Муниципальный менеджмент

Содержание.

1.введение…………………………………………………………………………………….2

2. В чем состоит принцип субсидиарности………………………………….3

3. Что означает принцип разделения

 властей  применительно к органам

 местного  самоуправления…………………………………………………………..5

4. Главные отличия муниципального управления

 от других  видов управленческой деятельности…………………………9

5.Заключение………………………………………………………………………………13

6.Список  используемой литературы………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться с конца XIX в. Академического, точного  теоретического его обобщения и  объяснения еще не сделано. Сама практика создавалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла. Исследователи  специализировались и специализируются не столько по науке муниципального управления, сколько по отдельным  проблемам территориальной организации  жизнедеятельности. В результате научная  школа муниципального менеджмента  формируется с отставанием от потребностей практики, его академический  курс разрабатывается медленно и  фрагментарно. Первоначальное обобщение  имеющихся разработок сводятся к  следующему.                                               

Во-первых, муниципальный  менеджмент существует реально как  область специфического управления, научное направление и все  более проявляется как относительно самостоятельная учебная дисциплина.

Во-вторых, эта практика имеет ряд аспектов — экономический, организационный, социальный, общественно-политический и др., а учебная и научная  сферы могут быть охарактеризованы как междисциплинарные.

    В-третьих,  становление муниципального менеджмента  обусловлено разделением труда  в управлении, которое становится  все более динамичным. Поэтому  в структуре муниципального менеджмента  в качестве относительно самостоятельных  направлений исследования можно  выделить менеджмент инвестиционный, кадровый, финансовый, политический  и т.п.                          

В-четвертых, категории  “муниципальный менеджмент” и “местное самоуправление” выражают разные по сути явления и процессы.

Местное самоуправление раскрывается как социальный институт, призванный реализовывать интересы населения городов и районов. Федеральным законодательством  установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации — это  признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, его исторических и иных традиций местного населения. Выделить менеджмент инвестиционный, кадровый, финансовый, политический и  т.п.

В чем состоит принцип  субсидиарности?

Внимание западных исследователей к концепту субсидиарности возник после опубликования в 1931-м  году католической социальной энциклики  Папы Пия XI «Quadragesimo Anno», где субсидиарность была использована как принцип, гарантирующий  соблюдение прав рабочих объединений  в отношениях с государством, последующие  энциклики «Mater et Magistra» в 1961г. Папы Иоанна XXIII, «European Act» в 1982г., «Centesimus Annus» в 1986г. Папы Иоанна Павла II характеризуют мультипликацию социальных отношений и проблематику существования индивида в государстве всеобщего благоденствия. Следствием стали исследования современных политологов М.Брюннера, Д.Дитриха, Е.Поплавска, Т.Хёглина, А.Фоллесдаля исторически связывавших принцип субсидиарности с видными именами таких классиков как: Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Иоганн Альтузий, Внимание западных исследователей к концепту субсидиарности возник после опубликования в 1931-м году католической социальной энциклики Папы Пия XI «Quadragesimo Anno», где субсидиарность была использована как принцип, гарантирующий соблюдение прав рабочих объединений в отношениях с государством, последующие энциклики «Mater et Magistra» в 1961г. Папы Иоанна XXIII, «European Act» в 1982г., «Centesimus Annus» в 1986г. Папы Иоанна Павла II характеризуют мультипликацию социальных отношений и проблематику существования индивида в государстве всеобщего благоденствия6. Следствием стали исследования современных политологов М.Брюннера, Д.Дитриха, Е.Поплавска, Т.Хёглина, А.Фоллесдаля7 исторически связывавших принцип субсидиарности с видными именами таких классиков как: Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Иоганн Альтузий, последний стал пря мым идейным вдохновителем концепции субсидиарности и разработал собственную концепцию субсидиарно структурированного сообщества. Последующие работы западных ученых: Г.Брифса, Т.Брауэра, Г.Гундлаха, Д.Кронина, . Нелль-Бройнинга, Ф.Мюллера, явились попыткой адаптации «католического» восприятия доктрины субсидиарности применительно к различным типам социальных взаимоотношений . Так, известный немецкий ученый О. Нелль-Бройнинг в своих исследованиях по субсидиарности использовал это понятие для характеристики более универсального типа отношений - между государством и обществом, государством и индивидом, человеком и обществом. В более поздних работах в развитие социальной «католической» доктрины и понимания субсидиарности, стали разрабатываться концепции субсидиарности как универсальной и целостной системы общегуманитарных ценностей. В таком социокультурном понимании идея субсидиарности развивается исследователями Д. ОБрайном, Х.Тейлором, К.Митгаардом, Х.Гезером, А.Фоллесдалем и др.

