Музыкальное оформление

 

 

План:

 

1.Роль музыки в режиссуре  массовых гуляний, бытовых и календарных        праздников.

2.Компиляция музыки в  досуговом мероприятии.

3.Практическое задание (см. методические указания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Музыкальное оформление  является неотемлемой частью создания культурно-досуговой программы. Роль музыки    в художественно- образном решении поистине велика .Музыка способна со всей полнотой передавать чувства и мысли. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. От любых творческих образов будь то любовные сцены, либо это торжественные, преисполненные  ликованием силы, от печальных и скорбных звучаний все это находит отражение в музыкальном  оформлении любого концерта, программы, народного гуляния, фестиваля ит.д. Знание особенностей музыки, её функций, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам любых культурно - досуговых программ  для создания  более эффективного художественно –эмоционального воздействия на зрителя средствами музыкального искусства.

 

Роль музыки в режиссуре массовых гуляний, бытовых и календарных        праздников.

 

Каждая культурно – досуговая программа имеет свои специфические особенности, требующие определённого музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится. На праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляниях музыкальным прологом служат театрализованные шествия  участников, марш -  парады духовых оркестров, парады самодеятельных артистов и т.д. Музыка должна незаметно участвовать в создании общей картины массового представления, должна шире раскрывать его эстетического и драматургического звучания. И степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать. В любом народном гулянии, празднике, массовом мероприятии она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему раскрывать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Привлекаемая к постановке музыка лишь тогда сможет эмоционально и с полной силой воздействовать на зрителя, когда до конца будут раскрыты в гармоническом целом выразительные и изобразительные стороны всех ее элементов: мелодии, ритма, динамики, тембра. Отдельные мелодии способны воссоздать тончайшие оттенки разнообразных эмоциональных состояний: радости, горя, волевых порывов и стремлений. В массовых  праздниках эти факторы очень важны для создания общего настроения, передачи мыслей, чувств героя, его переживаний. Музыкант, работающий над музыкальным оформлением спектакля, для отражения в музыке национального колорита обязательно учитывает ладовую сторону метши, характерные ладовые обороты. Так, например, для русской народной мелодии (песни, танцы) применяются сопоставления мажора и минора.

При подборе музыки к театральному действу следует найти ту тональность ее звучания, которая соответствует характеру сценического действия.

Ритм в музыке — это организация звука музыкального произведения во времени.

Выразительное значение ритма в музыке трудно переоценить. Ритм не меньше, чем мелодия, тесно связывает содержание музыки с окружающей действительностью. Через ритмы передается духовная жизнь человека, интенсивность его эмоционального мира, чувств, которыми он живет.

Ритм воспринимается слушателем гораздо легче, чем некоторые другие элементы музыкальной выразительности.

Также в массовых праздниках широко используется сюжетная музыка, значительную роль она играет в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка является принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, ситуации, она позволяет создать определенный колорит праздника. Основная сущность таких музыкальных номеров заключается в том, что все они являются составной, а иногда неотъемлемой частью того или иного события или ситуации.

Если к тому же в музыке проявляется ее национальный характер (в интонациях, ритмах, тембрах), тогда она становится одним из необходимых элементов достоверности, реальности происходящего на сцене. Сюжетная музыка в качестве национальной характеристики персонажей, а также места действия применяется в театрализованном действии очень широко. Для этого преимущественно используют песню. С целью создания характера места действия часто используются различные областные попевки, частушки.

Сюжетная музыка также может помочь создать определенную атмосферу действия. В этом случае качество самой музыки — эмоциональная определенность, глубина, яркость, выразительность, тембральная окраска — играет основную роль..Таким образом, сюжетная музыка может:

    • - характеризовать действующих лиц;
    • - указывать на место и время действия;
    • - создавать атмосферу, настроение  сценического действия;
    • - рассказывать о действии , невидимом для зрителя.

Ввести условную музыку в праздник значительно труднее, чем сюжетную. Ее «условность» может войти в противоречие с реальностью показываемой на сцене жизни. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а также вокально-хоровые формы.

 

И именно обращение к условной музыке в театрализованном действии дает возможность широко использовать тематический музыкальный материал.

Условная музыка, так же как и сюжетная, может характеризовать действующих лиц. Обычно это выражается через музыкальные темы, связанные с персонажами. Условная музыка дает возможность не только заострить характеристики героев, но и находить выразительные решения в комедийных сценах, выступать как средство сатирического обличения и пародии. Действенная роль условной музыки проявляется и в ее конструктивно-композиционной функции. Подчеркивая экспозицию, завязку, кульминацию, заканчивая отдельную сцену, акт или спектакль в целом, музыка способна придать драматическому произведению большую стройность и завершенность.

Таким образом, условная музыка может:

  • создавать атмосферу действия,
  • эмоционально усиливать монолог и диалог,
  • характеризовать действующих лиц,
  • подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,
  • обострять конфликт,
  • рассказывать о действий за сценой,
  • подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

         Характер в массовом действе может быть самый разнообразный, но обязательно должен нести черты монументальности.

