Муниципальные выборы. 3

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа 

    Наименование  дисциплины: Муниципальное право

    Тема:  Муниципальные выборы 
 

    Выполнила:  Алиева Э.Р.

    Специальность:  юриспруденция

    Группа:  Ю-3-08

    Проверил: Праницкая Т.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Липецк 2010 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 Студент    Алиева Эльвира Румановна

 Специальность  юриспруденция  Курс  3 Группа Ю-3 Форма обучения заочная

Тема: Муниципальные выборы

Дата  представления работы в деканат  «___» _____________ 2010г.

 Преподаватель   Праницкая Татьяна Олеговна 
 

ОТЗЫВ

 
 
 
 
 

Дополнительные  вопросы и рекомендации по письменной работе

 
 

Соблюдение  правил оформления

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 

Подпись преподавателя_______________

Дата  проверки _______________________

Отметка о защите работы

Оценка _____________________________

«_____» _____________2010г.

Подпись преподавателя _______________

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

1. Основные принципы проведения выборов………………………….…6

2. Субъекты………………………………………………………………….8

3. Избирательная комиссия……………………………………………..….9

4. Порядок проведения выборов………………………………….…...…12

Заключение………………………………………………………….……....13

Список  используемой литературы………………………………………..14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Представительные  органы местного самоуправления формируются  населением муниципального образования  путём выборов.      Муниципальные  выборы – это выборы членов представительных органов местного самоуправления (депутатов), советников, гласных, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.1

        Согласно Конституции РФ (ст. 3),высшим  непосредственным  выражением власти народа является референдум и свободные выборы, которые обеспечивают самую массовую форму участия граждан в управлении делами на общественном уровне и на уровне местного самоуправления, а также общественной жизнью.

       Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления. Кроме того, муниципальные выборы дают возможность населению в процессе избирательной кампании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определять пути и способы улучшения их работы.

        Этот вопрос интересен тем,  что касается практически всех  и каждого из живущих в нашей  стране, будь то гражданин Российской Федерации или иностранец и даже лиц, не имеющих гражданство. То, что лица иностранного гражданства и лица, не имеющие гражданства, признаются российским муниципальным правом как субъекты, наделённые правом участвовать  в определении развития социальной и политической жизни муниципального образования, в котором они преимущественно проживают, кардинально отличает науку муниципального права от других отраслей права, подробнее об этом расскажу в п. 2 моей работы.

Ещё одним  примечательным моментом является то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), а значит и муниципальные выборы как форма непосредственного волеизъявления народа, определяющая депутатов и должностных лиц этих органов, являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. 

       Муниципальные выборы – это  форма прямого волеизъявления  жителей муниципального образования,  осуществляемого в соответствии  с Конституцией РФ, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  принципы проведения выборов

Регламентация проведения муниципальных выборов  происходит на всех уровнях законодательной  власти: на федеральном уровне определяются наиболее общие принципы, не противоречащие ратифицированной на территорий Российской Федерации, Европейской Хартии; на уровне субъектов Федерации эти принципы определяются точнее, учитывая сложившиеся традиции; а вот что говорится в Уставе Шербакульского района по этому поводу: "Выборы депутатов районного совета Шербакульского муниципального образования и главы Шербакульского муниципального образования проводятся на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с действующим законодательством ".

       Основные принципы проведения  выборов – закреплённые в Конституции  РФ и Федеральном законодательстве РФ главные положения, регулирующие порядок проведения выборов, которым должны соответствовать все другие нормы избирательного  законодательства.

Принцип равного избирательного права призван  обеспечить участие граждан в  муниципальных выборах на равных основания: каждый   избиратель имеет один голос.

     Принцип прямого голосования означает, что  избиратели голосуют за кандидатов или  против всех – непосредственно.

Принцип тайного голосования призван  исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.

     Свободное и добровольное участие – никто  не вправе оказывать воздействие  на гражданина с целью принудить  его  к участию или не участию  в выборах либо препятствовать его  свободному волеизъявлению.

