Мусульманский тип культуры

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. История возникновения мусульманства……………………………………………..6

2.Ислам в современности………………………………………………………………   8

3.Некоторые характерные черты ислама………………………………………………10

4. Россия и ислам………………………………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………………17 

Введение.

       Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов как в самой России, так и в мире вообще. Исламская культура своеобразна и неповторима.

    Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире определены две тенденции, с одной стороны, поляризация Запада и Востока, христианского и исламского миров, с другой, интернационализация жизни человечества, которая, постепенно набирая силу, становится определяющим направлением современной жизни. Поэтому становится актуальной необходимость создания моста между различными полюсами современного мира, между разными конфессиями. Взаимодействие Востока и Запада дает возможность для сотрудничества, преодоления существующих противоречий, создания базы для мирного сосуществования и развития разных культур.

    Актуальность  темы исследования с  научной точки  зрения. Мусульманский тип культуры и по-прежнему изучается преимущественно историками и религиоведами и в меньшей степени философами. Соответственно, и преобладает взгляд на эту религию как на явление истории или как на явление догматическое, ограниченное духовной сферой человека и имеющее отдаленное отношение к реальной жизни. А между тем, исповедание ислама в большинстве случаев подразумевает определённый вид общественного устройства и сообразный этому образ жизни. В исламе ищет мусульманин основания своей идентичности, черпает все мотивы своих социальных действий. Таким образом, изучая ислам не только как религию, но и как вид общественного устройства, можно лучше понять мотивы поведения мусульман, политику исламских государств и, соответственно, более плодотворно вести диалог с исламским миром.

    Актуальность  темы исследования с  практической точки  зрения. Анализ сущности ислама актуален с точки зрения определения содержания мировидения и миропонимания большой части населения нашей страны, исповедующей ислам. Знание этой сущности представляется важным и актуальным для разрешения частых конфликтов и обеспечения мирного сосуществования обитателей общего «дома».

    Актуальность  темы исследования с  авторской точки  зрения состоит в том, что влияние ислама на любые процессы, происходящие в жизни отдельного города или страны в целом, становится всё более явным и ощутимым. Учитывая многонациональный состав России, проблемы нравственного возрождения, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую важность. В связи с этим назревает необходимость лучше узнать и понять причины того или иного поведения соседствующих теперь повсюду с нами людей исповедующих мусульманство.

    Объект  исследования. Мусульманский тип культуры.

    Предметом исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.

    Цель  исследования. Изучить историю возникновения мусульманства. Раскрыть духовно – нравственные основы мусульманского типа культуры.

     Задачи исследования. Сбор литературы. Анализ выбранной литературы. Рассмотрение истории возникновения мусульманского типа культуры, существующие обычаи и обряды мусульман. А также история появления мусульманства в России.

     Методология исследования. Для решения поставленной цели в работе были использованы следующие методы : основу составляют методы сбора информации: выборка, анализ документов, наблюдение, они позволили рассмотреть подробно теоретически, что из себя представляет мусульманский тип культуры. В меньшей степени были использованы методы анализа и интерпретации данных, получение обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций, они помогли сделать выводы по работе, для написания введения и заключения.

     Современное состояние вопроса. Данной проблематикой вопроса занимались: Бат Йеор. "Зимми": христиане и евреи под властью ислама; Прозоров С. Хрестоматия по исламу; Апшерони Али. Ислам вчера, сегодня и завтра; Мировые религии  Зеленков М.Ю; Смирнов А. Мусульманская этика как система; Василий Бартольд Культура мусульманства. Данные книги оказали большую помощь в написании работы. Недостатком считаю, то что, не всегда доступным языком написаны статьи и книги.

     Структура работы. Работа состоит из:

     Введения, в котором изложена актуальность темы исследования с различных точек зрения, объект исследования и предмет, а также поставленны цели и задачи, которые решаются в работе. Какие использовались методы в написании работы.