Музыка - действие. Раскрыть музыкальную  драматургию – это раскрыть действие, звучащее в музыке, смысл ее и борьбу противоположностей, в ней заключенную.

Услышать в музыке  действие, перевести  его в действие сценическое – задача режиссера. Тогда музыка в будущем представлении станет не просто фоном или иллюстрацией, а превратится в динамический компонент, несущий важную драматургическую функцию.

Музыка несет все функции драматургического элемента, составляет единое  целое  с главной мыслью спектакля. Становясь действенным, активным началом в общей архитектонике концертного действа, музыка приобретает черты драматургического фактора, постоянно вступая во взаимодействие с другими факторами монтажной структуры спектакля.

Необходимо отметить еще одну существенную особенность музыки в режиссуре досуговых программ: ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое  состояние актера. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение, поднимает тонус сценического состояния .

Музыка обладает гораздо большими  возможностями, чем сценическое действие и даже речь, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основные эмоциональные действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене.

Музыка способна осуществить идейно-эмоциональное обобщение не только отдельно сцены, но и часто всего представления. Особенно ярко это проявляется  в финальных сценах, в которых звучание оркестра или песни как бы подытоживает, эмоционально обобщает события, основную идею проведения.

 

Компиляция музыки в досуговом мероприятии.

Иногда вместо понятия подбор употребляют компиляция. Необходимо уточнить, что подбор и компиляция, строго говоря, не одно и то же. Под подбором подразумевают именно выбор тех или иных произведений одного или нескольких авторов для музыкального оформления спектакля. Компиляция в музыкальном оформлении — работа над отобранной музыкой по органическому включению ее в театрализованное представление..

Высокохудожественная компиляция требует воплотить, оформить музыкальный материал в некоторое новое целое, которое отвечало бы ритму, смыслу и характеру постановки. При компиляции вполне допустима связь отобранных фрагментов из произведений одного композитора с музыкой других композиторов. Это не такое простое дело, даже когда по стилю музыкальные номера схожи между собой. Многообразие сценических эпизодов и единство подобранной музыки — таков необходимый синтез при компиляции. Таким образом, задача творческого работника, проводящего подбор и компиляцию, заключается в том, чтобы организовать и упорядочить музыку в соответствии с драматургическим развитием пьесы.

Особенно часто стали обращаться к подбору музыки с появлением в театрах техники магнитной записи. Упростился как и сам процесс подбора музыкальных произведений, так и технология ввода отобранной музыки в сценическое действие. В частности, отпала надобность привлекать концертмейстера для проигрывания отобранного нотного материала. Да и не всегда фортепианное исполнение давало полное представление о произведении.

         Удачно подобранная и органически включенная в действие музыка — важный фактор музыкального оформления современного театрализованного представления, праздника, народного гуляния, любого театрального действа. Широкий круг музыкальных произведений, записанных на грампластинки и магнитофонную ленту, высокое качество этих записей позволили по-новому решать вопросы музыкального оформления спектакля в любом театре.

Подбор музыки к спектаклю ведет иногда сам режиссер, но чаще он поручает это руководителю музыкальной частью театра или специально приглашенному профессиональному музыканту. Но во всех случаях окончательное решение по подбору музыкальных номеров и включению их в спектакль принимает режиссер-постановщик.

Музыкант, которому поручено сделать подбор музыки, приступая к работе, прежде всего внимательно читает пьесу, подробно вникая в содержание и раскрывая главную идею произведения. Ему необходимо  познакомиться

не только с музыкальной культурой той эпохи, которая отражена в данном произведении, но и с книгами, кинофильмами, иконографическим материалом. Этот период работы музыкального оформителя напоминает работу композитора и художника над пьесой.

Режиссер знакомит музыканта с постановочным планом, высказывая более или менее определенные суждения и пожелания по музыкальному решению спектакля, направляя творческое воображение музыканта в нужном направлении.

Можно наметить несколько методов подхода к использованию подобранной музыки (и не только подобранной, но и оригинальной) в спектакле.

Наиболее простой, а поэтому и чаще всего используемый— иллюстративно-изобразительный метод. При этом методе основное внимание уделяется внешней стороне действия; так, например, в сцене, где герои расстаются, вводится музыка, передающая это настроение; если на сцене раннее утро, восход солнца — подбирается музыка, отражающая эту картину, или если молодые люди едут на целину, на комсомольскую стройку, их сопровождают бравурная музыка, молодежная песня, марш и т. п.

Как уже раньше указывалось, под иллюстративной музыкой принято понимать музыку бездейственную, то есть лишь повторяющую то, что ясно и понятно без нее, она не смыкается с жизнью на сцене, не становится ее составной частью.

Чаще всего музыка выглядит примитивной и иллюстративной, когда она вводится коротенькими отрезками (если, конечно, они не выполняют функцию акцента или заключительной точки). Получается как бы музыкальная «этикетка» к действию.

Примеров подобного «оформления» достаточно много, и каждый может вспомнить не один спектакль, праздник или театральное действие, где музыка звучала по любому поводу и без повода.

