочим, указано следующее: 
 
- основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения России, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при реализации комплексной программы; 
 
- кроме того, роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян; 
 
- в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физкультуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе: недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физкультурой; несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физкультуры и спорта, а также их моральный и физический износ, задачам развития массового спорта в стране; недостаточное количество профессиональных тренерских кадров; утрата традиций российского спорта высших достижений; отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физкультурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. 
 
Среди основных программных документов в области физкультуры и спорта необходимо также упомянуть о следующих: 
 
2. Система законодательства о физической культуре и спорте 
 
Статья 4 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон) устанавливает законодательство о физической культуре и спорте:

     



Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. 
 
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить настоящему Федеральному закону. 
 
По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты, которые не могут противоречить настоящему Федеральному закону. 
 
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. 
 
Нормы данной Статьи посвящены законодательству о физкультуре и спорте. Следует отметить, что Закон 1999 г. о физкультуре и спорте подобных норм по не вполне понятной причине не содержал. Эта причина становится еще более непонятной, если учесть, что первой статьей Основ законодательства РФ о физкультуре и спорте являлась Статья, определяющая систему законодательства о физкультуре и спорте. 
 
Законодательство о физкультуре и спорте основывается на Конституции РФ. Речь идет о следующих двух основных моментах. Во-первых, в Ч. 2 ст. 41 Конституции РФ провозглашено, что в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Во-вторых, положение П. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит общие вопросы физкультуры и спорта к предмету совместного ведения России и ее субъектов.

 

Именно второе из приведенных конституционных положений в совокупности с нормой Ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающей, что по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, предопределили структуру законодательства о физкультуре и спорте. Закон выделяет два уровня данной отрасли законодательства: 1) акты федерального законодателя - непосредственно Закон, а также другие федеральные законы; 2) акты законодателей субъектов РФ - законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с Законом и другими федеральными законами, образующими данную отрасль законодательства. 
 
Обращает на себя внимание то, что в норме Ч. 1 статьи понятие "законодательство" используется в строгом его понимании, т. е. как совокупность только законодательных актов, в отличие от широкого понимания этого понятия, охватывающего не только непосредственно законодательные акты, но и иные нормативные правовые акты. В то же время непосредственно в Ч. 2 данной статьи говорится и о таких "иных" нормативных правовых актах, содержащих нормы, регулирующие отношения в области физкультуры и спорта. На федеральном уровне такими актами являются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а на региональном - нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.[191] 
 
Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено Ч. 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно Ч. 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер. Также необходимо отметить, что Закон непосредственно издание Президентом РФ указов, регулирующих отношения в области физкультуры и спорта, не предусматривает.

Правительство РФ, как установлено в Ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с Ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Издание Правительством РФ постановлений, регулирующих отношения в области физкультуры и спорта, прямо предусматривают нормы Ч. ч. 3 и 6 ст. 7, Ч. 4 ст. 23, Ч. 7 ст. 29 и Ч. 3 ст. 35 Закона. До принятия Федерального Закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" этих норм было еще больше. Однако данным Законом в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти с 1 января 2009 г. предусмотрено закрепление более 500 полномочий Правительства РФ за иными федеральными органами исполнительной власти в таких сферах общественных отношений, как государственное управление и местное самоуправление, образование и наука, охрана здоровья граждан, градостроительство, строительство и жилищные отношения, сельское хозяйство, пенсионное обеспечение и социальная защита граждан, культура, и в ряде иных сфер. Соответственно, в результате изменений, внесенных Федеральным Законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, предусматривают издание нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физкультуры и спорта, не Правительством РФ, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти нормы Ч. 5 ст. 13, Ч. ч. 2 и 4 ст. 14, Ч. 4 ст. 17, Ст. 21, Ч. 8 ст. 22, Ч. ч. 2 и 3 ст. 23, Ч. ч. 2 и 4 ст. 25, Ч. 1 ст. 26, Ч. 5 ст 

27 и Ч. 2 ст. 34 Закона. 
 
Впрочем, данные изменения с опережением учтены при издании Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 "О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации", которым утверждено Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Названное Положение не только устанавливает, что Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физкультуры, спорта, туризма и молодежной политики, в соответствии с которым и образован Минспорттуризм России с возложением на него функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере), но и прямо указывает, что Минспорттуризм России принимает ряд нормативных правовых актов, о которых идет речь в упомянутых выше нормах Закона. 
 
Росспорт, являющийся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физкультуры и спорта, согласно П. 7 Положения о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 410 "О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту", не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (при этом предусмотрено, что указанные ограничения полномочий Росспорта не распространяются на полномочия руководителя Росспорта по управлению имуществом, закрепленным за Росспортом на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росспорта, а также по контролю за деятельностью в возглавляемом им Росспорте (его структурных подразделениях)).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с П. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. 
 
Согласно П. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с П. 10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно П. 11 Правил, осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88. 
 
Регламентируя издание нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в Ст. 22 указывает на акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Согласно П. 1 указанной статьи высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения. В Пункте 2 статьи установлено, что акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ. В соответствии с П. 3 статьи акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения России и предметам совместного ведения России и ее субъектов, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ. 
 
