Мусульманское право. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «История государства и права зарубежных стран»

 

               Тема: «Мусульманское право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Мусульманское право – одна из основных правовых систем мира. Мусульманское право является религиозной правовой системой, правовой традицией, основанной на религии ислама.

В данной работе будут рассмотрены основные этапы становления концепции мусульманского права, его источники, соотношение мусульманского права и шариата, а также особенности мусульманского права в современной России.

Для исследователя, представляющего европейскую правовую традицию, оно представляет особый интерес по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами – евроконтинентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксонской)1.

Мусульманское право – составная часть, стержень мусульманского образа жизни. Мусульманин по сути своей правовой человек, который живет по праву, причем его правовое бытие основано на внутреннем убеждении. Нормы права и сознание (точнее – правосознание) верующего максимально сближены. Именно этим и сильно мусульманское право.

Само по себе мусульманское право – сложное, многообразное явление, включающее два основных элемента: религиозно-этический (акида) и собственно правовой (фикх), которые следует всегда рассматривать в диалектическом единстве. Образно говоря, одной своей стороной мусульманское право обращено к небу, другой - к земле, божественное и человеческое (антропологическое) его начала тесно переплетены2.

 

  1. Этапы становления мусульманского права

 

Для всестороннего анализа современного состояния мусульманского права необходимо изучить предшествующую историю. В истории становления концепции мусульманского права  условно можно выделить три этапа:

  1. Зарождение мусульманского права (до 1800г.)

Мусульманское право представляло собой право ранних средневековых юристов. Используя Коран и сунну в качестве его основы, последующие поколения мусульманских юристов создали характерные принципы мусульманского права. Письменное мусульманское право представляло собой массу индивидуальных ответов на собранные вместе характерные вопросы, которые использовались в качестве отправной точки при рассмотрение конкретных казусов. Применение многочисленных трудов мусульманских юристов способствовало развитию юриспруденции посредством  аналогии (кияса). Таким образом, о мусульманском праве можно говорить, как о праве юристов.

В теории мусульманское право представляет собой исключительно идеальное право. На практике многие из его норм и принципов были предназначены для идеального общества, которого не существовало.

  1. Эпоха колониализма (с 1800 г. по 1945г.)

Второй этап становления  мусульманского права можно назвать эпохой колониализма, в которой правовые взгляды и представления независимых мусульманских государств находились под политическим влиянием доминирующих европейских держав.

  1. .Эпоха развития мусульманского права ( с конца Второй мировой войны до сегодняшнего дня)

Этот период можно охарактеризовать как эпоху независимости мусульманских государств. После окончания Второй мировой войны на Ближнем Востоке стали создаваться независимые мусульманские государства. Они стремились установить свои исламские порядки. Почти все из них закрепили в своих конституциях ислам в качестве государственной религии, а мусульманское право в качестве главного или первостепенного источника права и законодательства. Со времени независимости в этих странах сохранялась унаследованная тенденция дуализма. С одной стороны, продолжала существовать и функционировать светская по европейскому образцу правовая система со своими собственными законами и судами, с другой – возрастала усеченная система мусульманского права. Некоторые страны в действительности начали полностью упразднять суды мусульманского права и передавать их дела в светские суды.

В 50–60-е и 70-е гг. возросло количество мусульманских стран, принявших законы личного статуса, начиная с иорданского закона от 1951 г. В отличие от своих предшественников, эти законы предусматривали не только кодификацию права, но также и восполнение пробелов правовой техникой. Эта тенденция достигла своего апогея в тунисском законе личного статуса от 1956 г., в котором коранические положения были реинтерпретированы для поддержки запрета на полигамию и права мужа на односторонний развод своей жены. Последующие кодификации не отличались такой смелостью.

Эти две тенденции (секуляризации и кодификации норм мусульманского права) так укоренились, что профессор сэр Норман Андерсон в своей книге «Law reform in the Muslim Worlds, опубликованной в 1976 г., предсказал: «Будущее станет свидетелем исчезновения как шариата, так и общих судов, унифицированными национальными судами будет применяться свод кодифицированного права, который будет представлять определенный синтез между западными и мусульманскими концепциями»3

 

  1. Источники мусульманского права

 

Источники мусульманского права обладают значительным своеобразием и весьма отличаются от традиционных европейских – правовых источников. Относительно источников и их системы у исследователей нет единства мнений: называют различное их число и различные классификации. Представляется возможным разделить все источники мусульманского права на два вида: источники ислама как религии – Коран и Сунна – и собственно правовые источники. Основными источниками второй группы, называемыми всеми исследователями, являются: единогласное мнение авторитетов – иджма, умозаключение по аналогии – кийас и решение лица, обладающего высшей религиозной и юридической властью, по тем или иным вопросам – фетва.

