Музыка как вид искусства

     МУЗЫКА  В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

Тема: Музыка как вид искусства

  1. Выразительные возможности музыки и их использование при музыкальном оформлении клубных мероприятий

     Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

     Дать  одно исчерпывающе точное определение  явлению (или субстанции), называемому  «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

     Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.

     Форма музыки – это организация отдельных  звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся  друг с другом тонов – интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка - искусство временное, разворачивающееся  во времени, и ритм есть основной принцип  ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс (Б.Асафьев).

     В музыкальном искусстве присутствует различная степень конкретизации содержания. Прежде всего, в т.н. синтетических жанрах (опера, балет), в музыке со словом (хоровые и вокальные жанры), а также в таком роде произведений, которые называются программной музыкой. В них есть аналогия жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом или с идеей, эмоциональным настроем.

     Звукоизобразительность  в музыке больше всего другого  приближает ее к природному миру. Это  способность имитировать явления  природы, такие как: пение птиц (некоторые  композиторы-«орнитологи», например О.Мессиан, который изучал, записывал в нотах и передавал в новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц – он содержал их у себя дома); плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана (музыкальные «маринисты» – это прежде всего Н.Римский-Корсаков, К.Дебюсси, М.Равель, А.Руссель); бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена, в симфонической поэме Ветер Сибири Б.Чайковского). Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни. Например, пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана (выстрел Онегина в опере Евгений Онегин П.Чайковского, пулеметные очереди в части «Революция» из кантаты С.Прокофьева К XX-летию Октября), бой часов, колокольный звон (в операх Борис Годунов М.Мусоргского и Испанский час М.Равеля), работу механизмов, движение поезда и т.д.

       Все эти музыкальные звуки очень удобно использовать в музыкальном оформлении любых клубных мероприятий.

     Прежде  всего, следует классифицировать музыку в культурно-досуговой программе. Музыкальное оформление – это  включение в досуговую программу  музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной – в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.

     Каждая  культурно-досуговая программа имеет  свои специфические особенности, требующие  определенного музыкального решения в соот­ветствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т.д. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в культурно-досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.

     Важная  роль музыки проявляется в ее конструктивно-композиционной функции. Она способна придавать  культурно-досуговой программе композиционную стройность и завершенность. Так, музыкальный пролог, своеобразная экспозиция , музыкальные антракты, органически связывающие отдельные эпизоды программы, и музыкальные финалы, призванные завершить восприятие, поставить точку, помогают организаторам создать определенную композицию. Особенно ярко это проявляется при использовании лейтмотивов.

     Музыка  в зависимости от условий ее применения в досуговой программе может  нести самые разнообразные функции. Одной из важнейших функций музыки является эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.

     Одна  из функций музыки – создание атмосферы  действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, – помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Ярким примером музыкального решения темы вечера "Никто не забыт, ничто не забыто" служит использование музыки Шумана "Грезы" во время минуты молчания и возложения венков к памятнику павшим воинам.

     Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние  героев, их настроение, черты характера, склонности, темперамент, национальную и социальную принадлежность персонажей. Знание музыкального материала, возможностей музыки поможет организаторам полнее реализовать эту функцию музыкального искусства, точно создать социальный портрет персонажа, поскольку, как правило, в досуговой программе они носят обобщенный характер: солдат, матрос, крестьянин, рабочий, бизнесмен или сатирические образы: обыватель, пьяница, бюрократ и т.д. Соответственно их характеристикам подбираются произведения.

     Песня, инструментальная пьеса, короткая музыкальная фраза могут достаточно полно создать музыкальный образ персонажа или отдельных групп людей. Это имеет особенно важное значение для представлений на стадионах, улицах, площадях, в парках и т.д., в которых действие решается более пластически, чем словесно. Текст без микрофона донести до людей сложно, поскольку часто исполнителей и зрителей разделяет довольно большое расстояние. Здесь на помощь приходит музыка.

     Каждая  культурно-досуговая программа состоит из нескольких взаимосвязанных эпизодов. В практической работе учреждений культуры нередко сценаристы и постановщики используют музыкальные эпизоды. Музыкальный эпизод – относительно самостоятельный фрагмент или раздел программы, содержание которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка. Специфика музыкального эпизода заключается в том, что он обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен. В этом его сходство с музыкальным прологом-экспозицией: те же основные элементы, завершенное композиционное построение. Только в отличие от экспозиции, в которой происходит изложение основных тем или одной темы, в эпизоде тщательно разрабатывается одна из них или отдельный аспект главной темы.