  1. История возникновения мусульманства. В этом параграфе описана история возникновения ислама.
  2. Ислам в современности. Современная жизнь мусульманина.
  3. Некоторые характерные признаки мусульманства. Дана характеристика жизни мусульман, обряды праздники, система образования и т.д.
  4. Россия и ислам. История появления в России религии ислам, пути совместного существования в одной стране.

     Заключение. Дана краткая характеристика всей работе. Сделаны выводы.

      

 

 

       

 

1. История возникновения мусульманства.

       Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. 1Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность2
На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семистских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседний с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции. 
Все эти влияния придали развивавшейся быстрыми темпами арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития. Они создали основу для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации. В средние века европейская культура вступила в полосу заметного упадка. И хотя и в это время христианизированная европейская культура как в католической Западной Европе, так и в православной Византии продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее. 
Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы. Это проявилось в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII-XII вв, видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали. 
Особняком в последующей истории исламской мысли стоит фигура Ибн Хальдуна, разностороннего мыслителя, сопоставимого с гигантами европейского Ренессанса, его современниками. Он выдвинул концепцию закономерного прогресса человеческого общества от низшей стадии до наивысшей через преобразование производительной деятельности людей, развитие производства, эволюции неорганического и органического мира. 
Позже, в связи с распадом Кордофского халифата в Испании и общим упадком арабской государственности и цивилизации, уровень развития арабской культуры, ее влияние на другие народы стали падать. С XVIII века развитие капитализма в Европе быстро преобразовывало все сферы жизни общества, в исламском мире наблюдались тенденции обратного порядка. Мусульманское общество становилось слабее, шла на убыль его культурная активность, сужались интеллектуальные горизонты, теряла силу центральная власть и усиливалось влияние родовой системы. Это породило колониальную зависимость исламских стран от христианского Запада, отрезанность от современной культуры вплоть до послевоенного национального возрождения, поставившего в число первоочередных проблему веротерпимости. И именно в этом смысле следует говорить об огромном влиянии арабо-исламской культуры (богословие, этика, обычаи, нормы семейной жизни и т.п.) на все те страны и народы, где распространен ислам. 
Попытки модернизировать, изменить ислам начинаются в XIX-XX веках. Они являлись следствием влияния европейской, христианской цивилизации. Начался период «Нахда» (Возвышения), где главную роль играли реформаторы мусульманской идеологии, шариадского законодательства и судопроизводства афганец Джемаль–ад-Дин аль-Афган, египтянин Мухаммед Абдо, индеец Мухаммед Икбал. Все они стремились возродить былое могущество арабской нации на основе соединения достижения западной и восточной культур. 
Движение за модернизацию ислама с рационалистических позиций постепенно распространялось, особенно в первой половине XX в. Несмотря на яростное сопротивление со стороны защитников незыблемости ислама, реформы с начала XX в. следовали повсюду одна за другой. Коран и ислам примирялись с жизнью: проповеди-хутбы и решения–фетвы начинали транслироваться по радио, причем на языке слушателей. Устаревшие нормы шариата то здесь, то там решительно пересматривались и отходили на задний план под нажимом более современного заимствованного у европейцев судопроизводства. 