Л.Р. Сюкияйнен считает, что источником мусульманского права является доктрина. Коран и Сунна, согласно данной точке зрения, не использовались непосредственно на практике. Применялись их доктринальные выводы из буквы писаний, подчас расходившиеся с непосредственным текстом. Доктрина, понимаемая таким образом, включала аналогию, иджму и иные второстепенные и вспомогательные источники (обычаи и т.п.).

Коран является в мусульманском праве главным источником права, лежащим так или иначе в основе всех иных положений права. В соответствии с религией ислама Коран представляет собой откровение Бога, ниспосланное Мухаммеду. Коран состоит из стихов (аятов), число которых составляет 6342, и глав (сур), количество которых 114. Первоначально Коран не составлялся в одну книгу, а заучивался наизусть его хранителями – хафизами. Но впоследствии из-за разночтений и иных причин он был собран и отредактирован. Коран является основной вероучительной книгой в исламе, и основное место в нем занимают вопросы религии, этики, культа и т.п.

Второе, после Корана, место в иерархии источников шариата занимает Сунна, или предание. Она включает в себя слова, решения, действия Мухаммеда, а также его сподвижников. Сунна состоит из отдельных повествований – хадисов и служит пояснением к тому, что сказано в Коране. Повествования Сунны соотносятся с Кораном трояко: они могут совпадать с положениями Корана и подтверждать их; они могут пояснять и детализировать их; они могут содержать и новые положения, отсутствующие в Коране.

В качестве одного из источников шариат признает аналогию, или кийас. Ее достоинством можно считать то, что она освобождает судей от подчинения устаревшим догмам и мертвой букве, а отрицательной стороной то, что она поощряет личное усмотрение судьи, часто граничащее с произволом.

Иджмой как источником мусульманского права является единодушное мнение крупнейших правоведов и богословов по тем религиозным и правовым вопросам, которые не были решены в Коране и Сунне. Данное единодушное мнение выражалось преимущественно на специальных собраниях, созываемых по конкретным поводам. Все мусульманские юридические школы и доктринальные течения признают иджму. 

Фетвой в шариате являются решения лица, обладающего высшей религиозной и юридической властью, по соответствующим религиозным и юридическим вопросам4.

 

  1. Мусульманское право и шариат

 

В исламской традиции термин  «шариат» используется для обозначения начертанного Аллахом пути, следуя по которому правоверный достигает совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Шариат, в представлении мусульман, – это единственно правильный путь, по которому следует идти, это идеал, к которому надо стремиться. Но утверждение, что «мусульманин живет по шариату» стало расхожим.  Такое утверждение основано на том, что мусульманское право обычно отождествляется с шариатом, который, в свою очередь, представляется как универсальная система; религиозное начало в этой системе принципиально не отделено от правового. Однако углубленный анализ данной проблемы позволяет провести достаточно последовательное различение понятий шариата и мусульманского права.

Источниками шариата являются Коран и сунна – собрание преданий (хадисов) о деяниях и высказываниях пророка Мохаммеда, в которых воплощено божественное откровение. Одновременно в исламской литературе утвердилось определение шариата как совокупности обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через пророка.

Шариат никогда не исчерпывался догматическими и культовыми постулатами, определяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее, а возможно, даже большее значение шариат уделяет проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в их отношениях между собой, с властью, с иноверцами.

Большинство представителей различных течений исламской мысли и мусульманско-правовых школ считают, что шариат состоит из трех основных частей – религиозной догматики, исламской этики и  практических норм. Практические нормы, в свою очередь, делятся на культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и предписания, регулирующие светские взаимоотношения мусульман.

Исследуя особенности шариата как нормативной системы, ученые приходят к разным выводам. Согласно одному из них, в шариате имеются готовые правила поведения, на все случаи жизни. Он представляет собой универсальную, не имеющую пробелов систему норм, досконально регулирующею образ жизни мусульман. В исламских регионах шариат чаще всего и воспринимается как всеобъемлющее мусульманское право. Этот же смысл вкладывается в выражение «законы шариата».

Такое мнение, однако, разделяется не всеми. Многие авторитетные исламские ученые придерживаются иной точки зрения. Они считают, что нормативная сторона шариата складывается из двух основных групп предписаний. Первая группа – положения Корана и сунны, которые имеют ясный смысл и понимаются однозначно. Ко второй группе предписаний, имеющих также религиозную природу, относятся те, в которых предусмотрены лишь ориентиры, общие рамки поведения, причем по вопросам взаимоотношений людей здесь заметно преобладают многозначные положения. Особенностью этих норм шариата является то, что они неодинаково толкуются различными мусульманско-правовыми школами. Все нормативные предписания шариата тесно связаны с так называемыми корнями фикха, выполняющими роль источников исламских правил поведения.

