Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………...3

 

§ 1. Хронология становления и развития музыкальной культуры

Санкт - Петербурга XIX века…………………………………………..………4

§ 2. Петербург - как центр развития русской музыкальной  культуры

XIX  века…………………………………………………………………………10

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Санкт-Петербург (основан 16 мая 1703; до 18 августа 1914 - Санкт-Петербург, до 26 января 1924 - Петроград, до 6 сентября 1991 года - Ленинград) - крупнейший наряду с Москвой центр музыкальной культуры. Музыкальная жизнь, преимущественно светские её формы, начинается в Петербурге в первые годы существования города, однако наибольший расцвет русская музыкальная культура получила именно в 19 веке, а центром русской музыкальной культуры XIX века по праву можно считать Петербург.

Рассмотрением вопросов по выбранной тематике в данной работе осуществлено в рамках одного города – Санкт-Петербурга, который является культурным центром международного значения, это обусловлено тем, что его музыкальная культура представляет большой интерес в качестве объекта исследования и само по себе, и как часть мирового культурного процесса в целом, что также определяет актуальность выбранной темы.

 Целью данной работы является рассмотрение аспектов становления и развития музыкальной культуры XIX века в Санкт-Петербурге.

В рамках указанной  цели необходимо решить следующие задачи, а именно:

- исследовать хронологию развития музыкальной культуры Петербурга в XIX веке;

- на основании исследованного материала оценить роль и место музыкальной культуры Санкт – Петербурга в русской музыкальной культуре рассматриваемого периода;

- на основе полученных данных сформулировать выводы по исследуемой тематике.

Структура и  содержание работы отражает последовательность изложения темы. Работа  состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографического списка.

 

§ 1. Хронология становления и развития музыкальной культуры Санкт - Петербурга XIX века.

С начала 19 века музыкальная жизнь Петербурга активизируется. Филармоническое общество, основанное в 1802 году, устраивает симфонические и ораториальные концерты с классическим репертуаром, куда входят следующие произведения: оратории Г. Генделя и Й. Гайдна, Реквием В. А. Моцарта и  впервые – 26 марта1824 – «Торжественная месса» Л. Бетховена. В конце 1830-х гг. организуются концерты, как для студентов университета, так и для широкой аудитории; возникают Общество любителей музыки, Симфоническое общество, основанное в 1840 году А. Ф. Львовым для исполнения западно - европейской музыки.

  А в концертах и на оперной сцене в первой половине 19 века выступали русские и иностранные исполнители, среди которых можно было видеть: Е. С. Сандунова (1790, 1813-23), Дж. Филд (1802-21), Б. Ромберг (1811-12, 1822-27), И. Н. Гуммель (1822), К. Липиньский (20-е - 30-е гг.), Г. Зонтаг (1830), А. Л. Гензельт (с 1838), А. Вьётан (1838, 1845-52), У. Булль (1838), Ф. Лист (1842, 1843), П. Виардо-Гарсиа (1843-46, 1853), К. Шуман (1844), Г. Берлиоз (1847) и другие. Однако, особую роль в истории петербургской русской оперы сыграли О. А. Петров (1830-78) и А. Я. Петрова-Воробьёва (1835-47).1

  Важное значение приобрела Придворная певчая капелла. В 1837-39 годах её музыкальным руководителем был М. И. Глинка. Хор капеллы участвовал в публичных концертах, в репертуар входило и исполнение ораторий. Среди ее воспитанников наиболее выдающимися личностями были - С. И. Давыдов, А. Е. Варламов.

   Кроме  того, с Петербургом связана творческая деятельность А. Н. Верстовского (1819-23), К. А. Кавоса, который в 1798-1840 руководил здесь русской оперой и был автором многочисленных произведений М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.

В указанный  период времени развивалась и  музыкальная критика, среди её видных представителей - с 1820-х гг.В. Ф. Одоевский, В. П. Боткин (1830-50-е гг.), О. И. Сенковский (1834-44).