Основоположники современной  концепции субсидиарности и инициаторами ее реализации в ЕС стали Ж.Делор  и Ж.Сантер, в своих многочисленных публикациях по поводу принципа субсидиарности отмечавшие двойственность его природы, проблематику различных интерпретаций  этого понятия и нормативного его закрепления в документах ЕС. Двойственной природе принципа субсидиарности и «квинтэссенции»  ее восприятия в своих исследованиях поднимает проблемы национальной идентичности при попытках федерализации Европейского Союза . Трудность определения сфер компетенции Сообщества и государств-членов и возрастание сфер применения коммунитарного права в своем анализе рассматривают Дж. Штайнер. Исследователь Т.Хёглин, фиксирует преобладающие мнения, что принцип субсидиарности следует сочетать с организованными структурами солидарности, возможно это не должно выходить за рамки социал-демократического видения социальной справедливости в рыночном обществе, эгоизму отдельных единиц следует противостоять.  

Объектом исследования является процесс распределения и институционализации полномочий публичной власти в условиях современных политических систем.

Предмет исследования -структурирование политических институтов на основе принципа субсидиарности при  демократическом делегировании  властного авторитета.

Игнорирование принципа субсидиарности, перераспределение  прав и властных полномочий от Центра к регионам и введение процедур демократической  легитимации региональных органов  власти (прежде всего через их прямые выборы), как правило, не ведёт к  формированию в регионе демократического политического режима, что подтверждается политическими реалиями России. Проведенный  анализ констатирует, что основанные на партнерстве между центром  и регионами федеративные отношения  не исключают конкуренцию различных  уровней власти по поводу объема полномочий и распределения ресурсов, методов  и вариантов избрания средств реализации субсидиарности, и ее интерпретации, в выгодных для каждого уровня управления толкований. 
 
 

Что означает принцип  разделения

  властей применительно  к органам

  местного самоуправления? 

Более трех тысяч  лет человечество бьется над проблемой  решения извечной общечеловеческой проблемы - как обезопасить человека от произвола самолюбивых государственных  чиновников.

Впервые над этой проблемой задумались еще на заре становления государственности. Каждая страна, добившаяся впоследствии устойчивой государственной системы, решала ее по-своему, внося свою лепту в  эту извечно возникавшую проблему. По моему мнению, именно доктрина разделения властей, где власть судебная наконец-то займет полагающееся ей равноправное положение с исполнительной и  законодательной, гарантирует стабильное положение государства на современном  этапе его развития. В современной политико - правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Другим непременным  признаком правового государства  является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы  не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить  власть в руках одного должностного лица.

Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения и противостояния индивидуального  и социального интереса, чаяний в  жизни малых, так или иначе  спаянных (например, объединенных проживанием на одной небольшой территории) групп населения и крупных социальных образований.

Наличие двух фундаментов  и равная опора на них, т.е. баланс и разделение общественных свобод (часто  называемых общественными обязанностями) и свобод индивидуальных, баланс и  разделение законов, баланс ветвей власти и их функций - вот основной принцип, согласно которому должно строиться  здание общественной жизни. Только в  таком случае это здание может  устоять во времена потрясений, выдержать  губительный для любой жесткой  социальной конструкции напор технологических  новшеств, изменений среды обитания, честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина  и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип разделения властей — это рациональная организация  государственной власти в демократическом  государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как  частей единой власти через систему  сдержек и противовесов. 

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны (Статья 10Конституции Российской Федерации).

В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации

власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

Этот принцип был  выработан мировой практикой  развития демократических государств. Суть его в том, что демократический  политический режим может быть установлен в государстве при условии  разделения функций государственной  власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три основные функции государственной  власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций  должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной  власти.

Напротив, соединение законодательных, исполнительных и  судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает  возможность установления в стране диктаторского политического режима. Особенно это опасно в России, так  как у нас совершенно отсутствует  опыт демократического правления, ограничения  власти законом.

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как  ее единственным источником, согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, является многонациональный народ  Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в  Конституции предшествует глава 4 "Президент

Российской Федерации", объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы  начинается изложение в Конституции  системы государственных органов  Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением  Президента в организации государственной  власти Российской Федерации.

Конституция исходит  из того, что никакой государственный  орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной  власти в стране. Сама государственная  власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения  функций между органами, осуществляющими  соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Осуществление  государственной власти связано  с разделением функций между  органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций  государственной власти, взаимодействует  с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений  называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную  схему организации государственной  власти в демократическом государстве.

Власть в государстве  может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она  может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих  неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового  государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно  к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек  и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями  власти своих функций. Законодательная  власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть

(производная от  законодательной), назначаемая представительным  органом власти, занимается реализацией  законов и оперативно-хозяйственной  деятельностью. Судебная власть  выступает гарантом восстановления  нарушенных прав, справедливого  наказания виновных.

В России гражданское  общество складывается медленно, и  пока еще нельзя говорить, что оно  сложилось. Не сформировались у нас  демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно  важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий  возникновения авторитарного режима. 

    Главные отличия муниципального управления от других видов

    управленческой  деятельности.

    Из сказанного выше следует, что система местного самоуправления занимает особое место  в государстве в силу своей  общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет  две важнейшие функции:

· связь  между государством и населением;

· связь  между государством и мелким собственником.

      В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного.

    Как уже  говорилось выше, местное самоуправление обладает всеми признаками власти и  прежде всего главным - обязательностью  ее решений для населения муниципального образования (не случайно в статье 3 Конституции Российской Федерации  говорится: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления").

    Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления, тем не менее, имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления блестяще сформулированы в книге Л. Велихова "Основы городского хозяйства". Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

    1. Самоуправление  в отличие от государственной  власти - власть подзаконная, действующая  в пределах и на основании  законов, принимаемых органами  государственной власти.

    2. Самоуправление  возможно лишь тогда, когда  строго определена часть общественных  дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом  его отличие от советов, где  все уровни власти занимались  всем, и окончательным являлось  только решение центральных органов  власти.

    3. Для  реализации полномочий по этим  предметам ведения местное самоуправление  должно иметь собственные ресурсы  в виде самостоятельного бюджета  и муниципальной собственности.

    4. Эта  власть требует обязательного  наличия представительства населения,  другими словами, она выборна  по своей природе.

       Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, - неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

    Какие же черты государства несет на себе местное самоуправление и муниципальное  хозяйство?

    Формирование  предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны  государства. В целом же компетенция  органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство  не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть  общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными  контактами с населением.

    При этом особенно важно, что государство  передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право  контроля за исполнением по результатам  деятельности.

    Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью, производной от государственной, действующей с позволения государства  и в рамках, четко обозначенных государством в законе.

    Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его  двойственная природа накладывают  отпечаток и определяют особенности  муниципального хозяйства.

    В чем  же проявляется двойственность природы  местного самоуправления применительно  к муниципальному хозяйству?

    Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения  хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает  на рынке как самостоятельный  и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в  его распоряжении собственностью, финансовыми  ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных  на них. В связи с этим и формы  распределения результатов хозяйственной  деятельности общественны по своей  природе. В этом смысле муниципальное  хозяйство представляет собой акционерное  общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты "дивидендов по акциям" производятся в виде общественно  значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку  жители являются одновременно и заказчиками  услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

    С другой стороны, органы управления муниципальным  хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными  государственными структурами. Это  учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов  с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация  подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства  и создает базу для эффективной  деятельности самих органов государственной  власти всех уровней.

    Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области  распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов  деятельности. 
     

    Заключение.

    Как видно, предмет изучения здесь изложен  весьма широко, его познание в рамках существующих научных дисциплин  является проблематичным. По-видимому, местное самоуправление — это  не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы  существующих наук об организации общества.

    Как предмет  науки муниципальный менеджмент понимается нами в основном как процесс  включения населения во власть, поэтому  его содержание теснее всего связано  со способами, приемами осуществления  функций местной самоорганизации  жителей городов и районов  России. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Список используемой литературы.

  1. Основы местного самоуправления / В. А. Лапин. – М. : Дело, 2006. – 309 с.
  2. 2. Смирнягин Л. В. Местное самоуправление и муниципальное   экономическое развитие в контексте концепции экономики общественного сектора : лекции по экономике города и муниципальному управлению. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2004. – 331 с.

    3.  Игнатов В. Г. Местное самоуправление в современной России / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005 г. – 331 с.

    4   .Зотов В. Б. Муниципальное управлениеи : учебник для вузов / В. Б.         Зотов, З. М. Макашева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279 с.

  1. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2003. – 361 с.
  2. Хозяйственная деятельность муниципалитетов в современных условиях : сборник материалов / под ред. С. Юсуповой. – М. : ЭКСМО, 2004. – 366 с.
  3. А.И. Гаврилов. «Региональная экономика и управление. Особенности

    муниципального  менеджмента»

     8. Муниципальный менеджмент: cправочное пособие В.В.Иванов,    А.Н.Коробова ,Москва: Инфра-М, 2002

9. Т.В.Зайцев «Вопросы государственного и муниципального управления. «2008.  № 3. С. 212-216.  [Статья]

10. Е.И.Добролюбова.  « Вопросы государственного и муниципального управления». 2008.  № 3. С. 133-165.  [Статья]

Муниципальный менеджмент