В соответствии с Ч. 2 статьи 4 Закон федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физкультуры и спорта, не могут противоречить Закону

 

Данная норма имеет самостоятельное значение в отношении только федеральных законов, поскольку обязательность соответствия Закону иных нормативных правовых актов РФ, нежели федеральные законы, прямо закреплена в приведенных выше конституционных нормах, основанных на общем правиле Ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, согласно которому Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Обязательность соответствия Закону законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ следует из норм Ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, в соответствии с которыми законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения России и ее субъектов. Кроме того, в ч. 5 указанной статьи прямо закреплено, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон.[192] 
 
Устанавливая, что содержащие нормы, регулирующие отношения в области физкультуры и спорта, федеральные законы не могут противоречить Закону, норма Ч. 2 ст. 4 Закона определяет центральное, системообразующее место данного Закона в законодательстве о физкультуре и спорте. Однако следует учитывать, что приоритет имеют только те нормы Закона, которые относятся непосредственно к предмету его регулирования. Например, в Ч. 1 ст. 30 Закона перечислены положения, которые могут включаться в соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры между работодателями, их объединениями и работниками или их полномочными представителями. Однако, как установлено в Ч. 3 ст. 5 ТК РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать данному Кодексу. Соответственно, в случае возникновения коллизии положений Ч. 1 ст. 30 Закона и ТК РФ применению будут подлежать нормы данного Кодекса.

В Части 4 ст. 4 Закона содержится традиционное для федерального законодателя положение, применительно к действию Закона с точностью воспроизводящее правило Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора. 
 
Следует отметить, что Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Согласно разъяснениям, данным в П. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации": 
 
- под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; 
 
- к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; 
 
- под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; 
 
- содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. 
 
Как указано в Преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", который определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров России, международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН; международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Там же указано, что международные договоры - это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Согласно положениям Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" понятием "международный договор России" охватываются, независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2): 
 
- международные договоры России, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (П. 2 ст. 1 и П. 2 ст. 3); 
 
- международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1). 
 
В соответствии с П. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. С учетом этого в П. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено следующее: 
 
- суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для России международным договором, решение о согласии на обязательность которого для России было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора России; 
 
- при этом судам необходимо иметь в виду, что в силу П. 3 ст. 5 названного Закона положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. В иных случаях, наряду с международным договором, России следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Как разъяснено в П. 3 названного выше Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5, к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора России, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. Там же указано, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор России, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права. 
 
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 г. 
 
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. 
 
В Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. 
 
Улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы. 
 
За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы". 
 
Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. 
 
При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. 
 
3. Муниципальные правовые акты о физической культуре и спорте

Часть 3 ст. 4 Закона предусматривает возможность принятия муниципальных правовых актов по вопросам деятельности в области физкультуры и спорта. Такие акты с учетом нормы Ч. 1 ст. 4 Закона актами законодательства о физкультуре и спорте не являются. 
 
Понятие муниципального правового акта определено в Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. 
 
В соответствии с Ч. 1 ст. 7 названного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В Части 2 указанной статьи установлено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ. 
 
Полномочия и права органов местного самоуправления в области физкультуры и спорта определены в Ст. ст. 9 и 9.1 Закона. Соответственно, в рамках реализации этих полномочий и прав органами местного самоуправления и издаются муниципальные правовые акты по вопросам деятельности в области физкультуры и спорта на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В систему муниципальных правовых актов в соответствии с Ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. 
 
В Части 3 ст. 4 Закона установлено, что принимаемые по вопросам деятельности в области физкультуры и спорта муниципальные правовые акты не могут противоречить Закону. Это положение, дополняющее норму Ч. 2 данной статьи о системообразующем месте Закона в законодательстве о физкультуре и спорте, согласуется с основанной на Ч. 2 ст. 4 Конституции РФ нормой Ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, названному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. 
 
Заключение 
 
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Законодательство о физкультуре и спорте основывается на Конституции РФ. Речь идет о следующих двух основных моментах. Во-первых, в Ч. 2 ст. 41 Конституции РФ провозглашено, что в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Во-вторых, положение П. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит общие вопросы физкультуры и спорта к предмету совместного ведения России и ее субъектов. 
 
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить Федеральному закону. 
 
Перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов. 
 
В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем. 
 
Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. 
 
В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. 
 
Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. 
 
Существующие ограничения в использовании государственно-частного партнерства не позволяют активно развивать спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. 
 
Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны. 
 
Нерешенные проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны. 
 
Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений. За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене. 
 
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 г. 
 
Список использованной литературы 
 
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237. 
 
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242. 
 
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 3. Ст. 304. 
 
Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 33. Ст. 4110. 
 
Алексеев С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта / Под ред. проф. П. В. Крашенинникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. 
 
Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с. 
 
Васкевич В. П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта. – Казань, 2010. 
 
Васкевич В. П., Челышев М. Ю. Правовое регулирование профессионального спорта // Российская юстиция. 2010. № 7. 
 
Уловистова Н. В. Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. – М., 2010. 
 
Шевченко О. А. Особенности правового регулирования труда профессиональных спортсменов. – М., 2011.

Муниципальные правовые акты о физической культуре и спорте