Музыкально-дидактические игры – средство развития музыкальных способностей

Челябинский Государственный  Педагогический Колледж №2 

              Контрольная работа по

              методике  музыкального развития

              студентки 505 группы

              Саедгалиной Алены Артуровны  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Адрес по прописке:

Челябинская обл.,

Сосновский р-н,

с.Туктубаево,

ул. Плановая, д.22, кв. 2

инд.  456534 

Адрес фактический:

Челябинская обл.,

Сосновский р-н,

с.Туктубаево,

ул. Уральская, д.4

инд.  456534 

Телефон:

                89514661021 

Челябинск 2011г. 

Тема: Музыкально-дидактические  игры – средство развития музыкальных  способностей. 
 
 

План: 

  1. Значение  музыкально-дидактических игр в  жизни ребенка.
  2. Понятие о музыкальных способностях.
  3. Виды музыкально-дидактических игр, организация игр.
  4. Музыкально-дидактическая игра в моей группе. Создание условий для обучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Значение  музыкально-дидактических игр в  жизни ребенка.

     Музыкальное воспитание в ДОУ  в основном осуществляется на  музыкальных занятиях, где дети  слушают музыку, поют, выполняют  различные виды музыкально-ритмических  движений. Под руководством педагога  ребенок стремится проявить себя  в исполнении песни, танца,  передачи образа игры, составлении  пляски-импровизации, сочинении и  подборе мелодий при игре на  музыкальных инструментах.

    Умение самостоятельно действовать,  выполняя музыкальные задания,  позволяет детям лучше, качественнее  исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля  за собственным исполнением, музыкально-эстетических  представлений и музыкально-сенсорных  способностей.

     Педагогические исследования, проверенные  в этой области, доказывают, что  эффективному музыкально-сенсорному  воспитанию способствует наглядность  обучения, возникновение в сознании  детей естественных ассоциаций  музыкальных звуков со звуками  окружающей их жизни. Оперируя  звуками, дети начинают внимательно  относиться к их свойствам,  сочетаниям, что развивает их  ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется  в процессе самых разнообразных  музыкальных действиях на занятиях  и в повседневной жизни детского  сада.

     « Решение сенсорных задач, - пишет  Н.А.Ветлугина, - возможно почти во  всех видах детской музыкальной  практики. Но каждый из них,  обладая спецификой, является более  благоприятной средой для развития  определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у  детей развивается музыкальное  восприятие. Однако вряд ли можно  ограничиться этим. Нужна еще  и такая среда, в которой  ребенок мог бы углублять усвоенные  способы действий, самостоятельно  их упражнять, развивать умение  контролировать свои действия. Нужны  специальные дидактические игры  и игрушки». Действительно ребенок  встречается с музыкой на занятиях  два раза в неделю, где в  основном осуществляется обучение  певческим и музыкально ритмическим  навыкам. В быту музыкальные  впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкального развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

      Значение музыкально-дидактических  игр состоит в том чтобы  научить ребенка различать свойства  и качества чувственно воспринимаемых  явлений. Классификацию дидактических  игр предложила Н.А.Ветлугина,  охарактеризовав их структуру  и содержание, определила музыкально-дидактический  материал и сформировала требования  к эстетическому оформлению наглядных  пособий. В дальнейшем эту работу  продолжили А.Н.Зимина, Э.П.Костина.

Музыкально-дидактические  игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности  и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается  в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила  и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических  игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные  произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того музыкально-дидактические  игры, особенно с применением настольно-печатного  материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что  совершенствование музыкального слуха  находится в прямой зависимости  от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они  включаются в работу с детьми самого раннего возраста, например, упражнения: «Где звучит?», «Высокие и низкие звуки», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Кто пришел?» и т.п.

      Музыкально-дидактические упражнения  занимают не много времени  на музыкальных занятиях и  могут быть включены в разделы  пения и музыкально-ритмического  движения.

     Иначе обстоит дело с музыкально-дидактическими  играми. Они достаточно сложны, и  проводить их следует только  тогда, когда у детей  уже  есть некоторый опыт общения  с музыкой. В построении этих  игр непременно должно найти  отражение единство музыки и  движения. 

2. Понятие  о музыкальных способностях. 