     Музыкальный эпизод представляет собой синтез готовых  музыкальных произведений, принадлежащих одному или разным композиторам, в котором концентрируются сущность, содержание жизненного события, обладающего драматургической законченностью, то есть здесь есть завязка, кульминация и развязка. Создание музыкального эпизода – задача сложная, решение которой требует умения искусно монтировать музыкальные фрагменты, определенной музыкальной эрудиции. Неудачно подобранная музыка может затянуть темпоритм мероприятия. И наоборот, удачно вмонтированная пьеса, песня может быть внутренним стержнем эпизода.

     Музыкальный пролог – это начальный музыкальный  раздел, фрагмент песни или пьесы, произведение, музыкальная фантазия, имеющий целью подготовить развитие основных эпизодов досугового мероприятия, написанный в характере всего  представления или контрастный ему.

     По  своему функциональному значению музыкальный  пролог может выполнять роль вступления или экспозиции. Основная задача пролога-вступления – собрать внимание зрителей и  ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.

     Особенностью  музыкального пролога-экспозиции является то, что он представляет собой лаконичный и емкий рассказ о событиях, которые будут раскрываться в  основной части мероприятия с  помощью произведения музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественно-выразительного воздействия (слово, хореография, кино, пантомима и т.д.). Пролог имеет четкое структурное и сюжетное построение: вступление, изложение основных тем или темы, заключительную часть, которая нередко служит переходом к первому эпизоду мероприятия.

     Музыкальный пролог может быть представлен: увертюрой, музыкально-пластическим плакатом, музыкально-сценической  композицией, музыкальным видео, кинопрологом. Наиболее распространенной формой музыкального пролога является увертюра. В ней используются музыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные. Например, на тематической программе "Дорогами войны, дорогами побед" увертюрой служила песня А. Новикова "Дороги", на вечере "Слово о хлебе", инструментальная композиция на тему песни Б. Мокроусова "Зацветает степь садами".

     Своеобразным  музыкальным прологом является музыкально-поэтическая  композиция, представляющая собой органическое единство слова и музыки, обладающая лаконичностью, емкостью содержания, драматургической завершенностью. Так, на фестивале "Рок за мир" в качестве музыкального пролога были использованы поэтические произведения Б. Брехта, Г. Лорки, П. Неруды и фрагменты песен Г. Эйслера и С. Ортеги.

     Характер  музыкального пролога определяется спецификой и характером программы. В КВН – это музыкальный  выход и приветствие команд, в  концертных выступлениях рок-групп  – вступительная песня представление коллектива.

     На  праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляньях музыкальным прологом служат театрализованные костюмированные  шествия участников, марш-парады духовых  оркестров, кавалькады машин и другой техники, традиционные ритуалы и  парады самодеятельных коллективов и спортсменов на открытии фестивалей, спортивных праздниках.

     Музыкальные темы, прозвучавшие впервые в прологе, могут получить продолжение и  развитие по ходу программы. Так, в программе "Слово о хлебе" тема песни "Зацветает  степь садами" в прологе звучала торжественно, в эпизоде "Поле-судьба" – тревожно, "Солдатское поле" – скорбно, "Поле Гагарина" – величаво и т.д. 

  1. Основные  жанры народной музыки, их значение в музыкальном оформлении обрядов, праздников, массовых гуляний

     Народная музыка с давних времен прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни.

     Народная  музыка (музыкальный фольклор) —  вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальное народное творчество существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр (см. Гусли), скоморох, ашуг, акын, кюйши (см. Кюй), бахши, гусан, хафиз, олонхосут (см. Олонхо), аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и др. искусств, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных общественных формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального Н. т. — песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

     Жанровое  богатство народной музыки — результат  разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания). У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота и т.д. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (например, русская протяжная песня, румынская и молдавская дойна) и инструментальные (например, программные пьесы закарпатских скрипачей, болгарских кавалистов, казахских домбристов, киргизских комузистов, туркменских дутаристов, узбекских, таджикских, индонезийских, японских и др. инструментальных ансамблей и оркестров).

