Муниципальные выборы. 2

 

Содержание

Введение………………………………………………………………3

1.Нормативно-правовая база муниципальных выборов…………4

2.Избирательная система и ее виды………………………………...6

3.Основные этапы избирательного процесса……………………..11

3.1 Регистрация избирателей………………………………...13

3.2 Образование регистрационных округов……………….17

4. Ответственность за проведение муниципальных выборов…...19

Заключение…………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………….25

 

Введение

 

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) определяет, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются необходимым элементом народовластия, одним из направлений вовлечения населения в управление делами государства и осуществление местного самоуправления, высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права.

В отличие от местного референдума, обязательность проведения которого федеральным  законом не установлена, муниципальные  выборы являются периодическими, обязательными  и должны проводиться в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных  законом сроков полномочий формируемых  органов, депутатов и выборных должностных  лиц.

Муниципальные выборы —  форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований в целях формирования органа местного самоуправления или  наделения полномочиями должностного лица.

Цель работы: описать правовую базу проведения муниципальных выборов, перечислить виды избирательных систем, раскрыть основные этапы избирательного процесса, выяснить, кто несет ответственность за проведение муниципальных выборов.

 

  1. Нормативно-правовая база муниципальных выборов

 

Нормативно-правовую базу муниципальных  выборов составляют акты четырех  уровней правового регулирования:

1.международного (Европейская хартия местного самоуправления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);

2.федерального (Конституция России, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 23), Федеральный закон от 27 ноября 1996 г. № 142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

3.регионального (субъектов Российской Федерации), регулирующих на основе федерального законодательства порядок организации и проведения муниципальных выборов. Это могут быть: избирательные кодексы (они приняты в городе Москве, в Республике Башкортостан, в Амурской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Свердловской, Тверской, Тюменской, Читинской областях, в Алтайском, Приморском и Хабаровском краях. При этом в Алтайском крае 15 апреля 2005 г. принят Кодекс о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц); законы (например, законы Самарской области от 5 марта 2005 г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»; от 11 марта 2005 г. «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления»);

 

4.муниципального (устав муниципального образования).

Основу избирательного законодательства в Российской Федерации составляют положения ст. 32 Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с этой статьей право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому  гражданину Российской Федерации, постоянно  проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом  недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

 

  1. Избирательная система и ее виды

 

Законом субъекта Федерации  устанавливаются виды избирательных  систем, которые могут применяться  при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению  депутатских мандатов, а также  порядок распределения депутатских  мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

В соответствии с установленными видами избирательных систем уставом  муниципального образования определяется та избирательная система, которая  применяется при проведении муниципальных  выборов в данном муниципальном  образовании. Условия применения видов  избирательных систем в муниципальных  образованиях могут зависеть от численности  избирателей в муниципальном  образовании, вида муниципального образования  и других обстоятельств, определяемых законом субъекта Федерации.

В соответствии с федеральным  законодательством муниципальные  выборы осуществляются на основе общих  принципов избирательного права  России. Гражданин Российской Федерации  участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Выборы являются свободными и добровольными. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью  принудить его к участию или  неучастию в выборах либо воспрепятствовать  его свободному волеизъявлению. Муниципальные  выборы проводятся открыто и гласно.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин  Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет  право избирать (активное избирательное  право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, но не моложе 21 года, — быть избранным (пассивное избирательное право) в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению  свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие  на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные  преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие  на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные  преступления;

в) подвергнутые административному  наказанию за совершение административного  правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится  до окончания срока, в течение  которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых  вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных  пунктом 1 ст. 56, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж»  п. 7 и подпунктом «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Активным избирательным  правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным  договором Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права означает предоставление равных оснований участия в выборах  граждан Российской Федерации. В  ходе избирательной кампании никто  не обладает какими-либо преимуществами по отношению к другим кандидатам или другим избирателям. Гражданин  реализует свое избирательное право  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

С учетом принципа равенства  избирательные округа образуются приблизительно с равной численностью избирателей  в каждом, а допустимые отклонения от средней нормы представительства  избирателей устанавливаются законом. Каждый избиратель имеет один голос  и может быть включен только в  один список для голосования.

Если в ходе выборов  допускается наличие у избирателя более одного голоса, то каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Если на выборах в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, то каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), а в  случаях, предусмотренных законом, — за или против кандидата непосредственно. В ходе муниципальных выборов  напрямую, без каких-либо промежуточных  этапов, осуществляется избрание лица на ту выборную должность, которая оказалась  вакантной, а также избрание депутатов, членов выборного органа соответственно в тот представительный или выборный орган, который необходимо сформировать в ходе выборов.

Принцип тайного голосования  означает, что в процессе голосования  исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Гарантии избирательных  прав граждан при проведении муниципальных  выборов устанавливаются федеральным  законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.

В зависимости от порядка  определения результатов выборов  избирательные системы принято  подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная  избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов голосования. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

Пропорциональная  избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе.