     В книге Музыкальное воспитание  ребенка Н.А.Ветлугина пишет: «Музыкальное  воспитание направлено на совершенствование  многих качеств личности ребенка.  Педагоги, опираясь на данные  физиологии и психологии, должны  заботиться об оптимальном выборе  и соотношении воспитательных  воздействий поскольку от этого  зависит их эффективность.      Если дети воспитываются в  духе отзывчивости на все прекрасное  в жизни, если они получают  разнообразные впечатления, занимаются  различными видами музыкальной  деятельности, то их специальные  способности к музыке развиваются  плодотворно и успешно. Эти  принципиальные положения кладутся  в основу при организации различных  видов музыкальной деятельности  детей.»

    Психологическая наука определяет  способности как индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

      Известно, что человек не рождается  с теми или иными способностями.  Они формируются в определенных  исторических условиях, в которых  вырабатывается потребность в  них и предъявляются требования  к их развитию.

      Способности - не врожденные свойства.

      Основой развития способностей  являются физиологические задатки.  Сами же способности развиваются  в процессе воспитания и обучения.

      Таким образом, способности –  это индивидуально-психологические  свойства личности, которые имеют  отношения к успешности выполнения  одной или нескольких деятельностей.

      Способности делятся на общие  и специальные. Общие способности  связаны с «родовыми» свойствами  человека. Специальные способности  помогают достигнуть высоких  результатов в какой либо области.  Пример: литературной, музыкальной,  изобразительной.

     Музыкальные способности – это  индивидуально психологические  свойства личности, которые являются  необходимым условием выполнения  деятельности связанное с музыкой.

Составляющие  музыкальных способностей (ядро музыкальности):

  1. Ладовое чувство
  2. Чувство ритма
  3. Музыкально-слуховые представления.

      При организации процесса музыкального  воспитания детей необходимо  учитывать тот факт, что музыкальные  способности наилучшим образом  развиваются на основе анатомо-физиологических  задатков в процессе разнообразной  музыкальной деятельности. 

  1. Виды музыкально-дидактических  игр, организация игр.

В зависимости  от дидактической задачи и развертывания  in ровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

1) спокойное  музицирование;

2) подвижные  игры с элементами соревнования;

3) игры, построенные по типу хороводных.

      В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с двумя-тремя детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

     Второй вид игр характеризуется динамикой действий. Игра i юхожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. 'Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

       В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятии. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вел ушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание, т.е. музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигнет своей цели.

       Например, в игре первого вида  дети учатся различии, тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит  их на три подгруппы. Первая  подгруппа при звучании барабана  должна имитировать руками игру  на барабане, вторая -при звучания  погремушки помахивать кистями  рук, третья — при звучании дудочки имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая показывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей. Для того чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются: по желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.

Методика  проведения музыкально-дидактических  игр третьего вида (типа хороводных) отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.

        Как отмечает Н.А. Ветлугина,  для первого и третьего вида  музыкально-дидактических игр «характерна  симультанность игровых действий  с реализацией сенсорных заданий.  Для второго — элемент игровых  соревнований требует отсроченности  по времени от выполнения заданий,  облеченных в более спокойную  игровую форму». [Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. С. 236. 184]

        Правила всех видов музыкально-дидактических  игр тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

      На каком бы уровне возрастного  развития ни находился ребенок,  он всегда эмоционально воспринимает  звучание музыки, развитый музыкальный  слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить  звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.

     Музыкально-дидактические  игры всех трех видов проводятся  в повседневной жизни детского  сада, на прогулках в теплое  время года и комплексных музыкальных  занятиях, в часы, отведенные для  игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, рекомендованными дошкольными образовательными программами. Кроме того, воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание. 

4. Музыкально-дидактическая  игра в моей группе. Создание  условий для обучения.

     Наблюдения за детьми старшей и подготовительной к школе группы показали, что при наличии хорошо и полно оборудованной музыкальной зоны они охотно занимаются друг с другом — поют песни, играют мелодии на музыкальных инструментах (пособия: «Музыкальные часы», «Спой песенку», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино» и т.д.). различают звуки по высоте, силе, длительности, тембру [ Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., 1982.]

; определяют  характер, жанр музыкального произведения (пособия — музыкальные шкатулки, музыкальные ящики, аудиозапись).

     При помощи наглядных пособий,  музыкальных инструментов и игрушек дети седьмого года жизни учатся сами и обучают других — производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах («Я начну, а ты закончи», «Повторяй за мной», «Знаешь ли ты музыку?», «Догадайся, чья музыка звучит?» и т.п.).

     Благоприятный микроклимат в  группе, внимательное отношение педагога к проявлению самостоятельности у детей в музыкально-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновывать свои действия.

Приводим  примеры музыкально-дидактических  игр, составленных детьми 6-летнего возраста.

     На предложение самим сочинить  игру дети высказывают свое  мнение.

