Музей художественной культуры Новгородской земли

     Содержание 

 

Введение

 

      Современные исследователи стремятся к более полному разностороннему знанию. Поэтому в последнее время интерес представляет не только крупнейшие государственные музеи, но так же муниципальные и частные. Многие проблемы формирования и использования базы данных музеев зависит от соблюдения принципов изучения и использования фондов, взаимосвязи воспитательной работы и экспозиционно-выставочной. В современном мире четко определился строго научный подход к проектированию экспозиции, потому как экспозиция – это конечный результат всей работы музея.

      Несмотря  на существование различных, в том  числе альтернативных форм музейных учреждений, именно наличие экспозиции модно считать определяющей, специфической чертой музея. «Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений»1. Среди традиционных форм музейной деятельности - комплектования фондов, хранения, изучения и популяризации - экспонированию принадлежит особая роль.

      Организационный процесс при участии в выставке делится на три этапа: предвыставочная работа, работа на выставке и работа после выставки. Даже если открытие выставки еще очень далеко, подготовку к ней следует уже начинать. План нужно составить так, чтобы в него вошли все те важнейшие условия, без выполнения которых не обойтись, чтобы по-настоящему подготовиться к выставке.

      Цель  настоящей работы – анализ музейно  – выставочной деятельности на примере Музея художественной культуры Новгородской земли.

1. Экспозиционно-выставочная работа в деятельности музея

 

      Результаты  научно-исследовательской работы музеев находят отражение, прежде всего, в работе с музейным собранием, в экспозиционной работе.

      Экспозиционная  работа – одно из основных направлений музейной деятельности, отвечающее за создание экспозиций. Она включает: 1) проектирование экспозиции (научное проектирование – разработка основной идеи и конкретного содержания; художественное проектирование – разработка архитектурно-художественных принципов и решений; техническое и рабочее проектирование – монтаж экспозиции); 2) демонтаж экспозиции; 3) реэкспозицию (обновление старой экспозиции без полного демонтажа).

      В отечественном музееведении отсутствует  единое понимание ключевого понятия экспозиционной работы – «экспозиция» (от лат. «expositio» – выставлять, выкладывать). А.И. Михайловская в 1964 г. определяла экспозицию как «совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения». В словаре «Музейные термины» 1986 г. говорится, что экспозиция – это «часть музейного собрания, выставленная для обозрения».

      Данные  определения не вполне удовлетворительны, т.к. в этом случае обозначить разницу  между «выставкой», «экспозицией» (формами  экспозиционной работы, нацеленными на создание особого образа, музейной среды) и, скажем, хранением на открытом доступе, позволяющем обозревать собранные музеем предметы и коллекции так, как они хранятся в фондах, практически невозможно

      А.М. Разгон в своем учебнике «Музееведение. Музеи исторического профиля» дает следующее определение «экспозиции»: «Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений». Это определение, на наш взгляд, также не указывает специфику собственно экспозиционной работы по сравнению с другими формами работы с посетителем. Эта специфика как раз проявляется в создании специфической музейной среды, в которую включается затем и посетитель, становящийся как бы участником тех процессов, которые отражает экспозиция.

      Наиболее  полным нам представляется определение  А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов».

      Экспозиции  по времени существования могут  быть постоянными и временными. Временные  экспозиции называют выставками. Выставки могут быть стационарными, не рассчитанными  на перемещение с места на место, могут быть передвижными – рассчитанными и на демонстрацию вне музея.

      По  задачам своей организации экспозиции делятся на тематические (раскрывают какой-то сюжет); фондовые (представляют предметы, обычно хранящиеся в запасниках (фондах) и редко демонстрируемые публике); отчетные (рассказывают об итогах какого-то направления работы музея (комплектования, реставрации и т.д.)

      Экспозиции  состоят из отдельных экспозиционных комплексов – тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования. Выделяют несколько типов экспозиционных комплексов: тематические (есть мнение, что только тематические комплексы следует относить к экспозиционным, т.е. это понятия-синонимы); жизненные (естественные) – биогруппы, панорамы и диорамы, типовые – мемориальные, коллекционные. Иногда к экспозиционным комплексам относят весь демонстрационный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый стиль. Участники экспозиционной работы называются экспозиционерами. Экспозиционер – научный сотрудник музея, задействованный в процессе создания экспозиции (иногда в число экспозиционеров включают и штатного художника).

