Музыка как средство развития детей с нарушениями интеллектуального развития

План.

Введение.

  1. Музыка как средство развития детей с нарушением интеллекта.
  2. Клинико-психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития
  3. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития.
  4. Методика проведения музыкальных занятий с умственно отсталыми детьми.
  5. Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

         Музыка занимает важное место в системе воспитания. Она обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Через музыкальное искусство ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

  Гуманистические ценности, усвоенные через музыку, активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Музыкальная деятельность (восприятие, пение, движение под музыку, игра на инструментах) обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка.

Усвоение ребенком с  интеллектуальными нарушениями  культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.

Коррекционное воздействие  музыкальных занятий на ребенка  с отклонениями в интеллектуальном развитии может реализовываться в нескольких направлениях:

- коррекции психосоматических  нарушений;

- коррекции отклонений  в психоэмоциональной сфере;

- помощи в преодолении  сложностей в социально-адаптационных  проявлениях (коммуникативно-рефлексивных  процессах);

- активизации творческих процессов, повышения художественно-эстетических потребностей ребенка как пути самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Музыка как средство развития детей с нарушением интеллекта.

 

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность имеют  огромное значение для «возрождения» ребенка, раскрытия его души, оказывают положительное воздействие на всестороннее его развитие. Разнообразные музыкальные тембры, ритмы, темпы обогащают опыт малышей, влияют на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, плясок, активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух. Занимаясь с умственно отсталыми детьми, педагоги используют музыку как эмоциональную основу для общения малышей с окружающими людьми, а также для развития взаимодействия со сверстниками. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста является необходимым условием для их успешной социализации. Контакты с другими детьми дают малышу дополнительные эмоциональные впечатления, развивают его подражательные способности, активизируют его восприятие окружающей действительности. 
      Музыкальное воспитание закладывает в души детей надежду на добро, веру в его победу над силами зла, воспитывает чувство возвышенности, учит умению проявлять свои эмоции. Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, решая их специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений. 
      Программой выделяются следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и танцы, игра на элементарных музыкальных инструментах, театрализованная деятельность. 
      Слушание музыки способствует развитию эмоциональной сферы, слухового внимания и слухового восприятия, музыкальности. 
      Пение (подпевание) стимулирует речевую деятельность, развивает внимание, способствует развитию запоминания; формирует певческие навыки, музыкально-слуховые представления. 
      Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, координации движения, развитию ритмического чувства. 
      Игра на элементарных музыкальных инструментах способствует развитию слухового и музыкального восприятия, чувства музыкального ритма, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми.     

В процессе овладения  этими видами деятельности создаются  возможности не только для художественного  развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Клинико- психолого- педагогические основы музыкального воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.

 

В современных подходах использования искусства (в частности  музыки) в коррекционной работе с  детьми с нарушениями интеллектуального развития можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связанное с положительным воздействием музыки на различные функции организма), психотерапевтическое и психологическое (связанные с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу личности), социально-педагогическое (обеспечивающее повышение эстетических потребностей, расширение общего и музыкального кругозора, активизацию потенциальных возможностей ребенка с нарушениями интеллектуального развития в музыкальной деятельности и творчестве).

Научное осмысление отечественными учеными медиками механизмов воздействия  музыки на организм человека началось в начале XX в.

Психофизиологическое  направление связано с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что положительные эмоции, получаемые от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют регуляции психоэмоционального состояния, мобилизуют его резервные силы. В то же время отрицательные эмоции (в первую очередь страх) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может даже стать причиной смерти.

Дальнейшее изучение влияния музыки на функции организма, проводимое врачами, психологами, показало, что спектр воздействия музыки на организм достаточно широк. Мелодичная музыка обеспечивает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей, используется в восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И. М. Гринева).

Положительное влияние  музыки на центральную нервную систему  отмечали психиатры А. Л. Гройсман, В. Райков. Нормализацию деятельности сердечнососудистой системы в процессе восприятия музыки, исполняемой на кларнете и скрипке, наблюдала С. Мамулова. Лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны С. В. Шушарджаном.

