Музыка как вид искусства. Ее специфические особенности. Музыкальные жанры и направления

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Министерство образования  и науки Красноярского края

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное  заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Предметная  комиссия  социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  « Я В МУЗЫКЕ»

по учебной дисциплине:

«Музыка с практикумом  по хоровому пению»

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса  заочного отделения группы №

Специальность:  Дошкольное образование 

Королева  Евгения  Андреевна 

Проверила:   Мазеляускайте И.Р.

 


 

 

 

Красноярск, 2012

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Министерство образования  и науки Красноярского края

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное  заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Предметная  комиссия   социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Музыка как вид искусства. Ее специфические особенности.

Музыкальные жанры  и направления»

по учебной дисциплине:

«Музыка с практикумом  по хоровому пению»

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса  заочного отделения группы №

Специальность:  Дошкольное образование 

Королева  Евгения  Андреевна 

Проверила:   Мазеляускайте И.Р.

 

 


 

Красноярск, 2012

Содержание

Введение 

  1. Музыка как вид искусства
  2. Ее специфические особенности
  3. Музыкальные жанры и направления
    1. Народная музыка
    2. Детский фольклор 
    3. Вокальное исскуство
    4. Хоровая музыка
    5. Камерная музыка
    6. Симфоническая музыка
    7. Опера
    8. Балет

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Музыка  как живое искусство рождается  и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение  между ними происходит через музыкальные  образы, т.к. вне образов музыка (как  вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных  впечатлений и творческого воображения  зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в  музыкальном произведении.

С самых древних времен, начало которых даже самые дотошные человеческие науки установить не в  состоянии, первобытный человек  пытался сначала чисто чувственно приноровиться, приспособиться, адаптироваться к ритмам и ладам ритмически меняющиеся, развивающиеся и звучащего мира. Это зафиксировано в самых  древних предметах, мифах, легендах, сказаниях.

Даже  если в детстве она была для  него закрытой дверью, то в отрочестве он все равно распахивает эту  дверь и бросается в рок - или  поп-культуру, где жадно насыщается тем, что был лишен: возможностью дикого, варварского, но подлинного самовыражения. Но ведь потрясение, которое он при  этом испытывает, могло бы и не быть - в случае “благополучного музыкального прошлого”.

Таким образом, музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века. Когда человек относился к музыке, как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Богослужение сопровождало человека всю жизнь, питало его духовно и вместе с тем воспитывало и образовывало. С календарными земледельческими праздниками связана огромная песенно-танцевальная культура. Свадебный обряд в художественном преломлении - это целая наука о жизни. Народные хороводы - это обучение геометрии, воспитание пространственного мышления, не говоря уж о культуре знакомства, общения, ухаживания и т.д. Эпос - а это история - преподносился музыкально.

 

 

 

 

 

 

  1. Музыка как вид искусства

Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С др. разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т.д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и др. характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе музыки. Вместе с тем музыка существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой данного общества. В музыке используются и звуки неопределённой высоты (шумы) или такие, высота которых не принимается во внимание, однако они играют побочную роль. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений (созвучий) и горизонтальных последований - его форму.

В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные  состояния и процессы (а также  волевые устремления). Их ведущее  место в музыкальном содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой музыки, позволяющей  ей, с одной стороны, опираться  на многовековой опыт внешнего выявления  людьми своих эмоций и передачи их др. членам общества прежде всего и  главным образом посредством  именно звуков и, с другой - адекватно  выражать эмоциональное переживание  как движение, процесс со всеми  его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из  различных видов эмоций музыка воплощает  главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны  интеллектуальных и волевых качеств  личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке раскрывать не только психологические состояния  людей, но и их характеры. В максимально  конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и "заразительном" выражении эмоций музыка не знает  себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как "языка души" (А.Н. Серов).

В музыкальное  содержание входят также "художественные мысли", тесно связанные с эмоциями, "прочувствованные". При этом, однако, собственными средствами, без  помощи слов и др. внемузыкальных факторов музыка может выразить не все виды мыслей. Ей не свойственны предельно  конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и  предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций. Однако музыке вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и психических  явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным  состояниям человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.   Ее специфические особенности

Что заставляет душу поэта  танцевать? Музыка. Что заставляет художника  рисовать прекрасные картины, музыканта  петь прекрасные песни? Вдохновение, которое  даёт красота. Подобно тому, что мы зовём музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура –  это музыка, садоводство – это  музыка, фермерство – это музыка, рисование – это музыка, поэзия – это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, где изливается божественное вино, существует музыка.

Но среди различных  искусств музыкальное искусство  считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре  точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем  изучать себя, то обнаружим, что удары  пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь  зависит от ритмической работы всего  тела. Дыхание проявляется как  голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне  и звук внутри нас самих. Это музыка. Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в  мир, начинает двигать своими маленькими ручками в ритме музыки. Поэтому  не будет преувеличением сказать, что  музыка есть язык красоты единого, в  которого влюблена каждая душа.

В мире многие понимают музыку как источник развлечения, времяпрепровождения, а музыканта как затейника. Хотя нет никого, кто бы живя в этом мире, думая и чувствуя, не считал бы музыку самым священным из искусств, потому что фактически то, о чем  искусство живописи не может говорить ясно, поэзия объясняет словами; но то, что даже поэт находит трудным  для выражения в поэзии, выражается в музыке. Поэтому музыка не только выше живописи и поэзии, но фактически, музыка выше религии; поскольку музыка поднимает душу человека даже выше, чем так называемые внешние формы  религии. Это не следует понимать так, что музыка может занять место  религии; поскольку каждая душа настроена  не обязательно на ту высоту тона, где  она действительно может получить пользу от музыки, а так же любая  музыка не обязательно столь высока, чтобы возвысить человека, который  слушает её, сильнее, чем это сделает  религия. Однако для тех, кто следует  по пути внутренней веры, музыка является существенной для духовного развития. Причина этого заключается в  том, что душа, ищущая духовного развития, находится в поисках бесформенного  Бога. Бес сомнения, искусство действует  возвышающее, но оно в то же время  содержит форму; поэзия содержит слова, имена, предполагающие форму; но только музыка, при всей своей красоте, силе, очаровании, может вознести душу над  пределами формы.

Именно поэтому в древние  времена величайшие пророки были великими музыкантами. Например, среди  индусских пророков можно вспомнить  Нараду, который одновременно был  и музыкантом; Шиву, Богоподобного  пророка, изобретателя священной вины; Кришну, который всегда изображается с флейтой. Так же существует хорошо известная легенда из жизни Моисея, которая рассказывает о том, что  Моисей услышал божественное повеление  на горе Синай в словах Muse ke–«Моисей, внемли»; а откровение, снизошедшее  на него, состояло из тона и ритма, и  он назвал его тем же самым именем: Музыка; а такие слова как «Music»  и «Musike», произошли от того же слова. Песни и стихи Давида были известны на протяжении веков; его послание было дано в форме музыки. Орфей из греческих мифов, знающий тайну  тона и ритма, с помощью этого  знания имел власть над скрытыми силами природы. Индусская богиня красоты  и знания Сарасвати всегда изображается с виной.

Всё это говорит о том, что вся гармония имеет свою сущность в музыке.

Но кроме естественного  очарования, которым обладает музыка, она также имеет магические чары, которые можно испытать даже сейчас. Кажется что человеческая раса потеряла большую часть древне науки магии, но если и осталось что-нибудь, то это  музыка. Музыка, помимо силы, есть опьянение. Если она опьяняет тех, кто слушает, то настолько же сильно она опьяняет тех, кто играет или поёт сам. Она  даёт им гораздо большую радость, чем радость, испытываемая королём  от восседания на троне.

Опьянение музыкой затрагивает  глубочайшие части человеческого  существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. И красота  её заключается в том, что она  является как источником творения, так и средством его поглощения. Другими словами, музыкой был  создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику  его создавшему. Прежде чем механизм начнёт двигаться, он издаёт шум; прежде чем ребёнок сможет восхищаться  формой или цветом, он наслаждается звуком. И если есть какое-нибудь искусство, способное порадовать стариков, так  это музыка. Если есть какое-нибудь искусство, которое может наполнить  молодых жизнью и энтузиазмом, чувствами  и страстью, так это музыка. И  в то же время она есть что-то, что даёт человеку ту силу, мощь действия, которая заставляет солдат маршировать  под удары барабанов и звуки  труб.

А чему музыка учит нас? Музыка помогает нам тренировать себя в  гармонии, и именно в этом магия, или тайна, музыки. Когда вы слышите  музыку, которая вам нравится, то она настраивает вас на гармонию с жизнью. Поэтому человек нуждается  в музыке.

Многие говорят, что им не нужна музыка. Но на самом деле они просто не слышали её. Если б  они действительно слышали музыку, она бы затронула их души, и они  не могли не любить её. Если любви  нет, то это всего лишь значит, что  они не слышали её достаточно и  не сделали свое сердце спокойным  и тихим для того, чтобы слушать  её, наслаждаться и ценить её. Кроме  того, музыка развивает способность, с помощью которой человек  учится ценить всё, что есть хорошего в науки и искусстве, - в любой  форме человек может ценить аспект красоты. Тяжесть человеческого  тела и его сердца лишает его окружающей красоты. Его тянет вниз, к земле, поэтому он становится ограниченным. Такие чувства как нежность, терпимость, всепрощение, любовь, понимание всё  это приходит из лёгкости, в душе и теле.

Что замечательно в музыке, так это то, что она помогает человеку концентрироваться независимо от мысли; поэтому музыка представляется мостом над пропастью между формой и бесформенным. Если есть что-то интеллектуальное, эффективное и в то же время  бесформенное, то это музыка. Поэзия предлагает форму, линия и цвет внушают  форму, но музыка не намекает ни на какую  форму. Она создаёт резонанс, поднимая мысль над плотностью материи; она  почти превращает материю в дух  – в её изначальное состояние  – посредствам гармонии вибрации, затрагивающей каждый атом человеческого  существа. Красота линии и цвета  могут продвинуться очень далеко, но не дальше формы; радость аромата  может продвинуться чуть дальше; но музыка нашего самого глубокого, самого внутреннего бытия, и таким образом  производит новую жизнь, - жизнь, дарующую восторг всему существу человека, возвышая его до того совершенства, в котором лежит претворение  и исполнение человеческой жизни.

 

  1. Музыкальные жанры и направления

3.1. Народная музыка

Народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемая народом и бытующая в народных массах музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Русская народная музыка. Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки.

Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние  и на фольклор.

Инструменты в фольклорной  традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты  – гудок, гусли. Наиболее известные  духовые инструменты: дудка (она  же сопель, пищалка); жалейка (рожок) –  инструмент с одним или двумя  деревянными стволами, с раструбом  из рога; кувиклы. В летописях упоминаются  также военные трубы, охотничьи  рога, бубны. С 19-20 вв. распространение  в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул в каждом цикле, большая их устойчивость; здесь сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.

Древнее происхождение имеют  также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов, а также некоторые исторические песни. Коренная эпическая традиция дожила до 20 века в устном крестьянском творчестве в основном на русском Севере, а также у донских казаков.

Наиболее сложным в  музыкальном отношении жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в 16-17 вв. в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).

К самым поздним жанрам относятся получившие распространение  с 19 века:

частушки – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая песенка быстрого исполнения. Частушка особенно ярко раскрывает душу русского человека, распахивает целый мир человеческих характеров, переживаний, страстей. Гамма чувств, выраженных в частушке, простирается от легкой усмешки до ядовитой подковырки; не лишен этот жанр и определенной доли озорства, высказанного «соленным» словцом, не содержащих, однако, откровенного мата. Будучи откликом на какое-либо событие, обращенная к определенному лицу или слушателям, частушка отличается прямотой высказывания, реалистичностью, экспрессией.

городская лирическая песня (романс) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера. Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Но форме романс схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нем не обязательна та квадратура, та четность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде т.н. расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса имеет ясное и рельефное мелодическое очертание и отличается певучестыо. В романсе обращает внимание передача общего настроения текста, чем подробная иллюстрация его деталей. Интерес главным образом лежит в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для  пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, важнейший жанр камерной вокальной  музыки. Но он встречается и в  операх (например Р.Рауля в первом действии «Гугенотов»). Форма романса  перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles»: это - пьеса в коленном складе, с  преобладающим мелодическим значением, такие романсы пишутся для  фортепиано или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с  аккомпанементом. Романс развился из песни, это - продукт новейшего времени. Шуберт, Шуман, Мендельсон, Брамс, Григ, Массене, Гуно - лучшие представители  романса на западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рубинштейн.

3.2. Детский фольклор

Детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора.

Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать. Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Основное  содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты  о его счастливом будущем. Колыбельные  песни народов собирались плохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно полагать, изумительными поэтическими и педагогическими  достоинствами.

Заслуживающими  внимание являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело  занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, веселые приговоры, соединенные с приятными для ребенка поглаживаниями (потягушки после сна), бодрыми или плавными движениями ручек и ножек (лунь плывет, сова летит), доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально.

В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтические произведения соединяются с простейшим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки малыша, руки того, кто его забавляет (Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Ехал мальчик маленький).

Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей (отсюда название «забавки», «забавушки»). От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребенка исключительно поэтическими средствами. По содержанию прибаутки - маленькие сказочки в стихах с обилием интересных ребенку антропоморфных персонажей.

Собственно  детский фольклор включает несколько  жанровых объединений. Календарный  объединяет заклички и приговорки, воздействующие на природу. Игровые жанры составляют самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть детского фольклора. Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры. Традиционные детские игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев и обработку льна, свадебные обряды и др.

Отрочество - период детства, наименее богатый  фольклорными произведениями. Среди  детей подросткового возраста более  всего распространены веселые, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных  раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального  зла, все равно непонятных и недоступных  детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным  содержанием, прививающие детям  моральные убеждения, вызывающие у  них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство. Во многих песнях подростков воспеваются  трудолюбие, смелость, храбрость, решительность  и т.п.

У подростков есть и своя поэзия. Это - жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их - именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни. В этих жанрах особенно проявилась творческая фантазия детей, хотя толчком для нее часто становились произведения, созданные взрослыми.

Дети  нередко пользуются дразнилками и поддевками. Это своеобразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок, неподчиняющийся правилам игры. Они способствуют психологической закалке ребенка, помогая ему найти свое место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом. Дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает также прозвища, клички, присловья. Содержание дразнилок почти всегда смешное. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжорство, воровство (Ябеда-корябеда, соленый огурец). Ребенок, умеющий за себя постоять, найдет и подходящий ответ обидчику, отговорку: «Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все равно я - человек».

Поддевки - тоже вид сатирического детского фольклора. Они представляют собой диалог, в котором человек ловится на слове (Скажи Медь! – Медь. - Твой отец медведь).

Современная детская устная культура все более  обособляется от культуры взрослых, изменяются типы отношений между двумя этими  формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, песни-переделки, а  также на произведения, созданные  профессиональными авторами.

Дети растут быстро. Взрослея, забывают детский фольклор так, как  будто его никогда и не было в их жизни. На место повзрослевших  приходят новые поколения детей. А детский фольклор живет долго, иногда - очень долго. Прочность традиции удивительна, ведь дети единственные в  современном обществе передают свою культуру старинным способом – «из  уст в уста», «делай, как я».

    1. Вокальное искусство

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла. Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит. Пение различается:

по видам - сольное (одноголосое), ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и др.) и хоровое;

по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий  и соответственно три манеры пения:

певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное пения – кантилена;

декламационный  стиль, где пение воспроизводит строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли «сухой речитатив», в сопровождении аккордов клавесина и «аккомпанированный речитатив», с развитым оркестровым сопровождением. Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке и монологи);

Музыка как вид искусства. Ее специфические особенности. Музыкальные жанры и направления