      Музейные  предметы в процессе экспозиционной работы выставляются для обозрения, становятся экспонатами (структурной частью экспозиции), встраиваются в систему образов, раскрывающих определенную тему, формирующую знание по этой теме и эмоционально воздействующую на посетителя. Под экспонатами в отечественном музееведении подразумеваются и музейные предметы, и сопровождающие их научно-вспомогательные материалы (копии, воспроизведения, схемы, карты и т.д.). Для большинства отечественных музееведов понятия «экспонат» и «экспозиционный материал» – синонимы. Зарубежное музееведение чаще всего относит к экспонатам только демонстрируемые музейные предметы (подлинники) и разводит понятия «экспонаты» и «экспозиционный материал».

      Порядок группировки и организации экспозиционного  материала определяет метод построения музейной экспозиции. Методы построения экспозиции развиваются с музейным делом. Первым по времени появления методом построения экспозиций можно считать систематический метод. В результате его применения появляются систематические экспозиции, т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Часто такой метод экспозиции применяется в естественнонаучных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических. Такой принцип организации экспозиции предпочитают академические музеи.

 

      2. Анализ музейно-выставочной работы

 

      Государственный музей художественной культуры Новгородской земли создан в Великом Новгороде в 2002 году. Музей располагается на территории Десятинного монастыря - памятника архитектуры XIV в. Именно на этом месте в 1170 году, во время известной битвы новгородцев с суздальцами, состоялся вынос чудотворной иконы «Знамение», которая, согласно легенде, спасла Новгород. Временем возникновения монастыря считается 1327 год.

      Музей находится в сестринском корпусе  Десятинного монастыря, построенном в 1845 году. Десятинный монастырь  - один из 8 существовавших в древности в пределах окольного города -  почти полностью сохранил свою территорию, планировочную структуру и большую часть застройки.

       В музее представлены произведения искусства новгородских художников конца XX - начала XXI в. Уровень экспонирования соответствует высоким мировым музейным стандартам и традициям. Экспозиция представляет традиционное искусство новгородских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. У каждого из них свой стиль, своя манера работы. Произведения изобразительного искусства выполнены в разных техниках: живопись, графика (акварель, пастель, офорт, карандашный рисунок, линогравюра и т.д.). Работы принадлежат кисти выдающихся мастеров Новгорода, участников и лауреатов международных конкурсов и выставок, в том числе народных и заслуженных художников России. Особый интерес представляет декоративно-прикладное искусство. Великолепные гобелены и батик, а также произведения из стекла и фарфора, в которых художники продолжают традиции крупнейших на северо-западе начала ХХ в. заводов семьи Кузнецовых («кузнецовские заводы»).

      Уникальным  объектом музейного показа является ц. Успения на Волотовом поле, близ Великого Новгорода. Согласно Первой новгородской летописи, церковь построена в 1352 г. по заказу архиепископа Моисея, а в 1363 г. храм был расписан. Стены церкви украшали около 200 композиций.  В годы Великой Отечественной войны памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров. В 2001 г. между Россией и Германией было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении храма и его фресок. Реставрация уникального памятника под руководством выдающихся новгородских реставраторов, лауреатов Государственной премии РФ Кузьминой Н.Н. и Красноречьева Л.Е. осуществлена в 2001-2003 гг. с сохранением на стенах участков древней живописи. Официальное открытие церкви состоялось 28 августа 2003 г. 

      Государственный музей художественной культуры Новгородской земли широко известен на территории России и за рубежом. Для тех, кто интересуется новгородским искусством, музей проводит мастер-классы, встречи с художниками, тематические занятия с детьми, выездные выставки, «выставки одной картины» и др. мероприятия. 

 

3. Анализ действующей выставки музея «Похищение Европы»

 

      Открытие  персональной выставки Николая Локотькова «Похищение Европы» прошло в рамках 60-летия со дня рождения.