Конечно, это не значит, что вообще иллюстративно-изобразительный метод неприемлем для оформления театрализованного представления — все дело в художественном вкусе, такте, с которым подходят к иллюстрации.

Наиболее сложный метод — тематический, требующий от музыканта глубокого взгляда на драматургию спектакля, определенного творческого опыта, музыкальной фантазии. При этом методе выявляется сущность как всего спектакля, так и отдельных сцен. В этих случаях музыка вводится как для характеристики отдельных героев, так и групп действующих лиц, объединенных общими интересами. Она может обобщать конкретное действие, указывать на дальнейшее развитие той или иной сцены, причем это может быть выражено в контрасте с непосредственным действием на сцене. При этом методе соблюдается единый стиль всего музыкального оформления, связанного единой музыкальной мыслью.

от музыканта глубокого взгляда на драматургию спектакля, определенного творческого опыта, музыкальной фантазии. При этом методе выявляется сущность как всего спектакля, так и отдельных сцен. В этих случаях музыка вводится как для характеристики отдельных героев, так и групп действующих лиц, объединенных общими интересами. Она может обобщать конкретное действие, указывать на дальнейшее развитие той или иной сцены, причем это может быть выражено в контрасте с непосредственным действием на сцене. При этом методе соблюдается единый стиль всего музыкального оформления, связанного единой музыкальной мыслью.

 

Мы рассмотрели лишь самые основные факторы, определяющие в той или иной степени подбор музыки при оформлении спектакля. Но, естественно, нельзя эти факторы рассматривать изолированно один от другого и вне драматургического материала.

Дальнейшая работа с подобранной музыкой и ее включение в сценическое действие происходит на репетициях.

В заключение напомним, что обязательным условием плодотворной работы над музыкой к спектаклю является регулярное прослушивание как классического музыкального наследия, так и всех новых произведений крупных и малых форм.

В процессе этой работы следует постоянно вести список прослушанных произведений, критически осмысливая каждое из них и делая специальные отметки о характерных их особенностях и возможных случаях использования этих произведений при музыкальном оформлении спектаклей.

Записи о прослушанных музыкальных произведениях удобно вести по рубрикам, как, например, драматические, лирика, природа, героическая эпопея, юмор, вальсы, цыганские романсы и т. д. Подобная рубрикация музыкальных произведений может варьироваться до бесконечности, причем одно и то же музыкальное произведение или отрывок может быть включен в различные рубрики.

Такая систематическая работа позволит накапливать необходимые музыкальные впечатления, а списки могут служить хорошим подспорьем при работе над оформлением. Однако они ни в коем случае не должны заменять творческих поисков нового музыкального материала в каждом конкретном случае, иначе это может повлечь к определенному штампу, однотипности оформления самых различных спектаклей

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 План

Театрализованного представления «Проводы Зимы».

1.С утра на главной  площади села звучит веселая  музыка.

2. Звучит фонограмма песня  «Субботея» слова и музыка народные. 3.Фонограмма - «Наигрыш балалайки»,

4.фонограмма «Звон бубенцов» 
5. Фонограмма русской народной мелодии «Камаринская»

6 Фон наигрыша «Частушечные страдания»

7. Звучит фонограмма русской народной песни «Семеновна»

8. Звучит песня «Зимняя любовь».Сл  М.Танича, Муз.И.Резника исполняет вокальная группа «Белогорочка».

9. Фонограмма песни «Утомленное солнце».

10. Звучит фонограмма «Мани- мани».

11. Звучит фонограмма «Колдовская»  музыка.

12. Исполняется песня «Речка, реченька» сл. Р.Рождественского, муз. А.Карапетяна исполняет дуэт «Домисолька».

13.Фонограмма  « Шороха».

14. Исполняется танец «Колодец» хореографическая группа «Гармония». 
 
15.Звучит фонограмма «Колдовство№2».

16. Фонограмма  «Зловещий смех».

17. Звучит фонограмма «Колдовство».

18. Фонограмма «Рэп».

19. Звучит фонограмма песни «Ярмарка».

20. Звучит песня «Молодушки – молодки»сл. А.Золотухина, муз. А.Казимира исполняет вокальная группа «Белогорочка».

21. Звучит фонограмма «Уханье филина»

22. Звучит фонограмма «Ой вставала, я ранешенько»

23. . Звучит фонограмма русской народной песни «Ох ты, Порушка- Параня».

24. Фонограмма «Завывание ветра».

25. Звучит фонограмма «Волшебная».

26. Фонограмма «Щебет птиц».

27. Фонограмма «Фанфары».

28. Фонограмма «Гори-гори ясно».

29. Звучит финальная песня «Весна –красна»сл. И.Шувалова, муз.Тихоновича исполняют все участники представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

Литература

- Козюренко Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре. Учебное пособие для театральных учебных заведений. М., «Искусство», 1975.

- Козюренко Ю.И. и Томилин Ю.  Музыка и досуг, 1987 г.

- Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений 1986г.

- Культурно-досуговая деятельность. Под научной редакцией академика  РАЕН А.Д.Жаркова и профессора В.М. Чижикова – М.: МГУК, 1998 г


Музыкальное оформление