Муниципальный долг

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Дисциплина: Муниципальные финансы и бюджет.

 

 

Тема: Муниципальный долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

    1. Введение.
    2. Муниципальное заимствование.
    3. Понятие и значение муниципального долга.
    4. Принципы управления муниципальным долгом.
    5. Бюджетные полномочия.
    6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Государство в любом  обществе использует финансы для  осуществления своих функций  и задач, достижения общественно  значимых целей. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль, более того, надежная финансовая система – является стержнем в развитии и успешном функционировании экономики региона и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Сегодня ставятся новые  цели и задачи, при которых бюджетная политика должна быть направлена, с одной стороны, на развитие экономики в посткризисный период, а с другой - на решение важнейших социальных задач, при этом необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы автономного округа.

Должно быть понимание  того, что доходы автономного округа не безграничны и, следовательно, предстоит  серьезная работа по стимулированию экономического роста, улучшению качества администрирования налоговых и  неналоговых доходов, необходимо принять решения по приоритизации расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально значимых результатов.

Муниципальный долг - в  РФ - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Различают следующие формы долговых обязательств муниципального образования:

- кредитные соглашения  и договоры, заключенные муниципальным  образованием;

- займы муниципального  образования, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

- договоры о предоставлении  муниципальных гарантий или договоры  поручительства муниципального  образования по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

- долговые обязательства  юридических лиц, переоформленные в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

 

2. Муниципальное  заимствование.

«В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальные  образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленным представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных органов государственной власти.

Целью муниципальных  заимствований является получение  органами МСУ дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования общих потребностей муниципальных образований, не обеспеченных доходами. Привлеченные муниципальные долговые обязательства, как правило, погашаются за счет бюджетных средств (доходов), финансовых ресурсов, полученных от продажи муниципальной собственности, а также новых заимствований».

Институт муниципальных  заимствований как система отношений, возникающих в связи с аккумулированием муниципальными образованиями временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, представляет собой важнейший инструмент для ликвидации бюджетного дефицита, достижения баланса доходов и расходов бюджета в целом, а также для привлечения инвестиционных ресурсов.

«Проблема правового  регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований является сегодня одной из наиболее актуальных в системе финансового права Российской Федерации. С учетом того, что система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, развивается медленно, российское законодательство еще сохраняет ряд недостатков, присущих прежней системе правового регулирования: пробелы и неразрешенность отдельных правовых аспектов, а в ряде случаев противоречивость правовых определений и норм. По-прежнему отсутствуют четкие и ясные принципы государственной политики и механизмы ее реализации в сфере государственных и муниципальных заимствований. Неопределенность механизмов действия норм федерального законодательства в сфере заимствований негативно влияет на развитие данного института в регионах. В силу этого правоотношения в сфере заимствований должны стать объектом компетентного научного исследования и правового регулирования, прежде всего на федеральном уровне.

Принятие субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельных нормативных правовых актов в сфере заимствований часто приводит к возникновению правовых коллизий между федеральным, региональным и местным законодательством. Вместе с тем возросшая за последние годы экономическая роль заимствований субъектов РФ и муниципальных образований как отражение тенденции перераспределения финансовой ответственности за реализацию государственных инвестиционных проектов от центра к регионам, с одной стороны, и возросших социальных требований населения к региональной власти и органам местного самоуправления, с другой, требует сегодня ясного и четкого нормативного правового регулирования».

«Государственное  заимствование субъекта РФ с экономической  точки зрения - это кредитное отношение, опосредующее возвратное движение стоимости в денежной форме, в котором данный субъект выступает в качестве должника, а с правовой точки зрения - это договор займа, в котором данный субъект выступает в качестве заемщика.

Под муниципальными заимствованиями в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства».

Право осуществления  муниципальных заимствований от имени муниципального образования  в соответствии с БК РФ и уставом  муниципального образования принадлежит  местной администрации.

Муниципальные образования вправе осуществлять заимствования  у Российской Федерации в иностранной  валюте, предоставлять Российской Федерации  гарантии в иностранной валюте исключительно  в рамках использования целевых  иностранных кредитов (заимствований). При этом указанные заимствования и предоставление гарантий не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования.

В соответствии с БК РФ предельный объем муниципальных  заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в этом же году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств бюджета.

 

3. Понятие и значение муниципального долга.

«Государственный  или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Долговые обязательства  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования  полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств      

Указанный в БК РФ (ст. 100) перечень форм (видов) муниципального долга является исчерпывающим, в иных формах (видах) долговые обязательства  заключаться не могут.     

Муниципальный   долг —   совокупность   долговых   обязательств  муниципального образования. В  объем муниципального долга включаются:      

- основная номинальная сумма  долга по муниципальным ценным бумагам;     

- объем основного долга по  кредитам, полученным муниципальным  образованием;     

- объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным  муниципальным образованием от  бюджетов других уровней;     

- объем обязательств по муниципальным  гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.     

Долговые обязательства муниципального  образования могут существовать  исключительно в форме:      

- кредитных соглашений и договоров;      

- займов, осуществляемых путем  выпуска муниципальных ценных бумаг;      

- договоров и соглашений о  получении муниципальным образованием  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;     

- договоров о предоставлении  муниципальных гарантий.

соответствующего  бюджета».

Структура муниципального долга представляет собой группировку  муниципальных долговых обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального  образования (муниципальным гарантиям). В отличие от государственного  долга муниципальный долг не  может формироваться за счет  привлечения кредитов иностранных  банков и международных финансовых организаций.     

Долговые обязательства муниципального  образования погашаются в сроки,  которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать  10 лет.     

Органы  местного самоуправления используют все  полномочия по формированию доходов  местного бюджета:     

- для погашения своих долговых  обязательств;     

- обслуживания долга.

Управление муниципальным долгом  осуществляется уполномоченным  органом местного самоуправления.

Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

«Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом  местного самоуправления (Ст. 101 БК). Органы СМУ используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет» Муниципальный долг - общая сумма задолженности  муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным  по ним процентам. Муниципальный  долг полностью и без условий  обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим муниципальную  казну (ст. 100 БК РФ).      

Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также  по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, если указанные  обязательства не были гарантированы  ими.      

В условиях реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации  и увеличения потребности в заемных средствах для осуществления инвестиционных проектов на руководство муниципалитетов ложится ответственность за эффективность осуществления долговой политики. В связи с этим чрезвычайно важны вопросы нормативно-правового регулирования муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом.     

Внутренний  муниципальный долг зависит от собственных  доходов; чем меньше собственные  доходы, тем меньше возможностей у  муниципального образования по расширению источников финансирования дефицита бюджета. В целях финансирования дефицита целесообразно использовать различные  виды заимствований: как краткосрочные  заимствования на финансирование кассовых разрывов, так и долгосрочные заимствования: выпуск муниципальных ценных бумаг. Заимствования, осуществляемые путем  выпуска муниципальных ценных бумаг, привлекательнее тем, что обладают низкой стоимостью по сравнению с  банковскими кредитами, возможностью привлечения на более длительный срок и привлечения большего объема средств. 

В объем муниципального долга включаются: основная номинальная  сумма долга по муниципальным  ценным бумагам; объем основного  долга по кредитам, полученным МО; объем  основного долга по бюджетным  кредитам, полученным муниципальным  образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным МО.

 

4. Принципы управления муниципальным долгом.

Управление  муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Управление государственным долгом РФ, государственным долгом субъекта РФ, муниципальным долгом осуществляется  соответственно Правительством РФ, государственными органами исполнительной  власти субъекта РФ, органами  местного самоуправления.

Вообще, управление государственным  либо муниципальным долгом может  быть рассмотрено двояко. В широком  смысле слова управление долгом - это одно из направлений финансовой  политики государства (муниципального  образования), осуществляемое компетентными  органами власти и управления  и связанное с обязательствами  государства (муниципального образования)  в качестве заемщика или гаранта.  В узком смысле слова управление  долгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства (муниципального образования), действий по регулированию рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению гарантий.

Основными принципами управления государственным либо муниципальным  долгом являются:     

1) минимизация стоимостной величины государственного (муниципального) долга;      

2) регулирование объема и курса  заемных обязательств государства  (муниципального образования) на  рынке ценных бумаг;      

3) эффективное использование привлеченных  средств и контроль за их целевым использованием;      

4) обеспечение своевременного возврата  кредита.     

Управление  государственным и муниципальным  долгом включает в себя проведение ряда организационных, экономических, финансово-правовых мероприятий, направленных на оптимальное обслуживание и погашение  государственных и муниципальных  долговых обязательств. Так, в рамках управления государственным и муниципальным  долгом осуществляются следующие мероприятия:

- рефинансирование - это выпуск новых  займов, принятие новых долговых  обязательств в целях покрытия  ранее выпущенных долговых обязательств. Такой метод управления государственным  и муниципальным долгом, как правило,  осуществляется в условиях недостаточности средств доходной части бюджета соответствующего уровня;

- конверсия - это изменение размера  доходной части принятых долговых  обязательств. При этом такое  изменение может выражаться как  в снижении, так и в повышении  процентной ставки дохода, выплачиваемого  заемщиком (РФ, субъектом РФ, муниципальным  образованием) своим кредиторам;

- консолидация – это  изменение сроков  действия ранее выпущенных долговых  обязательств. Как правило, консолидация  применяется в целях сокращения  сроков погашения выпущенных  государственных и муниципальных  ценных бумаг. Однако в соответствии  с общими принципами гражданского  законодательства консолидация  может быть проведена только  по обоюдному согласию заемщика и кредитора.

