Мусульманская правовая система
Введение
Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам- являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира,по жалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико- правовая доктрина.
Мусульманское право возникло в период разложения родо- племенного строя и становления раннефеодального государтства на западе Аравийского полуострова, и как система юридических норм образовалось не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины, когда процесс создания государства и классового общества еще не завершился, практически не различались юридические и иные правила поведения в едином мусульманском социально- регулятивном комплексе. К тому же в это время тесно переплетались мусульманскаяд огматика- богословие и правоведение, не составляя самостоятельных направлений мусульманской идеологии. Ситуация изменилась в середине X века, когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско-правовые школы. К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, выражавших в основном волю господствовавшей верхушки феодального теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.
Характерной чертой мусульманского права является то,что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно-путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков (масхабов). Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из "божественного откровения" и преданий о жизни Пророка (Сунны).
Глава I. Происхождение мусульманской правовой системы
Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)— 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.
В VIII—Х вв. существенное
влияние на развитие мусульманского
права оказали исламские
К концу
Х в. мусульманское право
Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.
XIX в.
знаменует принципиально новую
ступень развития
Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.
Особенности норм
мусульманского права. Система мусульманского
права отличается от других правовых
систем своеобразием, неповторимостью
источников, структуры, терминов, конструкций,
понятием нормы. Если континентальные
европейские юристы под нормой права
подразумевают предписание конкретного
исторического законодателя, то исламские
правоведы под ней понимают правило, адресованное
мусульманской общине Аллахом. Данное
правило основано не на логических выводах,
а на иррациональных, религиозных догмах,
на вере. Поэтому его нельзя изменить,
отменить, «поправить», оно бесспорно
и абсолютно, должно безусловно исполняться.
Сверхсоциальная, догматическая природа
мусульманских правовых норм предполагает
особые способы их адаптации к действующим
общественным отношениям. Искусство судьи,
правоприменителя часто состоит в том,
чтобы, не нарушая прямо отдельные требования
нормы, добиться с помощью различных юридических
уловок, фикций, других приемов противоположного
результата.
По содержанию нормы мусульманского права
также существенно отличаются от европейских.
Они, как правило, не являются управомочивающими
(предоставляющими право на совершение
отдельных действий) или запрещающими.
В основе их лежит обязанность, долг совершить те или
иные поступки, что тоже обусловлено их
религиозной природой.
Глава II. Мусульманское право, как самостоятельная правова система.
Изучение мусульманского права, как самостоятельнойп равовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. Актуальность данной проблемы также заключена в межгосударственных и межнациональных вопросах.
События, происходящие сегодня на Балканах, Ближнем Востоке требуют грамотного подхода и анализа происходящего. Имеет место вражда народов на основе религиозных и этнических разногласий, и потому, и политическая роль мусульманского права представляет собой особый интерес.
Историками написано немало трудов, посвященных изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них можно выделить работы В. В. Бартольда "Работы по истории ислама и Арабского Халифата", З. И. Левина "Зарубежнй Восток: религиозные традиции и современность", И. П. Петрушевского "Ислам в Иране в VII- XV веках" и других. Однако, большинство авторов таких работ рассматривали мусульманское право не как юридический феномен, не как право, со всеми присущими ему чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже сводилось только к предписаниям Корана, на него распространялась характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора оставались в тени. Конечно, такой подход не позволял в полной мере раскрыть специфику мусульманского права как юридического явления. К тому же, практика правового развития исламских стран свидетельствует, что юридические правила поведения в данной системе занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Особенности мусульманского права, как юридического явления, раскрытые с позиций общей теории права исследовались в своих трудах А. С. Боголюбовым "Пресечение и наказание в мусульманском праве", а также в его историко- филологических исследованиях, А. Л. Могилевским"Правосознание и религия", М. С. Хайдаровой "Основные направления и школы мусульманского права.- Мусульманское право". Однако и в этих исследованиях прослеживается слабая сторона проблематики теории и практики мусульманского права. Заключается она в том, что в них зачастую не проводится различие между исламкой правовой идеологией (учениями и теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским правом-системой
действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально- политических сил. Немало и зарубежных правоведов внесли свой вклад в комплексные исследования теории и практики мусульманского права. В разработке данной проблематики принимали участие такие крупные исламоведы как И. Гольдциер "Введение в Исламскую теологию и право", С. Гойтейн "Изучение Исламской истории и институтов". Авторы этих работ затрагивают вопросы истории и теории мусульманского права, а анализ юридических особенностей мусульманского права приводят недостаточно полно. Большое число работ по мусульманскому праву издается в исламских странах. Однако специфика этих трудов заключается в том, что их авторы недостаточно критично излагают традиционные мусульманско- правовые концепции. Конечно, такой подход создает достаточно много препятствий для того, чтобы объективно анализировать мусульманское право и выявить его роль в современном правовом развитии стран Востока. Все эти обстоятельства предопределили цель данной работы. Она заключается в проведении разработки
отдельных юридических особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников и правотворческой деятельности мусульманского государства. А конечной целью является выявление роли мусульманского права и его приспособления к современному обществу.
1. Природа мусульманского права
Мусульманское право,
не являясь самостоятельной
религии и права многие исследователи приходят к выводу,что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы, если и совпадают с указанными правилами, то не имеют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место.
