Музыкально-ритмические движения

  

 

Содержание: 

    Введение………………………………………………………………………..3

    Основные задачи и принципы обучения……………………………………...5

    Методы и приёмы…………………………………………................................7

    Этапы работы по развитию выразительности движений................................9

    3аключение…………………………………………………………………….11

    Библиография…………………………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Наши  дети живут и развиваются в  непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

     Родители  и педагоги должны сделать все  возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность  узнать и полюбить другую, настоящую музыку.

     Основы  музыкальной культуры дошкольника  закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. 
Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

     Общение с музыкой, картинами великих  художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает  благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Это все соответствует государственным и региональным образовательным стандартам, а именно: приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре, знакомство детей с произведениями классической, народной музыки, развитие представления детей о различных видах музыкального искусства (опера, балет) и различных жанрах музыкальных произведений (вальс, марш, колыбельная), предоставление детям права выбора средств для самовыражения, создание условий для развития музыкального творчества детей на основе синтеза искусств.         

 Что же  побудило заняться заявленной  проблемой? 
         Наблюдения за детьми во время выступления коллектива филармонии, учеников музыкальных школ показали, что многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. 
         Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома классическую музыку не слушают, в театры не ходят, в основном звучит поп-музыка. 
         Результаты диагностического обследования дошкольников показали 
низкий уровень развитости ладового чувства. 
         Зная потребность ребенка в движении, а музыка, её различные виды и жанры являются регулятором, побудителем двигательных проявлений, 
поставила цель: формирование эмоционально-образного восприятия музыки через двигательную активность. 

Для решения  поставленной цели обозначила следующие  задачи:

  • формировать основы музыкальной культуры;
  • знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки;
  • воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;
  • учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш), форму произведения;
  • воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;
  • уметь соотносить движения с музыкой;
  • развивать двигательные качества(координация, точность движений, выразительность);
  • расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;
  • создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.
 

         Система работы  предполагает разработку творческого и перспективного плана. 
         В творческом плане определяются основные направления в работе, составление перспективного плана для каждого возраста.

     Цель  перспективного планирования - конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическое целесообразность, экономное использование времени для поставленных задач. В перспективном плане отражается последовательность и содержание, представленное программными задачами.

Основные принципы обучения

Развитие восприятия музыки и выразительного движения проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов: 
         Принцип воспитывающего обучения. 
         Мы воспитываем любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащаем духовный мир ребёнка, развиваем внимание, воображение, мышление, речь. 
         Принцип доступности. 
         Заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка. 
         Принцип постепенности, последовательности и систематичности. 
         Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний 
и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. 
         Принцип наглядности. 
         Сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём - это 
образец исполнения музыкального произведения. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкости и прочности усвоения музыкального материала. 
         Принцип сознательности, концентричности. 
         Умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми,  и они могут их передать словами. Дети осознанно  воспринимают музыкальные произведения,  передавая музыкальные образы через движение. 
         В каждой возрастной группе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений. 
         Принцип прочности. 
         Закрепление знаний о музыке должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного 
повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения. 
         Принцип адаптивности, гибкости. 
         Эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения репертуара, отбирать и менять возрастные границы репертуара по своему усмотрению, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески. 
         Принцип интеграции. 
         Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя, 
музыкального руководителя инструктора по ФИЗО, психолога.

Методы и приёмы

     Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях используются различные методы: наглядный, словесный и практический.        

 Наглядный  метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).        

 Музыка  на моих занятиях звучит как  в "живом" исполнении, так  и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.        

 На  занятиях  также используются аудио и видеокассеты, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Так, музыкальное произведение в «живом» исполнении сравниваем с записью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.        

 Симфоническую  музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии  оркестровую красочность.        

Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы , близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.        

 Широко  применяется словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются  нравственные качества, интересы.         

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.        

 Движения  успешно использую как приемы, активизирующие осознание детьми  характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.        

 Говоря  о развитии музыкального восприятия  с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке  качественного выполнения движений, а о возможностях выразить  переживания музыки с помощью  освоенных детьми представлений  и способов действий.        

