Музей художественной культуры Новгородской земли
Содержание
Введение
Современные исследователи стремятся к более полному разностороннему знанию. Поэтому в последнее время интерес представляет не только крупнейшие государственные музеи, но так же муниципальные и частные. Многие проблемы формирования и использования базы данных музеев зависит от соблюдения принципов изучения и использования фондов, взаимосвязи воспитательной работы и экспозиционно-выставочной. В современном мире четко определился строго научный подход к проектированию экспозиции, потому как экспозиция – это конечный результат всей работы музея.
Несмотря на существование различных, в том числе альтернативных форм музейных учреждений, именно наличие экспозиции модно считать определяющей, специфической чертой музея. «Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений»1. Среди традиционных форм музейной деятельности - комплектования фондов, хранения, изучения и популяризации - экспонированию принадлежит особая роль.
Организационный процесс при участии в выставке делится на три этапа: предвыставочная работа, работа на выставке и работа после выставки. Даже если открытие выставки еще очень далеко, подготовку к ней следует уже начинать. План нужно составить так, чтобы в него вошли все те важнейшие условия, без выполнения которых не обойтись, чтобы по-настоящему подготовиться к выставке.
Цель настоящей работы – анализ музейно – выставочной деятельности на примере Музея художественной культуры Новгородской земли.
1. Экспозиционно-выставочная работа в деятельности музея
Результаты
научно-исследовательской
Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, отвечающее за создание экспозиций. Она включает: 1) проектирование экспозиции (научное проектирование – разработка основной идеи и конкретного содержания; художественное проектирование – разработка архитектурно-художественных принципов и решений; техническое и рабочее проектирование – монтаж экспозиции); 2) демонтаж экспозиции; 3) реэкспозицию (обновление старой экспозиции без полного демонтажа).
В отечественном музееведении отсутствует единое понимание ключевого понятия экспозиционной работы – «экспозиция» (от лат. «expositio» – выставлять, выкладывать). А.И. Михайловская в 1964 г. определяла экспозицию как «совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения». В словаре «Музейные термины» 1986 г. говорится, что экспозиция – это «часть музейного собрания, выставленная для обозрения».
Данные определения не вполне удовлетворительны, т.к. в этом случае обозначить разницу между «выставкой», «экспозицией» (формами экспозиционной работы, нацеленными на создание особого образа, музейной среды) и, скажем, хранением на открытом доступе, позволяющем обозревать собранные музеем предметы и коллекции так, как они хранятся в фондах, практически невозможно
А.М.
Разгон в своем учебнике «Музееведение.
Музеи исторического профиля» дает
следующее определение «
Наиболее полным нам представляется определение А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов».
Экспозиции по времени существования могут быть постоянными и временными. Временные экспозиции называют выставками. Выставки могут быть стационарными, не рассчитанными на перемещение с места на место, могут быть передвижными – рассчитанными и на демонстрацию вне музея.
По
задачам своей организации
Экспозиции состоят из отдельных экспозиционных комплексов – тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования. Выделяют несколько типов экспозиционных комплексов: тематические (есть мнение, что только тематические комплексы следует относить к экспозиционным, т.е. это понятия-синонимы); жизненные (естественные) – биогруппы, панорамы и диорамы, типовые – мемориальные, коллекционные. Иногда к экспозиционным комплексам относят весь демонстрационный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый стиль. Участники экспозиционной работы называются экспозиционерами. Экспозиционер – научный сотрудник музея, задействованный в процессе создания экспозиции (иногда в число экспозиционеров включают и штатного художника).
Музейные предметы в процессе экспозиционной работы выставляются для обозрения, становятся экспонатами (структурной частью экспозиции), встраиваются в систему образов, раскрывающих определенную тему, формирующую знание по этой теме и эмоционально воздействующую на посетителя. Под экспонатами в отечественном музееведении подразумеваются и музейные предметы, и сопровождающие их научно-вспомогательные материалы (копии, воспроизведения, схемы, карты и т.д.). Для большинства отечественных музееведов понятия «экспонат» и «экспозиционный материал» – синонимы. Зарубежное музееведение чаще всего относит к экспонатам только демонстрируемые музейные предметы (подлинники) и разводит понятия «экспонаты» и «экспозиционный материал».
Порядок
группировки и организации
2. Анализ музейно-выставочной работы
Государственный музей художественной культуры Новгородской земли создан в Великом Новгороде в 2002 году. Музей располагается на территории Десятинного монастыря - памятника архитектуры XIV в. Именно на этом месте в 1170 году, во время известной битвы новгородцев с суздальцами, состоялся вынос чудотворной иконы «Знамение», которая, согласно легенде, спасла Новгород. Временем возникновения монастыря считается 1327 год.