Еще одним событие  стало открытие сразу двух театров: Михайловский театр, сконструированный архитектором А. П. Брюлловым и перестроенный в 1859 архитектором А. К. Кавосом, Каменный (Большой) театр, перестроенный уже в 1836 году. Среди постановок, которые можно было увидеть в репертуарах данных театров, наиболее популярными были: постановка «Иван Сусанин» с 1836 года, и «Руслан и Людмила» с 1842 года; в помещении Театра-цирка с 1856 года можно было увидеть  постановку «Русалка».

Что касается концертов, то они устраивались и в зале мадам Энгельгардт  - это бывший зал дома князей Голицыных, в 1829 он был перестроен по проекту П. Жако, а с начала 1840-х гг. - в зале Дворянского собрания, построенного по проекту архитектор П. Жако.

Стали популярными летние концерты в парках. Так, с  конца 1830-х гг. они устраивались в Заведении минеральных вод в Новой Деревне, а уже с 1838 года на даче Кушелева-Безбородко, в Павловском вокзале и другие.2

Помимо всего  прочего, в XIX веке в Петербурге развивается и домашнее музицирование: пение, игра на фортепиано, арфе, гитаре. Для любителей издаются бытовые романсы, танцы, фортепианные переложения фрагментов из опер.

Функционирует несколько музыкально-издательских фирм – с 1800 года Г. Дальмаса, К. Р. Клевера (1808), Л. А. Снегирёва (1836), В. Д. Деноткина (1840) и др. С 1839 года начинает регулярно выходить музыкальный журнал «Нувеллист», который издавался Бернардом до 1917, печатавший вокальные и фортепианные пьесы русских композиторов. К началу 1850-х гг. в Петербурге было уже 16 нотных магазинов и 5 музыкальных бутиков.

 Относительно музыкального образования, стоит отметить, что в 1859 А. Г. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество (РМО), которое ежегодно в течение 60 лет давало до 20 концертов.3 В 1862 М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным организована Бесплатная музыкальная школа, популяризировавшая новую музыку, главным образом в демократической среде. По инициативе А. Г. Рубинштейна при РМО в 1860 открылись музыкальные классы, в которых преподавали: А. П. Лодий, Г. Ниссен-Саломан, Л. Пиччоли - пение и О. И. Дютш - теорию музыки; с осени 1861 - Г. И. Венявский - скрипку, Н. И. Заремба - теорию, Ф. О. Лешетицкий - фортепиано, Г. Я. Ломакин - пение, К. Б. Шуберт  - виолончель. На основе музыкальных классов в 1862 открылась первая русская консерватория, которая первоначально помещалась в особняке Демидова, на углу Мойки и Демидова переулка. Среди её первых выпускников 1865 года - П. И. Чайковский и Г. А. Ларош. В дальнейшем Петербургскую консерваторию окончили многие видные деятели русской музыкальной культуры, в том числе: А. Н. Есипова, А. К. Лядов, А. В. Вержбилович, В. И. Сафонов и др. В числе выпускников предреволюционных лет - С. С. Прокофьев, Н. И. Голубовская, Ю. Н. Тюлин. Всё более расширяя свой состав, консерватория получила помещение в доме на Загородном проезде (у Пяти углов), затем казённое здание на Театральной улице и, наконец, современное помещение на Театральной площади, которое было перестроено из Каменного театра в 1896 году по проекту архитектора В. В. Николя. Педагогическую деятельность в ней вели Н. А. Римский-Корсаков (1871-1908), А. К. Глазунов (1899-1928; в 1905-28 в качестве директора), А. К. Лядов (1878-1914) и др. Большую роль играла консерватория в развитии национальной музыкальной культуры. Так, здесь получили образование латышские музыканты А. Юрьян, Я. Витол, Э. Дарзинь, Э. Мелнгайлис и др.; эстонские, в том числе, А. Капп, армянские, в том числе, М. Екмалян, грузинские, в том числе, М. А. Баланчивадзе, азербайджанец - У. Гаджибеков, украинец - Н. В. Лысенко, а также поляк - В. Малишевский и классик молдавской и румынской музыки - Г. Музыческу. Петербургская исполнительская школа через учеников А. Г. Рубинштейна, А. Н. Есипову, Л. С. Ауэра, А. В. Вержбиловича и другие получила распространение и в других странах.