Мусульманско-правовая доктрина как одна из шариатских наук имеет ярко выраженную религиозную направленность. Ее ориентация на основополагающие догмы ислама неизбежна в условиях господства pелигиoзнoгo  мировоззрения, а вслед за доктриной тесно связанным с религией оказалось и само мусульманское право. Исламское правопонимание исходит из того, что право – не творение человека или государства, а выражение воли Аллаха. Люди в состоянии лишь находить правовые решения в общих рамках шариата.

Для мусульманского права, как и для любой правовой системы, характерна взаимосвязь правовых норм, правосознания и поведения. Однако яркая религиозная окраска мусульманского права предельно сближает эти компоненты. Центральная роль в этой триаде принадлежит правосознанию, которое соединяет в себе религиозные и собственно правовые представления. Поэтом было бы ошибкой отождествлять мусульманское право с шариатом.

Подводя итог сказанному, еще раз укажем на необходимость различия понятий «мусульманское право» и «шариат». В основу такого различия должны быть положены правовые критерии. Шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права. Шариат  – это в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового начала. В отличие от него мусульманское право – преимущественно правовой феномен, хотя и предстающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание.

Было бы заблуждением считать, что в мусульманских странах всегда применялись и продолжают действовать лишь нормы, взятые непосредственно из шариата (Корана и сунны), а все остальное безоговорочно отвергается. На самом деле шариат и основанное на нем мусульманское право никогда не были здесь единственным законом. В исламском мире всегда сосуществовали самые различные традиции и обычаи. В этой связи немаловажное значение приобретает вопрос о соотношении шариата и адата.

Под адатом (in арабского «ада», мн. ч. «адат» - обычаи, привычки) принято понимать местные обычаи и правила поведения мусульман того или иного региона. В качестве специального термина, употребляемого в научном исламоведении, адат означает обычаи и традиции, регулирующие образ жизни мусульман наряду с шариатом. Теоретически шариатские принципы и нормы признаются обязательными к исполнению и стоящими выше любых иных правил поведения, в том числе и адата. Поэтому в целом мусульманско-правовая наука допускает использование адата лишь при условии его непротиворечия шариату5.

 

  1. Особенности мусульманского права в современной России

 

Исследование Сюкияйнена наиболее актуально из представленных, так как рассматривает вопросы сосуществования мусульманского права и российского законодательства

Одним из сильнейших факторов, негативно повлиявших на развитие мусульманской культуры в России, искажение и даже утрату многих ее элементов, была десятилетиями проводившаяся государственная политика агрессивного атеизма, последствием которой стали отсталость религиозных институтов и сравнительно низкий уровень знаний самих мусульман. Причиной такого состояния является также длительная изоляция российских мусульман и исламских институтов от остального исламского мира, ведущих центров исламского знания. В итоге наблюдается заметное отчуждение их от достижений современного ислама, его духовной, интеллектуальной, политико-правовой культуры.

Российские исламские религиозные центры не приобщены в достаточной мере и к практическому опыту современного ислама, а поэтому не готовы к поиску ответов на мирские проблемы, с, которыми сталкиваются мусульмане в динамично меняющемся российском обществе. Нынешнее возрождение ислама в России ограничено религиозно-культовыми рамками, а в образе жизни мусульман, в его социальных и культурных составляющих продолжают преобладать архаичные формы быта и отсталая культура. Налицо явное расхождение между культовой и светской сторонами ислама или, говоря словами исламских мыслителей, исламом-религией и исламом-государством.

Усугубляет положение и то, что российский ислам – это ислам в немусульманской среде, где в отношении его проявляется, как правило, настороженность, недоверие, а то и враждебность. Несмотря на довольно высокий престиж научного исламоведения, в российском обществе явно не хватает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры, тем более современной. Здесь преобладают поверхностные, часто искаженные представления, которые не способствуют налаживанию межконфессиональных отношений, преодолению национально-этнических конфликтов с религиозным подтекстом.

Еще одна черта, характерная для российского ислама, – тесная связь с национализмом, нередко выступающим как элемент «политического ислама». Ислам в современной России чаще всего приобретает политическую окраску. Правда, имеется больше оснований говорить не о политизации ислама, а об исламизации политики, использовании ислама в качестве инструмента достижения политических целей. Однако в общественном мнении и средствах массовой информации ислам представляется прежде всего как политический фактор, а не определенный образ жизни и культура.

Особенно остро ощущается недостаток знаний о мусульманско-правовой культуре. Властные структуры, разрабатывающие и осуществляющие правовую политику, не обладают достаточным опытом решения проблем мусульман и исламских институтов с учетом мусульманского права, не располагают адекватной информацией о нем самом, о его месте в современные правовых системах и взаимодействии с другими правовыми культурами, а также о подходах мусульманско-правовой доктрины к таким вопросам, как соотношение в исламе религиозного и светского начал, религии и права, государства и религии, – вопросам, имеющим актуальное значение для России.