Обнаружено подавляющее  воздействие определенных музыкальных  программ на культуры микрофлоры организма  человека (в работах С. В. Шушарджана, А. А. Стехина, Г. В. Яковлева и др.). С. В. Шушарджаном разработан метод музыкально гармонизированной электростимуляции рефлекторных зон и точек акупунктуры. Он основан на сочетании воздействия на точки акупунктуры электрических импульсов музыкального произведения с его синхронным прослушиванием. При этом музыкальные произведения подбираются самими пациентами по принципу наличия у них положительных эмоций от музыки.

Музыкальная терапия  является одним из методов безлекарственной терапии и профилактики широкого спектра заболеваний. Одни из важнейших элементов, определяющих успех музыкотерапии — выявление музыкальных предпочтений и выбор ритма в качестве диагностического критерия. Это связано с тем, что все биохимические и физиологические процессы в организме человека протекают с определенной последовательностью, ритмично. Выявление с помощью музыкального компьютера ритмического спектра организма посредством выбора предпочтительных музыкальных ритмов пациентом служит одним из методов диагностики в музыкотерапии, который дает возможность в дальнейшем планировать программу воздействия музыкой, ритмом на организм.

Многие положительные  выводы отечественных ученых лежат  в основе научного обоснования возможности  использования музыки в коррекционной работе как со взрослыми, так и с детьми с нарушением интеллекта.

В исследованиях показано, что музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует и на взрослого, и на ребенка, вызывая изменения  кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызывать или ослаблять возбуждение.

П. Н. Анохин, изучавший  вопросы влияния мажорного и  минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает во время работы и отдыха.

Е. З. Яхнина показала, что  целенаправленное восприятие музыки детьми с нарушением слуха содействует  формированию у них речевой функции, интонационной стороны устной речи. При декламации песен под музыку, выполнении специальных речевых упражнений под музыку дети легче овладевают высотными и динамическими модуляциями голоса, темпом речи, ее слитностью, ритмической организацией слов, фраз, что обусловлено близостью определенных интонационных структур в музыке и речи.

Пение развивает голосовой  аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые  связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Врачи, логопеды используют пение при лечении заикания и наблюдают выраженную положительную динамику в коррекции данного дефекта речи.

Занятия музыкально-ритмическими движениями, основанные на взаимосвязи  музыки и ритмики, повышают общий  жизненный тонус детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной), вырабатывают правильную осанку, скоординированный мышечный тонус, формируют произвольность психических функций. А соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей.

Наряду с возможностями  музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки. В практике психокоррекционной работы в процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу она выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

Психологический аспект воздействия музыки на ребенка с нарушением интеллекта связан прежде всего с коррекцией нарушений познавательной, эмоционально-личностной сферы детей данной категории, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Влияние музыки на развитие и коррекцию психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирование произвольности, целенаправленности процессов подтверждается исследованиями С. М. Миловской, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведевой.

Во время пения, музыкальных  движений в коллективе ребенок с нарушением интеллекта проявляет свои индивидуальные особенности, учится подчинять свои действия общим задачам. Влияние музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или наказания, поскольку она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждать ребенка к сопереживанию, формированию его внутреннего мира. Музыка, с которой ребенок соприкасается в дошкольном возрасте, формирует его поведение и регулирует эмоциональные проявления в коллективе, семье. Коррекционные возможности музыкального искусства по отношению к ребенку связаны с появлением у него позитивных переживаний, рождением новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей. А активизация потенциальных возможностей ребенка в практической, художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Социально-педагогическое воздействие музыки на ребенка с нарушениями  интеллектуального развития связано с предоставлением ему неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в познании и утверждении своего Я. Создание ребенком продуктов музыкальной деятельности (пение, пляски, игра на инструментах) облегчает процесс коммуникации со взрослым и сверстниками на разных возрастных этапах. Музыка формирует представления ребенка об окружающем мире, расширяет музыкальный кругозор. В процессе музыкальной деятельности дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре музыкального произведения, передавая ее в пении, движениях. Отвечая на вопросы педагога, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьес, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Социально-педагогическое направление воздействия музыкой  осуществляется двумя путями: путем  воспитания способности эстетически  воспринимать действительность как  непосредственно в жизни, так  и через музыкальные произведения; путем деятельности, связанной с музыкальным искусством. Именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка с нарушениями интеллектуального развития посредством музыкального искусства в макросоциальной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития.