В 1860 открылся Мариинский театр, бывший Театр-цирк, перестроенный по проекту архитектора А. К. Каваса после пожара в 1859 году, сыгравший значительную роль в развитии русской оперной культуры. Здесь состоялись такие премьеры, как: «Псковитянки» в 1873 году, «Бориса Годунова» в 1874 году, «Снегурочки» в 1882 году, «Демона» в 1875 году, «Кузнеца Вакулы» в 1876 году, «Пиковой дамы» в 1890 году, «Князя Игоря»  в 1890 году, «Сказания о невидимом граде Китеже» в  1907 году и других опер русских композиторов. Оперными дирижёрами театра были такие известные личности, как - К. Н. Лядов (до 1869) и Э. Ф. Направник (1869-1914), Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс и др. В результате успехов русской труппы дирекция императорских театров была вынуждена в 1885 распустить постоянную итальянскую оперную труппу, которая выступала с 1830-х гг.

Под эгидой популяризации  русской музыки, в 1885 известный меценат М. П. Беляев организовал «Русские симфонические концерты», в программах которых и была только русская музыка. Так, за первые 25 лет состоялось 93 концерта, в 1891 проводились квартетные вечера. В 1882 был создан постоянный симфонический коллектив - Придворный оркестр, во главе с руководителем - Г. Варлих.4 С 1903 регулярно проводились абонементные симфонические «Концерты А. И. Зилоти», с 1910 проводились гастроли «Концертов С. А. Кусевицкого».

 В разное  время в качестве дирижёров  в Петербурге выступали Л. С.  Ауэр, М. А. Балакирев, В. И. Сафонов; гастролировали Г. Берлиоз, И. Штраус-сын, Г. Бюлов, А. Дворжак, Г. Малер, В. Менгельберг, Ф. Мотль, А. Никиш, Р. Штраус и др.; пианисты - Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман; виолончелист П. Касальс и др. Высокого художественного уровня достигла и Придворная капелла под руководством Балакирева (1883-94), помощником управляющего и педагогом музыкальных классов был Н. А. Римский-Корсаков (1883-95); Балакирева сменил А. С. Аренский. В 1880 организован хор А. А. Архангельского, в 1887 В. В. Андреевым - первый в России оркестр русских народных инструментов  или  - Великорусский оркестр.

 Продолжает развиваться нотно-издательское дело. В 1850 организуются 2 крупные фирмы - Бернарда и Стелловского, поглотившие ранее существовавшие более мелкие фирмы. Несколько фирм, открывшихся в 1851-1860, переходит к П. И. Юргенсону. В 1869 создана фирма Бесселя. Из Петербурга осуществлялось руководство всеми делами фирмы «M. P. Беляев» в Лейпциге. Расширяется сеть музыкальных магазинов, увеличивается выпуск нотных приложений к газетам и журналам, открываются публичные нотные бутики.5

 В Петербурге  издавались следующие музыкальные журналы: «Музыкальный и театральный вестник» - с 1856-57 гг. до 1860, с нотным приложением, под редакцией М. Раппопорта, в котором публиковал статьи Серов; «Музыкальный листок» - с 1872-77гг (с перерывами), под редакцией Бесселя. Позднее появились: «Музыкальное обозрение», «Русская музыкальная газета», в 1915-17 выходил ежемесячник «Музыкальный современник» под редакцией А. Н. Римского-Корсакова. В этих журналах, а также в других общих изданиях печатались статьи Игоря Глебова (Б. В. Асафьева), Я. Я. Витола (И. И. Витоль), В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского и др. В 1898 возникло Общество распространения музыкальных знаний им. Глинки.

Таким образом, расцвет русской музыкальной культуры связан именно с Петербургом, где работали крупнейшие русские музыканты 19 века. Здесь возникло объединение молодых композиторов, вошедшее в историю под названием «Могучей кучки», развернулась деятельность А. Г. Рубинштейна, А. Н. Серова, работали В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош, учился П. И. Чайковский, более подробно описанию творчества этих и других деятелей музыкальной культуры 19 века будет посвящен следующий параграф данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Петербург - как центр развития русской музыкальной культуры XIX века.

