Музыкально-ритмические движения. 2

 

Введение

Музыкальное воспитание в  детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают  «первые шаги» в этой области, которые раскрывают детям содержание элементарных сведений и знаний о  музыке, видах, способах музыкальной  деятельности.

Музыкальное развитие –  это процесс становления и  развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более  сложным.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно  начинать в дошкольном возрасте. Важно, чтобы уже в раннем детстве  рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним  красоту музыки, дать возможность  её почувствовать.

Музыкальное развитие оказывает  ничем не заменимое воздействие  на общее развитие: формируется эмоциональная  сфера, совершенствуется мышление, ребёнок  делается чутким к красоте в искусстве  и жизни.

Один из видов музыкальной  деятельности, который в большей  степени способствует развитию творчества – является музыкально-ритмическая деятельность. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе.

 

Общая характеристика музыкально-ритмических движений

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна  применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику и  обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развитие музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в её гуманном характере.

Эмиль Жак-Далькроз был убеждён, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в  музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Эмиль Жак-Далькроз создал систему  ритмических упражнений, по которой  обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое  воспитание детей и юношества  в нашей стране было построено  на основе ведущих положений системы  Э.Жак-Далькроза. Отечественные специалисты  по ритмике Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, М.А.Румер, Е.В.Конорова и другие особое внимание уделили подбору высокохудожественного  репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они  широко использовали народные песни  и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.

Уже в 20-е годы в нашей  стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и так далее.

В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного  возраста, участвовали  М.А.Румер, Н.А.Метлов, Ю.А.Двоскина, позднее – Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, С.Д.Руднева и другие.

В детском саду  вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкальной ритмике воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение средством её усвоения.

Вопрос о соотношении  музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. 

Виды ритмики. Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

 Из физических упражнений  в ритмике применяются основные  движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие  (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

В ритмике используются несложные  элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерные  для каких-либо профессий и так  далее.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

  1. музыкально-ритмические упражнения;
  2. танцы, пляски, хороводы;
  3. музыкальные игры.

Музыкально-ритмические  упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринуждённо выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и так далее. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и так далее). Например, в средней группе упражнения «Пружинка» (русская народная мелодия), «Весёлые мячики» (музыка М.Сатулиной), «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А.Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне» (музыка М.Раухвергера): ребята начинают легко, ритмично с настроением «скакать под динамичную, стремительную музыку.

Самостоятельных музыкально-ритмических  упражнений немного. К ним относятся  «Всадник» (музыка В.Витлина), «Вертушки» (украинская народная мелодия), «Упражнения  с лентами» (музыка В.А.Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрийская мелодия). Этот тип упражнений  по сравнению  с предыдущим имеет более законченную  форму; вместе с тем в нём ещё  нет того сочетания различных  образов и настроений, которое  характерно для игр, хороводов и  танцев.

Следующий вид ритмики  – танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные  и свободные.

К зафиксированным относятся  те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует  ей при обучении. Здесь встречаются  пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска  с платочками» и «Круговая  пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска» (чешская народная мелодия» Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И.Штрауса), хороводы «Ёлочка» (музыка М.Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и другие. Особое место в этой группе занимает характерный  танец – плясовые элементы в нём  соответствуют движениям различных  персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и другие).

К свободным танцам относятся  все те же пляски и хороводы, которые  придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале  педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать  под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого  создают «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия), «Танцуйте  как я» (музыка В.Золотарёва), «Мы  весёлые матрёшки» (музыка Ю.Слонова) и другие.

Музыкальная игра (третий вид  ритмики) как разновидность игровой  деятельности в детском саду –  важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную  сторону игры, погружает ребёнка  в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё  это углубляет восприятие и понимание  музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические  и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся  на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под  пение (хороводы и инсценировки). В  сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное  с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной  игре «Зайцы и лиса» (музыка С.Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, лёгкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и  кружением (на подпрыгивании) зайца  и так далее. В несюжетной игре «Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные  части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии  передают в неторопливом беге танцевального  характера.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов  музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных  хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных  сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным  шагом, выставление ноги на пятку. В  игре использовано также построение в круг (уменьшается и расширяется) : дети идут к центру и возвращаются на свои места дробным шагом. При  разучивании этой игры внимание ребят  обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанемент пьесы. Для ощущения многократного повторяющегося ритмического рисунка детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях.

 

Значение музыкально-ритмических  упражнений

Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность  и образность восприятия музыки, чувство  ритма, мелодический и гармонический  слух, ощущение музыкальной формы, музыкальная  память и так далее.

Сюжеты, образы музыкальных  игр и плясок конкретизируют для  детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко переживать. Движения, органически связанные  с музыкой, её характером (содержанием), способствуют целостному её восприятию. Отвечал своими движениями на особенности  мелодии, ритма, динамики, структуры  музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Для того чтобы музыкальная  игра, пляска могли выполнить свои воспитательные задачи, надо научить  детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Большинство движений, на которых  построены музыкальные игры и  пляски, - это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются и на музыкальных занятиях, и на занятиях по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей  правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под  бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, лёгкости шага, то есть непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому оно благотворно влияет на физическое развитие детей.

