Музыкально-образовательная деятельность детей

~ ~

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ РО «КамПК»)

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: Музыка

тема: Музыкально-образовательная деятельность детей

 

 

 

                               Выполнила: Хайлоева Любовь Владимировна,

                                                  студентка группы ДОШ-19

                                         программа «Дошкольное образование»

 

                                  Проверила: Шептухина Тамара Геннадьевна, преподаватель

 

 

 

 

г.Каменск-Шахтинский

2015г.

 

 

ПЛАН.

 

 

Введение……………………………………..….3

  1. Виды музыкальной деятельности………...…4
  2. Музыкальные игры………………………..…8
  3. Музыкально-творческая деятельность….…..11

Заключение……………………………………..15

Список литературы…………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Введение.

Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни – от младенческих лет до самой старости. Все мы откликаемся на музыку, ощущаем на себе её способность регулировать настроение, улучшать самочувствие. Как это происходит, никто определённо сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку. Хотя и говорят, что если в детстве «медведь на ухо наступил», то это навсегда, на самом деле это не так. У всех людей, если они вообще различают хоть какие-то звуки, есть и музыкальный слух. Просто у одних он развился сильнее, а другим с этим не повезло. И время, когда можно развить музыкальный слух, упущено в детстве, когда закладываются основы тех или иных способностей человека.

Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает благотворное влияние на психологическое развитие малыша в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, обогащает эмоциональную сферу ребёнка различными переживаниями. Когда малыш окружён любовью, нежностью и находится под воздействием музыки и пения, он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. И даже не став музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки и просто добрым и отзывчивым человеком.

 

 

 

 

 

1. Виды музыкальной деятельности.

Деятельность — это активный процесс овладения общественным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

- слушание музыки;

- детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах);

- музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной  грамоты);

- продуктивное и исполнительское  творчество, в их первоначальных  истоках.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.

Слушание-восприятие.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность

Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности. Выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.

Детское исполнительство.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Очевидна особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин - певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту.

Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания - ритмики. Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре).

Музыкально-дидактические игры - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер - музыкальному переживанию.

Музыкально-познавательная деятельность .

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-познавательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Музыкально-познавательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Введение в практику элементов музыкальной грамоты показало готовность детей 5-7 лет к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха.

При построении музыкальной деятельности руководствуются задачами эстетического воспитания.

Главная из них - воспитание эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, но в наибольшей степени - в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.

Вывод: анализ музыкальной деятельности показал, что каждый из ее видов помимо общей эмоциональной отзывчивости выполняет свое специфическое назначение (служит средством развития какой-либо музыкальной способности), и поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности в дошкольном детстве.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

2. Музыкальные игры.

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.

Используя музыкальные игры, родители и педагоги имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.

С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности. Еще в период беременности будущие мамы прислоняют к своему животу магнитофон, где звучит спокойная, медленная музыка. Такое действие благотворно влияет на развитие плода.

Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми. Чтобы предотвратить возникновение подобных казусов, мамы и папы, воспитатели и учителя обязаны обеспечить все условия для детской творческой деятельности (в том числе и музыкальной) и отдыха – и тем самым позволить своим чадам гармонично развиваться и становиться раскованными.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному , к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.

Начинать музыкально-образовательную деятельность необходимо с игр на развитие чувства ритма. Вообще, ритм – это основа всей музыки. Возможно ли представить существование мелодии без ритмической опоры, хотя бы самой примитивной? Попробуйте любую знакомую мелодию пропеть без определенной длины каждого звука, произвольно, и она сразу же потеряет смысл и узнаваемость. Поэтому она обязательно должна быть организована во времени, в противном случае затрудняется ее восприятие и возможность воспроизведения. А вот ритм без мелодии прекрасно обходится.

Затем приступить к решению более сложной задачи: к играм, которые развивают музыкальный слух и память. Если чувство ритма заложено в человеке самой природой (ведь самый основной ритм – это стук нашего сердца), то с высотой звука все гораздо сложнее. Уши – это довольно сложный прибор, требующий тщательной настройки. Но пусть вас не останавливают трудности. Вы должны твердо знать: слух есть у каждого, только у одного он как бы «лежит на поверхности», а у другого – спрятан внутри, и его нужно очень осторожно и настойчиво оттуда «доставать».

Одной из сложнейших задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Музыкально-дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами.

Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.

Для развития у детей голоса используются различные распевки, которые проводятся на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые они поют с различными звуками. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом. Чтобы у малыша был хорошо поставленный голос, и пение стало одним из любимых занятий, можно применять игры которые помогут детям научиться правильно владеть голосом и дыханием, чувствовать развитие мелодии и выразительные ее моменты. Петь любят как взрослые, так и дети. Только вот не все знают о том, что большинство из них поют, задействовав связки. И чем раньше родители или воспитатели начнут заниматься с ребенком вокалом, тем лучше для него. Малыш должен понять, что значит петь правильно и красиво.

Для успешного приобщения ребенка к музыке необходимо формировать музыкально-образное мышление ребенка и развивать его эмоциональные качества. Иначе ему будет очень трудно воспринять новый для него мир музыки. Способность мыслить образами и эмоционально реагировать – это качества, являющиеся мостом для проникновения музыки во внутренний мир маленького человека.