Пример наиболее радикальных реформ в этом направлении показала Турция, где после кемалистской революции суды шариата потеряли свое былое значение, уступив место санкционированным государством конституционным нормам, основанным на принятых в Европе юридических принципах. Резко изменилось положение женщины, которая освобождалась от затворничества и включалась в активную общественную жизнь. В ряде наиболее передовых стран, как, например, в Турции, в законодательном порядке была введена моногамия. Была резко упрощена обрядность ислама, облегчились условия поста, женщин начали допускать к мечети. Наконец, в отдельных странах ( и в той же Турции) мусульманство со всеми его религиозными обрядами и нормами было даже отдельно от государства, деятельность которого стала иметь сугубо светский характер. 
С 50-х годов процесс модернизации ислама стал проявлять себя в наиболее развитых арабских странах – в Египте, Сирии, Ираке. В этих государствах встал вопрос о реформах, направленных на ограничение собственности, национализацию крупных предприятий, предоставления всем, включая женщин, широких прав и свобод. 
Попытки согласовать нормы ислама с радикальными преобразованиями еще более усилились в 70-е годы XX века, чему способствовало резкое усиление экономических и политических позиций некоторых ведущих исламских стран в связи с проблемой нефти. Превращение этих стран во влиятельную силу в современном мире по-новому поставило вопрос об исламе. 
Ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий мира. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама – она просто протекала в рамках ислама. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с ним, - все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает давить на поступательное развитие общества своими тысячелетними традициями. 
2. Ислам в современности. 
Люди из других стран, с которыми мы встречаемся, живут в соответствии со своей системой ценностей и выражают свои мысли на языках, являющихся носителями другой цивилизации, нюансы которых нам порой непонятны. Наше общение с этими людьми обычно остается поверхностным, мы судим о них на основании собственных культурных стереотипов и подчас плохо понимаем особенности их социальной, экономической и политической жизни. И среди важнейших факторов, определяющих лицо цивилизации, нельзя забывать о религии. Феномен религии занимает очень важное место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов. 
Трудно найти религию, которая бы так моделировала общество, как ислам. Очень часто достаточно посмотреть несколько кадров фильма, чтобы понять, что страна, в которой он снят, - мусульманская: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество признаков, не оставляющих места сомнениям3
Печать ислама на обществе объясняется тем, что это тотальная религия, которая затрагивает все моменты личной и общественной жизни. С этой точки зрения ислам можно сравнить с христианством того периода, когда законы и нравы ориентировались исключительно на вероучение церкви. Сегодня все мусульманские страны ориентируются на ислам, даже если между ними существуют значительные различия в трактовке того, что они берут за образец. 
Ислам дает народам чувство принадлежности к одной общине, которая объединяет верующих, несмотря на различия их культур. 
Чтобы принять ислам, необходимо выполнить простые формальности: вступающий очищается путем омовения (например, принимает душ) и произносит со всей искренностью фразу, выражающую символ веры, которая называется «шахада». 
Однако выйти из ислама намного труднее. По Корану, тот, кто отрекается от ислама, заслуживает смерти. По-видимому известный стих из Корана: «Нет принуждения в отношении религии» - означает лишь то, что нельзя насильно обращать неверных. Но это не значит, что немасульманин в стране ислама является таким же гражданином, как другие. Иногда ему более или менее заметно дают почувствовать аномальный и прискорбный характер его положения4
Ситуация значительно меняется в зависимости от страны. В Северной Африке (Марокко и Тунисе), принципы непринуждения строго соблюдаются. В ваххабитских странах (Саудовская Аравия и Катар), наоборот, не может быть и речи о том, чтобы допустить наличие церкви или синагоги. Нетерпимость доходит до запрета рождественской еды в ресторанах. 
3. Некоторые характерные признаки ислама.