В XIX веке Петербург был  центром развития русской музыкальной  культуры. В начале XIX века стиль  петербургской музыкально-театральной  жизни создавали итальянцы. Музыка была настолько популярна среди петербуржцев, что открывались концертные залы и музыкальные театры. Самыми известными были Большой театр, зал дворянского собрания, Театр-цирк.

Однако существует любопытный документ из фондов дирекции императорских  театров, выпущенный в 1851 году, но сохранявший свою силу на десятилетия вперёд. Он называется так: «Положение о публичных маскарадах, балах и других  увеселениях в столицах». Концерты даже не внесены в заголовок, а классифицированы как «другие увеселения», куда менее значимые, нежели балы и маскарады. И это принципиальная деталь, существенная установка времени, отразившаяся и на составлении программ, и на поведении публики в концертном зале.

Маскарады имели право  давать не все. Преимущество было на стороне  потомственных дворян, входивших  в Дворянское собрание. Благотворительным  обществам маскарады давать запрещалось, а вот балы – можно, но только по одному в год, да и то «если он не был вместе с концертом». На балах кадрили были любимы настолько, что почти все известные романсы, мотивы из опер превращали в этот танец даже в самых неподходящих случаях. Даже песнь безумной Офелии была превращена в кадриль – уж так велика была страсть к этому танцу.

Традиционное время  концертного сезона – март-апрель, время Великого поста. В эти дни  закрывались театры, прекращали давать балы, карнавалы и город погружался в атмосферу строгих и возвышенных чувств. Лишь серьёзное филармоническое искусство могло пробуждать надлежащий для этих дней душевный настрой. Пост в Петербурге – праздник музыкантов. В это время они съезжаются из разных сторон Европы.

В театрах чаще всего ставилась итальянская опера. Из русских предпочитали романтические оперы, соответственно моде. Из тени итальянских опер выходят на свет сочинения русских композиторов, которые учились в Италии. Узнанное за границей перестраивалось на русский лад. Так возникала русская опера.

Немцы, жившие в Петербурге (а их было немало), также сыграли  большую роль в развитии культуры города. Они организовывали многочисленные хоровые кружки и общества, занимали значительный процент в оркестрах  столицы.

Одним из музыкальных чудес дореволюционной России была хоровая капелла Шереметьева. Она была создана в  XVIII веке графом Шереметьевым и просуществовала боле ста пятидесяти лет. В будущем, на основе капеллы стали возникать театры Шереметьевых, не доступные широкому кругу публики.

Хор капеллы состоял  из крепостных, набран он был из лучших голосов. В годы своего расцвета хор  насчитывал около 90 человек. В 1830-м году в капелле учителем пения был  назначен Гавриил Якимович Ломакин, который проработал в капелле  до её закрытия – более полувека. За это время он довёл хор до такого совершенства, какого не знал не один хоровой коллектив России. Этот хор был хорошо известен  среди публики и композиторов России и Европы. М. И. Глинка писал: «Г. Я. Ломакин  собственным и постоянным трудом и талантом достиг почётного места между преподавателями музыки, и искренно любим и уважаем всеми его знающими».6

В начале XIX века в России родился и приобрел большую популярность русский романс. В течении XIX века романсы создавались и исполнялись  в огромных количествах. Например, при жизни А.С. Пушкина на его стихи было создано около восьмидесяти романсов. А П.И.Чайковский за всю свою жизнь написал сто романсов.7 Романсы исполнялись всюду. Среди исполнителей особенно были популярны произведения Верстовского, Алябьева, Глинки, Варламова, Есаулова. Среди старших современников Глинки А. Алябьев – наиболее талантливый и зрелый мастер русского романса, обладавший тонким даром мелодиста и чутьём гармонии. Разнообразны и жанры его вокального творчества. Очень были популярны лирические романсы, с преобладанием элегических настроений («Я Вас любил», «Зимняя дорога, «Вечерний звон»). А так же он сочинял сольные вокальные сцены, многоэпизодные драматические монологи, лирико-драмматические романсы. Из поэтов, представленных в романсах Алябьева на первом месте по количеству произведений – Пушкин, Дельвиг и Жуковский. Алябьев очень любил выступать в Петербурге и выступал там с 1823г.