     В различных жанрах народной музыки сложились  разнообразные типы мелоса — от речитативного (карел, руны, русские былины, южно-славянский эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне- и средне-восточных музыкальных культур), многоголосия (полиритмическое сочетание полевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская кварто-секундовая и средне-русская подголосочная полифония, литовские канонические сутартине), ритмики (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений), ладо-звукорядных систем (от примитивных узко-объёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.), произведений в целом. Музыкальное народное творчество существует в одноголосной (сольной), антифонной (см. Антифон), ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны — от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе — скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

     На  основе народной музыки возникли практически  все национальные профессиональные школы, каждая из которых содержит образцы  различного использования фольклорного наследия — от простейших обработок народных мелодий до индивидуального творчества, свободно претворяющего фольклорное музыкальное мышление, законы, специфические для той или иной народной музыкальной традиции. В современной музыкальной практике народное творчество является оплодотворяющей силой как для профессиональных, так и для различных форм самодеятельного искусства.

     Народные  песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время  обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть.

     Народные  песни делятся на две группы. Они  бывают обрядовыми и необрядовыми.

     Обрядовые песни сопровождают определенные ритуалы: свадебные песни, песни, исполняющиеся  при рождении ребенка, песни, сопровождающие земледельческие обряды.

     Необрядовые песни – это песни, которые  поют на вечерках, на беседах. Они не сопровождают обряды. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные  эмоции, переживания народа.

     Тематика  народных песен весьма разнообразна. Бывают песни о любви, о тяжелой крестьянской доле. Существует целый цикл песен о рекрутчине (солдатские песни). Особое место в песенном фольклоре занимают исторические песни, где повествуется о важных исторических событиях и действуют реальные исторические персонажи. К народному песенному творчеству относится также жанр частушки, который появился относительно недавно. Частушка сформировалась в сельской местности на основе лирической песни немногим более 100 лет назад. До этого частушек не было. Интересно, что первые частушки исполняли исключительно парни. Они были, конечно же, о любви.

     С музыкальной точки зрения народно-песенное творчество характеризуется строгой  каноничностью и замкнутостью. Существуют образцы народной музыки, которые  передаются из поколения в поколение. Народные песни исполняются как сольно, так и хором. Многоголосие каждого народа, гармония народных песен уникальна.

     Христианская  церковь (не только на Руси, но и в  Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и  пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках  и в канонических церковных постановлениях. Известны, например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XI в. Якову Черноризцу, где говорится по поводу священников: «Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры и пьют, святые отцы повелевают соблюдать благообразие и принимать предложенное с благословением; когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы, встать (из-за стола), дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть и услышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то время, когда будет большой соблазн».

     Негативную  реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников.  «Смеховая» культура всегда была «кривым зеркалом» действительности, абсурдной «дурацкой» жизнью, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ  и верх, реальность и фантазия. Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и другой карнавальной атрибутики.

     Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Обряд был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

     Один  из самых древних жанров – хороводные песни. Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после пасхи. Распространенными были хороводы-игры  и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них:

        А мы просто сеяли, сеяли!

         Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!

     А мы просто вытопчем, вытопчем!

          Ой, Дид Ладо, вытопчем.

     Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во садочке» и др.

     В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением подблюдных песен – наступало таинственное время святочных гаданий. Одной  из наиболее старых подблюдных песен  является «Хлебная Слава», не раз привлекавшая внимание русских композиторов:

           А мы эту песню хлебу поем, Слава!

     Хлебу поем да хлебу честь воздаем, Слава!

     С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных восстаниях.

        Народная память хранила на  протяжении столетий многие прекрасные  древние песни. В  XVIII в., в период  становления профессиональных светских  жанров (опера, инструментальная  музыка) народное искусство впервые становится предметом изучения и творческого претворения. Просветительское отношение к фольклору ярко выразил замечательный писатель гуманист  А.Н.Радищев в проникновенных строках своего «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее... В них найдешь образование души нашего народа». В XIX в. оценка фольклора как «образования души» русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки до Римского-Корсакова, а сама народная песня – одним из источников формирования национального музыкального мышления. 

  1. Практическая  часть

Анализ  произведения П.И.Чайковского "Май" из цикла "Времена  года" 

     Значительное  место в творчестве Чайковского  принадлежит произведениям для фортепиано. Среди фортепианных пьес Чайковского преобладают миниатюры. Их содержание чаще всего лирика, описание природы, сельские сцены, быт народа, танцы. По-видимому, в жизни Чайковского эти миниатюры играли роль, аналогичную роли лирических стихотворений в жизни поэта. В фортепианных миниатюрах нередко отражаются мысли и настроения, которые составляют главное содержание крупных произведений того же периода. Поэтому в небольших лирических пьесах цикла "Времена года" композитор высказывает волнующие его мысли о судьбе человеческой, о жизни народа, личных переживаниях.

     Фортепианные  пьесы, составившие цикл "Времена  года", были написаны Чайковским в  течение 1876 года. Цикл "Времена года" - это пример русского фортепианного  стиля, а конкретно - фортепианного мелодизма Чайковского. Его истоки - в городской романсной мелодике. "Времена года" - это "…пьесы "малых форм" пианизма, потребные для исполнителя и слушателей вне величавых концертных эстрад, но с душевным содержанием, отвечающим зовам всего населения…".

     "Май.  Белые ночи". Музыка воплощает  то мечтательное томление, которое  охватывает человека в светлую  весеннюю ночь, постепенно перерастая  в восторженный порыв. Пьеса  состоит из 3 главных разделов. Основной  раздел Andantino,повторяющееся без изменений в конце пьесы, служит как бы рамкой, окружающей центральную часть пьесы Allegretto giocoso. Спокойные арпеджированные аккорды, сопровождающие мелодию, придают музыке основного раздела характер рапсодичности. Мелодические фразы, близки интонациям вздоха, напоминающие эхо-всё это говорит о тишине, наступившей в белую ночь, об одиночестве, всё наводит мечты о счастье.

     Развёрнутый средний раздел пьесы - взволнованный, порывистый - вносит большое оживление. Его квадратный си-минорный мотив  бесспорно танцевален, о этом свидетельствует уже сама структура первого восьмитакта АВ АВ, свойственная народным танцам, а оживленное рокочущее сопровождение придает танцевальной мелодии оттенок страстности. Волнение растёт, доходя до восторженно-радостного и светлого подъёма. После него - постепенный переход к "обрамлению". Теперь уже в этой тонкой романтической музыке успокаивается волнение, и от восторженных мечтаний мы возвращаемся к тихой картине весенней природы.

     "Май"  Чайковского - это ноктюрн. Но  в отличие от ноктюрнов Шопена, это русская музыка с её широкими мелодиями, попевно-подголосочной (термин Б.Асафьева) полифонией и плагальными оборотами.

     Произведение  «Май» П.И.Чайковского я использовал  для музыкального оформления некоторых  фрагментов театрализованного представления «Проводы зимы». Непосредственно отрывки этого произведения были использованы для выхода на сцену персонажа данного представления – Весны.

     В заключении хотелось бы сказать, что  все произведения Чайковского представляют собой большую художественную ценность. Его творчество сыграло немаловажную роль в утверждении мирового значения русской музыки и оказало влияние на её дальнейшее развитие. И я рад, что могу оценить творчество признанного мастера, который навсегда останется для всех любимым композитором. Его гениальные творения до сих пор продолжают волновать сердца миллионов людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Альшванг А. Опыт анализа творчества Чайковского. М.:1950г.
  2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. – Л., 1971. Кн. 1 и 2.
  3. Астафьев Б. Музыкальная форма как процесс.- Л.: Музыка, 1971.
  4. Арутюнов Д. Сочинения П.И.Чайковского в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1990
  5. Борев Ю. Эстетика. - М.: Политиздат, 1988
  6. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. - М.: Знание, 1981.
  7. Полякова Л. Времена года. П.И.Чайковский, М., 1960
  8. Сохор А.Н., Музыка, как вид искусства, 2-е изд. - М., Музыка, 1970-194с.
  9. Тельчарова Р.А.Музыка и культура (личностный подход). - М.: Знание, 1986.
  10. Холопова В.Н., Музыка как вид искусства, Санкт-Петербург, 2000-30 с.
Музыка как вид искусства