Музыкально - дидактическая игра как основное средство развития музыкальных способностей дошкольников

Введение. 

   Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в  эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне  и гармонически развитого человека.  Палитра музыки богата, язык её гибок  и многообразен. Дошкольники проявляют  особую любовь к музыкальному искусству, и могут быть вовлечены в посильную  для их возраста деятельность, целью  которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также  пробуждение потребности постоянного  общения с ней и желания  активно проявить себя в этой сфере.  

   Музыкально  – дидактическая  игра, её основные компоненты. 

   Как любая другая игра, музыкально-дидактическая  должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала  лежат задачи развития у детей  музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с  ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?», помогают детям  чисто интонировать, определить, правильно  ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают  чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, погремушки, ритмические палочки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.

   В процессе игр  дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируется необходимые черты личности. Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры  является наличие в ней:

- обучающие  задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых  действий;

Все эти  элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической  игры является обучающая задача. Все  остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Значение  музыкально – дидактических  игр для развития

музыкальных способностей у дошкольников. 

     Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в  эстетическом и художественном воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать  к нравственно – эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

     Восприятие  музыки - сложный процесс, требующий  от человека внимания, памяти, развитого  мышления, разнообразных знаний. Поэтому  необходимо научить ребенка разбираться  в особенностях музыки как вида искусства. Именно с этой целью применяют  музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в  целом.

     «Музыкально – дидактическая игра считается  одним из эффективных средств  музыкально - сенсорного развития детей  дошкольного возраста. Особенную  ценность игры приобретают тогда, когда  они используются в самостоятельной  деятельности детей»- писал психолог А.В. Запорожец.

     Основное  назначение музыкально-дидактических  игр — формировать у детей  музыкальные способности, в доступной  игровой форме помочь им разобраться  в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать  к самостоятельным действиям  с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические  игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

     Музыкально-дидактические  игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей  петь, слушать, играть и танцевать. Музыкально-дидактические  игры должны быть интересно и красочно оформленными 

  Классификация  музыкально – дидактических  игр по наглядности, видам и задачам. 

  В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий, музыкально-дидактические игры разделяются  на три вида:

  1. Спокойное музицирование.

  2. Игры типа подвижных, где элемент  соревнования в ловкости отодвинут  по времени от момента выполнения  музыкальных заданий.

  3. Игры, построенные по типу хороводных.

  В первом виде предусматривается статичное  расположение детей, разделенных на подгруппы. Соревнование заключается  в умении вслушиваться в музыку. Этот вид часто проводится с пособиями (за лучшее выполнение задания подгруппа  детей или ребенок, если игра ведется  с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием  флажки разных цветов и т.д.)

  Второй  вид характеризует динамика действий. Здесь дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в музыкальное звучание, реагируют на него движением. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается  одна подгруппа детей, тихие –  другая, а предыдущая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного  места и т.д.

  В третьем виде двигательная активность детей ограничена. Между собой  соревнуются два или три круга, или коллектив (круг)  и солист. Например, при звучании высоких звуков идут дети первого круга, при звучании звуков средней высоты – второго  круга, на звучание низкой высоты реагируют  движением дети третьего круга. Победителем  становятся те, кто точнее реагировал на смену звучания.

Как и  всякая игра другого типа, так и  музыкально-дидактическая по своей  структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент  неожиданности, развлекательности  с сенсорными заданиями, отличающимися  своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический  материал этих игр отличается тем, что  в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с  ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Характер игровых  действий в музыкально-дидактических  играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и  по сенсорным заданиям, но всегда требуют  слуховой сосредоточенности.

Методика  проведения игр в  разных возрастных группах  на музыкальных занятиях и вне их.                                                                                                             

     Музыкальные занятия строятся с учетом общих  задач музыкально-эстетического  воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов ,помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого занятия – это фронтальные занятия (которые проводятся со всеми детьми), занятия небольшими подгруппами и индивидуальные. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Применение  музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и  интересно. С их помощью дети быстрее  усваивают требования программы  по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

Многие  музыкально-дидактические игры впервые  разучиваются с детьми на музыкальном  занятии. Чтобы игра была успешно  усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием должен объяснить  игру воспитателю. На занятии оба  педагога помогают детям понять правила  игры. Сначала они участвуют сами в этой игре.

Роль  воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет  самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще  А. С. Макаренко писал: «И я как  педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать  настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного  играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Применение  музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих  и музыкально- ритмических движений и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятиях  (чаще всего  во второй его части) как отдельный  вид деятельности. Такие игры имеют  обучающий характер. В доступной  игровой форме у детей развиваются  музыкальные способности. Дидактические игры на музыкальных занятиях проводятся с I младшей группой. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.

  В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических  игр становятся музыкальные игрушки  и инструменты, настольно-печатные игры, а так же используются и  технические средства обучения.

           Использование музыкально-дидактических игр

     в процессе пения.

  Музыкально- дидактические игры, используемы  в процессе пения, помогают научить  детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца  фразы. В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по разному: одни песни - отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Использование приёма исполнения песни подгруппами или с солистом окажет в этом действенную помощь.

  Для закрепления знакомых песен можно  использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в  нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; узнать песню, сыгранную на металлофоне  или аккордеоне. Ценность игры еще  и в том, что дети, определяя  произведение закрепляют знания о музыкальных  инструментах. Хорошо когда роль ведущего в этой игре берет на себя не музыкальный  руководитель, а воспитатель. В таком  случае игру можно будет проводить  в свободное от занятий время  дети самостоятельно организуют различные  музыкально-дидактические игры, связанные  с пением. В таких играх у  детей развивается чувство товарищества, ответственности.