Теология, которую содержит ислам, устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; а шариат, то есть предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе"путь следования" и составляет то, что называют мусульманскимтправом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя и к тому же не различать своих обязательств по отношению к себе подобным, например, гражданские обязательства, подаяния бедным; и по отношению к богу-это молитвы, пост и т.д. Таким образом, шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами.
Итак, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права, его"мусульманский" характерне вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. К примеру, нормы "личного статуса"- отрасли, занимающей центральное место в системе мусульманского права действуют главным образом среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманских странах религиозный принцип применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы завещания, наследования и ограничения правоспособности. Данные нормы запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении брака свидетели должны быть мусульманами.
Мусульманское гражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Предание Пророка о том, что некоторые объекты, например вода и земля, не могут быть предметом частной собственности, широко используется при проведении аграрной реформы.
Мусульманскоег
осударственное право требует, чтобы
правитель обязательно был
Согласно мусульманской политико- правовой теории, законодательная власть в мусульманском государстве принадлежит маджтахидам- лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Целью мусульманского государства (имамата), имеющего по сути теократический характер, провозглашается реализация всех предписаний ислама, утверждение "мусульманского" образа жизни.
В мусульманском
судебно- процессуальном праве выделяются
нормы, в соответствии с которыми
должность судьи могут занимать
только мусульмане, строго придерживающиеся
в своей личной жизни религиозных
и моральных предписаний
свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то- мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели когда их зовут... ".4 (Коран (II, 282)) Толкуя данное положение священной книги и конкретизируя его на основе сравнения с многочисленными преданиями о
высказываниях Пророка, ученые юристы пришли к выводу, что по преступлениям, за которые мусульманское право предусматривает строго определенныемеры наказания, принимаются свидетельские показания только мужчин- четырех по прелюбодеянию или двух по иным деяниям, представляющим наибольшую опасность для общины верующих.
По менее значительным
правонарушениям и обычным
Основной идеей
регулирования международных
Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на "права Аллаха", среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступление мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многих случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Данная отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали, то есть, в качестве правовых нередко выступают религиозно- ритуальные или моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой "грех", связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.
Подобное положение характерно и для современного правового развития мусульманских стран. Например, законодательство многих государств предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время Рамадана. Кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность ежедневной пятикратной молитвы, а мужчинам запрещается работать и даже находиться в женских учебных заведениях. А специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с так называемой моральной деградацией, могут применять наказания за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Раньше религиозный характер таких норм проявлялся в том, что они, как правило, распространялись только на мусульман. Однако сейчас, как показывает практика, данные нормы имеют определенные требования к лицам, принадлежавшим к иным вероисповедованиям.
2. Источники мусульманского права
Доктрина мусульманского права как нормативно- юридической системы социального регулирования складывалась постепенно, усложняясь и приобретая дополнительные характерные черты. Новыми элементами постоянно обогащалась и структура права.
Наука мусульманского права, или, точнее, доктриальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает "корни" и объясняет каким образом и благодаря каким источникам возник комплекс правил, составляющих божественный закон — шариат; и изучает "содержание", то есть решения, содержащие нормы материального мусульманского права. По всей структуре, по своим категориям и понятиям мусульманское право весьма оригинально по сравнению с иными правовыми системами. Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран - священная книга ислама, затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога, в- третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества, и, наконец, в- четвертых, кийас, или умозаключения по аналогии.
2.1 Коран
Основой мусульманского права, как и всей мусульмаснкой цивилизации является священная книга ислама- Коран, состоящая из высказываний и проповедей Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету. Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, содержащие правила поведения в отдельных частных случаях. Но многие установления имеют
весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник". Коран- бесспорно, первый источник мусульманского права.
2.2 Сунна
Вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна, состоящая из рассказов о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна — это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. Два крупных доктора ислама - Эль- Бокхари и Мослем- в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительныев ысказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу, хотя сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятсяк Магомету. Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны)- свод текстов, описывающих жизнь Магомета, его слова и дела, а в широком смысле-сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне- важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей- один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.
По
степени определенности, согласно мусульманской
доктрине, все нормы Корана и сунны
делятся на две категории. К первой
относятся абсолютно точные и
недопускающие различных
Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада (рационального приема), в результате которого правоведы -маджтахиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения.
2.3 Иджма
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма, составленная по единодушному согласию докторов ислама. Ни Коран, ни Сунна не могли дать ответ на все вопросы. Чтобы восполнить пробелы в тех случаях, когда нет ответа на какой- либо вопрос, а так же объяснить некоторые видимые изъяны, появилась и получила развитие догма непогрешимости и единства мусульманского общества. "Мое общество, - гласит один из адатов,- никогда не примет ошибочного решения". По другому адату, "то, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха". Иджма, основанная на этих двух положениях, позволила признать авторитет решений, которые не вытекали непосредственно из Корана и сунны. Для того чтобы норма права была допущена иджмой, необязательно, чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с "обычаем" европейского права. Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Магомеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами- правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Единогласное мнение компетентных лиц- докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины. Коран, Сунна и иджма- вот три источника мусульманского права, но это источники разного плана. Коран и Сунна- основные источники, и, исходя из содержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормы шариата. Но на сегодня это только исторические источники права: судья не должен использовать непосредственно Коран и сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права.
2.4Кийас
Но как бы ни
была богата казуистика, разработанная
докторами права, конечно, они не
имели возможности