       Ислам характеризуется большой простотой принципов: Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям текст- Коран, который Он передал с помощью человека по имени Магомет. 
Признать всемогущество Бога – значит повиноваться его воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение». Повиновение Богу заключается в том, чтобы повиноваться Его слову, то есть строго соблюдать предписания Корана. 
Наиболее фундаментальные из этих предписаний - «пять столпов ислама»: символ веры (шахада), молитва пять раз в день, пост, милостыня (закят) и паломничество (хадж). Однако благочестивый мусульманин должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотносится с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысячи верующих знают его наизусть от корки до корки. Если прибегнуть к юридическому сравнению, Коран - это закон, исходящий от высшей власти, а хадисы - юриспруденция, то есть метод трактовки закона. 
Верование мусульман касается всего, что написано в Коране. 
Как и другие религии ислам не призывает к активному социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Частная собственность священна – на этот счет указания Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата строго карают преступников (вору отрубают кисть правой руки). 
Как и Библия, Коран призывает человека трудиться – этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира и уповать на спасение в загробной жизни. Единые и отличительные признаки мусульманства и христианства можно представить следующим образом:

Мусульманство Христианство
Основные  источники религии:
Коран Библия
Аллах: Бог:
“Я  создал людей, чтобы они мне поклонялись”. “Я создал людей, чтобы они меня любили”.
Он  один, высочайшее существо, ему нет  равных никого и нигде.
Одинаково соблюдают заповеди (правила) - рамадан, пост.
Основатель:
Пророк  Мухаммед Сын божий Иисус  Христос
Обращаются  к душе человека
Осуждают  социальное неравенство.
Представление образа рая:
Отдых, наслаждение, покой Общение с богом, соединение с Христом
Почитают  Иисуса Христа - как одного из пророков.  
Отсутствует идеал человеческого совершенства или соединение бога с человеком.  
  ---\\--
Культура:
Чисто местный специальный характер, в  основном остается без развития. Дало много  мировых известных универсальных  гениев, «вождей», просветителей .

В Коране зафиксированы и определенные права женщины – как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка, если последний нуждается в ее уходе. 5Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе. 
Кроме запретов, обращенных к женщине, Коран налагает ряд ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Хотя этот запрет соблюдался не очень строго, он все же оказывал свое воздействие и является регулирующей нормой и по сей день. Существуют и пищевые запреты: мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей, в том числе и от обязанностей пятикратной молитвы. 
К числу запретов относится изображение людей и даже животных. И хотя в живописи он соблюдался не очень строго (в шиитском Иране существовало высокое искусство миниатюры с изображением небольших фигурок людей и животных), он оказал свое влияние на характер исламского искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены архитектурой и орнаментом. Зато архитектура и орнамент достигли высокого развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети – подлинные шедевры мировой культуры.

