Муниципальный заказ. 2

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

 1. Роль  муниципального заказа в экономике муниципального

     образования……………………………………………………………………..4

2. Процесс формирования и исполнения муниципального заказа……………...6

3. Способы размещения муниципального заказа……………………………………...7

4. Роль частного предпринимательства при выполнении

    муниципального заказа………………………………………………………….9

5. Организация управления муниципальным заказом…………………………..12

Заключение………………………………………………………………………....13

Список использованной литературы……………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Формой договорного взаимодействия органов местного самоуправления предприятиями является муниципальный заказ. Муниципальный заказ - это совокупность заключенных муниципальных договоров (контрактов) на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет местного бюджета. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 54) сказано о праве органов местного самоуправления выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и  осуществлением государственных полномочий.

          В данной работе будет дано определение понятия «муниципальный заказ»,      даны способы размещения муниципального заказа, освещена роль частного предпринимательства при выполнении заказа.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Роль муниципального заказа в экономике муниципального образования

Система муниципального заказа является одним из самых важных регуляторов экономических процессов на муниципальном уровне. Зачастую понятие муниципального заказа трактуется достаточно узко — как способ конкурсной закупки отдельных видов материальных ресурсов для муниципальных нужд либо (реже) оказания некоторых муниципальных услуг. С такой трактовкой согласиться нельзя. Как считает Зотов В.Б., «через муниципальный заказ должны проходить вся продукция, закупаемая для муниципальных нужд, и все бюджетные муниципальные услуги, оказываемые как муниципальными, так и иными исполнителями. В этом смысле муниципальный заказ следует рассматривать как идеологию формирования и исполнения расходной части местного бюджета, элемент системы управления финансовыми ресурсами муниципального образования»1.

К сожалению, во многих муниципальных образованиях конкурсное размещение муниципального заказа является скорее исключением, чем правилом. Нет единой службы, ответственной за организацию муниципального заказа. Каждое структурное подразделение администрации самостоятельно ищет поставщиков необходимой ему продукции и услуг или работает с ранее известными (знакомыми) поставщиками, не имеет достаточной информации о конъюнктуре цен  и качественных характеристиках продукции данного поставщика в сравнении  с аналогами. За счет этого местные бюджеты теряют значительные средства.

В  Бюджетном кодексе РФ используются термины «муниципальный контракт»  и «муниципальный заказ»2.

Муниципальный контракт - это договор, заключенный органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета.

  Муниципальный заказ - это совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета. Предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание, обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилищного и нежилого муниципального фонда, инженерных сетей, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, товаров народного потребления, в первую очередь для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения. С помощью муниципального заказа могут решаться различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг.

  Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач.

Принципы осуществления муниципального заказа:

  • применение нормативно закрепленных процедур планирования и осуществления бюджетных закупок;
  • обеспечение открытого доступа к участию в конкурсах на выполнение муниципального заказа, в том числе осуществление закупок товаров для муниципальных нужд на товарных биржах;
  • жесткий контроль размещения контрактов;
  • экономия бюджетных средств;
  • соблюдение свободы конкуренции.

2. Процесс формирования и исполнения муниципального заказа

В разных муниципальных образованиях могут использоваться разные схемы формирования и исполнения муниципального заказа. Этот процесс чаще всего, включает четыре этапа3.

 Первый этап. Одновременно с разработкой проекта бюджета на следующий финансовый год происходит сбор заявок о потребности бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований на следующий финансовый год.

Второй этап. Разрабатывается сводный план муниципального заказа.

  Третий этап. Определяются заказчики по отдельным позициям, т. е. определяется, кто именно и в какой сфере муниципальной деятельности наделяется функциями «заказчика» (кто имеет право заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты).

  Четвертый этап. Размещение муниципального заказа, учет муниципальных контрактов и контроль их исполнения.

 В ходе исполнения муниципального заказа текущего года осуществляется сбор заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план муниципального заказа должен быть готов к утверждению.

Во многих муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие систему муниципального заказа. Опыт реализации муниципального заказа в крупных городах России, введение конкурса на его размещение позволили снизить расходы бюджетов до 10-15% и свести к минимуму факты коррупции при распределении муниципальных контрактов. 
 
 
 
 

3. Способы размещения муниципального заказа

В мировой и отечественной практике используются следующие способы размещения муниципального заказа. 

Способы размещения муниципального заказа:  

  1. Открытый  конкурс:

    А) одноэтапный

    Б) двухэтапный

    2. Закрытый конкурс

     3. Без конкурса (на основе переговоров)

Открытый конкурс — самый предпочтительный способ размещения заказа. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. Приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. Недостатки открытого конкурса выражаются в том, что процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным, а, кроме того, необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок, обеспечить объективность оценки заявок.

 Двухэтапный конкурс проводится в случаях, когда у заказчика (местной администрации) нет возможности составлять подробные характеристики заказываемых товаров, работ, услуг, либо в случаях, когда поставщики не представили явки на участие в торгах или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению муниципального заказа.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер);
  • форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов;
  • из-за невыполнения требований все заявленные на конкурс предложения отклонены.

 Безконкурсное размещение муниципального заказа используется в основном при выполнении работ местными монополистами или в условиях неразвитости конкурентной среды.

 Администрация муниципального образования должна подготовить методическое обеспечение муниципального заказа, т. е. выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрактам, установить критерии отбора исполнителей.

 К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней, не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которого приостановлена. 
 
 
 
 

4. Роль частного предпринимательства при выполнении муниципального заказа

    Наряду с  муниципальными предприятиями значительная, а иногда подавляющая  часть муниципальных  услуг во всех странах выполняется  частными, том числе малыми, предприятиями и индивидуальными предпринимателями, за органами же муниципальной власти сохраняется только контроль. Происходит острая конкурентная борьба муниципального и частного секторов за деньги потребителя услуг и за получение выгодных муниципальных заказов. Зарубежные города доверяют частным компаниям такие важнейшие сферы, как городской транспорт, водоснабжение, очистка бытовых стоков и даже метрополитены4.

    В российских городах острая конкуренция между  муниципальным и частным секторами наблюдается в сфере автобусных перевозок, обеспечения населения хлебобулочными изделиями, аптечном обслуживании, оказании ритуальных услуг и др. Возрастает роль частных предприятий в эксплуатации жилого фонда, вывозе бытового мусора. Как показывает небогатый российский опыт, участие частных предпринимателей ведет  к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях  -  к снижению тарифов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач.

    К сильным  сторонам частного сектора можно  отнести:

  • Возможность выполнять сложные задачи;
  • Использование успешного опыта других предприятий;
  • Предоставление  таких услуг, которые требуют быстрой реакции на изменения рынка;
  • Использование инновационных технологий;
  • Предоставление услуг различным слоям населения;
  • Предоставление быстро устаревающих услуг (информационные, консультационные), способность к адаптации в условиях стремительно  изменяющегося спроса;
  • Желание рисковать;
  • Профессиональный опыт и др.

Наряду с этим участие частного сектора в предоставлении  муниципальных услуг связано с рядом проблем:

  •   потерей рабочих мест в муниципальном секторе;
  •   нарушением привычного порядка работы с клиентами:
  •   потенциальной зависимостью от подрядчиков;
  •   отсутствием интереса или инициативы со стороны частя

тора;

  •   недостатком необходимых навыков и финансовых ресурсов у частных  предприятий;
  •   противодействием со стороны влиятельных лиц, включая  руководителей и служащих муниципального сектора;
  •   недоброжелательностью со стороны населения по отношению к частному сектору и предпринимательству.

   Местной администрации выгодно использовать частный сектор лишь при определенных условиях:

  • когда задачи можно определить заблаговременно, а работу можно  оценить после ее выполнения;
  • когда есть конкуренция между подрядчиками;
  • если муниципальную власть больше интересуют результаты, а не средства их достижения.

При этом местные органы власти должны продолжать отвечать за выполнение следующих условий:

  • гарантированное предоставление важнейших услуг;
  • доступ к услуге всех слоев населения по приемлемой цене
  • справедливость по отношению к различным классам потребителей

    ■ обеспечение минимальных стандартов качества.

    Конкуренция и сотрудничество муниципальных и частных предприятий  в оказании услуг не противоречат друг другу. Успех сотрудничества напрямую зависит от обязательств обеих сторон. Основная задача партнеров (муниципальных и частных предприятий и предпринимателей) состоит в повышении качества услуг при сохранении за местными  органами функции контроля и ответственности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

5. Организация управления муниципальным заказом

В большинстве муниципальных образований размещение муниципального заказа производится, децентрализовано, т. е. каждое структурное подразделение администрации самостоятельно изыскивает поставщиков необходимой продукции (в пределах выделенных бюджетных средств) и заключает муниципальные контракты. Однако в администрациях ряда городов для организации работ по муниципальному заказу созданы специальные структурные подразделения. Создание такой службы позволяет экономически грамотно рассматривать и сопоставлять предложения, поступающие от потенциальных исполнителей и отраслевых структурных подразделений администрации, проводить единую политику в сфере муниципального заказа, организовывать конкурсы, подписывать контракты на весь объем муниципального заказа, осуществлять контроль их выполнения.

В последнее время активно развивается система организации муниципальных закупок через Интернет, что позволяет расширять географию поставщиков и экономить бюджетные средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Муниципальный заказ формируется на основе социальных норм -  показателей необходимой бюджетной обеспеченности населения важнейшими жилищно - коммунальными, социально-культурными и другими услугами  в натуральном и денежном выражении. Его целями являются развитие добросовестной конкуренции, эффективное и открытое  расходование  средств местных бюджетов, содействие обеспечению занятости населения и приоритета российского товаропроизводителя.

   Муниципальный  заказ направлен на снижение расходов местного бюджета, способствует развитию малого бизнеса, позволяет ему не ограничиваться торгово-посреднической деятельностью, а проникать в реальный сектор экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

  1. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2004.- 192 с.
  2. Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.- М.: Экзамен, 2005.- 448 с.
  3. Муниципальное управление: Учебное пособие/ Под ред. Парахиной В.Н., Галеева Е.В., Ганьшиной Л.Н.- М.: Кнорус, 2007.- 496 с.
  4. Система муниципального управления: Учебник/ Под ред. Зотова В.Б.- СПб.: Питер, 2007.- 560 с.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».- М.: Инфра-М, 2007.- 97 с.