Муниципальный и общественный экологический контроль

 

Содержание.

Введение            3

  1. Государственный экологический контроль      4
    1. Государственный общий экологический контроль    6

1.2 Государственный специальный экологический контроль  9

2. Ведомственный и производственный экологический контроль  13

3. Муниципальный и общественный экологический контроль  16

Заключение            20

Список использованной литературы       21

 

Введение

 

     Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий,  функция государственного управления и институт экологического права. Основываясь на роли экологического контроля  в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.

     Меры  юридической ответственности применяются  либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных  органов.

     Российским  законодательством выделено два  вида контрольной деятельности –  контроль и надзор.

     Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов  по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

     Административный  надзор представляет собой специфическую  разновидность государственного контроля. Его суть состоит в наблюдении за исполнением действующих в  сфере управления природоохранных  правил. Надзор производится в отношении органов исполнительной власти, предприятий общественных формирований и граждан.

     Роль  предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям  правовых экологических требований, предусмотренных законодательством санкций.

     В природоохранительной практике выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, муниципальный общественный. Критерием такой классификации служит субъект, от имени которого производится контроль и сфера его деятельности. 

    1. Государственный экологический контроль
 

     Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение  выполнения правовых требований по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Из этого можно сделать вывод о том, что государственный контроль носит надведомственный характер.

     Существенной  особенностью государственного экологического контроля является то, что он ведется  от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции  государства, он в значительной мере определяет его эффективность. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку как инструмент осуществления экологической функции государства он может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда.

     Основными мерами административного принуждения  при этом являются меры административного  пресечения (приостановление или  прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещение экологического вреда или применение мер общественного характера).

     Существует  две формы государственного экологического контроля:

  • Предупредительный контроль
  • Текущий контроль

     Задача предупредительного контроля - недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется данный контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию.

     Текущий государственный экологический  контроль ведется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

     Соответственно, подразделению органов государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий, осуществляемый органами общей компетенции, и специальный, осуществляемый органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

     Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности выражается в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами.

     Объективность государственного экологического контроля основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта.

     Принцип разделения хозяйственных и контрольных  функций применяется лишь в отношении  специально уполномоченных органов  государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.1

     Правовые  основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией Российской Федерации, законами, регулирующими статус Президента Российской Федерации, Правительства России и правительства субъектов Российской Федерации, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. 

    1. Государственный общий экологический  контроль
 

     Государственный общий экологический контроль проводится Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, представительными органами субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации, администрацией субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

     Полномочия  Президента Российской Федерации как главы государства по проведению экологического контроля регулируется Конституцией Российской Федерации, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента Российской Федерации и опосредованного – через подразделения его администрации. Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает на должность министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб.

     Президентский контроль реализуется через Контрольное  управление Президента Российской Федерации и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Федерации.

     Хотя  государственный экологический  контроль осуществляется преимущественно  в системе органов исполнительной власти, Федеральное собрание Российской Федерации, представительные органы субъектов Российской Федерации также осуществляют ряд предусмотренных Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации контрольных полномочий, имеющих отношение к охране окружающей среды.

     Контроль  органов представительной власти проводится с соблюдением требований Конституции  Российской Федерации о самостоятельности  всех трех ветвей власти - законодательную, исполнительную и судебную.

     На  регулярной основе от имени Федерального Собрания Российской Федерации такой контроль осуществляет специально созданный орган – Счетная палата.

     На  федеральном уровне контрольные  полномочия принадлежат главным  образом Государственной Думе. Они  проявляются в том, что Дума дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации и решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Весьма значимым может быть контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства Российской Федерации при формировании и расходовании средств федерального бюджета.

     В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды», финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться отдельной строкой  в государственном бюджете. Контроль за выполнением этого требования – задача Государственной Думы.

     Государственный общий экологический контроль осуществляют также органы исполнительной власти общей компетенции -Правительство  РФ, правительства (администрации) субъектов  Федерации. Экологический контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Федерации, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

     Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных  ресурсов и охраной окружающей среды, радиационным состоянием территорий, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, находящихся в собственности субъекта РФ. 

    1. Государственный специальный экологический контроль.
 

     Государственный специальный экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во – вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

     Круг  органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного  экологического контроля, широк. В систему  таких органов входят как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так министерства и ведомства Российской Федерации, выполняющие определенные задачи в данной сфере, включая:

  • Министерство природных ресурсов Российской Федерации
  • Федеральную службу земельного кадастра России
  • Государственный комитет РФ по рыболовству
  • Иные министерства и ведомства РФ.