Некоторые положения Корана, несомненно, прогрессивные для арабского общества VIIв., сегодня кажутся анахронизмом, по крайней мере для человека западной культуры. Например, Коран регламентирует отношения между хозяином и рабом и допускает применения закона возмездия. Что касается правил в отношении женщин, то они задуманы для защиты ее в обществе, в котором господствует мужчина, и кажутся отсталыми, если рассматривать их с точки зрения равноправия мужчины и женщины. 
Строгое соблюдение Корана в нынешнюю эпоху неизбежно вступает в противоречие с современным развитием нравов. Однако ислам признает, что Коран не регламентирует все детали жизни в обществе: то, что не запрещено или не рекомендуется, оставляется на свободное суждение каждого. Следовательно, по аналогии с вредом алкоголя может, например, осуждаться потребление наркотиков. Подобные неизбежные толкования могли бы привести к современному прочтению всего Корана, к чему мусульманский мир, по-видимому, еще не готов6
       Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко великолепные сооружения. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного местного культурного центра, места собраний правоверных во всех случаях жизни. В мечети всегда решались текущие дела, производился сбор милостыни и пожертвований, принимались различные решения, требовавшие участия большого количества местных жителей. Еще одна важная функция мечети – организация обучения подрастающего поколения. Образование в исламских странах всегда было религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно учителями в мектебе, т.е. школе при мечети, куда принимали учиться мальчиков школьного возраста. При наиболее известных мечетях в больших городах существовали и медресе, где духовники различных рангов обучали будущих специалистов по исламу, богословов и законоведов, всей мудрости ислама. 
Успешно окончившие исламские школы и университеты становились в ряды знатоков ислама, его истории, догматов, священных текстов. Все эти знатоки и деятели ислама были призваны руководить жизнью и делами правоверных, направлять и поучать их, помогать им общаться с Аллахом, выполнять важнейшие предписанные исламом обряды. Главная цель этого повседневного руководства – обеспечение неукоснительного соблюдения всех тех предписаний и обрядов, которые по заповедям Корана и нормам шариата обязательны для мусульман. 
Обряды. Один из основных обрядов – суннат, т.е. обрезание. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. В исламе обряд обрезания служитрода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое «взрослое» состояние. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, сопровождается праздником, на который съезжается множество родственников с подарками по случаю торжества. 
Еще один важный семейный обряд в жизни мусульманина – свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемонию, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак. 
Торжественно, со специальными ритуальными обрядами отмечается в семье мусульманина и рождение ребенка, особенно сына. И наконец, последний из серии обрядов, сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни, - похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы из Корана. 
Кроме этих важных обрядов, существует и много других. Все они практикуются достаточно широко, как, например, обычай выплаты калыма за невесту – деньгами или отработкой в хозяйстве будущего тестя, что также уходит корнями в древние традиции семитских племен7
        Как правило, все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по нескольку дней. Один из таких всеобщих религиозных праздников – ураза-байрам, праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста – насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т.д. Курбан-байрам. Другой большой мусульманский праздник на 70-й день после окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Совершающие хадж обычно прибывают в Мекку именно в дни этого праздника, когда они и приносят свои жертвы Аллаху в священном городе мусульман. Еще один праздник приходится на 27-й день месяца рамазана, т.е. на конец поста. В честь этого праздника обильные пиршества не устраиваются – все-таки пост. Мусульмане в этот день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран; они полагают, что ежегодно в этот день решается судьба каждого человека на год вперед. 
4. Россия и ислам. 
       Восточные славяне, предки русских, столкнулись с исламом, согласно историческим данным, не позднее начала IX века в походах на Волжскую Булгарию. Последующее знакомство было связано с периодом подчинения Руси Золотой Орде, породившего стойкий стереотип басурмана «мусульманина», ибо население Орды было преимущественно мусульманским, с сохранением язычества, шаманизма. При этом ислам проявлял значительную веротерпимость: при хане Берке, первым принявшим в Орде ислам, была основана и православная епископия, ставился вопрос о желании татар креститься, православной церкви был пожалован ряд привилегий. Мечетей же в русских землях, по мнению В.Г. Садура, не ставилось до XV века. 
Завоевание Казани, репрессии против исламского духовенства и аристократии, мусульман иных сословий, не желавших принимать крещение, породили враждебность взаимоотношений, выразившееся и в широком участии «басурман» в восстании Емельяна Пугачева, обещавшего им свободу вероисповедания. Реформы Петра I сказались на положении мусульман только в форме новой волны попыток их просвещения, ставшего, однако, их неявной христианизацией, перешедшей потом в явную: в Казанскую духовную академию в 1723 году дополнительно к 36 русским учащимся были приняты 14 новокрещенных татар. При Анне Иоановне в 1740 году была создана Контора новокрещенских дел, печально прославившаяся массовыми разрушениями мечетей. Только благодаря политике Екатерины и решению Святейшего Синода о терпимости всех вероисповеданий в 1773 году в Уфе был создан муфтиат, другие мероприятия подобного рода способствовали уничтожению вековых стереотипов, особенно проявившихся в XIX веке в возникновении реформаторского движения – джадидизма. 
Джадидизм стал пропагандировать идеи снятия различий между сунитами и шиитами, включения мусульманских народов в общеевропейский прогресс, который виделся в связи с вхождением в состав России. Ортодоксальному духовенству джадидизм казался пособничеством русским в их стремлении разрушить ислам, заменой законов правоверных на «законы неверных». 
В годы советского правления арестовывались люди не только за обвинение в национализме, но иногда и за отказ перехода с арабской письменности на латиницу. Только в 40-е годы воссоздаются Духовные управления четырех централизованных мусульманских организаций СССР: Уфа, Ташкент, Махачкала и Баку8
Политика перестройки привела к кардинальному изменению положения мусульман в новой России, и на первый план вышли проблемы культурного взаимопонимания, преодоления стереотипов и формирования терпимости и взаимоуважения народов с христианской, исламской и буддийской культурными традициями. 
Ислам создал уникальную цивилизацию, отличную от российского и западно-европейского, христианского вообще социального мироотношения. Требуются значительные интеллектуальные и волевые усилия, чтобы не попасться на легкость признания непохожести, а, следовательно, как нередко бывает, и «неправильности», «ложности» иного отношения к миру, чтобы понять и принять иную культуру не как враждебную, а как иное самого себя, как другой вариант бесконечного множества проявлений человеческой природы. Для понимания нужны и интуиция, и стремление видеть красоту мира, и любовь к миру и человеку каждый человек потенциально шире, чем рамки той цивилизации, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее культуры любой цивилизации.