Музей
находится в сестринском
В музее представлены произведения искусства новгородских художников конца XX - начала XXI в. Уровень экспонирования соответствует высоким мировым музейным стандартам и традициям. Экспозиция представляет традиционное искусство новгородских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. У каждого из них свой стиль, своя манера работы. Произведения изобразительного искусства выполнены в разных техниках: живопись, графика (акварель, пастель, офорт, карандашный рисунок, линогравюра и т.д.). Работы принадлежат кисти выдающихся мастеров Новгорода, участников и лауреатов международных конкурсов и выставок, в том числе народных и заслуженных художников России. Особый интерес представляет декоративно-прикладное искусство. Великолепные гобелены и батик, а также произведения из стекла и фарфора, в которых художники продолжают традиции крупнейших на северо-западе начала ХХ в. заводов семьи Кузнецовых («кузнецовские заводы»).
Уникальным объектом музейного показа является ц. Успения на Волотовом поле, близ Великого Новгорода. Согласно Первой новгородской летописи, церковь построена в 1352 г. по заказу архиепископа Моисея, а в 1363 г. храм был расписан. Стены церкви украшали около 200 композиций. В годы Великой Отечественной войны памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров. В 2001 г. между Россией и Германией было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении храма и его фресок. Реставрация уникального памятника под руководством выдающихся новгородских реставраторов, лауреатов Государственной премии РФ Кузьминой Н.Н. и Красноречьева Л.Е. осуществлена в 2001-2003 гг. с сохранением на стенах участков древней живописи. Официальное открытие церкви состоялось 28 августа 2003 г.
Государственный музей художественной культуры Новгородской земли широко известен на территории России и за рубежом. Для тех, кто интересуется новгородским искусством, музей проводит мастер-классы, встречи с художниками, тематические занятия с детьми, выездные выставки, «выставки одной картины» и др. мероприятия.
3. Анализ действующей выставки музея «Похищение Европы»
Открытие персональной выставки Николая Локотькова «Похищение Европы» прошло в рамках 60-летия со дня рождения.
Николай Михайлович Локотьков с 1972 года активно занимается изобразительным творчеством. Участвует в выставках: городских, межрегиональных, республиканских, всесоюзных, международных. В 1982 г. принят в Союз художников России. В 2001 году Н.М. Локотьков становится учредителем Автономной некоммерческой организации «Старорусский центр интеллектуального развития «Введенская сторона». В 2007 году журнал получил грант Президента Российской Федерации в области культуры на создание Интернет-версии «Введенской стороны». В 2009 году Локотьков Н.М. был награжден премией им. Д.С. Лихачева «За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России», и премией правительства РФ в области СМИ «За вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия страны, воспитание и просвещение молодежи».
На выставке Николая Локотькова, зритель откроет для себя непривычный художественный мир. Характер его работ слишком ярок и неожиданен, чтобы их тут же можно было понять и принять. Локотьков всегда думает о самом зрителе, жаждет взаимопонимания с ним. И его искусство — своего рода прямая речь, обращенная в выставочный зал.
Творчество Николая Локотькова очаровывает духовным здоровьем, гармоничностью мировосприятия, приемлющего добро и правду, как основу жизни.
4. Проект совершенствования музейно-выставочной работы музея
Творчество Федота Ивановича Шубина (1740−1805) издавна привлекает внимание исследователей русского искусства. Однако малое количество публикаций, посвящённых выдающемуся скульптору, обнаружение ранее неизвестных работ мастера, появление новых биографических данных настоятельно требуют, как пересмотра ряда существующих понятий и представлений о творчестве скульптора, так и восполнения имеющихся в нём лакун.
Прежде всего, это касается стажировки Ф.И. Шубина за границей, где происходило его профессиональное формирование как мастера европейского уровня. Изучение этого периода жизни и творчества скульптора было затруднено по ряду причин объективного характера: утрата многих работ, недостаточно полное освоение документального материала. Существовали и субъективные причины, препятствовавшие детальному изучению проблемы влияния европейского искусства на творческое становление русского мастера. Во время создания большинства трудов о Шубине отечественное искусствоведение находилось под влиянием определённой идеологии. Это проявилось, с одной стороны, в явной или скрытой тенденциозности некоторых оценок произведений мастера (отнесение к реализму и пафос социального обличения), с другой стороны, в недостаточном внимании к роли в творчестве Шубина традиций западноевропейского искусства во всём многообразии памятников античной пластики и скульптуры нового времени. В публикациях о Шубине, как правило, отсутствовал сравнительный анализа заграничных работ мастера и произведений его европейских коллег, практически не использовались труды иностранных искусствоведов.
Для нас абсолютно ясно, что талант Шубина наиболее ярко выразился в портретной скульптуре, и для полного понимания его эволюции важнейшую роль играют римские портреты. В 1771 году И.И. Шувалов заказал Федоту Шубину три портрета: Екатерины II, Ф.Н. Голицына и свой собственный.
Работая в Риме над образом Екатерины II, Шубин старался в меру сил начинающего художника решить соответствующую задачу прославления мудрости и добродетелей государственной власти, используя античные традиции в их французском понимании. Несмотря на некоторые технические недостатки, образ получился удачным, в духе эпохи Просвещения. Сравнение римского портрета императрицы и последующих, гораздо более значимых во многих отношениях, позволяет нам сделать предположение, что успех произведения молодого скульптора был в значительной мере обусловлен идеализацией модели, а также удачным воплощением модных эстетических концепций.
Наиболее ярко традиции античного ваяния проявились в портрете Ф.И. Голицына, который по композиционному построению, мягкой светотеневой моделировке формы и мечтательному, лирическому настроению напоминает бюсты юношей эпохи императора Августа. Вместе с тем, работа Шубина, отличаясь большей близостью натуре, имеет также характерные черты французской скульптуры (в трактовке причёски, в обработке материала) и полностью соответствует духу своего времени.
Барельефный портрет И.И. Шувалова свидетельствует о том, что изучение античной традиции Шубиным шло одновременно с углублённым постижением натуры. В этом портрете начинающий скульптор сделал, по-видимому, первую попытку не просто правдиво запечатлеть натуру, но передать многосложность кроющейся в ней жизни. Сравнение портрета И.И. Шувалова с работами Пигаля, Вассе и Гудона показало, что Шубин, находясь в общем русле французской скульптуры с её творческим подходом к античным традициям, по-прежнему ближе всего стоял к своему учителю, нежели мастерам следующего поколения.
Портреты Ф.Г. Орлова и А.Г. Орлова, созданные в Риме, стали кульминацией и логическим завершением пенсионерского творчества Ф.И. Шубина. Он дважды изваял портреты братьев Орловых: по их собственному заказу в конце 1771 года и по заказу герцога Глостерского в первой половине 1772 года. Вполне вероятно, что каждый из братьев заказал портрет по своему вкусу и статусу. Так появился мраморный бюст А.Г. Орлова, главнокомандующего русской эскадрой, которая разгромила турецкий флот в Чесменской бухте. А изображение Ф.Г. Орлова было сделано в форме барельефа.
Выполняя заказ британского герцога, пожелавшего иметь барельефные изображения братьев Орловых, Шубин мог абсолютно точно повторить портрет Фёдора и скопировать в рельефе правый профиль бюста Алексея. Сопоставление принадлежащего Русскому музею бюста Орлова-Чесменского с барельефом из Англии показало явное сходство обоих изображений, полное совпадение принципов формообразования и трактовки деталей. Более того, стилистически бюст А.Г. Орлова органически вписывается в ряд римских антикизированных произведений Ф.И. Шубина. В то же время обнаруживаются очевидные расхождения между ним и работами скульптора, исполненными сразу же после возвращения из-за границы. Вне зависимости от того, был ли бюст А.Г. Орлова-Чесменского полностью завершён или только начат в Италии, это интереснейшее произведение как по духу, так и по формальным приёмам должно быть отнесено к римскому периоду творчества Ф.И. Шубина. Это подтверждает и стилистический анализ бюста, и история создания находящихся в Англии барельефных портретов братьев Орловых.
Находясь в центре античной культуры и испытывая, как и все бывшие там художники, её непосредственное влияние, русский скульптор остался верен традициям французской пластики третьей четверти XVIII века, главной отличительной чертой которой было традиционно почтительное отношение французских ваятелей к натуре.
На сегодняшний день известны девять работ, бесспорно исполненных, или, по крайней мере, начатых, Шубиным во Франции и Италии. Все они относятся к жанру портрета. Каждое произведение вводилось в научный оборот по мере своего обнаружения. Однако до сих пор не было сделано попытки комплексного исследования пенсионерского творчества Шубина, в котором учитывались бы все накопившиеся новые материалы, а также достижения зарубежных специалистов в сфере изучения европейской скульптуры второй половины XVIII века.
Этими обстоятельствами обусловлена актуальность проведения выставки: «Пенсионерское творчество Ф.И. Шубина в контексте традиций европейской пластики», которое имеет немаловажное значение для изучения, как творческой биографии мастера, так и путей развития русской скульптуры в целом.
Заключение
Духовное богатство любого народа предопределяется его способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции, формировать подрастающее поколение.
Существенную роль в решении этой задачи играют музеи, которые сохраняют, реставрируют, классифицируют и экспонируют ценности истории и культуры. Каждый предмет музея – это оживший подлинник национального наследия, достояния отечества, имеющего духовную ценность. Необходимо, что бы музейные ценности не оставались вещью в себе, а были востребованы обществом.
Современный
музей не может быть кладезью раритетов,
он органично вписывается в
Список литературы
- Выставки России: цифры и факты // Удача-Экспо. – 2007. - № 3. – с.27-29.
- Гормин В. В. .Музей
народного деревянного зодчества «Витославлицы»\\
Достопримечательности Новгородской области\Сост. Н. М. Иванов.—Л.:Лениздат, 1982 - Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988.
- Рост рынка выставочной индустрии в России стабилизировался // Удача-Экспо. – 2007. - № 11. – с.35-36.
- Симонов К.В. Цена и качество выставки должны соответствовать друг другу // ЭКСПО ВЕДОМОСТИ. – 2006. - № 5. – с.12-15.
- Фирдман С. Как показать товар лицом: выставки и презентации. - М.: КОНСЭКО, 2004. – 190 с.