 

5. Бюджетные полномочия.

Бюджетными полномочиями в области бюджетных отношений, согласно законодательству РФ, обладают:

- федеральные и территориальные  финансовые органы;

- федеральные и территориальные органы денежно-кредитного регулирования;

- федеральные и территориальные органы финансового контроля;

- другие федеральные  и территориальные органы власти, на которые распространяются бюджетные полномочия в соответствии с российским законодательством.

В области регулирования бюджетных отношений к ведению РФ относятся:

- установление общих  принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

- распределение доходов  за счет поступлений от федеральных  налогов и других платежей  между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ;

- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ;

- определение основ  составления и рассмотрения проектов  бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

- определение источников  формирования доходов, порядка  распределения расходов из бюджетов  всех уровней бюджетной системы РФ;

- определение основ  осуществления государственных  и муниципальных заимствований,  управления государственным и муниципальным долгом;

- установление порядка  составления и рассмотрения проекта  федерального бюджета, утверждение  и исполнение федерального бюджета,  осуществление контроля за исполнением  федерального бюджета, составление  отчетности об исполнении и  утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- составление и рассмотрение  проекта федерального бюджета,  утверждение и исполнение федерального  бюджета, осуществление контроля  за его использованием и утверждение  отчетов об использовании федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- установление порядка  и осуществление государственных  заимствований, управление государственным долгом;

- установление порядка  формирования доходов федерального  бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- установление порядка  и условий предоставления бюджетных ссуд и кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

- утверждение бюджетной классификации, установление единых форм бюджетной документации для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

- формирование и обслуживание  внешнего долга, определение перечня  и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

- определение перечня,  источников и порядка формирования  государственных внебюджетных фондов и управление их деятельностью;

- установление оснований  и порядка привлечения должностных  лиц и организаций к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В области регулирования бюджетных отношений к ведению субъектов РФ относятся:

- установление порядка  составления и рассмотрения проекта  бюджета субъекта РФ, его утверждения,  исполнения и осуществления контроля  за исполнением бюджета, а также утверждение отчетов об исполнении бюджета;

- составление и утверждение  проекта бюджета субъекта РФ, консолидированного бюджета, утверждение  и исполнение бюджета, осуществление  контроля за исполнением бюджета,  утверждение отчетов об исполнении бюджета;

- распределение доходов,  полученных от региональных налогов  и сборов, других поступлений  в доходы субъекта РФ между  бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

- установление порядка  направления в бюджет субъекта  РФ доходов от использования  собственности субъекта РФ, доходов от сбора налогов субъекта РФ и других доходов, поступающих в доходы бюджета субъекта РФ;

- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

- определение порядка  и условий предоставления бюджетных ссуд и другой финансовой помощи из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;

- определение перечня  и порядка осуществления государственных  внутренних заимствований субъектом РФ;

- осуществление государственных  внутренних заимствований субъектом  РФ и управление государственным долгом субъекта РФ.

В области регулирования бюджетных отношений к ведению органов местного самоуправления относятся:

- установление порядка  составления и рассмотрения проекта  бюджета, утверждения и исполнения  местного бюджета, осуществления контроля за исполнением бюджета и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение  проекта, утверждение и исполнение  местного бюджета, осуществление  контроля за исполнением бюджета  и утверждением отчетов об исполнении бюджета;

- определение порядка  и условий предоставления бюджетных ссуд и оказания финансовой помощи из местного бюджета предприятиям, организациям и гражданам;

- предоставление бюджетных ссуд и финансовых средств из местного бюджета предприятиям, организациям и гражданам;

- определение порядка  осуществления муниципальных заимствований  и управления муниципальным долгом.

Реализация полномочий и функций органов всех уровней власти позволяет осуществлять единый подход к регулированию государственных и муниципальных бюджетов на принципе разграничения прав и обязанностей в области бюджетных отношений.

 

6. Заключение.

Заимствования средств бюджетами различных  уровней приводят к формированию соответственно государственного и  муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Муниципальный долг состоит  из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства  муниципального образования существуют в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных муниципальным  образованием;

2) займов муниципального  образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

3) договоров о предоставлении  муниципальных гарантий, договоров  поручительства муниципального  образования по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Для проведения эффективной  финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований  особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД РФ 17.07.1998) (действующая редакция от 04.08.2013).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 24.08.2013)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2010) (ред. от 01.09.2013)
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. От 01.09.2013)
  5. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. М: Эксмо, 2010.
  6. Бурханова И.В. Бюджетная система РФ. Конспект лекций. М: Эксмо, 2012.
  7. Казакова В.В. Государственные и муниципальные финансы России: Учебник / Казакова В.В. - М.: КНОРУС, 2012.
  8. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник / Поляк Г.Б. - М.: ЮНИТИ, 2011.
  9. www.consultant.ru - КонсультантПлюс – правовой ресурс.