     Открытость и гласность – предполагает условий для освещения избирательной компании средствами массовой информации.

     Обязательность  проведения выборов - в случае не назначения в установленный срок выборов, это  должна сделать избирательная комиссия или государственные органы.

     Независимость избирательных комиссий обеспечивается запретом вмешательства в деятельность комиссии со стороны законодательных  и исполнительных органов государственной  власти.

Тайное  голосование – за нарушение тайны  голосования предусматривается возможность отмены результатов выборов по решению суда.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Субъекты

   Субъектами  муниципальных выборов я называю  лиц участвующих в процессе проведения муниципальных выборов. Различаются  они функциями, полномочиями, правами  и обязанностями. Например, граждане, являясь избирателями, защищены законами об избирательных правах, работники судов и прокуратуры должны осуществлять контроль за соблюдением этих законов, органы местного самоуправления обеспечивать надлежащее проведение выборов, а на избирательные комиссии возложена функция проведения выборов.

   Избирательная комиссия муниципального образования  организует подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом, но, однако, не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом ей может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий данной комиссии составляет четыре года.

   Электорат (лат. elektor - избиратель) – круг избирателей, голосующих за какую-либо партию или кандидата на выборах; вообще – совокупность всех избирателей.

   Государственные и иные органы:

   Суды  общей юрисдикции уполномочены назначать  своим решением муниципальные выборы, если они не были назначены в установленные сроки ни представительным органом, ни избирательной комиссией.2

   Прокурор  вправе осуществлять надзор за соблюдением  законодательства в области охраны права избирать и быть избранным, а также направлять на рассмотрение суда материалы свидетельствующие  о нарушении избирательных прав и порядка проведения муниципальных выборов.

   Кандидаты – это граждане РФ (именно граждане РФ), зарегистрированные в установленном  порядке избирательной комиссией  в качестве кандидата в депутаты или на иную выборную должность, достигшие 21 года, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Причём устанавливаемый срок обязательного проживания не может превышать одного года.

 

   Избирательная комиссия

   Подготовку  и проведение выборов в органы местного самоуправления обеспечивают следующие избирательные комиссии:

избирательные комиссии муниципальных образований;

территориальные  избирательные комиссии;

окружные  избирательные комиссии;

участковые  избирательные комиссии.

   Избирательная комиссия формируется в количестве 5 – 11 членов представительным органом муниципального образования или избирательной комиссией на основе предложений партий, избирательной комиссии субъекта РФ и муниципального образования.  Избирательная комиссия формируется не позднее, чем за 15 дней до дня истечения срока полномочий прежнего состава, предложения по составу  избирательной комиссии  подаются в представительный орган не ранее чем за 55 дней и не позднее, чем за 25 дней до дня истечения срока полномочий прежнего состава. Впервые образуемая  избирательная комиссия формируется не позднее, чем за 20 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Информация о порядке подачи предложений по составу комиссии публикуется представительным органом не позднее, чем за 50 дней до истечения срока полномочий действующей комиссии или срока, в который должны быть назначены выборы. Это общие условия формирования  избирательных комиссий муниципальных образований Омской области указанные в главе 3 Закона Омской области от 07.07.2003 № 456 – ОЗ. Список полномочий, которыми обладают  избирательные комиссии, содержится в п. 12 ст. 12 того же закона и имеет 24 пункта, последний из которых дат понять, что этот список является открытым. Основными полномочиями я бы назвала следующие:

   - составление списков избирателей;

   - формирование избирательных округов;

   - регистрация кандидатов;

   - контроль за соблюдением избирательных прав;

   - подготовка и проведение выборов;

   - обработка соответствующей документации;

   - подведение итогов выборов.

   В состав избирательных комиссий не могут  входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие  родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

lign="justify">   В состав избирательных комиссий могут  входить члены избирательных  комиссий с правом совещательного голоса, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и  общественными объединениями.

   Срок  полномочий окружных  избирательных комиссии истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов.