   Заключение.

При написании  данной работы основными целями было изучение истории возникновения мусульманства. Стало известно что религия ислам возникла в начале VII века нашей эры в Аравии, и является последней из мировых религий. Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др.

Ещё одна из целей  работы рассмотреть духовно – нравственные основы мусульманского типа культуры. Что и было сделано в параграфах 2,3,4. Дана характеристика признаков мусульманства. История появления мусульманства в России.

В ходе написания  работы сделаны следующие выводы:                                                

Главное отличие  Ислама от других религий есть то, что  в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направляет его действия, не даёт опуститься.

 За последние  десятилетия Ислам очень изменился:  стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние  имеют духовные наставники. Словом, из всех религиозных систем  современного мира ислам остается  одной из наиболее значительных  сил. Сила ислама не в количестве  его адептов (число христиан  или буддистов в мире вполне  сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной  структурной слитности вселенской мусульманской общины, основы которой были заложены еще Мухаммедом.  
 
 

 

Список  используемой литературы.

1 Апшерони Али. Ислам вчера, сегодня и завтра. Стр. 209-2011

2 Бартольд В. Культура мусульманства1998 - 112 , 123стр.  
3  Бат Йеор. "Зимми": христиане и евреи под властью ислама. Стр.-184

4  Батунский М.А. Ислам как тотальная система регуляции  Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М., 1999. – 579с.

5  Борзова Е.П. История мировой культуры. - СПб.: Лань, 2002. Стр. 148

6 Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – Стр.47 - 53.

7  Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. 1981Стр. 86-88

Зеленков М.Ю. Мировые религии Стр.-111

9  Микульский Д.В. Арабо - мусульманская культура в сочинении ал - Мас‘уди «Золотые копи и россыпи самоцветов»: X век. – Изд-во «Восточная литература», 2006. – 175 с.

10  Прозоров С. Хрестоматия по исламу. Стр. 151

11  Смирнов  А. Мусульманская этика как  система. Стр. 202-204

12  Сюкияйнен  Л. Ислам и перспективы развития  мусульманского мира Стр.-168

13  Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. 1995.Стр.- 45

14  Фехретдин Р. Ислам дине нинди дин / Р. Фехретдин // Мирас. – 1994. Стр. 57-60.

15  Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа: Гилем, 2003. – 320с.

16  Интернет ресурс peresdachi.netshowworkc/694

17  Интернет ресурс http://www.pravoslavie.ru/smi/1779.htm

18  Интернет ресурсmardjani.compublications/islamskaja-kultura/

19  Интернет ресурсotherreferats.allbest.ruКультура и искусство

20  Интернет ресурс Электроная библиотека Humer 
 
 
 
 
 
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Уральский институт социального образования(филиал) г.Екатеринбург

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дисциплина: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема:

«Мусульманский тип культуры» 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила студентка

      2 курса группы БУ СПО 209

      Храпова О.В. 
 

      Проверил:

      Килимник  Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011г.

Мусульманский тип культуры