  Использование музыкально-дидактических  игр 

  в процессе слушания музыки.

  В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Они переживают, испытывают определенные чувства.

  Для того, чтобы ребенок лучше понимал  музыкальное произведение, мог сопоставлять музыкальные образы, можно использовать музыкально-дидактические игры. Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

  Например, в «Чудесный мешочек» могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям  в гости на занятия. Звучат знакомые мелодии: «Зайчик», М. Старокодомского, «Медведь» В. Ребикова или «Медвежата»  М. Красева. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка. Они здороваются с детьми, кланяются. Это могут быть обыкновенные мягкие игрушки или куклы. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активнее включаются в разговор с игрушкой.

  Постепенно  благодаря играм дети приобщаются  к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза). Для закрепления пройденного  материала в разделе слушания музыки хорошо использовать в группах  старшего возраста музыкально-дидактическую  игру «Найди нужную иллюстрацию».

  Игра  «Музыкальная шкатулка» также может  быть использована для закрепления  знаний о различных музыкальных  произведениях. Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов..

  Использование музыкально-дидактических  игр в процессе ритмических движений.

  Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени  отводится разучиванию различных  движений под музыку.

  Дети  учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным  характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

 Детям  младшего возраста свойственны  подражательные движения. Поэтому  для малышей двух лет желательно  использовать в музыкально-дидактических  играх разнообразные игрушки,  с помощью которых можно побуждать  детей к выполнению несложных  действий под музыку. Например, перед  занятием воспитатель или музыкаль-ный руководитель показывает игрушку (петрушку, зайчика, петушка) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям Петрушки, которые он показывает: хлопают в ладощши, приседают, кружатся и т.д. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения в упражнениях.

Если  в раннем детстве ритмическая  деятельность малышей характерезуется  подражательностью, то деятельность старших  дошкольников отличается активным восприятием  музыки, хорошим чувством ритма, что  позволяет им достаточно выразительно выполнять движения.

   Одним из важнейших средств развития самостоятельной  музыкальной деятельности детей  являются музыкально – дидактические  игры. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театральные постановки.   Они объединяют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, движение под музыку, игру на инструментах.

   Педагогическая  ценность музыкально-дидактических  игр в том, что они открывают  перед ребенком путь применения полученных знаний

   в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой  деятельности. Группы необходимо оснащать всеми пособиями, инструментами  и игрушками, рекомендованными методической литературой и, кроме  того, самим  создавать пособия для самостоятельно разрабатываемых дидактических  игр.

    

  Вывод.

  Музыкально-дидактические  игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей  петь, слушать, играть, танцевать. В  процессе игр дети не только приобретают  специальные музыкальные знания, способности, у них формируются  необходимые черты личности, в  первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические  игры способствуют формированию у детей  психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

  Практическое  задание:

  Музыкально  – дидактические игры для детей дошкольного возраста для развития звуковысотного слуха:

  • Где мои детки?
  • Чудесный мешочек
  • Кто в домике живёт?
  • Музыкальное лото.
  • Повтори звуки.
 

Игры  для развития ритмического слуха:                                                                                                                                                                                                                                                                                               

  • Прогулка.
  • К нам гости пришли.
  • Зайцы.
  • Что делают детки?
 
 

    Игры  для развития динамического слуха. 

  • Громко  – тихо.
  • Колобок.
  • Найди щенка.
 
 

Конспект  игры для развития динамического слуха  для детей старшего дошкольного возраста.

«Громко – тихо»

Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо,  громко,  не слишком громко.

Описание  дидактического пособия. Карточка, разделенная  на три квадрата. Три маленьких  карточки-квадрата одного размера, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета – громкому звучанию музыки.

Методика  проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) – третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

     Для повышения интереса и эмоциональной  активности у детей, была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть по тише», «чуть по громче» и изображать это.

“Кот  и мыши”

Жил кот  Василий. Ленивый был кот!

Острые  зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко  настойчиво кушать просил.

Да чуть по тише на печке храпел.

Вот Вам  и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко  крича, он их всех исцарапал

Своими  зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ой, пожалей,  пощади, сделай милость!

Тут чуть по громче воскликнул кот «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

Пока  кот спал, происходило вот что:

Мыши  тихо вышли из норки,

Громко  хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть по тише смеялись над котом

Они ему  хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене  повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались. 

     Для совершенствования динамического  восприятия детям предлагается поиграть в игру «Принц и Принцесса».

Ход игры: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит  “Вальс” Г. Левкодимова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

  Музыкальный  репертуар. «Громкая и тихая музыка»   Г. Левкодимова. 
 

 

Литература: 

  1. Зимина  А. Н. «Большой хоровод», - М.: Композитор, 1993.
  2. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», - М.: Просвещение. 1982.
  3. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1982.
  4. Зинаида Роот. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста, - Айрис-Пресс. 2005.
  5. Зацепина М. - Музыкальное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации, - Мозаика-Синтез.

    6.  Костина Э. «Программа музыкального  образования   детей раннего  и дошкольного возраста «КАМЕРТОН»,  М.: Линка-Пресс, 2008.

Музыкально - дидактическая игра как основное средство развития музыкальных способностей дошкольников