Музыка и методика музыкального развития с практикумом» Ритмика. Методы обучения пению

Областное бюджетное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Ангарский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Музыка и методика музыкального развития с практикумом»

Ритмика. Методы обучения пению.

     

                            

                                                                         Выполнила студентка II курса

                                                                          заочного отделения, 121 группы

                                                                         специальность 050144

                                                                         «Дошкольное образование»

                                                                         Киселёва Анна Николаевна

 

                                                                          Проверила: Петровская С.Л.

                                                                         Оценка__________

 

 

                                                    

 

 

 

 

2013

Содержание:

1.Введение

2.I. Цели и задачи ритмики.

   II. Виды ритмики в детском саду.

3. III. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

  IV.  Методика обучения пению детей 6-7-го года жизни

4.Заключение

5.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение. Ритмика как вид музыкальной деятельности.  

 

     Ритмика – исполнительский вид музыкальной деятельности, где содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении.   

   Основа ритмики – музыка. Дети, какого бы возраста они ни были, должны всегда помнить, что ритмика – умение слушать и пропевать музыку в движении.   

 Специфика ритмики  состоит в том, что художественные  образы воплощаются только с  помощью выразительных движений. Следовательно, ритмика развивает  творческое воображение эффективнее,  чем другие виды музыкальной  деятельности.

      Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Именно через движения они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия ритмикой доставляют детям радость, организуют внимание, развивают волю, повышают жизненный тонус. Невозможно переоценить значение музыкально-ритмических движений для формирования культуры тела. Пластика детей постепенно приобретает красоту, грациозность и естественность.

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

       I .Цели и задачи ритмики.

 

       В музыкально – ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.

     Главной целью уроков ритмики является – активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления.

      Цель ритмики состоит также в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

     Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей.

     Также задачами  ритмики является:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

-формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

     Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

 

II. Основные источники движений ритмики, виды ритмики в детском саду.

 

      Рассмотрим динамику развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.

     Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

      Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

      В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. ритмика музыкальный игра движение

      Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

      На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики: 1) музыкально-ритмические упражнения; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры.

      Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и др.). Например, в средней группе упражнения «Пружинка» (русская народная мелодия), «Веселые мячики» (музыка М. Сатулиной), «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне» (музыка М. Раухвергера): ребята начинают легко, ритмично, с настроением «скакать» под динамичную, стремительную музыку.

      Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Вертушки» (украинская народная мелодия), «Упражнение с лентами» (музыка В. А. Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрийская народная мелодия). Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

      Следующий  вид ритмики - танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.

      К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска» (чешская народная мелодия «Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса), хороводы «Елочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др. Особое место в этой группе занимает характерный танец--плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и др.).

       К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев.      Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия), «Танцуйте, как я» (музыка В. Золотарева), «Мы веселые матрешки» (музыка Ю. Слонова) и др.

      Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития.    Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, с родными традициями - все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

      Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных - выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» (музыка С. Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением (на подпрыгивании) зайца и т. д. В несюжетной игре «Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.

     В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача - передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах», в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг (уменьшается и расширяется): дети идут к центру и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы. (Фортепианную партию следует сыграть отдельно.) Для ощущения многократно повторяющегося ритмического рисунка (с небольшим изменением в последней вариации) детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях. 

 

III. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

 

       На третьем году жизни певческий голос ребёнка начинает формироваться – певческого дыхания ещё нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

      Рассмотрим методические приёмы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни.

      Основным является эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, её характер, настроение.

     Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни.

     Кроме этого, используются игровые приёмы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у», - напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?». Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.

     Разучивая с детьми песню, педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким.

     Когда песня выучена, можно использовать разные игровые приёмы. « К нам пришёл мишка, пусть он посидит и послушает, как хорошо мы поём», - говорит педагог. Во время пения песни « Ёлка» Т. Попатенко на слова « да-да-да» дети прихлопывают, а исполняя песню « Праздник» Т. Ломовой ( во втором куплете) , показывают, как «играют на трубе».

    Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.

    В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребёнка, отмечать его исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.

      В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.

 

     IV. Методика обучения пению детей 6-7-го года жизни

 

       У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким — это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами.

      В свою очередь, систематический показ правильного исполнения, указание не разрывать слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы, процесс самого пения способствуют выработке широкого дыхания. У детей расширяется диапазон.

      Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до1-ре2).

     В программе обучения для подготовительной группы в области пения определяются следующие задачи:

- учить детей петь, выразительно ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах (до1-ре2) правильно передавая мелодию;

- брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы;

- учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;

- петь индивидуально и коллективно;

- развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность;

- развивать стремление самостоятельно исполнять песни.

     Для детей этого возраста программа предлагает разнообразный репертуар, как по содержанию, так и по форме. Музыкальный язык песен отличается выразительностью. 
    Характер песен, их жанровая основа разнообразны:

- песня-марш,

- песня-вальс,

- песня-полька;

- торжественные,

- веселые,

- игровые,

- шуточные,

- бодрые,

- лирические песни и т. д.

     Возросшие возможности детей позволяют музыкальному руководителю успешно выполнить программные задачи.

     Целью методики является раскрытие лишь отдельных методических приемов, характерных для работы по пению с детьми этого возраста. В работе с детьми этого возраста 6ольшое внимание уделяется распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса.   Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению.

     Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни. В работе можно использовать как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую поставил педагог перед разучиванием той или иной песни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      4. Заключение

 

      Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы должны помогать детям увидеть красоту в природе, в труде, учить волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

       Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используются прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях нужно тщательно отбирать музыкальный материал.

      Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях  развивается каждый ребенок.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, учитываются физиологические особенности ребенка, методика работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развивается слух и эмоциональная отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учатся петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятияхдети учатся: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Бабаджан Т. С. и  др. Музыкально-ритмическое воспитание  в дошкольных учреждениях. —  М., 1930.

2.Ветлугина Н.А., Кенеман  А.В. Теория и методика музыкального  воспитания в детском саду. –  М., 1983.

3.Ветлугина Н.А. Музыкальное  развитие ребенка. - М., 1968.

4.Метлов Н.А. Музыка  – детям. – М., 1985.

5.Методика музыкального  воспитания в детском саду/ Под  ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989.

6.Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.

7.Музыка и развлечения  / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. — М., 1967.

8. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5- 6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада /Сост.Т.М. Орлова, и др.- М.: Просвещение, 1990

9. Хрестоматия по методике музыкального воспитания /Сост. О.О.Апраксина .- М.: Просвещение, 1987 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Музыка и методика музыкального развития с практикумом» Ритмика. Методы обучения пению