Но самыми любимыми музыкальными жанрами оставались балет и опера. Наибольшего расцвета эти жанры достигли в середине XIX века. Много ярких страниц истории русской музыки связано с Петербургом. В первой половине девятнадцатого века здесь творил основоположник русской классической музыки – М.И. Глинка.

Михаил Иванович Глинка был выдающимся русским композитором. В его произведениях впервые забил живой родник подлинно народной, а не переведённой с чужого языка музыки. В 1836 году состоялась премьера его оперы «Жизнь за царя». Зал был полон. В одиннадцатом ряду сидел Пушкин, а на втором ярусе – Глинка. Премьера оперы стала большим событием, но вызвала недовольство – народный характер музыки шокировал зрителей, и некоторые назвали её «музыкой кучеров».

Шесть лет спустя  была представлена публике замечательная  опера «Руслан и Людмила». Но она  не встретила в своё время поддержки в официальных кругах. Выдающиеся достоинства сочинения оценили лишь немногие. Великосветские «ценители искусства» сочли «Руслана» скучной оперой и тем самым определили его судьбу.

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Родился он в 1840 году, в семье заводского инженера в Воткинске. С раннего детства он полюбил музыку – у него дома она звучала очень часто: его отец играл на флейте, мать пела. С пяти лет он начал импровизировать на рояле. Когда маленькому Пете было десять лет, в жизни мальчика произошло событие, которое произвело на него сильное впечатление: он был на представлении оперы «Жизнь за царя». После этого у него навсегда осталась любовь к музыке этой оперы. По настоянию родителей Пётр Ильич окончил училище правоведения и поступил работать в министерство юстиции. Эта работа ему очень не нравилась.

В 60-е годы в Петербурге Антоном Рубинштейном была создана  первая русская консерватория. В 1862 году её учеником становится Пётр Ильич  Чайковский. Могучая личность М. А. Рубинштейна, директора консерватории, внушало ученикам «безмерную любовь, смешанную с немалой долей страха». Чайковский был самым трудолюбивым, самым талантливым и самым любимым учеником Рубинштейна. За три года он прошёл весь курс, получив золотую медаль.8

Чайковский был последователем глинкинской школы. Его симфонии, оперы, инструментальная музыка, романсы  пользовались огромным успехом и  любовью не только в Петербурге, но и во всём мире. Вершиной его творчества стали балет «Спящая красавица (1889г.) и опера «Пиковая дама(1890 г)».

 В Петербурге жил  и создавал свои произведения  С.Даргомыжский – младший современник  великого классика. Следом за  ним в музыкальной жизни Петербурга  получили известность М.А. Балакирев,  Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А.  Римский-Корсаков, А.П.Бородин. Они составили товарищество, получившее с лёгкой руки их верного друга критика В.В.Стасова, наименование «Могучая кучка».

 Это товарищество  возникло в 1806-х годах, и  в него вошли пять великих  композиторов. Прогрессивность взглядов, широта кругозора, глубокий интерес к общественной жизни, патриотическое служение всему искусству, всё то, что актуально и для нашего времени – эти черты характеризуют членов «Могучей кучки». Взгляды, которые утверждали члены могучей кучки, шли в разрез с общепринятыми, господствующими взглядами. Могучая кучка последовательно пропагандировала русскую музыку, идеи народности, национального своеобразия, реализма, задачи содержательности искусства были в центре внимания. В 60-е годы Балакирев вместе с Ломакиным Бесплатную музыкальную школу с целью распространения музыкальной грамотности среди простого люда. В число учеников могли быть приняты «и фабричные, и лавочные».  Стремление балакиревцев связать творчество с жизнью, откликнуться на запросы современности в консервативных кругах расценивалось как кощунство. Когда Мусоргский написал свою великую оперу «Борис Годунов», оперный комитет императорских театров отклонил эту оперу, как оперу, лишённую романтизма и любовной интриги. И тогда композитор, чтобы удовлетворить комитет, создаёт второй вариант оперы. Он пишет «Польский акт», вводит нового персонажа – Марину Мнишек, в которую влюбляется Лжедмитрий, он переработал сцену в келье, заново написал сцену в царском тереме, включая в неё бытовые картины, которые усилили психологическое звучание картины. Таким образом, в опере стало четыре действия.

