Музыкальная деятельность младшего школьника

Содержание  

Стр.

Введение                   3

1. Общая характеристика младшего школьника,

его игровой  деятельности               4

2. Музыкальная  игровая деятельность как условие  развития симпатий 

детей младшего дошкольного возраста друг к другу

2.1. Организация педагогического процесса              7

2.2. Первый этап  педагогической работы             11

2.3. Дальнейшее  развитие симпатий детей друг  к другу          15

Заключение                  17

Библиография                   18 
 
 
 
 

 

Введение 

                                                           

    Младший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

    Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

    Мастерство  воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая  друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.                                                                                                                            В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.                                                                                        

          Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой  деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. 

 

Глава 1. Общая характеристика младшего школьника,

его игровой  деятельности 
 

    Каждый  период жизни и развития ребенка  характеризуется определенным ведущим  видом деятельности. В отечественной  психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

    Младший дошкольный возраст характеризуется  высокой интенсивностью физического  и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

    С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

    Наиболее  важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого1.

    У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми  и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

    В этом проявляется интерес ребенка  к миру взрослых, которые выступают  для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение1.

    Трехлетний  ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

    Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным  не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и  усваивать общепринятые представления  о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

    Резко возрастает любознательность детей. В  этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

    Достижения  в психическом развитии ребенка  создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

    Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

    Игра  специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.  

 

Глава 2. Музыкальная игровая деятельность как условие развития симпатий детей младшего дошкольного возраста друг к другу

2.1. Организация педагогического процесса  
 

    В современной методике педагогический процесс рассматривается как  явление комплексное, состоящее  из следующих компонентов: воспитания, обучения и организации жизни детей. Большое внимание при организации этого процесса уделяется уровню общения, который сформирован у ребенка до поступления в дошкольное учреждение.

    При переходе в другую группу многие дети вначале предпочитают одиночные  игры.

    Большинство детей приходят во вторую младшую группу из первой, т.е. с некоторым опытом взаимоотношений в коллективе и личными привязанностями. Тем не менее, при переходе в следующую возрастную группу они испытывают определенные трудности, а именно не сразу адаптируются к новой обстановке, иногда даже временно теряют уже приобретенные навыки.

    Длительность  и характер привыкания детей к  новым условиям различны. В значительной мере это зависит от индивидуальных особенностей, опыта общения, а также  типологических особенностей нервной деятельности. В результате ломки ранее образовавшегося динамического стереотипа ребенок как бы утрачивает приобретенные навыки в поведении и во взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми1.

    Анализ  поведения детей в привычной  для них обстановке - в группе третьего года жизни и в новых условиях - в группе четвертого года жизни показывает, что уровень игровой деятельности и взаимоотношений в период адаптации (10 - 12 дней) значительно снижается. Наблюдаются затруднения в развитии игр, подборе игрушек, чаще возникают конфликтные ситуации.

    Исходя  из этого, при организации педагогического  процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные  условия для самостоятельной  деятельности детей. Это положительное  эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, соответствие ее содержания возрасту детей, постоянное речевое общение. Отвечающую этим условиям деятельность в начале лучше всего организовать в небольших коллективах.

    На  этапе формирования группы большое  значение имеет постепенность приема детей (в течение двух недель). При этом желательно не нарушать сложившиеся симпатии и привязанности детей.

    Кроме того, в процессе перевода важно  предусмотреть, чтобы дети, объединенные в подгруппу, отличались разными  уровнями взаимоотношений. Именно это обусловливает влияние их друг на друга. С этой целью целесообразно в каждую новую подгруппу включать детей, умеющих самостоятельно организовать свою деятельность и устанавливать взаимоотношения с товарищами, и детей, не умеющих занять себя, мешающих другим; стремящихся к общению со сверстниками и, наоборот, уединяющихся.

    Совместная  музыкальная игровая деятельность создает положительный опыт общения.

    Уже в первые 4 - 5 дней удается наладить более тесный контакт с детьми, облегчить их адаптацию к новой обстановке, а воспитатели имеют возможность систематически вести индивидуальную работу.

    В процессе адаптации детей к новым  условиям и формирования у них  положительных взаимоотношений  большое значение придается игровому оборудованию группы.

    Большое внимание воспитатель должен уделить  созданию условий, способствующих проявлению положительных эмоций.

    Для возникновения интереса к тому или  иному виду деятельности необходима соответствующая подготовка, которая  предполагает обогащение личного опыта детей, накопление у них системы элементарных знаний и навыков. Однако надо помнить, что младшие дошкольники часто затрудняются в переносе знаний, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность.

    Необходимые условия облегчения переноса знаний детьми четвертого и пятого года жизни сближение во времени их усвоения и реализации в игре. Эпизодическое тематическое планирование определенного познавательного материала позволяет не только дать сведения в системе, но и показать возможные пути переноса их в самостоятельные игры. В процессе работы воспитатель должен использовать разнообразные методы и приемы, помогающие реализовать программные образовательные и воспитательные задачи в единстве. Эти методы, прежде всего, должны быть направлены на сближение ребят друг с другом.

    На  примере развития игры «Шофер и машины»  можно проследить, как под влиянием обогащения содержания творческих игр  осуществляется сближение детей. Это  способствует накоплению социального  опыта детей и повышению уровня их взаимоотношений.

    Предварительная работа началась с углубления знаний и опыта детей, развития их игровых  интересов, формирования нравственных чувств и навыков самостоятельной  деятельности (пение песен «Шофер»  Г. Фрида, «Машина» Т. Попатенко)1.

    Как видно из приведенного примера, педагогический процесс ориентирован на связь игры с занятиями, конструктивной деятельностью, на связь различных видов игр. В плане предусматривается работа не только по обогащению знаниями для развития сюжета, но и по нравственному воспитанию, формированию взаимоотношений.

    Таким образом, процесс педагогического  руководства формированием детских  взаимоотношений можно представить  как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка (чувства, мотивы, речь, волю, интересы), на его деятельность (умение избирать роль, развивать сюжет и др.) и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями (реальными и игровыми).

    Целенаправленное  руководство детскими взаимоотношениями  обеспечивает реализацию программных задач и одновременно способствует развитию детских интересов. Такой метод изучения детей, как хронометрирование свободного времени показывает, что интерес к играм и машинам не угасает, а устойчиво проявляется на протяжении всего года. Дети развивают интересные игры на основании знаний, полученных на занятиях, дополняя их впечатлениями из своего жизненного опыта.

    Наблюдения  за поведением детей подтверждают значительные позитивные изменения в характере  взаимоотношений и в самой  игровой деятельности ребят. Эти изменения, прежде всего, выражаются в том, что в группе, где проводится целенаправленная работа, дети выделяют значительное количество ролей (до 5 - 6) в одной игре, что позволяет им объединяться в играющие коллективы до 5 - 7 человек. Игра длится до 20 мин (вместо 5 - 10 мин в других группах), значительно расширяется тематика построек.

 

 2.2. Первый этап педагогической работы 
 

    В период с 3 до 6–7 лет ребенок с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и ее отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.

    Формирование  у детей позиции субъекта игровой  деятельности предполагает использование  пошаговой педагогической технологии, обеспечивающей нарастание их игровой  самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и  овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнер), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.

    Гибкая  тактика руководства детской  игровой деятельностью является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию  ее богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего  потенциала.

    Игра  для детей четвертого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.

    Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется  направленное педагогическое влияние. Главными педагогическими задачами являются:

  • оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
  • расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
  • поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
  • создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

    Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные  игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый предлагает разнообразные  обучающие игры.

    Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребенком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы1.

    Воспитатель привлекает детей к участию в  совместных с ним играх по сюжетам музыкальных произведений. Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвертого года жизни появляются режиссерские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение речью от их имени.

    Взрослый  поощряет самостоятельные игры с  элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня и включаются как в регламентированную (специально организованные занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг).

    Такие игры носят несложный характер: дети пока еще не обладают способностью удерживать в уме большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочередных действий (по сигналу воспитателя). Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т.д., а также игры для развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг).

    Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками1.

    Вторая половина дня пребывания ребенка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми. В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к совместной игровой деятельности.

    Рациональная  организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создает условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду. 

 

2.3. Дальнейшее развитие симпатий детей друг к другу 
 

    Приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создает условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).

    Главными  педагогическими задачами становятся1:

  • развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения;
  • обогащение содержания игровых действий;
  • формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог;
  • стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

    В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

    Развитие  у детей интереса к музыкально-игровой деятельности проявляется в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и др.). С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед – какая большая выросла репка; испугался петух: «Несет меня лиса за синие леса!»); используют выразительные движения для передачи их образа: бежит мышка, крадется хитрая лиса и др1.

    Дети  ревностно относятся к своим  игровым территориям и проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служить источником конфликтов, избежать которые поможет продуманная заранее обстановка: наличие ширм, игровых ковриков, служащих обозначением границ игровых пространств. Остальные дети учатся уважать игровое пространство играющих. Воспитатель своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детей зайти на их игровое поле. Он может «постучаться» к ним, «позвонить им по телефону», попросить «разрешить посадку самолета» или просто обратиться с просьбой к играющим. Такое игровое поведение взрослого становится примером для подражания.

 

Заключение 
 

    В процессе музыкальной игровой деятельности изменения происходят в характеристике взаимоотношений детей. Они больше согласовывают действия, предварительно выбирают тему игры, распределяют роли и игровой материал почти без конфликтов, оказывают друг другу помощь в процессе игры. В группе реже наблюдаются конфликтные ситуации: нежелание принять в игру, уступить роль, игрушку товарищу. Намного чаще проявляются и дружеские взаимоотношения в быту: дети помогают завязать друг другу шарф, зашнуровать ботинки, поправить воротничок.

    В совместной игре ребята лучше узнают способности друг друга, оценивают  достоинства товарищей по игре. В таких играх происходит слияние познавательных и социальных интересов. Общность социальных интересов, сформированных в процессе систематической целенаправленной работы, и отражение усвоенного в творческих играх служат основой для объединения коллектива и укрепления положительных взаимоотношений в нем.

    Таким образом, сочетание коллективных, групповых  и индивидуальных форм педагогического воздействия на игру, постоянное руководство детскими взаимоотношениями со стороны воспитателя и осуществление дифференцированного подхода к детям - основные средства повышения уровня игровой деятельности и детских взаимоотношений. В процессе целенаправленной работы сглаживаются индивидуальные различия в осознании детьми нравственных норм поведения и умении подчинить свое поведение общеустановленным нормам и правилам.

 

Библиография 
 

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном  просвещении и образовании. –  Л.: Музыка, 1973.
  2. Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1968.
  3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство , 1971.
  4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.
  1. Введение  в психологию / под редакцией Петровского  А.В./. – М., 1996.
  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение 1968.
  3. Теория и методика музыкального развития дошкольников: Учебно-метод. пос./Сост. Н.В. Гуменник. - Биробиджан: Изд-во БГПИ,1999.
  4. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-метод. пос./Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О.-2-е изд.-М.: Флинта, Наука,1999.
  5. Теория и методика музыкального образования дошкольников./Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение., 1987.
Музыкальная деятельность младшего школьника