      

      Николай Михайлович Локотьков с 1972 года активно  занимается изобразительным творчеством. Участвует в выставках: городских, межрегиональных, республиканских, всесоюзных, международных. В 1982 г. принят в Союз художников России.  В 2001 году Н.М. Локотьков становится учредителем Автономной некоммерческой организации «Старорусский центр интеллектуального развития «Введенская сторона». В 2007 году журнал получил грант Президента Российской Федерации в области культуры на создание Интернет-версии «Введенской стороны». В  2009  году Локотьков Н.М. был награжден премией им. Д.С. Лихачева «За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России», и премией правительства РФ в области СМИ «За вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия страны, воспитание и просвещение молодежи».

      На  выставке  Николая Локотькова, зритель откроет для себя непривычный художественный мир. Характер его работ слишком ярок и неожиданен, чтобы их тут же можно было понять и принять. Локотьков всегда думает о самом зрителе, жаждет взаимопонимания с ним. И его искусство — своего рода прямая речь, обращенная в выставочный зал.

      Творчество  Николая Локотькова очаровывает  духовным здоровьем, гармоничностью мировосприятия, приемлющего добро и правду, как основу жизни.

 

4. Проект совершенствования музейно-выставочной работы музея           

 

      Творчество Федота Ивановича Шубина (1740−1805) издавна привлекает внимание исследователей русского искусства. Однако малое количество публикаций, посвящённых выдающемуся скульптору,  обнаружение ранее неизвестных работ мастера, появление новых биографических данных настоятельно требуют, как пересмотра ряда существующих понятий и представлений о творчестве скульптора, так и восполнения имеющихся в нём лакун.

      Прежде  всего, это касается стажировки Ф.И. Шубина за границей, где происходило  его профессиональное формирование как мастера европейского уровня.  Изучение этого периода жизни и творчества скульптора было затруднено по ряду причин объективного характера: утрата многих работ, недостаточно полное освоение документального материала. Существовали и субъективные причины, препятствовавшие детальному изучению проблемы влияния европейского искусства на творческое становление русского мастера. Во время создания большинства трудов о Шубине отечественное искусствоведение находилось под влиянием определённой идеологии. Это проявилось, с одной стороны, в явной или скрытой тенденциозности некоторых оценок произведений мастера (отнесение к реализму и пафос социального обличения), с другой стороны, в недостаточном внимании к роли в творчестве Шубина традиций западноевропейского искусства во всём многообразии памятников античной пластики и скульптуры нового времени. В публикациях о Шубине, как правило, отсутствовал сравнительный анализа заграничных работ мастера и произведений его европейских коллег, практически не использовались труды иностранных искусствоведов.

      Для нас абсолютно ясно, что талант Шубина наиболее ярко выразился в  портретной скульптуре, и для полного  понимания его эволюции важнейшую роль играют римские портреты.  В 1771 году И.И. Шувалов заказал Федоту Шубину три портрета: Екатерины II, Ф.Н. Голицына и свой собственный.

      Работая в Риме над образом Екатерины II, Шубин старался в меру сил начинающего художника решить соответствующую задачу прославления мудрости и добродетелей государственной власти, используя античные традиции в их французском понимании. Несмотря на некоторые технические недостатки, образ получился удачным, в духе эпохи Просвещения. Сравнение римского портрета императрицы и последующих, гораздо более значимых во многих отношениях, позволяет нам сделать предположение, что успех произведения молодого скульптора был в значительной мере обусловлен идеализацией модели, а также удачным воплощением модных эстетических концепций. 

      Наиболее  ярко традиции античного ваяния проявились в портрете       Ф.И. Голицына, который по композиционному построению, мягкой светотеневой моделировке формы и мечтательному, лирическому настроению напоминает бюсты юношей эпохи императора Августа. Вместе с тем, работа Шубина, отличаясь большей близостью натуре, имеет также характерные черты французской скульптуры (в трактовке причёски, в обработке материала) и  полностью соответствует духу своего времени.

      Барельефный портрет И.И. Шувалова свидетельствует о том, что изучение античной традиции Шубиным шло одновременно с углублённым постижением натуры. В этом портрете начинающий скульптор сделал, по-видимому, первую попытку не просто правдиво запечатлеть натуру, но передать многосложность кроющейся в ней жизни. Сравнение портрета И.И. Шувалова с работами Пигаля, Вассе и Гудона показало, что Шубин, находясь в общем русле французской скульптуры с её творческим подходом к античным традициям, по-прежнему ближе всего стоял к своему учителю, нежели мастерам следующего поколения.

      Портреты Ф.Г. Орлова и А.Г. Орлова, созданные в Риме, стали кульминацией и логическим завершением пенсионерского творчества          Ф.И. Шубина. Он дважды изваял портреты братьев Орловых: по их собственному заказу в конце 1771 года и по заказу герцога Глостерского в первой половине 1772 года. Вполне вероятно, что каждый из братьев заказал портрет по своему вкусу и статусу. Так появился мраморный бюст А.Г. Орлова, главнокомандующего русской эскадрой, которая разгромила турецкий флот в Чесменской бухте. А изображение Ф.Г. Орлова было сделано в форме барельефа.

      Выполняя  заказ британского герцога, пожелавшего иметь барельефные изображения братьев Орловых, Шубин мог абсолютно точно повторить портрет Фёдора и скопировать в рельефе правый профиль бюста Алексея. Сопоставление принадлежащего Русскому музею бюста Орлова-Чесменского с барельефом из Англии показало явное сходство обоих изображений, полное совпадение принципов формообразования и трактовки деталей.  Более того, стилистически бюст А.Г. Орлова органически вписывается в ряд римских антикизированных произведений Ф.И. Шубина. В то же время обнаруживаются очевидные расхождения между ним и работами скульптора, исполненными сразу же после возвращения из-за границы. Вне зависимости от того, был ли бюст А.Г. Орлова-Чесменского полностью завершён или только начат в Италии, это интереснейшее произведение как по духу, так и по формальным приёмам должно быть отнесено к римскому периоду творчества Ф.И. Шубина. Это подтверждает и стилистический анализ бюста, и история создания находящихся в Англии барельефных портретов братьев Орловых.

      Находясь в центре античной культуры и испытывая, как и все бывшие там художники, её непосредственное влияние, русский скульптор остался верен традициям французской пластики третьей четверти XVIII века, главной отличительной чертой которой было традиционно почтительное отношение французских ваятелей к натуре.

      На  сегодняшний день известны девять работ, бесспорно исполненных, или, по крайней мере, начатых, Шубиным во Франции и Италии. Все они относятся к жанру портрета. Каждое произведение вводилось в научный оборот по мере своего обнаружения. Однако до сих пор не было сделано попытки комплексного исследования пенсионерского творчества Шубина, в котором учитывались бы все накопившиеся новые материалы, а также достижения зарубежных специалистов в сфере изучения европейской скульптуры второй половины XVIII века.

        Этими обстоятельствами обусловлена актуальность проведения выставки: «Пенсионерское творчество Ф.И. Шубина в контексте традиций европейской пластики», которое имеет немаловажное значение для изучения, как творческой биографии мастера, так и путей развития русской скульптуры в целом.

 

Заключение

      Духовное  богатство любого народа предопределяется его способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции, формировать подрастающее поколение.

      Существенную  роль в решении этой задачи играют музеи, которые сохраняют, реставрируют, классифицируют и экспонируют ценности истории и культуры. Каждый предмет музея – это оживший подлинник национального наследия, достояния отечества, имеющего духовную ценность. Необходимо, что бы музейные ценности не оставались вещью в себе, а были востребованы обществом.

      Современный музей не может быть кладезью раритетов, он органично вписывается в окружающую жизнь, принимает на себя обеспечение преемственности культурно-исторического развития, вовлеченный в мир духовных ценностей.

   

Список  литературы

 
    1. Выставки  России: цифры и факты // Удача-Экспо. – 2007. - № 3. – с.27-29.
    2. Гормин В. В. .Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»\\Достопримечательности Новгородской области\Сост. Н. М. Иванов.—Л.:Лениздат, 1982
    3. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988.
    4. Рост рынка выставочной индустрии в России стабилизировался // Удача-Экспо. – 2007. - № 11. – с.35-36.
    5. Симонов К.В. Цена и качество выставки должны соответствовать друг другу // ЭКСПО ВЕДОМОСТИ. – 2006. - № 5. – с.12-15.
    6. Фирдман С. Как показать товар лицом: выставки и презентации. - М.: КОНСЭКО, 2004. – 190 с.
Музей художественной культуры Новгородской земли