 

У умственно отсталых дошкольников, поступающих в специальные  учреждения, наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию. Недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку сохраняется у необученных детей-олигофренов до конца дошкольного возраста. Они остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки.

У части детей наблюдаются  неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. Но в значительной степени это зависит и от характера педагогических условий, в частности от музыкальной среды, которая окружала ребенка до поступления в дошкольное учреждение.

Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у умственно  отсталых детей на протяжении всего  дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в специальном детском саду, они начинают проявлять интерес к музыке, у них появляются любимые музыкальные игры, песни, пляски, инструментальные пьесы. Они уже могут чувствовать эмоциональный характер музыкальных пьес и адекватно передавать это настроение в движении, в подборе наглядного материала и пр. Это позволяет умственно отсталым детям создавать выразительные образы в ходе музыкальных игр, когда характер движений учитывает программность музыкальных пьес и общее эмоциональное настроение музыки.

Формирование умения чувствовать характер и адекватно  отзываться на музыку имеет большое  значение для эмоционального развития этих детей, для формирования определенной культуры эмоций.

Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых дошкольников является развитие слухового внимания. На первых порах они совершенно не умеют слушать самые простые и короткие музыкальные пьесы. Для обеспечения должной сосредоточенности в процессе слушания музыки во всех случаях учитывают качество представлений об окружающей действительности, которые уже имеются у ребенка, наличный жизненный опыт и опыт предметно-игровых действий. Поэтому музыкальное воспитание проводится в тесной связи с работой по организации ознакомления детей с окружающим миром, с формированием предметно-игровых действий и игр отобразительного характера. При этом большое значение имеет программность музыкального репертуара который предлагается для прослушивания, самостоятельного исполнения, музыкальных игр. Музыка не только привлекает внимание детей, заинтересовывает и доставляет удовольствие (что особенно важно с точки зрения музыкального развития), но и значительно обогащает, эмоционально окрашивает даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.

 

В процессе музыкального воспитания значительное место отводится  работе по развитию у детей мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического, ритмического слуха. Внимание детей  обращают на звучание различных инструментов (фортепиано, свирелей, детских гармошек, металлофона и пр.), учат различать голоса детей, животных и пр. Обучая прислушиваться к музыке, от детей добиваются способности воспринимать и различать некоторые качества звучания (громкость, длительность), улавливать изменения звуков по высоте, громкости, длительности. Детям показывают, как различать пространственные качества звуков (скорость следования звуков—темп), знакомят с простейшими ритмическими рисунками (ритмом повторности - равномерным ритмом, в старших группах — ритмом чередования).

При ознакомлении с различными характерными пьесами внимание детей  привлекают к тому, что определенный характер, настроение музыки зависят  от тех средств выразительности, которые в ней используются. Например, бодрый, веселый характер маршевой музыки зависит от громкости звучания, ритма, акцентирования сильной доли такта и пр. Постепенно у них вырабатывается умение различать песенную и маршевую музыку. У необученных дошкольников-олигофренов наблюдается грубое недоразвитие ритмического слуха. Они не слышат даже самой элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве их пения и движений под музыку. В самом начале обучения у них наблюдается разобщенность музыки и ритма движений: они не могут согласовать собственные движения с музыкой, не начинают и не заканчивают пение или движение вместе с окончанием мелодии. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, а не организует их. Это нередко заставляет воспитателей во всех возрастных группах действовать вместе с детьми, показывая им, что и когда выполнять. Но если это оправдано на первых этапах обучения, то в старших группах надо уделять особое внимание тому, чтобы дети прислушивались именно к ритму музыкального звучания, действия подчинялись ритму музыки, чтобы они могли самостоятельно выполнять те или иные движения под музыку: воспроизводить последовательные цепочки движений, используя эти умения в танцах, при создании музыкально-игровых образов, а также при исполнении песен. Для того чтобы усилить работу в данном направлении, проводятся специальные упражнения, способствующие развитию восприятия и воспроизведения детьми различных ритмических рисунков.

 

Важной задачей является развитие у детей способности  петь. Известно, что голоса у умственно  отсталых в большинстве случаев имеют весьма неблагозвучный оттенок: они часто говорят в нос, монотонно, голос отличается хриплостью, немодулированностью. Дыхание неровное, прерывистое, недостаточной наполненности. Нужно отметить, что воспитанники специальных дошкольных учреждений имеют очень маленький опыт пользования самостоятельной речью (у большинства из них речь начинает формироваться только на четвертом, а чаще на пятом году жизни). Поэтому музыкальные занятия имеют значение как для развития их голоса, так и для развития речи. В процессе пения речь детей приобретает определенную ритмическую организацию, происходит своевременное переключение и переход от фразы к фразе и пр. Даже дети, которые с огромным трудом воспроизводят стихотворные тексты, справляются с исполнением песен. Видимо, ритмическая структура стиха без музыкального сопровождения оказывается как бы лишенной опоры, функцию которой выполняет музыка. При наличии музыкального сопровождения задача воспроизведения ритмической структуры стихотворного текста значительно облегчается.

 

В ходе специальной работы по развитию исполнительских навыков у умственно  отсталых дошкольников значительно  развивается мелодический слух, появляется возможность голосоведения, выразительного пения, а также выразительность  самостоятельной речи. Улучшается и сам голос: он становится чище, подвижнее, звонче, длительнее. Существенно улучшается и состояние речевой моторики: этому в большей мере способствуют специальные упражнения, ритмические распевки со слогами, отдельными словами, пропевание отдельных фраз и пр. Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная организация (благодаря включению в музыкальное сопровождение), они приобретают плавность, увеличиваются в объеме, становятся более точными и т. д. При этом повышается их общая выразительность.

Наблюдения показывают, что занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации  движений, дают возможность переключаться  с одного вида движения на другой.

Они существенно влияют на личностный облик детей: у них форми руется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. К концу дошкольного периода умственно отсталые дети с удовольствием слушают музыку, у них появляются любимые песни, танцы, хороводы; они любят играть в музыкальные игры, создавая музыкально-игровые образы в соответствии с характером музыки и пр. У них значительно улучшаются все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма и лада.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушениями интеллектуального развития.

 

Организация работы по музыкальному воспитанию детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития имеет особенности. Они прослеживаются и во взаимодействии в работе нескольких специалистов (дефектолога, музыкального руководителя, психолога, воспитателя), в обязательном планировании коррекционной работы только после диагностического обследования детей, в создании заведующей и старшим педагогом детского учреждения необходимых условий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-направленного процесса музыкального воспитания.

Непосредственное руководство  музыкальным воспитанием осуществляется музыкальным руководителем. Проведение с детьми с  нарушением интеллектуального развития коррекционно-направленной работы по музыкальному воспитанию требует тесного сотрудничества музыкального руководителя с дефектологом, психологом и воспитателем группы. Это взаимодействие по-разному выражается на различных этапах работы по музыкальному воспитанию.

На первом этапе пребывания ребенка обязательно проводится его диагностическое обследование, в процессе которого выявляются имеющиеся у него отклонения в развитии. Психиатр, невропатолог, дефектолог, психолог предоставляют музыкальному руководителю результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. Музыкальный руководитель проводит диагностику уровня развития ребенка в музыкальной деятельности, только после этого он определяет возможности и перспективу развития ребенка средствами музыкальной деятельности, намечает пути и содержание коррекционного воздействия средствами музыки.

На втором этапе организации  музыкального воспитания взаимодействие всех специалистов проявляется в  совместном планировании коррекционно-развивающей  работы. На этом этапе выявляются коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения ребенка с музыкой, включения его в музыкальную деятельность. Намечаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру имеющегося нарушения в развитии, выбираются пособия, атрибуты и прочее оснащение педагогического процесса. Совместная работа на этом этапе может проходить в форме консультаций специалистов, коллективных обсуждений возникающих вопросов, наблюдений за детьми на занятиях и в свободное время дня и т. д.

На третьем этапе  проводится конкретная практическая работа музыкальным руководителем, воспитателем в группе, которая определяется соответствующими квалификационными характеристиками: музыкальный руководитель проводит занятия, музыкально-игровую, театрализованную и культурно-досуговую деятельность, где решает воспитательные, образовательные и коррекционные задачи средствами музыки, организует учебно-методическую работу по музыкальному воспитанию с педагогами; воспитатель организует микрохудожественную среду в группе, создает игровые зоны для музыкальной и театрализованной деятельности, наполняет их необходимыми материалами, атрибутами, включает игры с пением, со словом, музыкально-дидактические игры в повседневную жизнь детей, активно участвует в музыкальных занятиях, культурно-досуговой деятельности.

Организация коррекционной  работы по музыкальному воспитанию невозможна без общего руководства заведующей и старшего воспитателя или дефектолога  в детском саду. Оно проявляется  в двух направлениях.

Первое направление  можно определить как организационно-содержательное. В рамках этого направления заведующей и старшим педагогом планируется  вся работа дошкольного учреждения с включением раздела «Музыкальное воспитание» в систему помощи детям, контролируется выполнение требований, определенных Программой воспитания и обучения в детском саду. В процессе проведения работы оказывается помощь в организации семинаров, практикумов для воспитателей по музыкальному развитию детей. Совместно с музыкальным руководителем, психологом и воспитателями администрацией прорабатывается тематика педсоветов, теоретических семинаров и практикумов, на которых расширяются знания педагогов по воздействию музыкального искусства, а также совершенствуются их практические навыки в организации с детьми разных видов музыкальной деятельности (игр с пением, театрализованных, музыкально-дидактических игр). Во взаимодействии с музыкальным руководителем администрация ведет работу с родителями по включению их в совместную коррекционную музыкальную деятельность с ребенком. Формами такого сотрудничества могут быть родительские собрания, групповые консультации, тематические выставки, открытые занятия, праздники.

Второе направление  работы администрации имеет организационно-техническую  ориентацию. В рамках данного направления создаются необходимые условия для успешного осуществления коррекционно-направленной работы по музыкальному воспитанию, для оснащения педагогического процесса необходимым оборудованием: музыкальными инструментами (пианино, роялем), техническими средствами (музыкальным центром, магнитофоном, аудио- и видеокассетами); музыкально-дидактическими пособиями, методической и научно-педагогической литературой, игрушками; красивой мебелью.

Важное место в организации  работы занимает музыкальный зал, где проводятся занятия, праздники, развлечения. Создание атмосферы радости в музыкальной деятельности обеспечивается многими факторами, в том числе и оформлением зала. Для этого используются ковровое покрытие на полу, картины или эстампы, украшающие стены, зеркало вдоль одной из стен. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены зала и расположению музыкального инструмента (рояля, пианино). Для него выбирается такое место, где дети могли бы свободно располагаться справа от музыкального руководителя, у верхнего регистра клавиатуры, чтобы педагог во время движений мог видеть из-за инструмента всех детей. Оборудование зала в специальном дошкольном учреждении должно учитывать специфические особенности имеющихся у детей нарушений.

Музыка как средство развития детей с нарушениями интеллектуального развития