   Участковые  избирательные комиссии формируются  в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчёта голосов. Срок полномочий  участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов.

   В случаях и порядке, установленных  законом,  избирательная комиссия может быть расформирована судом, а  избирательная комиссия субъекта  Федерации должна сформировать временную комиссию в новом составе.

 
 
 
 
 

   Порядок проведения выборов

   Для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей не позднее, чем за 45 дней до дня голосования  образуются избирательные участки из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке. Они образуются по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования главой местной администрации. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации.

   При проведении муниципальных выборов  могут использоваться:

мажоритарная, пропорциональная или смешанная, то есть мажоритарно-пропорциональная избирательная  система.

   Днём  голосования на выборах являются второе воскресенье марта или  второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий органов местного самоуправления или депутатов. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днём, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днём.

   Выдвижение  кандидатов осуществляется избирательными объединениями или непосредственно  избирателями, начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается  за 30 дней до дня выборов. Кандидат считается выдвинутым после поступления в избирательную комиссию уведомления и представляемого вместе с ним заявления в письменной форме выдвинутого лица  о согласии баллотироваться и в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Регистрация кандидатов заканчивается за 30 дней до дня выборов. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 2 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. В соответствии с законом осуществляется проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Соответствующая избирательная комиссия сообщает кандидату и объединению его выдвинувшему реквизиты своего специального счёта для внесения избирательного залога, размер его составляет 15 % от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся избирательную комиссию в счёт средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

   Агитационный  период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и предшествующий ему день запрещается.

   Как правило, субъекты РФ устанавливают, что  голосование проводится с 8 до 20 часов  по местному времени. Соответствующие избирательную комиссию оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования. Общие данные о результатах выборов направляются в средства массовой информации в течение одних суток.

 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   В заключение хочу сказать, что выборы, как муниципальные, так и всероссийские, имеют огромное значение для становления российского государства как демократического общества, так как именно путём свободных выборов формируются направления дальнейшего социального (и не только социального) развития нашей жизни. Так как опыт применения института выборов у нашего пост советского общества сравнительно небольшой многие до сих пор не понимают этого огромного значения. Поэтому можно наблюдать, как некоторые избиратели просто не считают нужным прийти на избирательный участок и проголосовать, тем самым принять участие в определении направленности жизнедеятельности своего муниципального образования, не смотря на то, что в средствах массовой информации широко освещается важность проведения выборов. Возможно, просто нужно больше времени для того, чтобы граждане осознали, что их общая воля и есть высшая форма власти.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы

  1. Конституция Россиийской Федерации.- М.: Айрис-Пресс, 2010.- 64 с.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.- М.: "Омега-Л", 2010 .- 176с.
  3. Астафичев, П.А. Муниципальное право России: Учеб. пособие/ П.А. Астафичев.- М.: РИОР, 2010.- 368с.
  4. Бондарь, Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. для вузов/Н.С. Бондарь, В.И. Авсиенко, С.Н.Бочаров и др./Под ред. проф. Н.С.Бондаря .- 2-е изд., перераб. и доп .- М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003.- 556с.
  5. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учеб. / И.А.Василенко.- М.: Гардарики, 2005.- 320с.                                              
  6. Васильев, В.И.  Муниципальное право России/ В.И. Васильев.- М.:  Юстицинформ, 2010.- 848с.
  7. Кокотов, А.Н. Муниципальное право/ А.Н. Кокотов, И.В. Выдрин.- М.: Юрайт, 2009.- 504 с.  
  8. Кудилинский, М.Н . Муниципальное право/ М.Н.  Кудилинский, И.А. Шевелева.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 224 с.    
  9. Кутафин, О.Е. Муниципальное Право.- 2-е изд., Перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000.- 552с.
  10. Овчинников, И.И. Муниципальное право России: учеб. / И.И Овчинников, А.Н. Писарев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2010.- 544с.
Муниципальные выборы. 3