Дим Н.  Назовем игру «Самолеты». На быструю музыку самолеты будут летать, а когда она не очень быстрая будет — самолеты должны кружиться и, когда музыка окончится, они опустятся на землю.

Педагог проводит с детьми игру.

Педагог. Будет ли эта игра учить нас внимательно слушать музыку?

Дети. Нет, нет! Так просто запоминается, что после быстрой музыки надо кружиться.

Педагог. Как же сделать, чтобы не запоминать порядок движений?

Дети. А вы играйте быстро и помедленней. И снова много раз быстро. Как будто самолеты далеко летят. А потом опять помедленней.

Педагог. Музыкальное задание — слушать внимательно, когда музыка звучит быстро, а когда медленно, Но как же мы будем соревноваться?

Ильнур  М. Давайте разделимся на две команды летчиков. Летать и кружиться будем все вместе, но по командам, друг за другом. Это когда самолеты строем летят. Мне папа рассказывал. А вы будете смотреть, кто лучше. А когда музыки не будет, летчики должны быстро построиться в свои команды.

Тимур Х. Хочется поиграть так. Пусть все разделятся на две команды. Белые лошадки и черные. Когда вы будете играть тихие звуки, пусть скачут белые лошадки, а когда громкие — черные. А вы их путайте, по-разному музыку играйте, чтобы, кто за кем скачет, не запоминали. И в конце игры лошадки должны быстро прискакать в свои конюшни. Только для этого надо рисунки на дверях конюшен прикрепить, чтобы знать, где кто живет.

Рената  Я. Построимся в два круга: один круг будет называться «озеро», другой — «ручеек». Когда вы длинные звуки будете играть, будут на озере волны большие ходить, а когда короткие — ручеек побежит, побежит. Играть будете то длинные, то короткие звуки, по-разному. А когда игра окончится, скажете, кто победит. И пусть проигравшие отгадывают загадки, которые победители загадают.

Милена  С.  Я хочу предложить поиграть в доктора Айболита. Всем раздадим по три картинки: с собакой Аввой, совой Бумбой и обезьянкой Чи-чи. Вы будете играть высокие, средние и низкие звуки. А все должны при звучании низких звуков поднять картинку с совой, средних — с собакой, а высоких — с обезьяной. А Айгуль Радиковна пусть отмечает, кто правильно картинку показывал. И пусть победители спляшут, а мы им похлопаем.

Эдик  Х. А в эту игру еще по-другому можно играть. Вы будете доктор Айболит, а мы — собачки, совы и обезьяны. (Задумался.) Ой, нет! Не знаю, как по обезьяньему кричать. Пусть лучше — кошки. Ведь и кошек Айболит лечил! Когда вы будете лаять — будут собаки бегать, мяукать — кошки. А когда будете говорить: «Ух! Ух!», как сова кричит, будут летать совы. Вы им по-разному много раз звуки исполняйте. В конце пусть совы взлетят на дерево (стул), собачки спрячутся в конуру (оградили пространство стульями), а кошечки усядутся на диване (построили из банкеток). Кто скорей — тот и победил.

Аделина У. Мне хочется поиграть в листья. Ведь сейчас осень, и листья на деревьях разные: и желтые, и красные, и зеленые. И мы разделимся на три команды и встанем около трех листочков — желтого, красного и зеленого. Вырежем их из бумаги. Когда вы будете играть вальс; первая команда будет кружиться, когда польку — вторая команда будет двигаться подскоками, а когда хороводную мелодию, то третья команда будет спокойно ходить. Вы будете менять музыку много раз, а когда перестань те играть, все команды должны построиться около своих листочков, как будто это дерево.

     В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.

     Необходимо отметить, что музыкальные  произведения, на основе которых  разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми  целостно, и в то же время  им следует выделять те или  иные средства музыкальной выразительности,  в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких  игр народные мелодии, фрагменты  авторских произведений, сами сочиняют  несложные пьесы. Музыкально-дидактические  игры могут также проводиться  и без использования фортепиано — под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, бубна, дудочки и т.д.

Музыкально-дидактическим  материалом игр являются:

— песни, инструментальные произведения;

— набор  музыкальных инструментов;

— наборы музыкальных игрушек.

В современных  дошкольных образовательных программах приводится репертуар музыкально-дидактических заданий, упражнений и игр по всем возрастным группам.

      Примерные разработки музыкально-дидактических игр.

Игра  «Снеговики и снежинки»

Цель: учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

Музыкальный материал: вальс (муз. Ф. Гершовой), «Чешская полька»; пианино, металлофон или аккордеон.