 

  1. Основные  этапы избирательного процесса

 

Процесс организации избрания депутатов, членов выборных органов  и выборных должностных лиц местного самоуправления состоит из следующих  определенных в законодательстве основных этапов:

  • назначение выборов;
  • составление списков избирателей;
  • образование избирательных округов, избирательных участков; формирование избирательных комиссий;
  • выдвижение и регистрация кандидатов для избрания на выборные должности и в органы местного самоуправления; проведение предвыборной агитации;
  • голосование;
  • определение результатов выборов.

Муниципальные выборы назначаются  представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные  уставом муниципального образования. Решение о назначении выборов  в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем  за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов соответствующие сроки могут быть сокращены не более чем на одну треть. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если представительный орган  не назначит выборы в сроки, предусмотренные  законом, а также если представительный орган отсутствует, то выборы в органы местного самоуправления назначаются  соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Если соответствующая  избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, то соответствующий суд общей  юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, прокурора  может определить срок, не позднее  которого представительный орган, а  в случае его отсутствия — соответствующая  избирательная комиссия должны назначить выборы.

Днями голосования на выборах  в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Голосование на выборах может  быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования  на нерабочий праздничный день и  на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным  днем, а также на воскресенье, которое  в установленном порядке объявлено  рабочим днем. Если второе воскресенье  марта, на которое должны быть назначены  выборы, совпадает с одним из этих указанных дней, то выборы назначаются  на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое  должны быть назначены выборы, совпадает  с не рабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или  днем, следующим за нерабочим праздничным  днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

3.1 Регистрация избирателей

Регистрации подлежат все  избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Их учет осуществляется главой местной  администрации муниципального района, городского округа, внутригородской  территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных  законом города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для  учета является факт нахождения места  жительства избирателей на соответствующей  территории, устанавливаемый на основании  сведений, представляемых органами, осуществляющими  регистрацию граждан Российской Федерации.

Регистрация избирателей  — военнослужащих, членов их семей  и других избирателей, проживающих  в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части.

Глава местной администрации  муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, — руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения получают необходимые для учета избирателей  сведения: не реже одного раза в месяц  — от органов, осуществляющих регистрацию  граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина России; от органов записи актов гражданского состояния о фактах смерти граждан Российской Федерации;

не реже одного раза в  три месяца — от органов, осуществляющих воинский учет, о гражданах, призванных (поступивших по контракту) на военную  службу (уволенных с военной службы); от органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы — о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору  суда;

от суда, принявшего решение  о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании  гражданина, ранее признанного судом  недееспособным, дееспособным.

Раз в месяц все эти  сведения передаются главой местной  администрации в избирательную  комиссию субъекта Российской Федерации  для формирования и ведения регистра избирателей.

Учет избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, и установление их численности осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого  года.

Избиратель имеет право  на беспрепятственный доступ к документированной  информации (персональным данным) о  себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях  обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

На основании сведений, полученных с использованием государственной  системы регистрации (учета) избирателей, соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей. В  списки избирателей на избирательных  участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования  активным избирательным правом.

При проведении выборов в  органы местного самоуправления на основании  международного договора Российской Федерации  и в соответствии с законом  в списки избирателей включаются иностранные граждане, достигшие  на день голосования возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Основанием для включения  гражданина России в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является факт нахождения его места  жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных  законом, — факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного  избирательного права) либо наличие  у гражданина открепительного удостоверения.

Сведения об избирателях  формирует и уточняет глава местной  администрации муниципального района, городского округа, внутригородской  территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных  законом города федерального значения, — руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения.

На основании полученных сведений список избирателей составляется соответствующей избирательной  комиссией. Гражданин Российской Федерации  включается в список избирателей  только на одном избирательном участке. Список избирателей составляется в  двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список, располагаются  в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке, в частности, указываются  фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно  день и месяц рождения), адрес  места жительства избирателя.

Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия уточняет список избирателей.

Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и  секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. За 20 дней до дня голосования участковая комиссия представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

Гражданин России, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с  заявлением о включении его в  список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о  нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой комиссией немедленно.

 

 

 

3.2 Образование регистрационных округов 

Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образования или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.

Представительный орган  муниципального образования утверждает схему избирательных округов  не позднее чем за 20 дней до истечения срока назначения выборов. Избирательные одномандатные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 30%. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях — 15% от средней нормы представительства избирателей.

При образовании избирательных  округов на территориях компактного  проживания коренных малочисленных  народов допустимое отклонение от средней  нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%. Опубликование схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов осуществляется не позднее чем через пять дней после ее утверждения представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией.

Не позднее чем за 45 дней до дня голосования для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения — главой местной администрации поселения, соответствующими комиссиями на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

  1. Ответственность за проведение муниципальных выборов

 

Подготовку и проведение выборов, а также реализацию и  защиту избирательных прав граждан  при проведении муниципальных выборов  обеспечивают избирательные комиссии: