Музыкальная культура дошкольников

Оглавление

 

Введение

       Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

     Не  секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

     Важность  музыкального воспитания детей всех возрастных групп,  значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей неоспоримо. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.

     Музыка  отражает страницы истории. Знакомясь  с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними. Музыка также является одним из критериев социальной аффилиации (она помогает идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать свою отстраненность от нее).

     В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно - эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

     В более узком смысле музыкальное  воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.

     Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое  воздействие на общее развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

     Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

     Цель  работы: рассмотреть процесс формирования музыкальной культуры дошкольников.

     В соответствии с целью работы определены следующие задачи:

     - раскрыть понятие «музыкальная  культура дошкольника»;

     - рассмотреть характеристику музыкально-эстетического воспитания дошкольников;

     - рассмотреть процесс формирования  музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

     В соответствии с поставленной целью  и задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы 

 

1. Понятие и структура музыкальной культуры детей дошкольного возраста

     Музыкальная культура детей – это  специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней выделяются два компонента1:

  1. индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные  знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
  2. музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные   институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

     Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

     Влияние семьи на формирование музыкальной  культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

     Роль  детского сада проявляется через  личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

     Общественные  институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

     Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка. О. П. Радыновой была предложена следующая схема2.

     

     Элементы  музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам, которые характерны для музыкально-эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.

     Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка  проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.

 

2. Музыкально-эстетическое сознание дошкольника

     Термин  музыкально-эстетическое сознание относится скорее к эстетике. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности.

     Эстетическое  отношение к музыке – это отражение ее в сознании ребенка, установление взаимодействий между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребенка с произведениями музыкального искусства и с различными видами музыкальной деятельности.3

     Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение.

     Первоначальные  формы музыкально-эстетического  сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины.  Это  создает  предпосылки  для  осознанного восприятия музыки.

     Охарактеризуем  более подробно некоторые элементы музыкально-эстетического сознания дошкольников.

     Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

     Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3 – 4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

     Эстетическое  переживание. Б. М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.4

     При слушании музыки у ребенка возникают  определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторенное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

     Эстетические  эмоции и переживания являются основой  эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

     Эстетическое  чувство, которое возникает при  восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

     Развитый  музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.5

     Оценка  музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобилизует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку.6

3. Формирование музыкально-эстетического сознания

     Некоторые формы музыкально-эстетического  сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах. Вопросы развития музыкального восприятия изучались С. Н. Беляевой-Экземплярской, Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А. Катинене, О. П. Радыновой, С. М. Шоломович и др.

     Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями.

     Необходимо использовать разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, обладающую художественными достоинствами, знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, приучая к их интонационному языку. Только в этом случае могут быть заложены основы музыкальной культуры. В процессе восприятия музыки у ребят возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это  сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

     Данные  отечественных и зарубежных исследований (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, А. Катинене, А. Вайчене, К. Форай, А. Атанасова, Э. Седлачкова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют, двигаются под музыку. Учеными выявлены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, выразительное, яркое исполнение произведений.7

     Возможности детей в оценке музыки исследовали  Н. А. Ветлугина, А. И. Шелепенко, Н. А. Чичерина, Л. Н. Комиссарова. Замечено, что некоторые  знания о музыке помогают детям уяснить  средства музыкального выражения, почувствовать  общий характер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотивированной оценке.

     Необходимо  с малых лет создать условия  для формирования основ музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие — более скромного. Важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет пока примитивным, но оно ценно для личности. В работах по эстетике высказывается мысль о том, что качество музыкально-эстетического сознания взрослого человека обусловливают его музыкальная эрудиция, знание элементарных средств музыкального выражения, умение их интерпретировать и опознавать.

     Дети  дошкольного возраста должны знакомиться с музыкальными произведениями, разными по стилям, жанрам, формам, эпохам, иметь возможность применять свой опыт восприятия в исполнительстве, творчестве, получать некоторые доступные возрасту знания о музыке. Музыкально-эстетическое сознание у детей проявляется через отношение к музыке.

     Н. А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки».8

     Н. А. Ветлугина выделяет этапы развития эстетического отношения к музыке, главный из которых — развитие способности эмоционального сопереживания музыке. Только на фоне переживаний музыки у ребенка зарождаются любовь, интерес, потребность в ней.

     Среди педагогических рекомендаций следует  назвать также артистизм, умение «заразить» детей собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.

     Еще одним условием воспитания эстетического  отношения детей к музыке являются проблемные ситуации, в которых они могли бы активно приобретать музыкальный опыт, осваивать его творчески, самостоятельно.

     Педагогические  рекомендации включают и эмоциональную  настроенность атмосферы обучения (музыка должна волновать детей, вызывать интерес), кроме того, применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности детей.

     Следующее условие — развитие специальных  художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей.

     Психологами Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, П. М. Якобсоном установлено, что, если музыка вызывает эмоции у слушателя, она может пробудить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать на сознание. Когда музыкальное, произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется.9

     На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2 – 3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворение которой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

     Примерно  на 4 – 5-м году жизни отчетливее начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка — интерес к музыке и музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими — первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первыми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?», «Какое настроение в ней преобладает?», «В чем это выражается?» И т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы, 5-летний ребенок способен дать более аргументированный ответ.

     В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости воображения, фантазии. Дети, которые накопили некоторые музыкальные впечатления, навыки исполнения, способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая некоторым словарем музыкальных и эстетических терминов, дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведений по сходству и контрасту и т. д.

     Задачи  воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность. Решающую роль здесь играет репертуар, который изучают дети.

     В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности. 10 

 

Заключение

     Общество  стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать.

     Воспитание  музыкальной культуры стимулирует  и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

     Требование  гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.

     В развитии личности музыкальное воспитание должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

     Степень воздействия музыки на личность ребенка  и успешность его приобщения к  началам музыкальной культуры зависит  от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.

 

Список  литературы

  1. Бекина, С.И. Музыка и движение/ С.И.Бекина. – М.:Просвещение, 1984. – 234 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
  3. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко. – М.: 1980. – 189 с.
  4. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И.Логиновой. – М.:Просвещение, 1983. – 371 с.
  5. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  6. Метлов, Н.А. Музыка – детям/Н.А.Метлов. – М.:Просвещение, 1985. – 125 с.
  7. Петрушин, В.И. Музыкальная психология/В.И.Петрушин. – М., 1997. – 294 с.
  8. Тарасов, Г.С. Педагогика в системе музыкального образования/Г.С.Тарасов. – М., 1986. – 254 с.
Музыкальная культура дошкольников