Недостаток знаний в области мусульманской правовой культуры приводит к тому, что, например в республиках Северного Кавказа под видом возрождения шариата легализуются обычаи и традиции, не имеющие с правом ничего общего, принимаются на этой основе не правовые законы. Некоторые местные обычаи (например, кровная месть) воспринимаются населением как неотъемлемая часть шариата. На самом деле шариат решительно их осуждает. Такие обычаи не могут быть легализованы не только потому, что они игнорируют правовые критерии, но и в силу их противоречия с мусульманским правом. Нормы мусульманского права могут быть весьма эффективными в преодолении тех адатов, которые под видом заботы о свободе, чести и достоинстве способствуют сохранению неравенства и произволу.

Обращение к мусульманскому праву в целях преодоления не правовых адатов, как правило, оказывается значительно результативней обычных законодательных мер. В этом ярко проявляется его роль не только как собственно правового инструмента, но и как мощного идеологического и социально-психологического фактора, поскольку действенность мусульманского права объясняется его особой близостью к правосознанию и мировоззрению мусульман, воспринимающих это право в тесном единстве с шариатом, а значит – со своими национально-культурными корнями и верой. Обладая авторитетом в глазах мусульман, мусульманское право само выступает в качестве инструмента легитимации по отношению к позитивному законодательству. Для мусульман исключительно важно осознавать, что действующее законодательство, по крайней мере, не противоречит ценностям шариата и основным принципам мусульманского права.

К сожалению, существующие в сегодняшней России судебная и правоохранительная системы не учитывают эти особенности правосознания и мировоззрения мусульман в своей правоприменительной практике. Порядок разрешения споров в судах слабо ориентирован на местные обычаи и доказавшие свою эффективность правовые традиции регионов, исторически связанных с исламом. Столь же слабо они используются и в законодательной практике субъектов федерации.6

 

Заключение

 

Изученные в контрольной работе статьи отвечают на вопросы о сущности мусульманского права в современном российском обществе и его влиянии на российское законодательство, рассмотрены этапы его становления, но хотелось бы еще отметить некоторые аспекты.

В настоящее время классическое мусульманское право не воплощено полностью в праве ни одного государства, включая и те из них, которые наиболее последовательно следуют исламским нормам. Это связано с тем, что начиная с Нового времени, на мусульманские государства было распространено значительное влияние европейских держав. Мусульманский мир насильственно был открыт влиянию европейских держав, мусульманское право в реальной жизни потеряло свою господствующую роль7.

В настоящее время в некоторых российских регионах предпринимаются попытки возродить мусульманско-правовые традиции, поэтому вопрос о будущем мусульманского права в России приобретает особую актуальность. Практика «современного» мусульманского права в ряде стран Востока подтверждает, что правовые системы, построенные на сочетании и взаимодействии элементов различных правовых культур – исламской и европейской (как континентальной, так и англосаксонской), – могут успешно развиваться. Для нашей страны этот опыт имеет особое значение. Его изучение, осмысление и освоение помогут преодолеть искаженные представления о мусульманском праве, а также обосновать совместимость мусульманского права с европейской правовой культурой.

Особенно важно иметь это в виду при разработке правовых решений в регионах России с преобладающим мусульманским населением. Власть здесь лишь укрепила бы свои позиции, если бы в основе ее правовой политики лежал принцип соотнесения принимаемого законодательства с исходными началами мусульманского права.

Ислам декларирует законопослушание и лояльность по отношению к власти, готовой уважать разделяемые им ценности. Большинство из них созвучно современным правовым системам и не противоречит принципам российского права. Поэтому от признания достижений мусульманско-правовой культуры, включения некоторых из них в действующее законодательство выиграют не только мусульмане, но и иные конфессии, российское общество в целом8.

 

Список использованной литературы

 

1. Артемов  В. Мусульманское право // Право и  религия. 1997. №10.

2. Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999.

3. Цмай В.В., Таилов Р.З. Основные этапы становления концепции мусульманского права // История церковных отношений. 2005. №1.

 

1 Артемов В. Мусульманское право // Право и религия. 1997. №10. С. 21

2 Сюкияйнен Л.Р.  Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999. С. 82.

 

3 Цмай В.В., Таилов Р.З. Основные этапы становления концепции мусульманского права // История церковных отношений. 2005. №1.

4 Артемов В. Мусульманское право // Право и религия. 1997. №10. С. 21-22

5 Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999.С.82-86

6 Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999. С. 88-89.

7 Артемов В. Мусульманское право // Право и религия. 1997. №10. С. 21

8 Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999.С.89-91