 Методы  музыкального воспитания тесно  связаны между собой. 
         Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов.        

Показ с пояснением. 
         Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.        

Игровые приемы. 
         Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо», «мои рукиваши-ноги».         

Приём погружения в музыку. 
         Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.        

Вопросы к детям. 
         Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).         

Оценка качества детского исполнения. 
         Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно. 
         Другие приемы будут рассмотрены ниже.

Этапы работы по развитию выразительности движений.

В основе первого этапа лежит подражание детей образцу исполнения движений, т.е. по показу музыкального руководителя и воспитателя, в процессе совместной деятельности. Прием "вовлекающий показ" (по С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. 
         Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен мой показ как педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).        

 В  процессе подражания у детей  легче формируются разнообразные  двигательные навыки и умения, благодаря "вовлекающему показу" дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, с которыми дети справляются в процессе подражания, небезгранична. Чтобы ее определить нужно уметь "заглянуть" в "зону ближайшего развития" ребенка (по Л.С.Выготскому). В процессе совместного исполнения важно дать детям возможность ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняем, закрепляем. Конечно, у всех детей это происходит по-разному. Важно, не искать никаких замечаний, не фиксировать внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений будут освоены.         

 Также применяется прием «погружения в Музыку», когда с самого начала обыгрывания музыкальной пьесы ничего не показывается и не рассказывается. Дети внимательно "вслушиваются в музыку" и пробуют фантазировать: "А что это такое?" или "Кто это?" (Не обязательно сразу все конкретизировать, дети могут ответить на эти вопросы не словами, а движением). 
Затем для более осмысленного представления музыкально-игрового образа произведения, детям предлагается какое-нибудь содержание (это может быть сказка, бытовая сценка и т.д.).

     Время от времени, прекращая показ в  процессе совместного исполнения, детям  предлагается исполнять движения самостоятельно. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения. Результатом является правильность, выразительность исполнения упражнений, их самостоятельное выполнение в других игровых ситуациях.

     Часто дети придумывают очень выразительные  движения, если же помощь необходима, нужно её оказать, но при этом важно не сковывать у детей проявления их самостоятельности. 

3аключение

 

     Анализ  проводимой работы позволил сделать  вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения.

     У детей появилась уверенность  в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной  деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.

     Психологи отметили, что работа позволила скорректировать  отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед  неудачей.

     Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что  дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.        

 

     Вывод: 
         Дети получают умения и навыки:

  • умеют узнавать и называть произведение, композитора;  
  • воспринимают музыкальное произведение в целом;
  • прослеживают развитие музыкального образа, выразительно двигаются в соответствии с ним;
  • осознанно высказываются об эмоционально-образном содержании музыки, передают своё эмоциональное отношение к музыке через культуру музыкально-ритмических движений;
  • различают выразительные и изобразительные средства; реагируют в движении нарушения темпа, динамики, регистра, метроритма;
  • определяют характер, форму произведения, жанровую основу, двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • отдают предпочтение какому-либо произведению, высказываться, почему оно нравится;
  • развиваются двигательные качества: координация, ловкость, пластичность, выразительность, ориентируются в пространстве; развивается творческая фантазия, воображение, умение сопереживать и воплощать в движении чувства и настроение музыки.
 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Модернизация системы образования;
  • Государственные образовательные стандарты; 
  • Буренина А. и. «Ритмическая пластика для дошкольников» С-Петербург, 1994;
  • Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М., Просвещение, 1981;
  • Дьяченко о. М. «Выразительное движение» - Москва, Научный центр Венгера, 1996 г.; 
  • Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И «Воспитание ребёнка-ДОШКОЛЬНИКа» М., ГИЦ:, Владос, 2003
  • Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие как музыкознания» - М., 1980; 
  • Радьпюва О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», под.ред.О.П.Радыновой - М.,Просвещение: Владос, 1994;
  • Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., Л., 1977;
  • «Музыкальный руководитель» N2, 2005.
Музыкально-ритмические движения