Iвариант. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку вальса «снежинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6—8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, по их желанию исполняется песня зимней тематики.

// вариант. «Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку вальса — кружатся «снежинки». Пьесы исполняются <>   8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок».

III вариант. Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме.

Игра  «Три медведя»

Цель: учить детей различать высоту звуков.

Оборудование: плоскостные изображения медведей большого, среднего и маленького размера, по 3 шт. на каждого ребенка; плоскостной дом.

Музыкальный материал: «Мишка» (муз. М. Раухвергера); фортепиано.

* * *

Iвариант. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем - медведи побольше, а когда в низком — самые большие. Смена регистров варьируется. В конце игры отмечаются дети, точнее других выполнившие задание.

II вариант. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем — Анастасии Петровны, а в высоком — Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.

/// вариант. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных.

Игра  «Синоптики»

Цель: определять разделы формы музыкального произведения.

Оборудование: карточки с изображением снежинок, дождя, града по количеству играющих команд; рисунки тучек — белой, синей и черной.

Музыкальный материал: вариации на русскую народную песню (муз. И. Берковича); фортепиано. Iвариант. Дети сидят, распределенные на три команды У каждой команды в руках однотипные карточки.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами будем  синоптиками. Это люди, которые заранее определяют погоду. У вас в руках карточки с изображениями снежинок, дождя, града. Надо внимательно слушать вариации на тему русской народном песни «Во саду ли, в огороде» и правильно определять, какая у нас погода. Зазвучит первая вариация — надо подыми, карточки команде «снежинки», вторая — команде «дождь» а когда зазвучит третья вариация с отрывистой мелодией, надо поднять свои карточки команде «град». Послушай м-музыку.

Исполняет вариации. Затем проводит игру, все  время меняя порядок вариаций. По окончании игры отмечает ту команду, дети которой ошибались реже других. По их выбору исполняется песня о дожде или снеге.

II вариант. В разных местах комнаты стоят три подставки, к которым прикреплены рисунки тучек. Дети группируются вокруг них в три команды: «снежинки» — у белой тучки, «дожди» — у синей, «град» — у черной. В соответствии со звучанием той или иной вариации одна команда двигается в пространстве комнаты (лежит снег, льется дождь, падает град), кружась, бегая, подпрыгивая. При смене вариаций двигается лишь одна команда. Остальные останавливаются там, где их застала смена вариации. Последовательность звучания вариаций многократно меняется. По окончании звучания каждая команда должна собраться у своей тучки.

/// вариант. Дети каждой команды стоят вокруг своей тучки (рисунка). На звучание первой вариации плавно скользят по кругу «снежинки», на звучание второй — легко бегут по кругу дети, изображающие «дождь», а на звучание третьей вариации по кругу прыжками продвигаются «градинки». Педагог многократно меняет последовательность исполнения вариаций. В конце игры отмечается команда-победительница и ее членам предлагается выбрать награду — станцевать пляску снежинок или поиграть в игру «Солнышко и дождик». (В игре или пляске участвуют дети всех команд.)

Игра  «Узнай, какой инструмент звучит» (для детей 4-6 лет)

Цель: учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Оборудование: карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона по количеству играющих детей.

Музыкальный материал: угольник, бубен, металлофон.

* * *

/ вариант. Дети сидят за столами парами. Перед каждой нарой — старшим и младшим ребенком — лежит набор карточек. Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены небольшой ширмой. Если зазвучит треугольник — нужно поднять карточку с его изображением, бубен — с изображением бубна, металлофон — с изображением металлофона. Педагог отмечает детей, ошибавшихся реже других, и по их желанию исполняет произведение для слушания.

II вариант. Дети строятся в три колонны. Под звучание треугольника бегают по комнате ребята первой колонны, под звучание бубна — второй, под звучание металлофона — третьей. Порядок звучания инструментов педагог варьирует. В конце игры проводится соревнование: кто скорее построится в колонну. Старшие дети помогают младшим прибежать в нужном направлении и построиться.

III вариант. Дети строятся в три круга. Каждый круг образуют дети одного возраста. Ребята первого круга двигаются легким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов, ребята второго круга двигаются под звучание бубна, третьего — под звучание металлофона. Порядок звучания инструментов варьируется. В конце игры отмечается круг-победитель, и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.

Упражнение  «Бабочки»

Цель: учить детей различать и передавать в движениях темп музыкального звучания.

Оборудование: ободки-эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих.

Музыкально-дидактические игры – средство развития музыкальных способностей