Музыкально-ритмические  упражнения, помогают прививать детям  двигательные навыки и умения, необходимые  при передаче в движениях музыкальных  впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. (5)

Цель и  задачи. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

  • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
  • развивать основы музыкальной культуры;
  • развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
  • учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и так далее);
  • формировать красивую осанку, учить выразительным движениям в (игре, танце, хороводе и упражнении;
  • развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно  решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

 

Методика обучения ритмике в детском саду

При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.

В наглядном методе это, прежде всего, постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приёмов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной музыке следует позаботиться о художественном уровне её обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.

Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, то есть прикосновения к ребёнку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить  осанку и так далее. Этот приём  характерен для раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней  и старших группах, как правило, достаточно объяснения.

Словесный метод (беседа о  характере музыки, средствах её выразительности, объяснение, рассказ о её образах, напоминание, оценка и так далее) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так  и в сочетании с наглядным  и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит  в выборе отдельных приёмов и  в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию – в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и так далее.

При использовании практического  метода (многократное выполнение конкретного  музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях  элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и так  далее, а затем уже включить их в игры, пляски, хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребёнок может сосредоточить  внимание на образах, настроении музыки и передаче её в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж – необходимо облекать их в интересную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.

  Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает в себя три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей  с новы упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит  в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен  быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребёнка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углублённое разучивание  музыкально-ритмического движения, уточнение  его элементов  целостного образа, настроения музыкального произведения.

Методика обучения состоит  в многократном повторении как движения в целом, так и его элементов. Педагог даёт необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает  достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движения. Для этого  педагог задаёт вопросы о характере  музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и так далее. Эти приёмы помогают детям глубже почувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в  том, чтобы закрепить представления  о музыке и движении, поощряя детей  самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять  их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных  инструментов, пение)

Методика закрепления  и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его  качеством. Воспитатель, напоминая  последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создаёт условия для эмоционального, чёткого и уверенного выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода и разученных элементов танца.

Музыкально-ритмические  навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.(4)

 

Репертуар по ритмики

Подбору репертуара по ритмике  всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой. В 20-40 годы чаще всего звучали отрывки  из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка (К.М. Вебер, И. Штраус, Ф. Зуппе, Ж. Оффенбах и другие), а также аранжировки и импровизации самих педагогов. В 50-60 года, когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания в детском саду (под руководством Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, и другие) возникает новая тенденция – к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развить. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение.

Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:

    • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
    • моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
    • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
    • соответствие движений характеру, образам музыки;
    • разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

Репертуар музыкально-ритмических  движений для всех возрастных групп  рекомендовался программой. В ней  учтены основные принципы отбора. Однако педагогу в каждой группе следует подбирать репертуар в зависимости от конкретных условий. Это уровень общего, музыкального и физического развития детей, материально-

техническая  база детского сада, уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателей, наполняемость группы и так далее. Педагог должен помнить о развитии каждого ребёнка, а поэтому с большим вниманием подбирать практический материал, учитывая к тому же и последовательность усложнения музыкально-образного содержания музыки, её выразительные средства. Так как каждое музыкальное сочинение включает в сочетание всех средств, следует систематизировать репертуар на основе того доминирующего средства, на которое композитор возложил особо яркую выразительную роль. Например, усложнение по динамике дети легко воспринимают и воспроизводят в движениях в следующей последовательности: внезапные изменения фортепиано, усиление и ослабление звучности, внезапные акценты.

Необходимо также учитывать  усложнение двигательных заданий, последовательность которых устанавливается в соответствии с доминирующим видом движений. Например, задание, совершенствующее  навык  подпрыгиваний – поскоков, рекомендуется  выстраивать от простых подпрыгиваний  на двух ногах на месте к переходу на прямой и боковой галоп и, наконец, к поскокам с ноги на ногу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Необходимо продолжать развивать  у дошкольников музыкально-ритмические  и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое  творчество может успешно развиться  только при условии целенаправленного  руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут  ребенку развить свои творческие способности.

Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу  в творческом мышлении, дают возможность  импровизировать, отдавая взамен ребенку  эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность  познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир  ребенка.

Музыкально-ритмические  и танцевальные движения выполняют  функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную  энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Один из видов музыкальной  деятельности, который в большей  степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Музыкальные движения –  это наиболее продуктивный вид музыкальной  деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

      1. Алиев Ю.А. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1998
      2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981
      3. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования в детском саду. М.: Просвещение, 2005
      4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1994
      5. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1991

 

 


Музыкально-ритмические движения. 2