Муниципальный служащий
Введение 3
1. Права муниципального служащего 5
2 Обязанности муниципального служащего 13
3 Ответственность
Заключение 21
Список используемой литературы: 23
Введение
Понятие «муниципальная служба» сравнительно новое для нашего законодательства.
До перехода к организации
местной власти на началах самоуправления
и становления местного самоуправления
в качестве самостоятельной формы
осуществления власти народа понятие
«муниципальная служба» в законодательстве
не использовалось, т. к. в нем не
было необходимости: служащие местных
органов государственной власти
- местных советов и
Закон РСФСР «О местном
самоуправлении в РСФСР» от 6.07.1991г.
также не использовал понятие
«муниципальная служба». Служба в органах
местного самоуправления трактовалась
первоначально как часть
Конституция Российской Федерации,
принятая в 1993 году установила, что
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования. Муниципальная служба - это самостоятельный институт местного самоуправления, институт муниципального права. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет средств местного бюджета. Вместе с тем данный институт тесно связан с институтом государственной службы, ибо время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.
Задачи данного реферата:
1. рассмотреть права и
гарантии муниципального
2. рассмотреть обязанности муниципального служащего
3. рассмотреть ответственность муниципального служащего.
1. Права муниципального служащего
Под муниципальным служащим
понимается гражданин Российской Федерации,
достигший возраста 18 лет, исполняющий
в порядке, определенном уставом
муниципального образования в соответствии
с федеральными законами и законами
субъекта Российской Федерации, обязанности
по муниципальной должности
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Законами субъекта Российской
Федерации устанавливается
Институт муниципальной службы - это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы муниципальной службы, статуса муниципальных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения муниципальной службы.
Совершенно неразработанным в данной сфере остается вопрос о выборных муниципальных служащих. И, наверное, уже в ближайшее время процессы выборов муниципальных служащих будут все более набирать силу.
Какие факторы влияют на реформу отрицательно? Это:
- политическая и организационная нестабильность в органах
местного самоуправления;
- отсутствие достаточного нормативно-правового регулирования деятельности муниципальных служащих;
- неопределенность правового статуса муниципальных служащих;
- отсутствие единой кадровой политики, то есть неопределенность работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации муниципальных служащих;
- слабая профессиональная подготовленность значительной части муниципальных служащих, особенно в юридических, финансово-экономических, социально-культурных вопросах;
- не учет местных особенностей, которые являются важными факторами, сопутствующими управленческой деятельности служащих.
В соответствии с ФЗ «Об
основах муниципальной службы в
РФ» права муниципального служащего
устанавливаются уставом
федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации ФЗ от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (ред. от 25.07.2002г.).
Аналогично сказано и
в ФЗ «Об общих принципах
Рассмотрим права
Муниципальный служащий имеет право:
- знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности муниципальной службы, критерии оценки качества его работы и условия продвижения по службе, и требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения им должностных обязанностей;
- принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;
- запрашивать в установленном порядке и получать от органов государственной власти , органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений, организаций необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;
- посещать в установленном порядке для исполнения должностных полномочий предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- на продвижение по службе, на переход на государственную службу, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, отношения к исполнению служебных обязанностей и уровня квалификации; участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности или государственной должности государственной службы;
- знакомиться со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности, результатами аттестации и иными документами до внесения их в личное дело, а также приобщать к личному делу свои объяснения;
- обращаться в органы местного самоуправления, в установленном порядке в суд с целью разрешения споров, связанных с муниципальной службой;
- вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- объединяться в профессиональные союзы;
- на повышение профессионального уровня (подготовку, переподготовку, переквалификацию, повышение квалификации) за счет средств местного бюджета;
- на проведение по его требованию служебного расследования для проверки сведений, порочащих его честь и достоинство.
Уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные права муниципального служащего в соответствии с законами Российской Федерации.
Однако есть и ограничения,
связанные с муниципальной
Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой
2) быть депутатом
3) заниматься
4) состоять членом органа
управления коммерческой
5) быть поверенным или
представителем по делам
6) использовать в неслужебных
целях средства материально-
7) получать гонорары за
публикации и выступления в
качестве муниципального
8) получать от физических
и юридических лиц
9) выезжать в командировки
за счет средств физических
и юридических лиц, за
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное
положение в интересах
Муниципальный служащий имеет и определенные гарантии своей деятельности.
Муниципальному служащему гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие
исполнение им должностных
2) денежное содержание и иные выплаты;
3) ежегодный оплачиваемый
отпуск и дополнительный
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5) пенсионное обеспечение
за выслугу лет и пенсионное
обеспечение членов семьи
6) переподготовка (переквалификация)
и повышение квалификации с
сохранением денежного
7) обязательность получения
его согласия на перевод на
другую должность
8) обязательное государственное
страхование на случай
9) обязательное государственное
социальное страхование на
10) защита его и членов
его семьи в порядке,
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
В случае ликвидации органа
местного самоуправления, сокращения
штата работников данного органа
муниципальному служащему предоставляются
гарантии, установленные
Муниципальный служащий имеет право получать денежное содержание. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, надбавок за особые условия муниципальной службы, надбавок за выслугу лет, премий по результатам работы.
Кроме того, муниципальному
служащему устанавливается
За успешное исполнение муниципальным
служащим должностных обязанностей,
продолжительную и безупречную
службу, выполнение заданий особой
важности и сложности к нему могут
применяться различные
Что касается пенсионного обеспечения, то в этой области на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации.
Определение размера государственной
пенсии муниципального служащего осуществляется
в соответствии с установленным
законом субъекта Российской Федерации
соотношением муниципальных должностей
муниципальной службы и государственных
должностей государственной службы.
Максимальный размер государственной
пенсии муниципального служащего не
может превышать максимальный размер
государственной пенсии государственного
служащего по соответствующей
В случае смерти муниципального
служащего, связанной с исполнением
им должностных обязанностей, в том
числе наступившей после
.
В стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях, но, в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут включаться и иные периоды трудовой деятельности.
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.
2 Обязанности муниципального служащего
В соответствии с ФЗ «Об
основах муниципальной службы в
РФ» обязанности муниципального
служащего устанавливаются
.
Муниципальный служащий обязан:
1) осуществлять полномочия
в пределах предоставленных
2) в своей деятельности
исходить из конституционного
принципа: человек, его права и
свободы являются высшей
3) заботиться о благе
муниципального образования;
4) руководствоваться в
своей деятельности законами
Российской Федерации, Санкт-
5) исполнять приказы,
6) своевременно в пределах
своих должностных полномочий
рассматривать обращения в
7) не разглашать ставшие
ему известными в связи с
исполнением должностных
8) поддерживать и повышать
уровень квалификации, необходимой
для исполнения своих
9) беречь муниципальную собственность;
10) соблюдать нормы служебной
этики, распорядок работы, должностные
инструкции, порядок обращения со
служебной информацией; не
Аттестация служащих также
имеет важнейшее значение практической
деятельности служащих. Совершенствование
прохождения муниципальной
Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2000, с. 216.. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы: выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т. д. Данные задачи являются общими.
Аттестацию можно
Продвижение по муниципальной
службе осуществляется путем назначения
на высшую должность, объявления конкурса
на замещение вакантной должности
муниципальной службы, а также
присвоения более высокого квалификационного
разряда (классного чина). Право на
продвижение по муниципальной службе
реализуется при условии
Аттестация служащих является
правовым средством расширения демократических
начал в кадровой политике и в
управлении муниципальной службой,
средством обеспечения
Содержание и сущность аттестации раскрывается в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления.
Право - важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Правовая регламентация аттестации муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов, решений по этим вопросам органов местного самоуправления.
Следует отметить, что в
отдельных органах могут
Особенность таких аттестаций состоит в том, что они проводятся только в отношении отдельных служащих и связаны с подготовкой важных для конкретного служащего решения. Такая аттестация является фактором изменения реального правового статуса муниципального служащего.
Муниципальный служащий вправе
обратиться в соответствующий орган
или в суд для разрешения споров,
связанных с муниципальной
По результатам
.
Они указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.
Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения Закон СПб от 15.02.2000г. «О муниципальной службе в Санкт-Петербурге» (ред. от 18.11.2002г.).
(ст. 13).
3 Ответственность
В соответствии с ФЗ «Об основах муниципальной службу в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации ФЗ от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (ред. От 25.07.2002г.).
(ст. 14).
Согласно Закону Санкт-Петербурга за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать муниципального служащего на должность муниципальной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение со службы.
Дисциплинарные взыскания предусматриваются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
Муниципальный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
Отстранение производится на основании распоряжения руководителя соответствующего органа местного самоуправления и допускается на срок не более одного месяца.
Порядок применения и обжалования
дисциплинарных взысканий устанавливается
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления в соответствии
с действующим
Муниципальный служащий несет предусмотренную законами Российской Федерации и законами Санкт-Петербурга ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан Закон СПб от 15.02.2000г. «О муниципальной службе в Санкт-Петербурге» (ред. от 18.11.2002г.).
.
Можно со всей уверенностью
констатировать: специальная по своей
сути проблема совершенствования
Конституционно-правовая ответственность
различных субъектов
Так, например, обстоит дело
с ответственностью государственных
служащих. Вопросы государственной
службы в настоящее время регулируются
Федеральным законом «Об