     Специально  уполномоченные органы проводят государственный  экологический контроль в форме  предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласование с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

     Текущий государственный экологический  контроль осуществляется специально уполномоченными  органами на стадии эксплуатации предприятий  и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

     Государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей:

  • беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений) предприятия и другие объекты независимо от форм собственности и подчинения (в том числе установленном порядке - воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, предприятия закрытых административных территориальных образований), получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля
  • проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и других вредных воздействий на нее, норм и правил обращения с отходами производства и потребления, нормативов качества окружающей среды и экологических ограничений на природопользование
  • заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды
  • в соответствии с действующим законодательством запрашивать и бесплатно получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля
  • проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений
  • проверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях на комплексное природопользование и лицензиях на пользование отдельными видами природных ресурсов, аннулировать в установленном порядке или давать предписания об аннулировании указанных лицензий, выданных с нарушением экологических требований, а также при невыполнении природопользователями установленных в лицензиях экологических условий
  • давать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей среды
  • выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция)которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей среде
  • направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о прекращении этой деятельности
  • пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством и правовыми нормативными актами.

     Решения государственных инспекторов по охране природы могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности  государственному инспектору по охране природы, в суд или арбитражный суд.

     Для обеспечения защиты законных интересов  субъектов экологического права  Законом о защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей установлены требования о порядке  проведения контроля. Для проведения контроля органом государственного контроля (надзора) издается распоряжение (приказ). В нем указываются лицо, уполномоченное на проведение контроля и должность; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения контроля, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; срок проведения контроля.

     Контроль  может проводиться только тем  должностным лицом, которое указано  в распоряжении (приказе). Его продолжительность  не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, определенных Законом, срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на один месяц.

     Контроль  за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  обязательных экологических требований должен быть плановым. При этом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

     Одновременно Закон предусматривает проведение внепланового контроля. Так, внеплановые проверки проводятся для контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, обнаруженных в результате планового контроля. 

     2. Ведомственный и производственный экологический контроль. 

     Сущность  ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении  центральными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов  Федерации выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами – государственными учреждениями, организациями и предприятиями, находящимися в подчинении вышестоящих органов.

     Ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но не является частью государственного экологического контроля. Различие между ними в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие заключается в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

     Содержание  ведомственного контроля определяется рядом факторов:

  • спецификой отрасли
  • экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами
  • конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

     Сферой  производственного экологического контроля является производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия — это основная категория природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

     Содержание  производственного контроля зависит  прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. В целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют.

     Законом об охране окружающей среды установлена  обязанность субъектов хозяйственной  и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного  экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль2.

     Главной задачей производственного экологического контроля является проверка:

  • выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды
  • соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию
  • выполнение иных требований законодательства об окружающей среде.

     Меры  по пресечению выявляемых нарушений  правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это руководитель.

     Эффективность ведомственного и производственного  экологического контроля во многом зависит  от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредствам сокрытия факторов нарушения экологического законодательства, представления государственными органами недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства нарушениям.

     Сотрудничество  органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля  является важнейшим резервом повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективности взаимодействия в данной сфере зависит в силу правового статуса от позиции органов государственного экологического контроля. При этом важно реализовать не только административные методы, но и методы убеждения и воспитания.  

  1. Муниципальный и общественный экологический контроль.

     Важность организации и осуществления муниципального экологического контроля обусловлена тем обстоятельством, что источники вредных воздействий на состояние окружающей среды расположены на территориях муниципальных образований и многие экологические проблемы носят прежде всего локальный характер.

     Требования  о муниципальном экологическом  контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.

     Общие требования о муниципальном экологическом  контроле предусмотрены Законом об охране окружающей среды3 (ст. 68), согласно которому муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Полномочия  по обеспечению муниципального экологического контроля установлены Законом об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ. В частности, важные задачи по охране окружающей среды могут быть решены посредством контроля за использованием земель на территории муниципального образования.

     В соответствии с Земельным кодексом РФ органы местного самоуправления играют активную роль на стадии согласования отвода земельного участка под строительство.

     В соответствии с Законом о недрах в компетенцию органов местного самоуправления входит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при  строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

     Для реализации полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов, в том числе  по осуществлению муниципального экологического контроля, в последнее время в структуре этих органов создаются отделы по охране окружающей среды, вводится должность заместителя главы администрации по вопросам экологии и санитарии.4

     Решения органов и должностных лиц  местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Такие решения могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

     С учетом того, что человек, его права  и свободы являются высшей ценностью, и в целях реализации права  каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с  низкой эффективностью выполнения государством экологической функции, в российском праве по охране окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.

     В формируемом правовом механизме  взаимодействия общества и природы  имеется существенный сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права и обеспечения выполнения или контроле за выполнение экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

     В соответствии с Земельным кодексом граждане, общественные организации, объединения  и органы территориального общественного  самоуправления имеют право участвовать  в рассмотрении вопросов, связанных  с изъятием м предоставлении земельных участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих интересы населения.

     Общественные  контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуется также в рамках общественных слушаний по результатам оценки взаимодействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Муниципальный и общественный экологический контроль