Самостоятельная  музыкальная  деятельность  детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навык самостоятельного действия. Например, детям предлагают спеть песню без сопровождения в удобной для них тональности или самим сочинить вариант какого-либо перестроения, хоровода и т.д.

Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых  играх,  основанных  на   ярких  впечатлениях  после  праздника развлечений, музыкальных занятий, просмотра телепередач и т.п. Сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки» и др.

Вывод: наблюдая игры детей, воспитатель должен постоянно руководить и тактично помогать им в творческой самостоятельной деятельности, учитывая интересы и способности каждого. Необходимо также создать соответствующие условия: определить место в групповой комнате, где ребята могут музицировать, непринужденно действовать; подобрать достаточное количество игрового материала. Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта.

  1. Музыкально-творческая деятельность.

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Чтобы развить способность творчески применять имеющиеся умения и навыки у детей без затруднения. Необходимо разработать систему работы, направленную на углубленное развитие творческих способностей детей. 

В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы. При разработке перспективного плана и подборе репертуара необходимо также учитывать синтетическую природу музыкального творчества. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности - пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому необходимо включать творческие задания в каждый из них. Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий.

Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей. В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования.

Выделим приемы, которые можно использовать для развития творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности. Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаем ребенку подвигаться в ритме марша, тут же можем попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте.

В разделе пение можно предложить ребенку сочинить свой марш на слог тра-та-та. В конце занятия можно предложить детям поиграть в игру «Горнист и четыре отряда». В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», «а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве. Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни образцы. В них поется о каком – либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок пароходы выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем поет песню без фортепианного сопровождения, и предлагает ребенку закончить песню по-своему, импровизируя гудок парохода. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.

Вывод: творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. И , конечно, работа по развитию творческих способностей детей должна осуществляться в соответствии с этапами развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

          

 

                                              

 

                                             

                                                Заключение.

В заключении, хочется заметить, что родителям и воспитателям не надо пренебрегать музыкальным развитием ребёнка, это способствует разностороннему развитию маленького человека.

В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).

Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. А для того чтобы понять, почему музыка оказывает такое воздействие на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства и понимать роль искусства в жизни общества. Место музыкального искусства среди других эстетических ценностей определяется и тем, что оно отражает как существующие, так и давно исчезнувшие явления и объекты природы и общества, сохраняет их образы для новых поколений.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение «мыслящего глаза и уха» — видеть и слышать, становится важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

Интерес к музыке, знание ее является важным показателем духовной культуры человека.

Приобщение к музыкальному искусству, музыкальное воспитание в детском саду осуществляются на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности музыкальными руководителями и воспитателями и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Чтобы решать задачи музыкального воспитания, педагогу необходимы знания о системе музыкального развития детей дошкольного возраста в целом. Это способствует видению перспектив их музыкального развития на протяжении всех лет обучения, установлению взаимосвязей между различными видами деятельности на занятиях, умелому отбору музыкального материала для последовательного решения развивающих задач.

Задачи, которые стоят перед каждым педагогом музыки, — это введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и в связи с этим расширение их духовной сферы, воспитание чувств, что требует от него серьезных знаний о предмете, а также знаний педагогики и психологии. Конечно, еще во время учебы в пединститутах или училищах будущие педагоги получили необходимые знания, но сегодня требуется их обновление и расширение, о чем свидетельствуют многочисленные заявки и просьбы педагогов музыки и методистов. Музыкальные руководители и воспитатели нуждаются в педагогических книгах, педагогических рекомендациях для повышения своей квалификации. Музыкальному руководителю, кроме музыкально-педагогического образования, необходимы знания особенностей психического развития детей того или иного возраста.

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. (Книга) Т.Н. Образцова Музыкальные игры для детей. – ЛитРес.: 2008.
  2. (Книга) Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
  3. (Журнал)  «Музыкальный руководитель» №8, 2007 // Зацепина М. Реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду».
  4. (Книга) О.П. Радынова и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000.
  5. (Книга) М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: Мозаика-синтез, 2005.
  6. Выродова И.А. «Музыка! Музыкальное развитие». – М.: ИД Карапуз, 2003.
  7. http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?start=5
  8. http://buslik.net/mvosp/124-muzykalnoe-vospitanie-doshkolnikov.html
  9. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы: Л. С. Жесткова, С. Н. Баркан, Н. В. Лузай — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2014 г.- 80 с.
  10. Мы друг другу рады! Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста: Е. Н. Котышева — Санкт-Петербург, КАРО, 2013 г.- 192 с.
  11. Музыкально-дидактические игры: Э. П. Костина — Санкт-Петербург, Феникс, 2010 г.- 216 с.
  12. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве: И. П. Равчеева — Москва, Учитель, 2014 г.- 42 с.
  13. Музыкально-игровой досуг. Подготовительная группа: Н. Б. Улашенко — Санкт-Петербург, Корифей, 2010 г.- 112 с.
  14. Музыкально-игровой досуг. Старшая группа: Надежда Улашенко — Москва, Корифей, 2011 г.- 112 с.
Музыкально-образовательная деятельность детей