Композиторы «Могучей кучки» создали выдающиеся музыкальные  произведения, которые стали исполняться  не только в Петербурге, но и во всём мире. Самые знаменитые их сочинения  – опера Бородина «Князь Игорь»; Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста».

Композиторы «Могучей кучки» работали на стыке девятнадцатого и  двадцатых веков. С прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов приращение, развитие и живая история «Могучей кучки» отнюдь не завершились. Центр их деятельности и идеологии в основном благодаря педагогической деятельности Римского-Корсакова переместился в классы Петербургской Консерватории, а также, начиная с середины 1880-х годов - и в «беляевский кружок», где Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером. Таким образом, за вычетом балакиревского радикализма «беляевский кружок» стал естественным продолжением «Могучей кучки».9

Таким образом, девятнадцатый век дал России и миру много замечательных талантов, произведения которых навсегда войдут в историю русской музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Петербург сыграл в истории  русской музыкальной культуры уникальную роль. Он всегда находился «на особом положении»: сначала как новая столица, в которой в контрасте с музыкальной жизнью провинции привились формы и институты европейской музыки (XVIII век), затем как место поиска «особого пути» развития национальной музыкальной традиции (XIX век), потом как центр авангардных экспериментов (рубеж XIX—первые десятилетия XX века), искусства «социалистического реализма» и создания советской классики, и, наконец, как город, где впервые в России возникали процессы, приведшие к появлению феномена «современного музыкального искусства».

В данной работе были подробно рассмотрены культурные, социально-психологические, стилевые механизмы, определившие феномен петербургской музыкальной культуры XIX века. Особый акцент был сделан на рассмотрении структуры и функционирования институций музыкальной жизни Петербурга XIX века - концертных залов, музыкальных театров и фестивалей, музыкальных клубов, специфики музыкального стиля петербургских композиторов и тех произведений, которые возникли в Петербурге в XIX веке.

Вследствие чего можно  сделать вывод о том, что музыкальная культура Петербурга XIX века была разнообразна, насыщена событиями и яркими художественными явлениями. Исполнительское искусство, композиторское творчество, традиции концертной жизни, сам облик оркестра и музыкальных инструментов - все меняется, трансформируется, обретает новые очертания под воздействием эстетики романтизма, определяющей не только ведущие тенденции искусства, но и непосредственно выражающей мироощущение просвещенного человека того времени. Таким образом, музыкальное искусство Петербурга, как центра развития русской музыкальной культуры XIX века, сыграло огромную роль не только в духовном и нравственном совершенствовании личности и общества, но также и в развитии русской музыкальной культуры в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

    1. Вольман Б., Русские нотные издания XIX - начала XX века, Л., 1970;
    2. Глебов И. П. И.Чайковский: его жизнь и творчество. - Петроград, 1922;
    3. Гозенпуд A. Русский оперный театр XIX в., т. 1-3, Л., 1969;
    4. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: «Советская Энциклопедия», 1990; 
    5. Кристи П. П., Государственный симфонический оркестр. М., 1928;
    6. Оссовский A., Избранные статьи, воспоминания, Л., 1961;
    7. Оссовский A. 100 лет Ленинградской консерватории. 1862- 1962;
    8. Познанский В. В., Таланты в неволе. М., 1962;
    9. Розанова Ю.А. История русской музыки. Вторая половина 19 века. П.И.Чайковский - М.: «Музыка», 1981;
    10. Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960.

 

 

1 Гозенпуд A. Русский оперный театр XIX в., т. 1-3, Л., 1969, с.73

2 Оссовский A., Избранные статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 19-106.

3 Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.138

4 Кристи П. П., Государственный симфонический оркестр. М., 1928. с. 55.

5 Вольман Б., Русские нотные издания XIX - начала XX века, Л., 1970, с. 35.

6 Познанский В. В., Таланты в неволе. М., 1962. с. 45.

7.Глебов И. П. И.Чайковский: его жизнь и творчество. - Петроград, 1922.

8 Оссовский A. 100 лет Ленинградской консерватории. 1862- 1962. с. 74.

9  Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: «Советская Энциклопедия», 1990.  с. 348.

 


Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга